Специфика и функции агитбригады. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфика и функции агитбригады.



Современные агитбригады не имеют прямых аналогов в области профессионального искусства.

Агитбригады возникли в первые годы после Октябрьской революции для обслуживания фронтов Гражданской войны. С конца 20-х гг. получили массовое распространение на стройках, предприятиях, позже в вузах в студенческой сфере. Широкое распространение термина «агитбригада» привело к тому, что в 1990-е годы это название стало присваиваться небольшим коллективам студенческой художественной самодеятельности, выступающим и без прямого назначения жанра – без убеждения, призыва.

Лаконичный и выразительный сценический жанр агитбригады таит в себе богатые возможности для творчества. Освободившись от прежнего политизированного содержания, в наши дни он переживает возрождение как форма театрального действа, близкая по своим особенностям к популярному КВН.

Что же такое агитбригада?

 

Д.М. Генкин и А.Г. Соломоник считают, что агитбригада – это «не обычный клубный коллектив художественной самодеятельности», а «прежде всего самодеятельное объединение, поставившее перед собой задачу рассказать о своём труде, выразить художественными средствами своё отношение к нему, бороться этими средствами с недостатками». По их мнению агитбригады «выступают как боевые, дружные коллективы борцов, единомышленников, для которых художественная самодеятельность есть, прежде всего, возможность проявления социальной активности». Э.В.Вершковский рассматривает агитбригаду, как «общественно-инициативный коллектив», ведущий агитационную работу художественными средствами. Агитбригада, по его мнению, соединяет в себе черты общественно-инициативного объединения с коллективом художественной самодеятельности. А.А. Рубб видит в агитбригаде «постоянно действующий коллектив, который живёт по своим собственным законам эстрадно-театрального сценического искусства». По определению Ю.А. Стрельцова агитбригада – это «в точном смысле слова – самодеятельный коллектив». Главное условие: его работа должна отвечать определённым требованиям, а именно: актуальность программы, оперативное отражение в ней общественно-значимых событий, острая постановка политических, производственных, нравственных проблем, широкое использование местных фактов» для популяризации положительного опыта и критики недостатков, «применение, в качестве главного оружия агитации и воспитания художественных средств, художественного образа». А.И. Чечетин рассматривает агитбригаду как «небольшой коллектив самодеятельных артистов».

Агитбригада является действенной  формой воспитания, так как она органически соединяет в себе высокое идейно-нравственное содержание с необычайно яркими формами его выражения.  Она близка и понятна каждому, потому что в ней есть доступность творческого выражения.

Программа агитбригад – не просто развлечение: это большой разговор со зрителями о жизни, о делах, о том, что радует каждого, что мешает жить.

Разговор то грустный, то веселый, то гневный, то примирительный. Исполнители в агитбригаде – «мастера на все руки», владеющие широким спектром сценических приемов, умеющие петь, танцевать, хорошо читать текст, обладающие хорошей дикцией, а также зажигательным темпераментом.

Человек, агитирующий других на борьбу за знания, дисциплину, прежде всего,  должен сам показывать пример. Поэтому участники вынуждены быть всегда подтянутыми, ответственными за свои поступки и дела.

Специфической особенностью коллектива агитбригады выступает его деятельность по формированию общественного мнения.

Вся работа агитбригады строится на глубоком знании освещаемого вопроса, а используемые факты призваны сосредоточить внимание слушателей на самых важных проблемах. Жизненные факты не просто сообщаются исполнителем, а оцениваются им. Исполнитель передаёт своё отношение к тем или иным событиям, даёт собственную оценку затрагиваемым проблемам и как бы приглашает, своим выступлением, зрителя принять участие в оценке затрагиваемых проблем, т.е. между исполнителем и зрителем возникают особого рода социально-психологические взаимоотношения. Процесс формирования общественного мнения при участии агитбригады имеет две стороны. С одной стороны, общественное мнение предварительно формируется внутри самого коллектива агитбригады. Это происходит в период сбора и обработки местного материала: выработка коллективного мнения в процессе оценки положительного и отрицательного. Общественная позиция выявляется в ходе обсуждения поступившего материала, а также поиска той художественной формы, в которую он будет облечён.

С другой стороны, программа выступления строится таким образом, чтобы позиция агитбригады совпала бы с позицией зрителя, т.е. сложившееся общественное мнение внутри коллектива агитбригады стало бы мнением зрителя и получило бы правильную гражданскую оценку. От участников агитбригады требуется особая мобильность и точность в подаче агитационного материала, динамичное решение всей программы в целом. Необходимо применение лаконичного образного языка, то есть в небольшой интермедии, пантомиме надо о многом сказать, но так, чтобы не потерять образное начало.

Цель руководителя агитбригады – формирование социально-активной личности.

Задачи:

1. Обучение работе в коллективе

2. Гуманизация социальных отношений

3. Обучение основам ораторского и актёрского мастерства.

Составляя сценарий, мы должны учитывать принципы агитбригадного жанра:

· Принцип творчества

· Принцип нравственности

· Принцип злободневности

· Принцип целостности

Тематика выступлений: календарные даты, тематические (за здоровый образ жизни, экология, правила дорожного движения, правила пожарной безопасности, профилактика асоциального поведения среди детей и подростков).

В жанре агитбригады скрыт огромный потенциал.

 Преимущества в том, что в названии жанра не обозначены средства исполнения. Поэтому для агитбригады «все средства хороши»: театральные инсценировки, в том числе и кукольные, «живые газеты», выступления с трибуны, пластические композиции, агитационные массовые акции с использованием различных средств информации (листовки, плакаты и другие средства пропаганды). Возможно применение фокусов, видеофильмов, интермедий, монологов, сценок, куплетов, частушек, танцев и т.д.

Именно агитационная бригада изобрела «знаменитую линейку» - шеренгу людей, стоящих на авансцене лицом в зал и представляющих собой, по сути дела, единый образ. Открытие жанра - «отстраненное общение», когда актеры, вопреки всем театральным канонам, обращаются друг к другу, глядя при этом в зал. Выступающие на сцене могут говорить и за автора, и за героя, а в следующий момент разбить монолог на десятерых.

Компоновка сценария из отдельных кусочков и даже реплик, которые вовсе необязательно связаны между собой не только логикой действия, но и логикой вообще, - тоже достижение жанра агитбригады.

Лишь удачное сочетание многообразия выразительных средств сможет удивить зрителя, привлечь его внимание, заинтересовать. Однако важно за шоу-эффектами не потерять суть выступления.

Стили выступления:

v Разговорный жанр

v Песни, частушки, стихи

v Танцевальные композиции

v Интермедии и сценки

Обязательное и главное условие в выступлении агитбригады наглядность (декорации, плакаты, растяжки) и музыкальное сопровождение.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-19; просмотров: 2592; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.210.166 (0.007 с.)