Сценарно-режиссерская работа над эпизодом публицистического и агитационного представления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сценарно-режиссерская работа над эпизодом публицистического и агитационного представления



Эпизод - ритмически организованное по законам драматургии маленькое произведение, раскрывающее тему через развитие мысли в действии. Для режиссера действие - это развитие конфликта, движение его к кульминации и дальше к разрешению (развязка, финал). Мысль эпизода всегда проходит через событийный ряд. Событий­ный ряд - это своеобразные точки опоры для выявления и удержа­ния мысли. При монтаже эпизода мысль может иметь последователь­ное (сюжетное) или непоследовательное (ассоциативное) развитие.

В ассоциативном монтаже действие совмещается с "наплывами": зримое возвращение к прошлому, зримое размышление, зримый сон, зримые мечты. Примером ассоциативного монтажа эпизода может послужить эпизод "Атака" из представления "Баллада о солдатской каске". В цепи лежат солдаты лицом к зрителям. В темноте команда: "В атаку!" Крики: "Ура-а!". Стук пулемета. Тишина. Перед нами метрах в двух-трех (в зависимости от зеркала сцены) пятирядная секция колючей проволоки, закрепленая концами к двум винтовкам. Вин­товки держат чтецы-актеры, читающие за фашистов. Луч прожектора скользит по цепи, по каскам, высвечивая на них красные звезды. Солдаты ползут к проволоке. Звучит песня, усиливавшая эмоциональ­ный накал происходящего события. Один из солдат приблизился к проволоке, привстал. Автоматная очередь. Медленно, как в замедленной съемке, солдат опускается на землю и застывает без движения. Звучит мелодия немецкого мар­ша. Читающие за фашистов резкими движениями раскачивают проволо­ку, как бы находясь на марше. Первый (остановившись): Из письма обер-лейтенанта своей не­весте: (марширует) "Милая Гретхен. Идем по России в полный рост. Русские не успевают кланяться нашим пулям. О, как богата эта Рос­сия! После войны она обязательно будет наша. Здесь такая жирная земля для твоих роз. Нежно обнимаю, целую в носик. Твой Курт Вольф" Луч прожектора выхватывает одного из солдат. Он как бы слу­шает голос земли, черпая силы. Звучит хор. Слышна мелодия песни "Стежки-дорожки". Солдат отрывается от цепи и ползет к проволоке. Читающие за фашистов, оторвав приклады винтовок от земли, начинают охоту за солдатом "проволочной сеткой". Пантомима "Ловушка" сопровождает­ся шумовым эффектом сигнальной банки, которая прикреплялась к ко­лючей проволоке (жестяная банка с запаянными в нее мелкими железками). Мелодия "Стежки" все время заглушается шумом этой банки, пре­рывая движение к цели солдата. Солдат ползет вперед. Проволока преграждает дорогу. Солдат делает бросок влево. Проволока провисает над ним. Солдат опять ползет вперед. Проволока, как бы играя с ним в "кошки-мышки", пропускает его, а затем резко перекрывает, давит к земле, закру­чивает ему руки. Солдат на коленях. Гулкий стук его сердца. Первый чтец, произносящий текст за фашиста: Солдат, куда ты, солдат! Отсюда ведь не придешь! Ты еще молод, солдат, Куда ты, глупец, ползешь? Наплыв: (в луче прожектора мать солдата). Она как бы поддер­живает сына, придает ему сил. Мать; Сынок, ты любил до дрожи Под метельный перехлест Встать, в руках сжимая вожжи, В полный рост, В полный рост! Второй чтец, произносящий текст за фашиста: Жертвенность подвига одиночки Не переломит истории ход. Мать: Будешь трусом и позорно сгинешь, Трусостью никто тебя не спас! Первый чтец; Жизнь дается лишь единожды... Мать: Но и совесть - тоже только раз! Наплыв исчезает. Снова хор. Мелодия "Стежек" вырастает, вместе с ней приподни­мается с колен солдат. Он, на секунду застыв, делает резкий рывок всем корпусом и руками вверх. Разорвав проволоку, медленно опу­скает ее и застывает в стоп-кадре. В этом месте эпизода возмож­но включение документа.

Мы видим на примере данного эпизода, что всякое действие - есть преодоление препятствий, движение к цели, борьба во имя ка­кой-то идеи. Каждый персонаж при сценарном формировании эпизода, независимо от его режиссерского решения (будет ли ему определена чтецкая фор­ма исполнения или актерская) имеет свои задачи и цели.

Столкно­вение целей (сверхзадач ролей) и помогут нам выявить линию борьбы через определение событийного ряда: Атака захлебнулась. Смерть товарища. Не поднять головы. Земля зовет на подвиг. Петля затягивается. Призыв матери. Вызываю огонь на себя. Сверхзадача фашистов: поставить советских солдат на колени (огнем, уговорами, страхом, смертью). Сверхзадача советских солдат: встать в полный рост. Мысль эпизода: лучше смерть, чем жизнь на коленях. Сверхзадача сценического эпизода: Мы - не рабы! С.Образцов в статье «Режиссер условного театра" советует режи­ссерам для наиболее точного выявления конфликта пользоваться ме­тодом «за и против». «Точно определив расстановку лагерей, сгруппировав единомыш­ленников (сознательных или бессознательных - это безразлично) и выяснив ту цель, достижения которой желает зритель и представи­тель зрителя на сцене (чаше всего гак называемый главный герой), я беру чистый лист бумаги, делю его вертикальной линией пополам и над левой половиной пищу слово «за», а над правой "против». На­лево я выписываю все то, что помогает приближению к намеченной цели, будет ли это действие самого героя или его единомышленни­ков, или помогающие внешние обстоятельства, или неудачи против­ного лагеря. Направо я выписываю все то, что мешает осуществлению намеченной цели: все удачи врагов, все мешающие внешние обстоятельства, все ошибки героя, все его поражения. Если все "за" и "против" соединить стрелкой, то сверху вниз на вашем листе бумаги побежит, как мол­ния, зигзагообразная линия, и вы увидите ритм событий вашего бу­дущего спектакля, его пульс".

В этой же статье С.Образцов советует проверять количество "за" и "против". «Если длинное "против" еще и не очень страшно, так как оно на­гнетает действие, то длинное «за» никуда не годится. Это те самые места, которые будут скучными, а иногда и вовсе остановят действие».

При формировании эпизода эти советы, несомненно, помогут сце­наристу-режиссеру точно выбрать линию развития борьбы. Анализ практического опыта показывает, что критерием для выбора художественного материала при формировании эпизода служат: художественное достоинство материала, возможности его эмоцио­нального воздействия, элемент неожиданности, свежесть материа­ла, малоизвестность, возможность пластического решения на сце­не. Рассмотрение общих и специфических особенностей клубной ре­жиссуры позволяет определить и выделить наиболее важные узловые моменты для обучения будущего специалиста, разработать методику обучения режиссера как творца массового клубного представления.


Корсун И. В.

ФУНКЦИИ АГИТБРИГАД И

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММ

Искусство всегда выдвигало на передний край для отражения нашей жизни свои оперативные жанры. Таким жанром в художественной самодеятельности стала агитационно-художественная бригада. Агитбригада — боевое искусство, в этом ее назначение и смысл. В ней, как ни в одном другом любительском коллективе, широко представлено творчество самодеятельных поэтов, композиторов, артистов, режиссеров и художников. Коллектив агитбригады — главное действующее лицо программы, воплощающее в себе собирательный положительный персонаж, который борется с отрицательными явлениями.

Опираясь на лучшие традиции «Живой газеты», «Синей блузы», агитбригады используют в своем искусстве многообразные художе­ственные средства, накопленные эстрадой, театром, кино...

Литературный материал — основа, определяющая успех и идей­но-художественную ценность агитколлектива.

Чтобы быть действенным, репертуар агитбригады должен обязательно строиться на местных фактах, постоянно обновляться. Авторы должны заботиться, чтобы сценарии был не только грамотным, но и злободневным, освещал положительные, яркие стороны нашей действительности, а также вскрывал недостатки. Программа выступления непременно должна включать разные жанры.

Функции агитбригад ответственны, а художественные средства, которыми они часто пользуются (юмор, сатира), весьма остры. Это требует от руководителей и всех участников бригад самого бережного отношения к фактам и характеру их подачи. Факты подлежат строгой проверке, без которой они не должны стать предметом показа.

Выступления агитбригад отличаются динамичностью, оперативностью, мобильностью. Это еще больше повышает их значение, их жизненность.

Драматургической основой выступления агитбригад являются сценарии. Начиная работать над программой  необходимо точно определить цель предстоящих выступлений, выбрать темы, актуальные для данного момента, тщательно продумать и осуществить монтаж. Важно также определить драматургический ход, развивающий действие. Сюжет выступления агитбригады не идентичен сюжету пьесы, однако каждый эпизод обычно строится по принципу завязки, нарастания конфликта и его разрешения.

Программа агитбригады носит характер обозрения (это наиболее распространенный жанр), поэтому в ней может быть ряд эпизодов и соответственно ряд конфликтов. Каждый эпизод непременно должен быть законченным, а нарастание действия выражается в том, что более острые и значительные факты размещены ближе к концу выступления.

Конфликт — основа драматургического действия — в программе агитбригады может быть представлен многогранно: это может быть столкновение различных человеческих характеров, борьба нового со старым, веселое соревнование, в котором побеждает самый изобретательный, самый остроумный и ловкий и т. д. Одной из важнейших особенностей сценария является лаконичность его языка. В небольшой интермедии, куплете, пантомиме надо сказать о многом, и так, чтобы не утерять образное начало.

Одна из самых сложных задач, стоящих перед сценаристами агитбригады,— решение образа положительного героя. Во многих сценариях это—наиболее уязвимое звено. О положительном можно рассказать не только средствами драматического искусства, но и песней, танцем, пантомимой, частушкой, но все должно подаваться динамично, в действии. Носителем положительного выступает и сам коллектив агитбригады: своим отношением к изображаемым событиям он дает им оценку.

Сценарий агитбригады может быть создан авторской группой или отдельным автором, но в любом случае это труд всего коллектива, так как в процессе работы над реализацией дра­матургического материала могут быть внесены значительные изменения в текст, в мизансцены.

ПОСТАНОВКА ПРОГРАММЫ

И РАБОТА РЕЖИССЕРА

Практика выступлений агитбригад показывает, что режиссер часто является автором сценария или соавтором других сцена­ристов. Если не всегда режиссеру принадлежит текст сценария, го в большинстве случаев именно он определяет основную тему и идею. Соавторство режиссера очевидно также в процессе работы над постановкой сценария, когда в него вносятся коррективы. Поэтому режиссеру очень важно иметь точное и глубокое представление о жизни (теме), о важнейших проблемах, и, кроме того, отлично знать местный материал. Режиссер должен быть в гуще жизни, чтобы уметь объединить в единое целое и то и другое. Он должен обладать обостренным чувством времени — на этом базируется его точка зрения.

Режиссер работает над каждым эпизодом прежде всего с исполнителем. Совместно выявляется тема эпизода, его идея, композиционное построение, подбирается наиболее выразительный реквизит, музыка, свет.

Вопросы актерского мастерства всегда должны быть в центре внимания. У каждого режиссера ощущение, видение будущего представления рождается по-разному. Но в конечном счете агитационно-художественная сила программы обусловливается его знанием конкретного материала, творческим воображением, жизненным опытом и педагогическим мастерством, т. е. умением передать все это исполнителям.

В работе с исполнителями учитываются и особые условия агитбригадной игры: если в драматическом спектакле актер общается лишь с партнерами по сцене, а зрители сопереживают, но не участвуют в действии, то при выступлении агитбригады зритель — партнер исполнителя, соучастник. Исполнители агитбригадной программы, как правило, постоянно обращаются к зрителям и ждут от них ответной реакции.

Исполнитель в агитбригаде должен быть «многоликим» - темпераментным, задорным, владеющим широким арсеналом сценических приемов, умеющим петь, танцевать, хорошо читать, обладающим отличной дикцией.

В режиссуре агитбригады важно чувство композиции и темпо-ритму. Если в театре огрехи в области композиции и темпо -ритма могут быть покрыты за счет постановочных приемов, то в выступлении агитбригады такие огрехи зачастую служат основ­ной причиной провала постановки. Хорошо продуманное, верно выстроенное по темпо-ритму выступление агитбригады создает впечатление единого представления, идущего «на одном дыхании». Правда, здесь иногда таится опасность того, что в погоне за яркой формой и четким темпо-ритмом пропадет агитационная сущность программы. Главное на сцене — человек.

Только при этом условии агитационно-сценическое искусство обретает полную силу, гражданское звучание.

Перейдем к методике использования некоторых художественно-оформительских средств при постановке программы.

Музыка, обычно широко представленная в программах, может нести самую различную смысловую нагрузку от музыкального фона, который создает определенное настроение у зрителя, до самостоятельного яркого художественного образа. Есть коллективы, которые целиком строят свои программы на музыкальном материале, вплоть до музыкальных ревю.

Широко используются при создании программ технические средства, особенно когда программы предназначены для показа в малых помещениях. Местный материал, зафиксированный в фотографиях, карикатурах, оформляют как световую газету аудио запись позволяет использовать прием контрастного комического сопоставления: на сцене разыгрывается действие одного плана, а в записи звучит противоположное ему по смыслу. Этот же прием используется в пантомимах. аудио запись позволяет также использовать документальный материал. Постановка значительно выигрывает благодаря различным световым эффектам. Световой экран позволяет использовать приемы теневого решения программы; с помощью света можно создать иллюзию увеличения или уменьшения человека, иллюзию пожара и т. д.

Сейчас в агитбригадах широко используются любительские кинофильмы — для рассказа. В некоторых коллективах создаются целые программы с использованием экрана, действие на сцене сочетается с действием на экране, и создается иллюзия того, что актер сходит с экрана на сцену или наоборот.

 

Сценическое оформление программы агитбригад имеет свои законы. Декорации должны быть предельно лаконичными и мобильными. Популярны портативные конструкции ширм самой разнообразной формы. Следует подчеркнуть, что крайне нецелесообразна любая попытка приблизить декорации к театральным, сделать так, чтобы все было «как в настоящем театре». Это перегружает сцену, отвлекает внимание зрителей и снижает мобильность самой агитбригады.

 


СЛОВАРИК-ПОДСКАЗКА

СЦЕНАРИЙ

Основа агитбригадного представления.

Строится на конкретных фактах, должен быть близок и понятен всем.

ЗАМЫСЕЛ

Это то, почему Вы решили взять именно этот материал.

· Образное, эмоциональное представление литературного, музыкального материала, воплощенное в сценическую форму.

РЕЖИССЕРСКИЙ ЗАМЫСЕЛ (интерпретация)

· Идейное толкование материала

· Характеристика отдельных персонажей (исполнителей)

· Определение стилистических и жанровых особенностей

· Решение композиции во времени (темп, ритм)

· Решение в пространстве (характеристика мизансцен и планировок)

· Определение характера и принципов декоративного и музыкально-шумового оформления

ТЕМА - о чем повествует автор

ИДЕЯ – во имя чего это делается

ОБРАЗ – музыка, артисты, киноматериалы, слайды, изобразительное искусство и т.д.

Г Л А В Н О Е

· Тема и идея окончательно определяются в процессе отбора материала.

· Главная задача постановщика – вовлечь зрителя в участие.

· Средствами решения этой задачи могут быть: рапорт, перекличка, игры в зале, вопросы, обращенные к зрителям, массовый выход из зала и др.


Д.М. Генкин

Агитбригадные выступления.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-19; просмотров: 670; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.216.174 (0.03 с.)