Ж. Молитва и исцеление в Послании Иакова 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ж. Молитва и исцеление в Послании Иакова



Послание Иакова представляет собой единственный новозаветный пример того, как дар исцеления проявлялся в служении первых христианских общин. Это место мы находим в Иак. 5:13–16, главной темой которого на самом деле является молитва. Иисус горячо призывал молиться (Лк. 18:1), молитва наполняла Его жизнь, играя важную роль в Его проповедническом служении (Мф. 21:22; Лк. 11:9, 10; 22:42). Однако исцеление не всегда тесно связано с молитвой в Библии. При описании исцелений, совершенных Иисусом, едва ли содержится упоминание о молитве, хотя Он часто проводил в молитве долгие часы, оставаясь наедине с Отцом, прежде чем приступать к служению исцеления, и настоятельно призывал молиться Своих учеников. Даже в тех случаях, когда о молитве не упоминается, само обращение человека к Иисусу в некотором смысле представляло собой молитву.

Однако у Иакова исцеление совершается не только в связи с молитвой, но и вследствие молитвы. В этом тексте о молитве говорится в контексте трех типов верующих. Во–первых, речь идет о страждущих и удрученных, терпящих бедствие или несчастье и даже об унывающих и падающих духом (какопатео), которые должны непрестанно молиться (настоящее время, повелительное наклонение). Они не получают уверения в избавлении от несчастья, но смогут в случае необходимости справиться с ним. Вторая группа — это веселые и жизнерадостные христиане, которые своей верой и жизнелюбием преодолевают все проблемы. Им Иаков советует петь псалмы (Иак. 5:13). Затем он обращается к больным. Им рекомендовано призвать пресвитеров Церкви, чтобы они помолились над ними, помазав елеем во имя Господне; и тогда молитва веры спасет их.

Поскольку здесь описывается одна и та же процедура, уместно будет задать некоторые вопросы. Почему именно пресвитеры? Ответ кажется однозначным: потому что они представляют общество верующих, и их участие означает участие всей Церкви. Им не отводится роль священников, и хотя пресвитеров нужно было уважать (1 Тим. 5:17–20), нигде больше в Новом Завете не говорится о том, что именно на пресвитеров было возложено конкретное служение исцеления. Дары распределяются между членами Церкви так, как Дух считает нужным. Иаков высказывает эту мысль в Иак. 5:16, где об исповедании грехов говорится в связи со всей общиной, а не в связи с конкретными служителями Церкви.

Помимо молитвы, пресвитеры должны помазать больного человека елеем. О помазании елеем говорится еще лишь в одном месте Библии: Мк. 6:13, где оно использовалось учениками при исцелении. Было ли помазание медицинской процедурой или религиозным действием? Использование оливкового масла в качестве мягчительного средства было широко распространено в новозаветном мире. Слово «помазать» (алейфо) восемь раз встречается в Новом Завете и всегда в нерелигиозном контексте. Утверждение, будто само масло наделяет заслугами, не является библейским, ибо оно появилось в средневековой Европе. В данном тексте не описывается обряд, совершаемый для тех, кто близок к смерти, поскольку он применим к любой болезни.

Иаков говорит о том, что целительная сила заключена в молитве веры — в первую очередь, пресвитеров, праведных мужей (Иак. 5:16), молитвы которых особенно действенны. Хотя употребленные здесь греческие слова неоднозначны, нужно ожидать три результата: Господь спасет больных, восстановит их, и, если они согрешили, грехи будут им прощены. Иаков выражает обетования как абсолюты, хотя, если следовать духу новозаветного учения, конечный результат всегда нужно отдавать в руки Божьи.

Краткое исследование данного текста из Послания Иакова позволяет понять несколько важных истин, относящихся к молитве: 1. Действенная молитва основана на вере и проистекает из веры. 2. Посредническая молитва должна быть возносима преданным Богу христианином, чувства и поступки которого находятся в согласии с Божьей волей. 3. Молитва не должна быть общей, в ней следует просить Бога о конкретном больном. 4. Ее исход во многом зависит от веры пресвитеров. 5. Исцеление и/или спасение — ожидаемый результат такой молитвы. Помазание елеем сопутствует молитве пресвитеров. Это простое служение веры, рекомендованное Иаковом апостольской Церкви, представляет собой образец исцеления для христианских церквей во все века. В отношении исцеления и Церкви данный отрывок показывает следующее: 1. Церковь обеспокоена болезнями своих членов, и их исцеление является частью служения христиан. 2. Исцеление следует искать в христианском обществе. Лишь в последнее время исцеление стало светским делом, которым занимаются здравоохранительные учреждения; но это искаженный взгляд на исцеление, чуждый Писаниям. 3. В Божьем целительном процессе сливаются физические и духовные методы; Его целительная сила передается по обоим каналам. 4. Болезнь и исцеление затрагивают не только тело, но и всю человеческую личность. 5. Освобождение от грехов в этом контексте связывает искупление и исцеление и представляет их как одно великое действие благодати Божьей.

З. Выводы

Библия уделяет гораздо больше внимания исцелению, чем здоровью; это подтверждает тот факт, что сами болезни требуют к себе больше внимания, чем их профилактика. Слова Иисуса о том, что «не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Мф. 9:12), стали иллюстрацией Его намерения как Главного Врача обратить страдание в здоровье.

В Библии Иисус является главной фигурой в деле исцеления больных. Несмотря на то, что в Галилее жило много язычников и что Капернаум, центр Его служения, был, по крайней мере, наполовину неиудейским, Его подход к исцелению ни в чем не напоминал магические методы исцеления, широко применявшиеся в языческом сообществе. Он часто объяснял болезнь видимыми причинами, которые могли быть устранены целительной силой Бога, и тем самым показывал, как разумно подходить к решению проблем болезни и исцеления, основываясь на причинно–следственной связи. Подобный взгляд во многом способствовал развитию современного рационального здравоохранения.

Совершенно ясно, что Иисус хотел, чтобы Его служение исцеления было продолжено учениками и Церковью. Тот факт, что Он поручил это служение ученикам, а также апостольской Церкви, доказывает, что исцеления совершались как ради знамений, так и ради облегчения людских страданий. Вполне логично, что это служение будет совершаться верующими и в наши последние дни. Согласно библейскому учению, исцеление всегда исходит от Бога, Который либо сразу проявляет Свою силу, либо руководит процессом врачевания и восстановления человека. Однако для христианского исцеления характерна тесная связь между телесным исцелением и примирением страдальца с Богом.

III. Здоровье и святость

Здоровье и святость напрямую зависят от тесного общения Бога с сотворенными Им людьми. Глубокая связь между Творцом и творением, которая временно была искажена грехом, остается постоянной, служа гарантией, что Бога волнует все то, что так или иначе воздействует на людей. Эта истина является настолько основополагающей, что апостол Павел включил ее в свое обращение к язычникам в Афинах: «Сам [Бог] давая всему жизнь и дыхание и всё… Он и недалеко от каждого из нас, ибо мы Им живем и движемся и существуем» (Деян. 17:25–28).

Факт творения ставит людей в зависимое и ответственное положение перед Творцом. Но поскольку Бог благ, Его замысел всегда содействует благополучию Его творений. Подобное убеждение составляет основу библейского мировоззрения и показывает, почему человеческая жизнь и представление человека о себе должны быть религиозными по сути.

А. Нравственный фактор

Если человечество обязано своим происхождением и повседневным пропитанием Богу, то этот вопрос автоматически становится религиозным. Бог свят (1 Цар. 2:2; Пс. 98:9; Ис. 6:3; Откр. 15:4), и люди, созданные по Его образу, призваны отражать в своем характере и жизни святость своего Творца (Лев. 9:2; 11:44,45; 20:7; 21:8). Следовательно, изначально все сотворенное, включая людей, было совершенным, поскольку находилось в полном согласии с Ним. Это совершенство включало в себя все элементы жизни: духовные, физические, эмоциональные, социальные, а также все другие личные качества. Творение в самом деле было «хорошо весьма» (Быт. 1:31). Подобное единство обосновывает целостное понимание человека, которое можно найти во всей Библии.

Слова «святой» и «святость» образованы от нескольких родственных синонимов в еврейском и греческом языке, и все они означают отделение для особой цели. Святость может означать священный характер, отделение от обыденного (евр. кадош, кодеш), от всего, что оскверняет, или посвящение на религиозные нужды (Исх. 19:6; 30:31, 32). В Новом Завете греческое слово хагиос означает то же самое в отношении Церкви. Петр пишет: «Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Петр. 2:9). Эта тема красной нитью проходит через весь Новый Завет (1 Петр. 1:15,16; Рим. 12:1; 1 Кор. 3:17; Еф. 1:4; 5:27; Кол. 1:22; 3:12).

Десять Заповедей были даны для того, чтобы дать человечеству безошибочный образец Божьего характера, выраженный на понятном народу языке. Соблюдение заповедей ведет людей к согласию с Богом. Вот почему они образуют основополагающий, нравственный кодекс (см. Закон).

Левитский закон

В этом разделе уделим немного внимания дополнительным уставам (которые часто называются законом Моисея), завещанным Богом для регулирования многочисленных аспектов повседневной жизни. Данное название объясняется тем, что наиболее полное выражение этих уставов мы находим в Книге Левит (главы 19–27), хотя аналогичные тексты можно найти в Книге Второзаконие (главы 22–26). Тот факт, что эти законы поставлены в один ряд с обрядовыми законами и богослужебными правилами, заставило многих недооценивать их, хотя многие из них важны для духовного и телесного здоровья. Эти законы адаптированы к той ситуации, в которой жил древний Израиль, но их целью было по возможности восстановить первоначальное единство, насколько это было возможно в условиях греха. В них охватывается широкий спектр человеческой жизни и деятельности, от питания до межличностных отношений, включая принципы личной гигиены и сексуальных отношений, служение Богу и другие вопросы.

Зачем людям принимать все это множество законов? Призыв быть послушным Богу, чтобы получить все благословения, вторичен. Главное — это нравственные соображения: «Святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш» (Лев. 19:2). С другой стороны, левитский закон был установлен как завет между Богом и Его народом. Богословы продолжают спорить о том, были ли это преимущественно медицинские или обрядовые предписания; но даже если это были и обрядовые законы, исполнение их приносило людям многочисленные блага. Если бы соблюдались изложенные там принципы брака и сексуальной жизни, это фактически позволило бы остановить распространение болезней, передаваемых половым путем. Здоровье общества значительно бы улучшилось, если бы соблюдались все правила относительно чистой пищи и воды, воздуха, одежды, жилища, удаления отходов, погребения умерших, а также изоляции и соблюдения карантина при возникновении заразных болезней. Чтобы соблюдались все предписания закона, понадобилась организованная группа священников. Бог обещал Израилю, в случае их послушания, не навести на него «ни одной из болезней», распространенных в Египте (Исх. 15:26). Это обетование значительно превосходило те благословения, на которые могли рассчитывать люди, соблюдающие все изложенные правила. Однако иммунитет был обещан на условиях (Втор. 28:56–61). С позиций современной науки становится ясно, что соблюдение левитского закона позволило бы Израилю значительно опередить все другие страны своего времени и достичь таких преимуществ, до которых человечество доросло только к восемнадцатому веку нашей эры. Мотив святости, явно прослеживающийся в этих законах, возвышал ценность человеческого тела и устанавливал живую связь между телом и служением Богу.

Храм тела

В своем учении о теле как месте обитания Бога Павел опирается на учения Ветхого Завета, показывая, что попечение о человеческом теле также волнует Бога, поскольку это вопрос морали. «Итак, умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего» (Рим. 12:1). Язык жертвоприношений, использованный в данном тексте, говорит о том, что апостол имел в виду как физическое тело, так и нечто большее. Он опирается непосредственно на обетование завета, заключенного с Израилем: «И буду ходить среди вас, и буду вашим Богом, а вы будете Моим народом» (Лев. 26:12). Бог неоднократно обещал обитать посреди Своего народа (Исх. 25:8; Чис. 35:34; 3 Цар. 6:13; Иоил. 3:17; Зах. 2:10,11).

Вся человеческая личность, как жертва, должна быть отделена и посвящена исключительно Богу. Для Павла верующий становится местом обитания Бога. Он пишет коринфянам: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших…» (1 Кор. 6:19, 20). Несколькими главами ранее он писал, возможно, в собирательном значении: «Разве не знаете, что вы — храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм — вы» (1 Кор. 3:16,17). Эмоциональность Павла показывает, что он считает это важной истиной.

В этих трех отрывках четыре раза упоминается тело. Отчасти Павел призывает к сексуальной чистоте, но две ключевые темы достаточно понятны: (1) по праву творения и искупления наши тела принадлежат Богу и имеют большую ценность и (2) долг христианина — хранить тело в чистоте для обитания Духа. Попечение о теле тесно связано с моралью и является важной, хотя зачастую и забываемой частью жизни христианина.

Хотя Библия ясно учит, что люди принадлежат Богу по праву творения и искупления и что на них, как на доверенных управляющих, лежит ответственность заботиться о себе, мы не находим в ней систематических инструкций, как это делать. Ближе всего к ним медицинские разделы левитского закона; однако они даются в общественном контексте, а не предлагаются каждому члену общества в отдельности. Бог дал основополагающие указания, но что касается конкретных мер, то их необходимо обнаружить путем исследования того, как разум и тело функционируют в более широком естественном контексте. Таким образом, забота о здоровье — это совместное дело Творца и Его творений (см. IV.А).

Поразительным исключением из этого общего правила является еда. Сам по себе уже этот факт оправдывает особое внимание, уделяемое питанию как одному из главных факторов здоровья, довольно подробно рассматриваемому в Священном Писании.

Б. Питание в Библии

Бог начал заботиться о питании человека с первой главы Книги Бытие, где Он назначил людям определенный круг продуктов питания. Этот вопрос на удивление часто поднимается на протяжении всего Священного Писания. И при этом он имеет отношение как к физическому здоровью, так и к служению Богу. Изначально питание было вегетарианским и достаточно подробно расписанным:

«И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя, — вам сие будет в пищу» (Быт. 1:29). В Библии говорится о многочисленных деревьях в Едеме, включая дерево жизни. Ко всем деревьям первая чета имела доступ, за исключением единственного плодоносящего дерева (Быт. 2:9). О нем Он сказал им: «Не ешьте от него». Их непослушание в этом вопросе оказалось первым грехом. Отметим для себя связь между едой и моралью.

После вторжения греха первоначальное питание было расширено, и в него была включена «полевая трава» наряду с фруктами и орехами; однако оно оставалось вегетарианским. Современные научные исследования продолжают доказывать особую пользу сбалансированного вегетарианского питания для здоровья. Лишь после того, как потоп снизил способность земли рождать и плодоносить, было позволено употреблять в пищу мясо животных, да и то с ограничениями; в частности, было запрещено употреблять в пищу кровь (Быт. 9:3, 4) и жир (Лев. 3:17). Уже во время потопа Бог ввел различия междучистыми и нечистыми животными (Быт. 7:2; 8:20). Как становится ясно из повествования о жизни патриархов, люди стали включать мясо в свой рацион; оно было особенно важно для кочевников–животноводов, живших в засушливых местах. Книга пророка Даниила, написанная в Месопотамии, рассказывает об одном случае, связанном с питанием, который произошел с Даниилом и его друзьями, оказавшимися при дворе вавилонского царя Навуходоносора II (605–562 гг. до н. э.). Выбрав простую вегетарианскую пищу и отвергнув богатую царскую кухню, они сохранили ясность ума и доказали свою преданность Богу на чужбине (Дан. 1:8–16). Учитывая тот факт, что в древности простые люди были ограничены в выборе питания, возврат к вегетарианскому питанию, заповеданному в Едеме, не стоит на повестке дня в Священном Писании; однако оно остается идеалом и, как уже выше отмечалось, все больше поддерживается современными научными исследованиями.

Исследователи также отмечают особую заинтересованность Луки вопросами питания. Еда упоминается почти во всех главах его Евангелия. О ней говорится в связи с радостными событиями, такими как свадьбы и другие пиршества (Лк. 5:33–35; 6:21–25; 15:3–32), а также когда евангелист предвозвещает трапезу Христа в грядущем мире (Лк. 13:29, 30; 22:28–30). Последователям Христа заповедано разделять еду и имение с бедными (Лк. 3:11; 14:7–24). Как ни один другой евангелист, Лука связывает отношение к еде с нравственностью. Верующий не должен становиться рабом еды или питья, поскольку именно эти грехи привели к осуждению древних жителей во времена Ноя и Лота (Лк. 17:20–37).

Точные признаки, позволяющие отличить чистых животных от нечистых, не включены в повествование о потопе (Быт. 7–9), но подробно изложены в Лев. 11 и Втор. 14. Там ясно сказано, что к чистым животным следует относить тех, которые жуют жвачку, имеют раздвоенные копыта и на копытах глубокий разрез. Остальные были признаны нечистыми. К чистым морским животным были отнесены те, у которых есть чешуя и плавники (Лев. 11:2–23). Что касается птиц, то нечистыми из них являются в основном хищные птицы и те, что питаются падалью. Были ли эти различия даны для санитарно–гигиенических целей или как обрядовые установления? В Книге Второзаконие деление на чистых и нечистых животных связывается с питанием, а не с жертвоприношениями (Втор. 14:3–21). Были ли эти различия установлены временно, только до Нового Завета? Различие между животными восходит корнями к Ною, который стал патриархом всего рода человеческого; затем оно было четко озвучено на горе Синай и продолжает упоминаться в разных частях библейского повествования. Осия, Исайя и Иезекииль придерживались отличий между чистой и нечистой пищей (Ис. 66:17; Ос. 9:3; Иез. 22:26; 44:23). Будучи набожными иудеями, Иисус и апостолы, несомненно, уважали это Божественное установление, и их враги ни разу не обвиняли их в его нарушении. Становится ли оно недействительным в Новом Завете? Хотя Иисус пренебрегал преданиями старцев и их обрядами (Мк. 7:15–23), ни в одном тексте Нового Завета основное различие не упраздняется, и едва ли оно могло быть упразднено на кресте, поскольку Иерусалимский Собор в Деян. 15 (49 год н. э.) предлагает христианам конкретные законы питания. Петр, по своему обыкновению, избегал нечистой пищи (Деян. 10:14). Дискуссии об идоложертвенном мясе (1 Кор. 8 и Рим. 14) затрагивают другие вопросы, но не различие между чистыми и нечистыми животными. Хотя автор Книги Откровение имеет в виду другие нравственные вопросы, он упоминает привычные ветхозаветные различия, отмечая, что «ничто нечистое» не войдет в Новый Иерусалим (Откр. 21:27; Ис. 35:8).

Существуют еще доказательства в пользу того, что различие между чистым и нечистым не носит обрядового характера. Обрядовую нечистоту можно было удалить с помощью омовения; однако нечистота животных была чем–то постоянным, и никакой обряд не был способен ее удалить. Кроме того, израильтяне могли контактировать с нечистыми животными, но сами при этом не становились нечистыми. Правило о чистой и нечистой пище было всеобщим и обязательным даже для пришельцев в Израиле (Лев. 17:12–15). С учетом приведенных доказательств можно сказать, что Библия поддерживает различие между чистой и нечистой пищей, которое существует как минимум с дней Ноя и до настоящего времени.

В. Здоровье и послушание

Дорожа благодатью, которой Бог во Христе дарует спасение и исцеление, христиане признают, что плод искупления — это искреннее, чистосердечное послушание Богу (Рим. 6:17). Полное исцеление человека, каждой его составляющей, требует сотрудничества с Богом. Грех, войдя в мир через непослушание, ввергнул все человечество и нашу планету в духовный, социальный, эмоциональный и физический недуг; Христос же принес восстановление (Рим. 5:15).

Эсхатологическая, библейская картина показывает особый Остаток в конце истории греха. Это всецело преданный Богу народ завета, который, живя в развращенном мире, все же избирает праведность ценой больших личных потерь. Они серьезно относятся к предупреждению Иисуса о том, что люди, приближающиеся к концу, должны иметь трезвый ум и быть преданы Богу (Мф. 24:36–51; 25:1–13; Лк. 12:13–21; 35–48; Мк. 13:32–37). Иоанн, автор Откровения, описывает их как святых, «соблюдающих заповеди Божий и веру в Иисуса» (Откр. 14:12). Для них и для большинства воскресших святых всех веков Христос, вернувшись, принесет полноту исцеления и положит конец греху и его последствиям. «Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим. И смерть и ад повержены в озеро огненное» (Откр. 20:13, 14) (см. Тысячелетнее Царство). «И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр. 21:3,4). Все, что было утрачено в Едеме, будет восстановлено (см. Великая борьба).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-19; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.107.241 (0.016 с.)