Международный подход к становлению агротуризма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международный подход к становлению агротуризма



 

 

Агротуризм является сектором туристической отрасли, который ориентирован на использование природных, культурно-исторических и иных ресурсов сельской местности и ее специфики для создания комплексного туристского продукта.

О.А. Якимович особо акцентирует внимание на то, что обязательным условием данного направления туризма является нахождение средств размещения туристов (как правило, индивидуальных, специализированных) в сельской местности (или малых городах без промышленной и многоэтажной застройки) [51, с. 26]. 

Ряд исследователей туризма (например, [16], [29] и др.) полагают, что экотуризм и агротуризм – взаимодополняющие и взаимосвязанные понятия. Так, в современной международной практике распространен термин «эко-агротуризм», который объединяет в себе ряд родственных видов туризма (включая фермерский, деревенский, спортивный, кулинарный, приключенческий, экстремальный и др.). Об этом свидетельствует и европейский опыт: уже есть примеры организаций, включивших этот термин в свое название (например, European Centre for Eco Agro Tourism – ECEAT).

В литературе можно встретить несколько концепций агротуризма, которые существенно отличаются друг от друга, так как преследуют разные цели, ориентированы на разные задачи и выработаны в соответствии с конкретными условиями и практикуемых в разных группах стран (Таблица 1).

 

Таблица 1 – Модели организации агротуризма по национальному признаку

Модель Характеристика Функции
Британская Наиболее популярны 3 типа проживания: - Bed&breakfast – проживание в доме фермера с питанием в виде завтрака, в этом с пум случае имеется возможность контакта с семьей фермера. - Self catering unit – проживание в отдельном здании на условиях самообслуживания. Зачастую это переделанный небольшой амбар. - Bunkhouse. Проживание в изолированном здании, вмещающем в среднем 8-15 туристов. Для этого может быть использован большой амбар, разделенный на спальную зону (в котором сосредоточены все койко-места, кухня и ванная комната). Сельские туры включают элементы познавательного, активного и экотуризма: - пешеходные и велосипедные прогулки; - катание на пони для детей - игру в футбол, крикет, - верховую езду и гольф. Экологическое воспитание детей. Поддержка и развитие сельской местности Экологическое воспитание
Французская Представлено множество вариаций агротуризма. Основным средством размещения туристов являются маленькие коттеджи-апартаменты. Самостоятельное приготовление пищи с использованием экологически чистых сельских продуктов. Основные занятия отдыхающих в сельской местности: - пешеходные, водные и конные прогулки; - разнообразные формы пассивного отдыха. Поддержка сельскохозяйственного производства Поддержка неперспективных сельскохозяйственных районов Сохранение сельского населения Альтернатива пляжному прибрежному туризму
Итальянская Тематические направления агротуризма: - «Природа и здоровье» - размещение в сельских поселениях на территории курортных мест, национальных парков, - «Традиционная гастрономия» - размещение в агрохозяйствах, специализирующихся на определенном виде продукции – вина, оливкового масла, рыбы, морепродукта и т.д. - в зависимости от региона, - «Спорт» - размещение в кемпингах, гостиницах при специализированных спортивных объектах в сельской местности - в Италии это тоже входит в сектор агротуризма.  
Германская Модели присуща особая организация размещения туристов в сельской местности: - гости размещаются непосредственно в хозяйских домах. - строительство новых коттеджей в сельских районах не очень практикуется. Типичны следующие формы организации досуга: - помощь хозяевам по хозяйству. - уход за животными. - проведение пикников. - рыбалка. Тесная связь с событийным туризмом: - фольклорные фестивали. - регулярные сельские ярмарки. Поддержка и развитие сельской местности Отдых для малообеспеченных слоев населения

Источник: собственная разработка

 

При этом во многих странах агротуризм рассматривается как одно из ведущих направлений развития национальной туротрасли, что находит отражение в национальных концепциях развития туризма [17, с. 35].

Делая обзор европейской практики агротуризма, В.А. Акуленок отмечает, что его развитие в форме малого семейного гостиничного бизнеса является крупной социально-экономической программой по переводу части аграрного населения из сферы производства в сферу услуг. Основной задачей агротуризма является придание импульса к развитию аграрных регионов и их населения путем организации нового специфического сектора местной экономики [4,        с. 51]. Кроме экономических, такая политика преследует следующие социальные и социокультурные цели: приостановление деградации сельских районов, их обезлюживания и роста негативных социальных явлений, сохранение и отчасти воссоздание культурного наследия, национальной самобытности регионов.

Важнейшим фактором развития агротуризма в Европе является высокий уровень комфортности жилищного фонда в сельской местности. Концепция развития данного вида туризма там основывается на использовании ресурсов домашних хозяйств в качестве средств размещения и туристических ресурсах местных сообществ в целом (как сельских, так и близлежащих городов). Иными словами, европейская концепция развития агротуризма ориентируется на развитие малого семейного гостиничного хозяйства в сельских провинциях.

Необходимыми условиями для реализации такой модели развития агротуризма являются:

- свободный или условно свободный жилой фонд в сельской местности (включая малые города). Как правило, такой жилой фонд представлен частными домами с автономной системой обеспечения;

- высокий уровень комфортности, а также хорошее состояние жилого фонда;

- государственная поддержка агротуристических хозяйств;

- государственная организационная поддержка: создание специальных структур, оказывающих системную помощь и занимающихся организацией данного сектора туриндустрии, а также внедрением ИТ, позволяющее создать масштабный рынок агротуризма в виртуальной форме;

- организация объединений субъектов агротуризма, поддерживающих порталы с базами данных по всему агротуристическому сектору;

- нормативно-правовое (принятие соответствующих законов и госпрограмм) и информационное и рекламно-информационное обеспечение продвижения совокупного национального и региональных агротуристических продуктов;

- а главное – финансовая поддержка (система льготного кредитования или дотирования агротуристических хозяйств [17, c. 35].

Данная модель принята за образец и в так называемых «странах третьей волны». В таких регионах отсутствует, как правило, жилищный фонд такого уровня комфортности, как в Западной Европе. Однако, положительным моментов в развитии агротуризма является то, что здесь разрабатываются госпрограммы, в соответствии с которыми агротуристический сектор выстраивается «сверху» по образцу ЕС. То есть на уровне правительства приняты решения о политике государственной поддержки агротуризма и соответствующие программы, создана система льготного кредитования агротуристических хозяйств для реконструкции и дооборудования домов в целях приема туристов, организована национальная ассоциация субъектов агротуристического бизнеса. 

В.Д. Жирнов отмечает, что в некоторых странах (например, Италии) концепция агротуризма направлена на создание сельскохозяйственных парков, которые являются в большинстве своем государственными организациями и пропагандируют национальное сельское хозяйство. Данная комплексная модель обычно курируется ведомством, ответственным за развитие сельского хозяйства [11, с. 55].

Таким образом, можно сделать вывод, что в любой модели агротуризма, кроме наличия в регионе туристических ресурсов, принципиально важным является развитие средств размещения в сельской местности. Иными словами, для развития агротуризма необходимы в первую очередь:

- свободные или условно свободные домовладения в сельской местности (усадьбы, коттеджи, площадки для размещения палаточных городков, в некоторых странах – исторические здания сельских дворцов, монастырей и т.д.), изначально не создававшиеся как гостиницы, но пригодные для переоборудования их в средства размещения туристов,

- строительство специальных агротуристических объектов. Такими объектами могут быть средства размещения туристов («национальные деревни», «дома охотника/рыбака», «культурные центры», «аграрные парки», кемпинги и т. п.), выполняющие функцию сельских гостиниц.

Подытоживая, можно сделать вывод, что в мире имеется практический опыт реализации нескольких моделей агротуризма. В.В. Ходырев классифицирует их следующим образом:

- развитие агротуристического бизнеса на базе малого семейного гостиничного хозяйства. Эта модель успешно реализуется в рамках нескольких концепций, которые предполагают официальное проведение государственной политики перевода сельского населения из сектора аграрного производства в сектор услуг – то есть, при условии принятия на общенациональном уровне комплексной социально-экономической стратегии, направленной на поддержку сельских регионов. Эта стратегия одним из компонентов включает поддержку развития сети средств размещения (частных микрогостиниц) на базе существующего в сельской местности жилого фонда и сельскохозяйственных (фермы, пасеки, рыболовецкие хозяйства и т.д.) и специализированных объектов (спортивные центры, лодочные станции, конюшни и т. п.).

- строительство крупных и средних частных агротуристических объектов в сельской местности: специализированные частные отели в форме стилизованных «агротуристических деревень», культурно-этнографических центров и т.п. (характерно для стран с невысоким уровнем комфортности жилищного фонда в сельской местности, но с хорошим турпотенциалом). Эта модель для успешной реализации требует, прежде всего, инвестиционных ресурсов – как местных, так и внешних, а также поддержки соответствующих проектов на уровне региона и на местах.  

- создание государственных (или, реже, частных) сельскохозяйственных парков. Помимо развития туротрасли как таковой, основанная на такой модели концепция ставит во главу угла популяризацию и пропаганду достижений сельского хозяйства конкретной страны, сохранение практических навыков и демонстрацию приемов национального (традиционного) сельскохозяйственного производства. В мировой практике программу по реализации такой модели обычно курирует ведомство, отвечающее за развитие сельского хозяйства (а не туротрасли как таковой). Являясь многофункциональными центрами, государственные сельскохозяйственные парки параллельно могут вести научно-исследовательскую и селекционную работу, оставаясь при этом развлекательными туристическими объектами и постоянно действующими выставочно-экспозиционными центрами [46, c. 135].

Рассматривая основные тенденции мирового агротуризма, Е.А. Вербиницкая отмечает не только экономический (коммерческий) аспект, но и определенную идеологическую нагрузку данного направления. Это проявляется в том, что развитие агротуризма связано с решением таких социокультурных задач, как возрождение и пропаганда традиционных ценностей и образа жизни, сохранение национальных и этнокультурного наследия, природной и историко-культурной среды обитания, архитектурно-исторического пространства и т.д. [7, с. 167].

Положительные тенденции в развитии мирового агротуризма как сектора туриндустрии связаны со следующими факторами:

- высокая экономическая эффективность модели на микроэкономическом уровне.

Высокоэффективная структура затрат при производстве турпродукта обеспечивает низкую себестоимость и, следовательно, его высокую конкурентоспособность по сравнению с другими, более затратными и, следовательно, более дорогими, видами турпродуктов. При этом позволяет варьировать пакет туруслуг от VIP до самых простых запросов клиентов.

- высокая конкурентоспособность агротурпродукта по показателю цена-качество, заложенная в его микроэкономической модели [2, c. 25].

Так как средняя стоимость размещения в данном секторе ниже, чем в гостиничном, то возможно удержать конкурентоспособные цены по сравнению с другими секторами туриндустрии.

- агротуризм способен удовлетворить запросы довольно широкого социального слоя – среднего класса с учетом специфики его образа жизни и потребностей. Это обеспечивает стабильно высокий уровень платежеспособного спроса на международном рынке туруслуг в секторе агротуризма.

- концепция агротуризма учитывает современную тенденцию к индивидуализации пакета туруслуг и росту индивидуального, семейного и малогруппового туризма.

- ключевым фактором превращения этого направления в сектор в туриндустрии является политическая поддержка региональных и центральных властей, что доказывает международный опыт.

- необходимым фактором успешного функционирования агротуристического сектора является применение современных информационных технологий, создание электронных баз данных и интерактивных агротуристических порталов.

European Centre for Eco Agro Tourism ежегодно публикует отчеты об объемах агроэкотуризма в мире.

Рисунок 1 – Динамика прибытий в агроэкотуристические дестинации

(млн. чел.)

 

На основании данных European Centre for Eco Agro Tourism можем сделать вывод, что агроэкотуризм является динамично развивающейся отраслью. Однако, необходимо помнить, что не все агроэкопосещения попадают в статистику, т.к. часто происходит смешивание различных видов туризма. И то не означает, что турист, прибывший в страну с деловыми целями, не может стать агроэкотуристом.

Агротуризм может рассматриваться как важнейшая, носящая комплексный характер, точка роста местных сообществ. Т.е. агротуризм оказывает влияние на:

- экономику:

•   источник дохода для сельского населения в ситуации кризиса аграрного сектора и деградации сельских регионов;

•   встраивание в новый динамично развивающийся сектор туриндустрии, предполагающий применение ИТ, современную организацию работы отрасли (производство и сбыт конкурентоспособного турпродукта);

•   использование преимущественно незатратных ресурсов, прежде всего природного, социокультурного и исторического наследия;

•   микроэкономический аспект: вклад в улучшение собственного дома и усадьбы – повышение их рыночной стоимости;

- культуру:

•   взаимодействие села с жителями крупных городов и мегаполисов (эффект культурного и психологического взаимообогащения при общении);

•   появляется новая точка отсчета и задается планка для развития;

•   «взаимоотношения хозяин – гость» и востребованность предложения местного сообщества предполагают повышение самооценки жителей села;

•   возможность активизировать ресурсы;

•   пропаганда национальных культурных традиций;

- личность:

•   развитие личности, прежде всего, принимающих: необходимость приобретать новые знания, навыки, повышать квалификацию для организации приема гостей и т.д.;

•   повышение самооценки личности: сознание самостоятельности, опора на собственные силы, ресурсы собственного хозяйства;

- социальную сферу:

•   кооперация на уровне местной общины в создании полноценного турпродукта в конечном счете приводит к улучшению социально-психологического климата в этой общине

•   агротуризм отсекает деструктивные слои и ориентирован на создание условий для успешного развития и количественного роста авангарда местного общества.

Таким образом, влияние агротуризма на развитие сельских территорий является многоаспектным, поскольку охватывает как экономические (расширение специализации крестьянских хозяйств), так и социальные (дополнительный заработок, улучшение благоустройства сельских поселений) аспекты жизнедеятельности сельского населения (Рисунок 2).

 

Рисунок 2 – Влияние агротуризма на развитие сельских территорий

 

Туристический продукт агроусадьбы может представлять собой комплекс услуг. В основе – проживание на усадьбе и, чаще всего, питание. Далее турпродукт должен наполняться содержанием, дополнительными услугами, в состав которых могут входить:

- мастер-классы у народных умельцев;

- предложения активного и познавательного отдыха в регионе;

- велотуры;

- пешие походы;

- байдарочные походы;

- экомузеи и т.д.

В агроэкотуризме при разработке туристического продукта хозяин усадьбы должен отталкиваться от трех основных «отправных точек». Это ресурсы, которыми располагает усадьба, целевая аудитория и продолжительность пребывания туристов на усадьбе.

Во-первых, это ресурсный потенциал, которым обладает усадьба. Каждый хозяин усадьбы должен посвятить некоторое время оценке своих возможностей и выбор тех услуг, которые он может оказывать качественно и эффективно.

Во-вторых, та целевая группа, для которой будет создаваться туристический продукт. Очевидно, что для молодежи более актуальным будет активный отдых, для пожилых людей – спокойный отдых на лоне природы, для семей с детьми – развлечения для детей. В соответствии с этими приоритетами целесообразно формировать туристический продукт.

Для каждой целевой группы необходимо учесть услуги, обязательные к включению в турпродукт. Если турпродукт формируется для иностранного туриста, в него обязательно должны входить услуги перевода, для семей с детьми стоит предусмотреть страховку или возможность быстрого медицинского обслуживания. Для людей с ограниченными возможностями необходимо оборудовать усадьбу и окружающую инфраструктуру в соответствии с техническими требованиями.

В-третьих, продолжительность программы. Туристический продукт будет существенно отличаться в случае, если туристы приезжают на усадьбу на 2 дня или на 10. Принципы составления программы для них будут различными. При разработке долгосрочных программ важно учитывать так называемые «волны активности». Программа не должна быть перегружена, за каждым значительным событием должен следовать отдых. В таком случае турпродукт будет сбалансированным.

При формировании туристического продукта в области агротуризма хозяин усадьбы должен учитывать основные факторы, влияющие на него, - ресурсы, целевую группу и продолжительность пребывания туристов на усадьбе. Эти факторы взаимосвязаны и предопределяют содержание тур-продукта. Кроме того, важно помнить, что каждая отдельная составляющая турпродукта влияет на восприятие его туристом, поэтому важно следить за качеством всех компонентов – от проживания до трансфера [18].

Мировой опыт управления сельским туризмом в качестве приоритетных для государственного и негосударственного секторов рассматривает следующие важнейшие направления их деятельности:

- государственный сектор должен отвечать за формирование политики и нормативно-правовой базы, развитие инфраструктуры, туристические информационные услуги и в некоторой степени – за разработку турпродуктов (создание базы для их разработки) и образование (в большей степени это подготовка кадров с высшим, средним специальным образованием, а также переподготовка кадров в сфере туризма);

- негосударственные организации (НГО) должны отвечать или возглавлять маркетинг, стратегическое руководство, разработку турпродутов (практическую), а также вносить предложения государственным структурам по вопросам формирования политики в сфере агроэкотуризма. Свою образовательную миссию НГО могут реализовывать в различных формах, таких, как конференции, семинары, мастер-классы, обмен опытом и т.п.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-19; просмотров: 289; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.104.173 (0.042 с.)