Игра «узнай предмет по звуку» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Игра «узнай предмет по звуку»



Дидактические задачи. Рассказать детям о роли слуха в жизни че­ловека, о том, как человек охраняет слух и помогает тем, кто плохо слышит. Развивать слуховые восприятия, ввести в словарь детей новое слово «слух». Учить детей соотносить звук с предметом или частью его, узнавать по звуку о состоянии предмета.

Игровые действия. Прислушиваться к звукам, издаваемым разны­ми предметами, и отгадывать их по звукам. Отмечать кружочком пра­вильные ответы.

Правила игры. Сохранять тишину, чтобы хорошо услышать звук. Поднятием руки выражать желание сказать.

Тот, кто правильно узнал, получает какой-либо значок: кружок, звез­дочку, цветной билетик и др.

Оборудование. Ширма, которая находится в некотором отдалении от детей. За нею предметы, издающие звуки: барабан, колокольчик, сви­сток, детская погремушка, книга, молоток, какой-либо музыкальный инструмент (гармошка, музыкальная шкатулка и др.). Поднос со знач­ками: кружочки, звездочки - для тех, кто правильно узнал предмет по звуку.

Ознакомление со звуковой стороной слова

Цель приведенных ниже игр - учить детей вслушиваться в звуча­ние слов; упражнять их в самостоятельном назывании слов и четком произнесении звуков в них; учить вслушиваться и самостоятельно на­ходить слова, сходные и различные по звучанию.

 

«Вспомним разные слова»

Дети становятся в круг, каждый ребенок должен вспомнить какое-нибудь слово и сказать его рядом стоящему, как бы передать его, сле­дующий говорит тоже одно слово, повернувшись к третьему ребенку. Так по очереди все дети должны произнести по одному слову. Нельзя повторять уже названное слово. Упражнение можно повторить дважды.

Логопед следит за тем, чтобы все дети говорили разные слова, про­износили их чисто, отчетливо и громко. Некоторым детям логопед пред­лагает повторить слово и произнести его так, чтобы все хорошо услы­шали, как оно звучит. Тот, кто не сумел быстро назвать слово или по­вторил уже названное, выходит из круга.

 

«Стоп! Палочка, остановись!»

Дети становятся в круг, логопед - в центре. Игра заключается в том, что дети называют слова и одновременно передают палочку ря­дом стоящему - своеобразная эстафета. О том, какие это должны быть слова, участники игры договариваются заранее. «О каком животном будем рассказывать?» - спрашивает логопед. Кто-то из детей (воз­можна и предварительная договоренность) предлагает: «Будем гово­рить про котенка все, что знаем». Логопед соглашается и предлагает сначала подобрать слова про то, какой котенок (подбор слов - прила­гательных). Педагог вручает палочку кому-либо из детей, тот называ­ет первое слово (например, пушистый) и передает палочку и т. д. В результате дети подбирают много разных слов: полосатый, озорной, бедовый, ласковый, усатый, веселый, черноухий, зеленоглазый... Ес­ли кто-либо повторяет уже названное слово или слишком долго ищет слово, логопед дает сигнал: «Стон! Палочка, остановись!». Этот ребе­нок должен выйти из круга.

Когда палочка дойдет до середины круга, логопед меняет задание: «Теперь будем подбирать слова про то, что котенок может делать» (под­бор слова-глагола). Эта задача легче предыдущей, поэтому палочка об­ходит весь круг детей, каждый произносит по одному (разному) слову: лакает, сидит, мяукает, мурлычет и т. д. Постепенно круг играющих сужается за счет допускающих ошибки.

Затем логопед предлагает двум детям вспомнить и повторить все названные слова (какой котенок и что он умеет делать), чтобы ребята поняли, как много было названо слов и что все слова были разные.

Некоторые слова педагог произносит так, чтобы все хорошо услы­шали, как они звучат.

В следующий раз дети могут подобрать кличку котенку (подбор слов - существительных). Аналогично может быть проведена игра и по подбору слов для характеристики животных, птиц, насекомых, рыб.

 

«Молчанка»

Наглядный материал. Игрушка и предметы, находящиеся в груп­повой комнате; индивидуальные звуковые линейки.

Логопед предлагает детям посмотреть вокруг и «поискать» корот­кие и длинные слова. Выбирается ведущий, он должен ходить по ком­нате и искать предметы с коротким названием. Найдя такой предмет или игрушку, он должен остановиться перед ним и хлопнуть в ладоши. Все дети следят за действиями ведущего и на своих линеечках прове­ряют, правильно ли он выполняет задание. Следующий ведущий ищет предметы с длинным названием.

 

«Поймай мяч»

Дети стоят в две шеренга лицом друг к другу. Стоящие первыми держат по мячу. Игра заключается в том, что дети произносят в одной шеренге короткие слова, в другой - длинные и передают мяч рядом стоящему. Начинается игра по сигналу логопеда. Если кто-либо назы­вает слово неправильно, тот, кому он передал мяч, должен ударить им об пол - очко теряется. Логопед и жюри (еще два ребенка) подсчиты­вают количество ошибок - потерянные очки. Затем игра повторяется сначала, но те дети, которые подбирали длинные слова, теперь должны произносить короткие и наоборот.

Эта игра имеет варианты:

1) Каждый ребенок вспоминает сразу два слова - короткое и длин­ное. В данном случае жюри определяет по часам, какая шеренга быст­рее справилась с заданием;

2) Дети одной шеренги придумывают короткие клички для котен­ка, дети другой - короткие клички для щепка. Воспитатель записывает ответы и потом зачитывает их. Сообща решают, чьи ответы были наи­более удачными;

3) логопед предлагает вспомнить короткие слова, похожие по зву­чанию, разрешается придумывать «свои» слова, даже такие, которых нет. Сначала подбирают слова дети одной шеренги, например, к слову нос (трос, пос, мое, кос, фос...), затем дети второй шеренги - к слову пол (кол, гол, нол, бол, лол, дол...). Все слова воспитатель записывает, затем зачитывает; пебедители определяются сообща.

Цель данных ниже упражнений - активизировать знания детей о звуковом строении слова; продолжать учить детей самостоятельно на­ходить слова с разной длительностью звучания, с заданными звуками, находящимися в любой части слова; учить детей составлять рассказы из двух - трех предложений, каждое слово в которых начинается с оп­ределенного звука.

 

 

«Подумай, не торопись»

Логопед предлагает детям несколько заданий на сообразительность и одновременно проверяет, как они научились слышать и выделять оп­ределенные звуки в словах:

Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.

Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач...)

Подбери слово, чтобы первый звук был к, а последний -ш. (Каран­даш, камыш...)

Какое получится слово, если к но - прибавить один звук? (Нож, нос.)

Составь такое предложение, в котором все слова начинались бы со звука м. (Мама моет Машу мочалкой.)

Придумай собаке кличку, чтобы второй звук был у, а последний -к. (Шустрик, Кузнечик.)

Найди в комнате предметы, в названии которых второй звук у. (Бу­мага, дудочка, Буратино, луковица...)

Чей рассказ лучше?

Логопед предлагает детям придумать небольшие рассказы, в кото­рых большая часть слов должна начинаться с одного и того же звука. Вот примерные рассказы. На звук к: «Котята катали снежный ком. При­шел кот Котофей и позвал кататься на коньках. На катке все весело кружились каруселью». На звук п: «Папа пришел домой, принес по­купки. Потом пришел Павлик. Папа с Павликом пошли гулять по про­спекту Первомайскому. По проспекту проходили пионеры, пели песни и несли плакаты».

Все придуманные рассказы логопед записывает в общую тетрадь или альбом «Это придумали мы сами». Позже дети иллюстрируют их своими рисунками.

 

«Говори, не задерживай»

Дети стоят, образуя круг. Один из них первым говорит какое-ни­будь слово, очень громко произносит его по частям, рядом стоящий должен сказать слово, начинающееся с последнего слога только что про­изнесенного слова. Он также громко проговаривает свое слово по сло­гам, чтобы следующий мог легко выделить последний слог и подобрать свое слово, начинающееся с этого слога. Остальные и это время мысленно проверяют правильность выбираемых слов. Например, первый ребенок четко по слогам произносит слово ва-за, следующий по кругу говорит за-ря, следующий - ря-би-на и т. д.

Если кто-либо из детей не может быстро назвать слово, слишком дол­го думает, предлагает уже названное слово или ошибается при ответе, он должен выйти из круга. Постепенно круг играющих сужается. Дети, вы­шедшие из игры, продолжают наблюдать за ее ходом и участвуют в общем обсуждении слов. В конце игры все поздравляют победителей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 373; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.255.127 (0.009 с.)