О понятии жилого помещения в многоквартирном доме см. П. 1 комментария к настоящей статье. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О понятии жилого помещения в многоквартирном доме см. П. 1 комментария к настоящей статье.



Нежилое помещение в многоквартирном доме определено в Постановлении Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" как помещение в многоквартирном доме, которое не является жилым помещением и общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме. Следует отметить, что в литературе зафиксировано фактическое нахождение в обороте не только нежилых помещений, но и их отдельные частей. В этом случае используются конструкции договоров возмездного оказания услуг <82>.

--------------------------------

<82> См.: Лазаренкова О.Г. Договор аренды части нежилого помещения: особенности заключения и государственной регистрации // Нотариус. 2015. N 8. С. 9 - 12.

 

Имущество в многоквартирном доме включает элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством. Состав имущества в многоквартирном доме, принадлежащего собственникам помещений в нем на праве общей долевой собственности, определен ст. 36 ЖК РФ. К нему отнесены:

1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);

2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;

3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;

4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Более детализированный состав имущества в многоквартирном доме, принадлежащего собственникам помещений в нем на праве общей долевой собственности, приведен в Постановлении Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность".

Перечисленные элементы имущества многоквартирного дома могут относиться к предмету охраны многоквартирного дома, который непосредственно будет являться объектом охраны. В этом случае требования охраны будут устанавливаться именно в их отношении.

3. Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает особенности выполнения требований охранных обязательств в отношении многоквартирного дома в целом и общего имущества многоквартирного дома, все жилые помещения которого находятся в частной собственности.

Комментируемая норма устанавливает возможность выполнения указанных требований охранных обязательств:

1) либо всеми собственниками помещений в многоквартирном доме;

2) либо по решению общего собрания собственников помещений управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом.

Такое решение должно быть принято не менее чем двумя третями голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.

Следует отметить, что согласно ч. 3 ст. 45 ЖК РФ общим правилом о кворуме общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме является участие в нем более чем 50% голосов от общего числа голосов. В соответствии с ч. 1 ст. 46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме.

Исключения составляют вопросы, принятие решений по которым осуществляется большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Перечень решений, по которым решение принимается квалифицированным большинством, предусмотрен пп. 1, 1.1-1, 1.2 - 3.1, 4.2, 4.3 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ.

Управляющая организация согласно части 1.3 ст. 161 ЖК РФ - это коммерческая организация, оказывающая услуги по управлению многоквартирным домом на основании лицензии.

При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений с каждым собственником в соответствии с ч. 1 ст. 162 ЖК РФ заключается договор управления на условиях, указанных в решении общего собрания. По условиям такого договора управляющая организация в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Пример: Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 22 августа 2013 г. по делу N А43-16408/2012 было отказано в признании недействительным предписания управления государственной охраны объектов культурного наследия субъекта РФ о возложении на управляющую компанию обязанности по проведению инженерного обследования находящегося в ее управлении дома, который относится к объектам культурного наследия федерального значения, поскольку, приняв на себя обязанность по выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества данного дома, управляющая компания приняла на себя и обязанность по его сохранению.

Согласно ст. 135 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается объединение собственников помещений в многоквартирном доме для:

- совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов;

- обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов;

- осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества;

- предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с ЖК РФ помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами;

- осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.

Товарищества собственников жилья являются разновидностью товариществ собственников недвижимости, предусмотренных ст. 123.12 ГК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 110 ЖК РФ жилищным или жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и в установленных законами случаях юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления многоквартирным домом.

Члены жилищного кооператива своими средствами участвуют в приобретении, реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома. При проведении реконструкции многоквартирного дома жилищный кооператив в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности выступает в качестве застройщика и обеспечивает на принадлежащем ему земельном участке реконструкцию этого дома в соответствии с выданным такому кооперативу разрешением на строительство.

Жилищные и жилищно-строительные кооперативы являются потребительскими кооперативами. Основные положения о потребительском кооперативе закреплены в ст. 123.2 ГК РФ, согласно которой потребительским кооперативом признается основанное на членстве добровольное объединение граждан или граждан и юридических лиц в целях удовлетворения их материальных и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Общество взаимного страхования может быть основано на членстве юридических лиц.

К иным специализированным потребительским кооперативам, осуществляющим управление многоквартирным домом, могут быть отнесены жилищные накопительные кооперативы. В соответствии с положениями Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 215-ФЗ "О жилищных накопительных кооперативах" жилищный накопительный кооператив определяется как потребительский кооператив, созданный как добровольное объединение граждан на основе членства в целях удовлетворения потребностей членов кооператива в жилых помещениях путем объединения членами кооператива паевых взносов.

Следует обратить внимание, что на организацию, осуществляющую управление многоквартирным домом, не может быть возложена обязанность по непосредственному осуществлению ремонтно-реставрационных работ, предусмотренных гл. VII комментируемого Закона, поскольку для выполнения таких работ необходима специальная лицензия.

Пример: судами установлено, что между Санкт-Петербургским государственным учреждением "Жилищное агентство Центрального района Санкт-Петербурга" и управляющей компанией заключен договор управления многоквартирным домом, являющимся объектом культурного наследия регионального значения "Жилой дом при заводе Ф.К. Сан-Гали".

Комитетом проведен осмотр указанного дома, по итогам которого выявлен ряд нарушений содержания здания в надлежащем техническом состоянии. В целях устранения выявленных нарушений Комитет выдал управляющей компании предписание от 16 ноября 2012 г. N 7/3823, которым обязал последнюю установить водосток на кровле объекта культурного наследия; устранить дефекты штукатурного и окрасочного слоев на лицевом фасаде дома; в соответствии с заданием Комитета подготовить проектную документацию на реставрационный ремонт крыши здания, деревянной стропильной системы и металлической кровли объекта; выполнить реставрационный ремонт крыши здания объекта культурного наследия "Жилой дом при заводе Ф.К. Сан-Гали".

Полагая, что указанное предписание не соответствует действующему законодательству, управляющая компания обратилась в арбитражный суд с заявлением. Суды первой и апелляционной инстанции, руководствуясь положениями ст. ст. 33, 40, 42, 48 комментируемого Закона, п. п. 10, 16, 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491, п. 1 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 14 сентября 2006 г. N 1135 "Об утверждении правил содержания и ремонта фасадов зданий и сооружений в Санкт-Петербурге", отказали в удовлетворении заявленных требований, поскольку пришли к выводу, что управляющая компания приняла на себя обязанности по сохранению объекта культурного наследия по договору управления.

Соглашаясь с данным выводом, суд кассационной инстанции между тем отметил, что на управляющую компанию не может быть возложена обязанность по проведению реставрации, относящейся к особому виду работ, осуществление которых требует получения лицензии в соответствии с п. 3 ст. 45 комментируемого Закона и п. 48 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". В данной части указанные судебные акты были отменены (см. Определение ВАС РФ от 5 февраля 2014 г. N ВАС-17162/13).

4. Пункт 3 настоящей статьи устанавливает, что охранные обязательства, содержащие требования в отношении жилых помещений в многоквартирном доме, подлежат выполнению собственниками таких жилых помещений, а в случае занятия помещения по договору социального найма выполнение требований охранного обязательства возлагается на нанимателя указанного помещения.

Следует отметить, что правовое положение собственника жилого помещения имеет ряд особенностей. В п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" подчеркивается, что законом установлены пределы осуществления права собственности на жилое помещение, которые заключаются в том, что собственник обязан: использовать жилое помещение по назначению, то есть для проживания граждан (ч. 1 ст. 17 ЖК РФ, п. 2 ст. 288 ГК РФ), поддерживать жилое помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 4 ст. 30 ЖК РФ). Использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности допускается с соблюдением положений, установленных ч. ч. 2 и 3 ст. 17 ЖК РФ, п. 3 ст. 288 ГК РФ.

Объем жилищных прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма отличается от объема прав членов семьи нанимателя жилого помещения и определяется ст. 67 ЖК РФ и п. 6 Типового договора социального найма жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21 мая 2005 г. N 315.

Охранные обязательства, содержащие требования в отношении жилых и нежилых помещений специализированного жилищного фонда, подлежат выполнению лицами, к компетенции которых относится принятие решений о предоставлении гражданам указанных помещений.

К жилым помещениям специализированного жилищного фонда согласно ч. 1 ст. 92 ЖК РФ относятся:

1) служебные жилые помещения;

2) жилые помещения в общежитиях;

3) жилые помещения маневренного фонда;

4) жилые помещения в домах системы социального обслуживания граждан;

5) жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев;

6) жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами;

7) жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан;

8) жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с ч. 1 ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.

 

Статья 56.2. Особенности государственной охраны памятников, являющихся произведениями монументального искусства

 

Комментарий к статье 56.2

 

Комментируемая статья устанавливает особенности государственной охраны памятников, являющихся произведениями монументального искусства.

Монументальное искусство имеет латинский корень в названии - "monumentum", происходящего от слова "moneo" - "напоминаю".

Монументальное искусство не имеет нормативно закрепленной дефиниции. Научно-популярным определением является его определение как пластических пространственных изобразительных и неизобразительных искусств. Произведения, наделенные чертами монументальности, отличает идейное, общественно значимое или политическое содержание, воплощенное в масштабной, выразительной величественной (или величавой) пластической форме. Монументальность присутствует в различных видах и жанрах изобразительного искусства, однако качества ее считаются непременными для произведений собственно монументального искусства, в которых она является субстратом художественности, доминантой психологического воздействия на зрителя <83>.

--------------------------------

<83> См.: Популярная художественная энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1986.

 

К монументальному искусству относятся памятники и мемориальные скульптурные композиции, живописные и мозаичные панно, декоративное убранство зданий, витражи, а также произведения, выполненные в иных техниках, в том числе и многих новых технологических формаций (отдельные исследователи относят также к монументальному искусству произведения архитектуры) <84>. К монументальным произведениям искусства могут быть отнесены триумфальные арки, ростральные колонны, триумфальные колонны, установленные в качестве памятника технические устройства (паровозы, автомобили, танки, пушки, самолеты и т.д.) <85>.

--------------------------------

<84> См.: Фаворский В.А. Литературно-теоретическое наследие. М.: Советский художник, 1988.

<85> См. подробнее: Сокол К.Г. Монументальные памятники Российской империи: Каталог. Вагриус Плюс, 2006.

 

В нормативной литературе произведение монументального искусства определяется как творение, созданное человеком для увековечения людей или исторических событий, которое может быть воплощено в виде скульптурно-архитектурной композиции, монумента, памятного знака, монументально-декоративной композиции (п. 11 Методики текущего содержания, проведения капитального ремонта и работ по сохранению произведений монументального искусства, расположенных на территории города Москвы, утв. Приказом Департамента культурного наследия г. Москвы от 17 сентября 2014 г. N 127).

Помимо произведений монументального искусства, являющихся объектами культурного наследия, выделяется городская скульптура - современная скульптурно-архитектурная композиция, монумент, памятный знак, монументально-декоративная композиция, не являющиеся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия (п. 4 указанной Методики).

Непосредственно комментируемой нормой предусмотрено, что в предмет охраны памятник монументального искусства входят все образующие его элементы: пьедестал, постамент, ограду и иные элементы. Как отмечают специалисты, при разработке предмета охраны памятников монументальной скульптуры необходим индивидуальный подход и подбор соответствующих документов для каждого памятника <86>.

--------------------------------

<86> См. подробнее: Реставрация монументальной скульптуры в Москве / Е.Г. Бакалярова и др. // Актуальные вопросы реставрации и сохранения памятников истории и культуры: чтения памяти Л.А. Лелекова. М., 2007.

 

Статья 56.3. Особенности государственной охраны объектов культурного наследия, являющихся произведениями ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства

 

Комментарий к статье 56.3

 

1. Пункт первый комментируемой статьи дает легальную дефиницию введенных в оборот комментируемым Законом понятий ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства.

Комментируемая норма понимает под ними преобразованные человеком фрагменты природного ландшафта, содержащие комплекс элементов благоустройства, планировки, озеленения, архитектуры малых форм, инженерных гидротехнических и иных сооружений и являющиеся единовременно или эволюционно сложившимся образованием.

Природный ландшафт определяется комментируемым Законом в ст. 34 при указании, что зона охраняемого природного ландшафта устанавливается для целей сохранения (регенерации) природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства, связанные композиционно с объектами культурного наследия.

Пример: Я. было отказано в удовлетворении его административного иска об оспаривании границ зон охраны объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) федерального значения "Хутынский Варлаамов монастырь (руины)", XVI в., а также режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон, утвержденных Постановлением правительства Новгородской области от 13 января 2015 г. N 1.

При этом Верховным Судом РФ было отмечено, что является правильным правоприменение положений Инструкции по организации зон охраны недвижимых памятников истории и культуры СССР, утв. Приказом Министерства культуры СССР от 24 января 1986 г. N 33, согласно п. п. 2.5 и 4.3.1 - 4.3.3 которого зона охраняемого ландшафта устанавливается на территории, не вошедшей в состав охранных зон и зон регулирования застройки, для сохранения ценного ландшафта - водоемов, рельефа, определивших местоположение господствующих в композиции зданий и сооружений, влияющих на целостность исторического облика населенного пункта или памятника, расположенного в населенном пункте или вне его, в природном окружении (см. Определение Верховного Суда РФ от 20 июля 2016 г. N 84-АПГ16-3).

Видами объектов ландшафтной архитектуры являются регулярные и пейзажные парки, в т.ч. в составе дворцово-парковых и усадебных ансамблей, сады, скверы, бульвары, аллейные посадки, кладбища, монументы и скульптуры.

Пейзажный парк - это объект, организованный на основе свободной планировочной структуры и живописной объемно-пространственной композиции, имитирующей естественный пейзаж и сформированной полянами, лужайками с включением солитеров и отдельных групп кустарников и элементами гидросистемы (см. решение Санкт-Петербургского городского суда от 6 декабря 2016 г. N 12-2013/2016 по делу N 5-364/2016).

Элементы благоустройства в качестве проектируемых объектов инфраструктуры закреплены в п. п. 13.1.1 - 13.1.8 Приказа Минстроя России от 20 декабря 2016 г. N 996/пр "Об утверждении формы проектной декларации". К ним отнесены: проезды, площадки, велосипедные дорожки, пешеходные переходы, тротуары, парковочное пространство, детские и спортивные площадки, площадки для размещения контейнеров для сбора твердых бытовых отходов, наружное освещение дорожных покрытий, пространств в транспортных и пешеходных зонах, архитектурное освещение и т.д.

Архитектура малых форм в ландшафтной архитектуре и садово-парковом искусстве определяется как вспомогательные архитектурные сооружения, оборудование и художественно-декоративные элементы, обладающие собственными простыми функциями и дополняющие общую композицию архитектурного ансамбля застройки <87>.

--------------------------------

<87> Бойко А.Ю. О методических рекомендациях по оценке объектов культурного наследия // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2016. N 10. С. 66 - 72.

 

Инженерные гидротехнические сооружения определены ст. 3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" как плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов. Действие данного определения не распространяется на объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".

Важно отметить необходимость системного единства перечисленных элементов, формирование которого предполагается законом как одномоментно, так и с течением времени - эволюционно.

Следует иметь в виду, что произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства в случае их создания на основе архитектурного проекта относятся к архитектурным объектам согласно ст. 2 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации". Согласно ст. 1294 ГК РФ автор произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства имеет исключительное право использовать свое произведение в соответствии с п. п. 2 и 3 ст. 1270 ГК РФ, в том числе путем разработки документации для строительства и путем реализации архитектурного, градостроительного или садово-паркового проекта, если договором не предусмотрено иное.

2. Пункт 2 комментируемой статьи указывает, что границы территории объекта культурного наследия, являющегося произведением ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства, требования к осуществлению деятельности в границах территории данного объекта культурного наследия устанавливаются в соответствии с требованиями, определенными в отношении ансамбля.

Определение ансамбля дано в ст. 3 комментируемого Закона (см. п. 3.2 комментария к ст. 3), оно также предусматривает, что произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства относятся к данному виду объектов культурного наследия.

В соответствии с требованиями ч. 4 ст. 5 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" границы территорий объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ имеют неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации идентификационный реестровый номер, присваиваемый органом регистрации прав. Порядок установления границ территории объекта культурного наследия установлен в ст. 3.1 настоящего Федерального закона (см. комментарий к указанной статье).

Требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия определены в ст. 5.1 настоящего Федерального закона (см. комментарий к указанной статье). Согласно ее положениям на территории ансамбля:

- разрешается ведение хозяйственной деятельности, не противоречащей требованиям обеспечения сохранности объекта культурного наследия и позволяющей обеспечить функционирование объекта культурного наследия в современных условиях;

- запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

3. Особенности ведения работ по сохранению объекта культурного наследия, являющегося произведением ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства, предусмотрены в ГОСТ Р 55935-2013 "Состав и порядок разработки научно-проектной документации на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия - произведений ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 30 декабря 2013 г. N 2417-ст).

 

Статья 56.4. Особенности государственной охраны достопримечательных мест

 

Комментарий к статье 56.4

 

1. Пункт 1 комментируемой статьи определяет предмет охраны достопримечательного места посредством перечисления возможных составляющих его элементов:

- градостроительные, геологические, ландшафтные, объемно-пространственные, планировочные, архитектурно-стилистические характеристики (например, ритм застройки, квартальная планировочная структура городов, сформированная в XVIII - XIX веках, исторический городской ландшафт, типы рельефа, малые архитектурные формы, монументальная скульптура, визуальные взаимосвязи достопримечательного места с ценным историко-градостроительным и природным окружением, характерные точки визуального восприятия территории и др.);

- ценные элементы застройки и благоустройства (например, ансамбли и единичные объекты культурного наследия, находящиеся на территории достопримечательного места, планировка и озеленение скверов);

- совместные творения человека и природы;

- объекты, представляющие интерес с точки зрения архитектуры, истории, археологии, этнологии и экологии;

- функциональное назначение и мемориальное значение достопримечательного места.

Пример: в соответствии с распоряжением Главного управления культурного наследия Московской области от 5 мая 2017 г. N 45РВ-222 предметом охраны объекта культурного наследия регионального значения - достопримечательного места "Историческое (закрытое) Клементьевское (Никольское) кладбище, конец XVIII - середина XX века" являются:

- местоположение и градостроительная роль кладбища в структуре города Сергиев Посад;

- исторический рельеф кладбища конца XVIII - середины XX века, включая элементы антропогенного и природного происхождения;

- историческая ландшафтно-пространственная структура кладбища, сложившаяся в конце XVIII - середине XX века: система открытых, полуоткрытых, закрытых пространств; фрагменты посадок деревьев по границам и в границах территории; трассировка аллей и дорожек; местоположение и характер зеленых насаждений;

- сохранившиеся захоронения (могилы);

- сохранившиеся надмогильные сооружения (надгробия) в виде металлических крестов, металлических и кирпичных обелисков, камней, плит, в том числе с металлическими оградами;

- исторический характер благоустройства территории (естественный травяной газон между могилами, грунтовое покрытие дорожек);

- ценные экземпляры и породный состав старовозрастных древесных и кустарниковых насаждений;

- основные визуальные характеристики (видовые панорамные раскрытия) территории кладбища, в том числе вид на северную часть кладбища от северной кромки оврага с речкой Копнинкой, вид от кладбища на северо-восток, на ансамбль Троице-Сергиевой Лавры.

Письмом Министерства культуры РФ от 28 февраля 2017 г. N 49-01.1-39-НМ рекомендованы к применению Методические рекомендации по отнесению историко-культурных территорий к объектам культурного наследия в виде достопримечательного места. Ими определены особенности установления предмета охраны, границ территории, требований к осуществляемой деятельности и градостроительным регламентам в отношении различных типов достопримечательных мест.

2. В целях обеспечения сохранности предмета охраны достопримечательного места в границах территории достопримечательного места органом охраны объектов культурного наследия в соответствии с категорией историко-культурного значения данного объекта культурного наследия (федерального, регионального или местного значения) устанавливаются:

- требования к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места;

- ограничения использования лесов в границах территории достопримечательного места;

- требования к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места.

Требования к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам представляют собой перечень мероприятий и ограничений, обеспечивающих условия изучения объекта, а также необходимых и достаточных для его сохранения, реставрации, приспособления (эксплуатации), экспонирования, предотвращения ухудшения состояния компонентов и материальных характеристик, включенных в состав предмета охраны объекта (Раздел I Методических рекомендаций). Они включают требования к видам разрешенного использования земельных участков, к хозяйственной деятельности на земельных участках в границах территории достопримечательного места.

Требования к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места, требования к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места устанавливаются:

- федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, - для достопримечательного места федерального значения;

- органом исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, - для достопримечательного места регионального значения;

- органом местного самоуправления, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, - для достопримечательного места местного (муниципального) значения.

Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в соответствии с п. 5.2.29 Постановления Правительства РФ от 20 июля 2011 г. N 590 "О Министерстве культуры Российской Федерации" является Министерство культуры РФ. Согласно указанной норме оно осуществляет полномочия по принятию нормативных правовых актов по вопросам установления характера использования территории достопримечательного места, представляющего собой объект культурного наследия федерального значения, ограничений на использование этой территории и требований к хозяйственной деятельности, проектированию и строительству на территории указанного достопримечательного места. Так, например, Приказом Минкультуры России от 12 августа 2016 г. N 1864 утверждены Требования к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательного места "Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита", расположенного в городе Севастополе". Аналогичными полномочиями в отношении объектов культурного значения регионального и местного значения наделены соответствующие органы власти субъектов РФ и местного самоуправления.

Согласно ст. 5.1 настоящего Федерального закона на территории достопримечательного места разрешаются:

- работы по сохранению памятников и ансамблей, находящихся в границах территории достопримечательного места;

- работы, направленные на обеспечение сохранности особенностей достопримечательного места, являющихся основаниями для включения его в ЕГРОКН и подлежащих обязательному сохранению;

- строительство объектов капитального строительства в целях воссоздания утраченной градостроительной среды;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-01; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.107.90 (0.094 с.)