Методические указания для преподавателя к практическим занятиям 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические указания для преподавателя к практическим занятиям



Психологический тренинг – это активное социально-психологическое обучение, которое характеризуется обязательным взаимодействием обучаемых между собой.

Для организации работы тренинговой группы необходимо соблюдение следующих принципов.

Принцип активности

Принцип активности, в частности, опирается на известную из области экспериментальной психологии идею: человек усваивает десять процентов того, что слышит, пятьдесят процентов того, что видит, семьдесят процентов того, что проговаривает, и девяносто того, что делает сам. В тренинге люди вовлекаются в специально разработанные действия. Это может быть проигрывание той или иной ситуации, выполнение упражнений, наблюдение за поведением других по специальной схеме.

Принцип активной исследовательской позиции

Суть этого принципа заключается в том, что в ходе тренинга участники группы осознают, обнаруживают, открывают идеи, закономерности, уже известные в психологии, а также, что особенно важно, свои личные ресурсы, возможности, особенности.

На тренинге создаются и организовываются такие ситуации, которые давали бы возможность членам группы осознать, апробировать и тренировать новые способы поведения, экспериментировать с ними.

В тренинговой группе создается креативная среда, основными характеристиками которой являются проблемность, неопределенность, принятие и безопасность.

В результате у участников может сформироваться готовность и после окончания тренинга экспериментировать со своим поведением, творчески относиться, к жизни, к самому себе.

Принцип объективизации (осознания) поведения

В процессе занятий поведение участников переводится с импульсивного на объективированный уровень. Универсальным средством объективации поведения является обратная связь - сообщение участниками группы своих реакций на поведение других с целью помочь им расширить свое осознание. Обратная связь сиюминутна, конкретна и дается только по поведению.

В тех видах тренинга, которые направлены на формирование умений, навыков, установок, используются дополнительные средства объективации поведения. Одним из них может быть видеозапись поведения участников группы в тех или иных ситуациях с последующим просмотром и обсуждением. Однако видеозапись является очень сильным средством воздействия, способным оказать негативное влияние, поэтому им следует пользоваться с большой осторожностью, и, что самое важное, — профессионально.

Принцип партнерского (субъект-субъектного) общения

Партнерским, или субъект-субъектным, общением называется такое, при котором учитываются интересы всех участников взаимодействия, их чувства, эмоции, переживания, признается ценность личности каждого человека.Реализация этого принципа создает в группе атмосферу безопасности, доверия, открытости, которая позволяет участникам группы экспериментировать со своим поведением, не стесняясь ошибок. Этот принцип тесно связан с принципом творческой, исследовательской позиции участников группы.

Последовательная реализация названных принципов — одно из условий эффективной работы группы социально-психологического тренинга. Она отличает эту работу от других методов обучения и психологического воздействия.

Наиболее часто применяемыми методами на тренинге являются групповые дискуссии, ролевые игры, психодрама и ее модификации, психогимнастика.

Выбор того или иного методического приема, а также конкретного средства в рамках этого приема определяется следующими факторами: содержанием тренинга; особенностями группы; особенностями ситуации; возможностями тренера.

Основные правила СПТ

Психологическое равенство. Предлагается освободиться от всех статусных различий и погрузиться в психологическое равенство. Поэтому предлагаю обращаться друг к другу по имени, на Вы или на Ты.

Активность. В тренинге важно не только услышать или увидеть, но и попробовать самому. Поэтому в каждом упражнении должны участвовать все. Но, если кто-то почувствует, что ему полезнее быть наблюдателем, а не участником, он может сказать об этом, и тогда он получит задание наблюдать и дать обратную связь, ответить на вопросы.

Психологическая безопасность. «Мы будем экспериментировать с различными приемами и техниками самопознания, иногда придется действовать по методу проб и ошибок. Важно, чтобы мы доверяли друг другу, свободно экспериментировали, не боясь ошибиться. Предлагается сохранить тайну экспериментов, как мы сохраняем тайны друзей. Пусть все ошибочное, смешное, нелепое останется в кругу».

6. Фонды оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине «Тренинг личностной компетенции»

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования; описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компетенция, этап (уровень) освоения компетенции* Показатели оценивания достижения заданного уровня освоения компетенций (планируемые результаты обучения) Уровень Оценочные средства
       

ОК-7 способность к самоорганизации и самообразованию;

Знать: · способы коррекции самооценки и собственного авторитета · основные приемы улучшения отношений со значимыми другими людьми; · ограничения и возможности понимания самого себя;

1

 

Текущий контроль

Опрос

Творческое задание

Обратная связь-рефлексия

Промежуточная аттестция

зачет

Уметь: · нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности; · применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния;
Владеть: · способностью к социальному взаимодействию, сотрудничеству в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности; · навыками самообразования на протяжении всей профессиональной жизни;

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-19; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.238.76 (0.005 с.)