Данные лингвистики и этнографии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Данные лингвистики и этнографии



Для решения вопросов, связанных с этимологией и семантикой имени Бену первоочередное значение приобретают лингвистические данные. Так, в

W1 Clark R.T. The Origin of the Phoenix. A Study in Egyptian Religious Symbolism. Part I. The Old Empire II The University of Bermingham Historical Journal. Vol.II. No. I (1949). Part II. Middle Empire Developments II Ibidem. Vol. II.No.2(1950). P. 114. 198 SauneronS. Rituel de l'embaument. Le Caire. 1952. P.44.

199 Как уже отмечалось, мы не ставим целью анализ античных, «классических» представлений. Сведения
Геродота используются нами как наглядный пример греческого мифа, поскольку в наиболее полном и
характерном виде содержат классическую парадигму мифа о Фениксе.

200 Геродот. История. / Пер. Г.А. Стратоновского. Л., 1972.

201 Тройский II.M. История античной литературы. М., 1983. С. 167.

202 Van Den Broek R. The Myth...P. 402.

203 См. например: Belluccio A. Le mythc.P. 23, 25..


статье А.Ю. Милитарева204 собраны основные семантемы понятия «творить» в афроазийских языках и приведена их организация в изосемантические ряды.

Кроме того, в работе используются данные ряда словарей древнеегипетского языка, а также сведения о его структуре.205 Интересный

, 206

материал представляют данные ономастики и исторической географии.

Применяются в работе также и данные фольклорной африканской

традиции.

Итак, образ божественной птицы Бену нашел отражение в многочисленных египетских источниках, начиная с эпохи Древнего царства и заканчивая греко-римским периодом. Понимание культуры как знаковой системы обусловливает необходимость изучения не только знаков естественного языка, но и изображений и памятников материальной культуры. Толкование их семантики позволяет проникнуть в глубокий пласт религиозно-мифологических представлений, неизвестный нам по нарративным источникам. Только при анализе, основанном на всем комплексе древнеегипетской историко-культурной традиции, возможно решение поставленной в работе проблемы: выяснение некоторых вопросов сущности древнеегипетского культа животных и представлений о птице Бену как об одном из его аспектов.

204 Мипитарсв А.Ю. Происхождение корней со значением «творить», «создавать» в афразийских языках // Сравнительный исторический словарь афразийских языков. Вып.З. Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. XIX годичная научная сессия. / Ред. выпуска Мипитарсв А.Ю., Столбова О.В. М. 1986. С. 63-80.

205W6rterbuch der Aegyptischen Sprache./Hrsg. von Erman A., Grapow H. Berlin. 1971. Bd. I-V; Faulkner R.O. A Concise Dictionary of Middle Egyptian. Oxford. 1988; Hannig R. Die Sprache der Pharaonen. Grosses Handworterbuch Deutsch-Agyptisch (2800-950 v. Chr.). Mainz, 2000; Gardiner A. Egyptian Grammar. Being an Introduction to the Study of Hieroglyphs. Oxford. 1994; Allen J. P. Middle Egyptian. An Introduction to the Language and Culture of Hieroglyphs. Cambridge. 2000. P. 126; Graefe E. Mitteliigyptische Grammatik fiir Anfanger. Wiesbaden. 1997. В нашей работе мы придерживаемся системы транслитерации, предложенной в грамматике древнеегипетского языка Э. Графе.

206 Ranke Н. Die Aegyptischen Personennamen. Gluckstadt. 1937; Gardiner A. Ancient Egyptian Onomastica.
Oxford. 1947. Vol. I-II; Montet P. Geographic de L'Egypte ancienne. Paris. 1957 и т.д.

207 Котляр E.C. Миф и сказка Африки. М., 1975; Кобшцалов Ю.М. Архаические пласты религиозных
представлений // Традиционные и синкретические религии Африки. М., 1986; Иорданский В.Б. Звери, люди,
боги. Очерки африканской мифологии. М., 1991.


§2. Историография

Образ птицы Бену не являлся предметом пристального внимания исследователей, занимающихся проблемами древнеегипетской религии и мифологии. Даже в обобщающих работах, посвященных обзору древнейших религиозных концепций, Бену нередко уделялось несколько строк, причем не делалось никакого различия между мифологическим содержанием этого образа и образа греческого Феникса. Однако, и в тех немногочисленных статьях, где специально исследовался образ Бену, авторов больше интересовала связь Бену и Феникса, причем представления о последнем в античной традиции зачастую безоговорочно использовались для объяснения не вполне ясных функций египетского Бену. Практически нигде не делалось попыток истолкования их, исходя из собственно египетской традиции, из особенностей древнеегипетского мировоззрения. Между тем, подобный подход позволил бы пролить свет не только на кажущуюся запутанной символику Бену, но и на культ животных в Египте в целом.

Но прежде, чем анализировать аспекты проблемы Бену - Феникса" в египтологии, необходимо хотя бы кратко рассмотреть существующие концепции, объясняющие сущность и характерные черты древнеегипетской религии и мифологии, а также место культа животных в миропонимании древних египтян.209

В 1869 году французский исследователь Эммануэль де Руже выдвинул тезис о монотеистическом характере древнеегипетской религии, положив начало теории о прамонотеизме как выражении сущности египетской теологии. Модификацией теории о прамонотеизме можно считать тезис Г. Юнкера о «Высшем боге» wr, высказанный в 1930-х годах, и идею Этьена Дриотона о неомонотеизме (т.е. вторичном монотеизме, возникшем из

В рамках настоящего исследования нас интересует преимущественно аспект Бену. 209 Нашей целью в данном случае не является анализ всех существующих в науке концепций, объясняющих сущность древнеегипетской религии и мифологии, места в них культа животных и растений.


старого политеизма).210 Родоначальником противоположной теории является Гастон Масперо, уже в 1880 году утверждавший политеистический характер древнейшей религии.211 Г. Франкфорт по-новому переосмыслил эти идеи, заявив о «множественности подходов» «как о фундаменте, на котором базируется весь «древнеегипетский порядок мыслей».212 В советской историографии, в частности в работах М.А. Коростовцева, признавался комплексный характер египетской религии: «явления не только хронологически протяженного, но и многоаспектного. Это фетишизм и тотемизм, политеизм и монотеистическое мышление, теогония и космогония, культ, необычайно разнообразные и противоречивые мифы, не менее разнообразные и противоречивые представления о загробной жизни, это проблемы взаимодействия религии с этикой, организации клира и его положения в обществе, обожествление фараона»." В последнее время появляются концепции, согласно которым «мифологическое сознание не понимает множественность как противопоставление единству», а монотеизм

r ~ - 214

и политеизм не представляют собой противоречащих мировоззрении. Сущность же египетских религиозно-мифологических учений определяется как монизм, в рамках которого присутствует общность, объединение и

TIC

последовательность через космогонические категории. По мнению Я.Ассмана, «египетское представление о религии в самом общем смысле

ЛІ/

можно выразить формулой «творить Маат»». «Понятие религия в широком смысле (вести религиозную жизнь — значит «творить Маат») включало в себя более узкое понятие религии (вести религиозную жизнь — значит «умиротворять

Цит. по: EnglundG. Gods as a Frame of Reference. On Thinking and Concepts of Thought in Ancient Egyptians II The Religion of Ancient Egyptians. Cognitive Structures and Popular Expressions. Uppsala. 1989. P.7. 211 Ibidem. P. 7. 2nFrankfort H. Ancient Egyptian Religion. N.Y. 1948. P. 3-4.

Короспювцев М.А. Религия Древнего Египта. М., 1976. 214 Troy L. Patterns of Queenship in Ancient Egyptian Myth and History. Uppsalla. 1986. 2X5 EnglundG. Op. cit. P. 25.

Ассман Я. Египет: теология и благочестие ранней цивилизации». М. 1999. С.21. Понятие Маат — ключевое в древнеегипетской цивилизации, некий этический категорический императив. Я. Асман отмечает: «слово Маат передает идею разумного порядка, управляющего всем и охватывающего мир людей, вещей, природы и космических явлений, или, говоря иными словами, идею смысла творения, той формы которую оно должно было обрести по мысли Бога-Творца» (Там же. С. 19). См. Также изложение концеции Маат у Э. Хорнунга (Hornung Е. Idea into Image. Essay on Ancient Egyptian Thought. Princeton. 1992. P. 131-145) и т.д.


богов»). Таким образом, применительно для древнего Египта,

исследователь выделяет две концепции религии: религия в широком смысле слова - поддержание Маат, морали и права, и религия в узком смысле слова — общение с богами и обеспечение всем необходимым умерших.

Методологические подходы к изучению древнеегипетской религии и мифологии также не были едиными и претерпевали значительные изменения по мере накопления фактического материала, а также развития общефилософских воззрений на особенности мировосприятия ранних обществ. В конце XIX — начале XX века на египетскую религию и мифологию смотрели либо как на наивные попытки объяснения окружающего мира и преклонения перед грозными силами природы, чуждые современному рациональному познанию;21 либо привносили в понимание специфических явлений, присущих исключительно египетскому мировоззрению, идеи и теории, принадлежащие западному, христианскому менталитету. В 1920 - 40 годы доминирующие позиции в египтологии занимает немецкая школа, представители которой, основываясь на прекрасном знании языка, материальных и письменных источников, проделали огромную работу по систематизации всего комплекса сведений о

99 1

теологических системах древнего Египта. Однако, углубившись в отдельные аспекты проблемы, они, как отмечает Г. Франкфорт, способствовали тому, что в египетской религии стали видеть лишь ряд несвязных между собой местных культов, последовательно существовавших один за другим. Согласно их представлениям, всеобщая распространенность

217 АсслшнЯ. Египет...С.21.

218 Там же.

219 См. например: Erman A. Die Religion der Agypter. Ihr Werden und Vergehen in vier Jahrtausenden. Berlin,
1934, а также оценку этой работы в исследовании Г. Франкфорта {Frankfort Н. Ancient...P.V.)

220 Подобный подход характерен для работ Дж. Брестеда (Breasted J.H. Development of Religion and Thoughts
in Ancient Egypt, L.,1912.) и особенно Уоллиса Баджа, в трудах которого древние египтяне предстают чуть
ли не первыми христианами с типично христианской этикой и мировоззрением: Budge Е. А. IV. From Fetish to
God in Ancient Egypt. L., 1934 и переводы его исследований на русский язык: Бадж У. Путешествие...; Он
же.
Египетская религия. Египетская магия. М.,1996.

221 См. например, Sethe К. Urgeschichte und alteste Religion der Aegypter. Leipzig. 1930; Kees H. Gotterglaube...;
Kees H. Totenglauben und Jenseitsvorstellungen der alten Agypter. Leipzig. 1956. Перевод на русский язык: Keec
Г.
Заупокойные верования древних египтян. От истоков и до исхода Среднего Царства. Спб., 2005.


доктрины была всегда следствием политического влияния того города,

откуда она происходит.

Генри Франкфорт заложил основы представления о египетской религии как о целостной системе. Он писал: «Общность египтян - факт, который отражен в языке, материальной культуре. Абсурдно будет утверждать, что не существовало подобной общности и в области духа».223 Методология Г. Франкфорта базировалась на работах Л. Леви-Брюля и К. Леви-Стросса, разработавших теоретическую основу наших представлений об особенностях древнего сознания и мифологии. Однако в целом его концепция была ближе к пралогизму Л. Леви-Брюля.224 После Г. Франкфорта в египтологии сложилось целое направление, утверждавшее наличие в древнем Египте особого типа сознания, особой логики и философии, кардинально отличавшейся от современной европейской. Например, Р. Кларк писал о космогонии и теологии как основных формах египетского мышления,

99^

способы выражения которого кардинально расходятся с нашими. Наиболее полно эти идеи воплотились в концепции Э. Хорнунга о «множественной

99 (\

логике»," где провозглашалось, что и «А», и «не — А» — предикаты одного и того же субъекта; «X» может быть «А» и может быть «не - А». Таким образом объединяется единство и множественность бога.227

Иной подход к решению проблем древнеегипетской религии и мифологии мы находим в статье Р. Антеса «Мифология в Древнем

Египте». Автор заявляет, что представления о качественном изменении человеческого мышления - от «магического», «дологического» к рациональному и научному не находит подтверждения в египетской

222 Frankfort Н. Ancient... P.VI.

223 Ibidem. P.VII.

224 См. анализ идей Г. Франкфорта: Sorensen J. P. Introduction II The Religion of Ancient Egyptians. Cognitive
Structures and Popular Expressions. Uppsala. 1989. P.4.

225 Clark R. T. Myth and Symbol in Ancient Egypt. L., 1978.P.12, 13.

226 См., например: Hornung E. Conception of God in Ancient Egypt. The One and the Many. London. 1983. См.
разбор этой концепции: Sorensen J.P. Op.cit. P.4-5; Finnestad R.B. Egyptian Thought about Life as Problem of
Translation II The Religion of Ancient Egyptians. Cognitive Structures and Popular Expressions. Uppsala. 1989. P.
29-40; Ha русском языке: Дьяконов И.М. Архаические...С. 24 — 29.

227 Sorensen J.P. Op.cit. P. 5.

228 Антее P. Мифология в Древнем Египте//Мифология Древнего Мира. М., 1977. С.55-121.


истории. Египетская мифология носила, по его мнению, спекулятивный характер, выражающийся в исключительном использовании «символов» при трактовке понятий мира божественного в человеческих категориях.

Ритуалистическая концепция мифа нашла отражение в исследованиях К. Блейкера. Основываясь на идеях М. Элиаде, автор утверждает, что египетское религиозное сознание проявляло себя не в богатстве мифологических идей, а в культовых актах. Миф, по его мнению, не ставит целью донаучное объяснение природы или «занимательное повествование». Мифы рассказывают о деяниях богов и демиургов в исторические времена и, чтобы подтвердить их сакральное значение, они периодически повторяются в ритуалах. Именно ритуалы объясняют смысл египетского религиозного мировоззрения.231

В советской историографии изучение феноменов религии и мифологии осуществлялось чаще всего в рамках концепции марксизма. Религия трактовалась как одна из форм идеологии доклассового и рабовладельческого общества. Египетская религия рассматривалась^ точки зрения поиска в ней различных форм первобытных верований: анимизма, тотемизма, фетишизма, а также взаимодействия и взаимовлияния монотеистических и политеистических тенденций. Проблема же функционирования религии как целостной системы, обладающей определенными закономерностями, единым комплексом идей и представлений фактически не поднималась в работах исследователей. Так, по словам М.А. Коростовцева: «не существовало обязательных для всей страны религиозных догматов, не наблюдалась унификация религиозных воззрений. Египетская религия — соединение противоречивых, взаимоисключающих

веровании, возникших в разные времена и в разных частях страны».

Антее Р. Мифология...С.66.

230 Bleeker C.J. Egyptian Festivals. Enactments of Religious Renewal. Leiden. 1967.

231 Ibidem. P.IЇ-14.

232 См. например, работы: Францев Ю.П. У истоков религии и свободомыслия. М.,Л., 1959; Редер Д.Г.
Мифологическое мышление и зачатки научного мировоззрения в Древнем Египте // Культура Древнего
Египта. М., 1975. С. 223-249; Коростовцев М.А. Религия....

Коростовцев М.А. Ук. соч. С.8.


Вопросы, связанные с культом животных и тотемизмом, привлекали внимание многих поколений исследователей древнеегипетской религии и мифологии. Наиболее спорными были проблемы, касающиеся происхождения культа животных, существования тотемизма в древнем Египте, причин, побудивших жителей нильской долины окружать почитанием то или иное животное, а также причина «живучести» тотемистических представлений в египетских религиозных доктринах даже позднего времени.

Рассмотрим, прежде всего, проблему тотемизма в древнем Египте. Существует две основные точки зрения: признающая наличие тотемизма, другая, соответственно, отрицающая его.

Сторонники тотемистической теории (К. Зете, Ф. Питри) утверждают, что в начальный период египетской истории мы находим следы тотемизма как формы религии.234 К. Зете считал, что «все боги первоначально мыслились воплощенными в живых или неживых предметах, в которых они должны были обитать как души в теле».235 Признавалось также наличие представлений о родстве людей и животных, воплотившееся в системе тотемов: каждый род или племя имели свое священное существо. Жизнь его сохраняли, исключая примеры ритуального убийства (Мневис; культ барана в Фивах). Идолы божеств ряда номов уже в объединенном Египте представляли собой культовые изображения обожествленных животных," а сами названия номов, состоящие из одного или нескольких знаков, по мнению К. Зете, имели отношение к местной религии фетишистского характера. В советской египтологии тотемистические концепции нашли воплощение в трудах М.А. Коростовцева,239 который признавал наличие тотемизма не только как ранней стадии развития древнеегипетской религии, но и считал культ животных в историческом Египте прямым его

234 Подробнее о теории см: Коростовцев М.А. Религия... С. 12; Petrie W.M.F. The Religion of Ancient Egypt. L.,
1914. P. 20-25.

235 Цит. по: Францев Ю.П. У истоков...C.254.

236 Petrie W.M.F. The Religion...P.20.

237 Коростовцев М.А. У к. соч. С. 12.

238 Цит по: Францев Ю.П. Ук.соч. С.254.

235 Коростовцев М.А. Ук.соч. С. 12-20; Коростовцев М.А. Религия....//Азия и Африка....


продолжением. По его мнению, в египетской религии взаимодействовали два направления: более древнее - народные религиозные воззрения, где преобладали тотемические представления, и более позднее - идеология правящего класса, служившая интересам объединения страны.240

У истоков противоположного направления стоял Г. Кеес, отрицавший наличие тотемизма в древнем Египте. Даже название одной из глав его монографии, где рассматриваются божества, связанные с культом животных, — «Tierkult» — свидетельствует об отношении автора к исследуемой проблеме. Причину того, что определенное животное почиталось в определенной местности, автор видит в географических особенностях данной местности. Г. Кеес отмечает: «Считая себя прежде всего частью окружающего мира, он (египтянин - Е.Т.) всегда оставался настоящим земледельцем. Поэтому самым явственным образом сила природы открылась восприятию египтянина в царстве животных. В связи с этим не удивительно, что народ, для которого культ животных имел основополагающее значение, искал в царстве животных и образы для

"42

выражения представлении о душевных силах».

По мнению Г. Франкфорта, характерные черты тотемизма: провозглашение происхождения от тотема, их жертвы на церемониях клана,

экзогамия, — не находят подтверждения в египетских источниках. Исследователь заявляет также, что та роль, которую животные играли в древнем Египте уникальна: «...везде, в Африке или в Северной Америке, причиной почитания был либо страх животной силы, либо зависимость от животных. В Египте же предметом почитания были животные как таковые». Современные исследователи полагают, что в египетской истории содержится ничтожно мало фактов, которые бы в принципе подтверждали само наличие любого вида тотемической или фетишистской организации.245

240 Коростовцев М.А. Репигия...С31.

241 Kees Н. Der Gotterglaube...

242 Кеес Г. Заупокойные... С. 59.

243 Frankfort Н. Ancient...Р. 13.

244 Ibidem. Р.9.

245 HuygeD, A Double-Powerful...Р.831-832; Davis IV. Masking...P.48-50.


На наш взгляд, проблема тотемизма в древнем Египте выглядит в известной степени созданной искусственно, в результате неверной трактовки тотемизма как формы религии, обязательно присущей определенному этапу развития общества. В основе же современных концепций тотемизма лежит понимание его не как формы религии, а как определенного механизма мифологического мышления, кода, применяемого для выражения категорий социальной, религиозной и других сфер жизнедеятельности. Р. Финстэд, например, полагал, что египетские онтологические категории были в основном биологического порядка, и для Египта характерна экологическая

концепция мира и места человека в нем.

Тесно связанным с проблемой тотемизма является вопрос происхождения культа животных в древнеегипетской религии. Как полагали исследователи конца XIX - начала XX века, почитание животных было важнейшей составной частью египетской религии на протяжении всей ее истории. Причины этого явления назывались самые разнообразные: это и восхищение быстротой и ловкостью животных, и необходимость их в домашнем хозяйстве, и страх перед их грозной силой, и религиозная обязанность, ибо в них пребывали души божеств.247 Так, Б.А. Тураев считал, что фетишизм, анимизм, культ животных — явления общие во всех религиях: «темное представление говорит человеку, что во всей природе, не исключая его самого действует нечто, что он не в состоянии непосредственно чувствовать и воспринимать, но может посредственно наблюдать и видеть в действии природы». С миром животных связывало древнего человека «чувство общности жизненного начала»,249 однако человек осознавал и наличие у животных иного поведения, вызывавшего внимательное наблюдение. Б.А. Тураев отмечает, что «первобытный не только египтянин, но и семит, не отличал строго животных от растений и неодушевленных предметов; вся природа представлялась ему живой — и деревья, и камни, и

2,6 FinnestadR.B. Egyptian...P. 31,38.

247 Ср. например: BudgeE.A.W. From Fetish...Р.67.

248 Тураев Б.А. Древний Египет. М., 2007.С.21.

249 Там же.


даже обработанные предметы не только на заре его культуры, но и во время ее расцвета считались носителями духа, получали имена и наделялись человеческими членами». По мнению исследователя, культ животных в Египте «не только удержался, но и рос во все время его истории, и едва ли можно увидать какой-либо вид животного царства из встречавшихся в долине Нила, который не был бы предметом почитания в какой-либо ее области. Не довольствуясь этим, народная фантазия и жреческое умозрение изобрели еще фантастических животных, служивших впоследствии для выражения различных идей высшего порядка».251 Б.А. Тураев различал культы настоящих, реальных животных, деревьев, фетишей, приуроченных, по его мнению, к тому или иному божеству и умозрительные концепции жрецов, к коим он относил образы Ба в виде птицы с головой человека или сфинкса, выражавшего соединение сил и мудрости в лице божества или царя. " Руководствуясь господствующей в то время теорией возникновения государства в Египте в результате завоевания пришлыми из Азии племенами, Б.А. Тураев полагал, что «африканский культ животных, найденных более высокой частью населения, переселившейся из Азии, был лишь механически сопоставлен с культом богов, принесенных этими пришельцами, равно как и фетиши и т.п. были распределены по отдельным божествам большей частью

в связи с местами культов».

Иную теорию происхождения культа животных предложил Г. Франкфорт. Он считал, что почитание животных в древнем Египте связано с религиозным осмыслением присущей животным «инакости» (otherness). Осознание этой «инакости», по мнению исследователя, обладает особым религиозным чувством. Египтяне считали живых существ отличной от человека природы некими сверхлюдьми. Согласно египетским представлениям все живое находилось в ритмичном движении. Животные же

Тураев Б.А. Древний...С. 21. ' Там же.

2 Там же.

3 Там же. С. 22.

4 Frankfort И. Ancient...Р. 13.


существовали в неизменной форме (у них нет смены поколений, неизвестно,

ч 255

откуда они появляются), следуя своей определенной модели жизни.

На наш взгляд, данные суждения, хотя и не лишены изящества и остроумия, не вполне соответствуют действительности. Как нам представляется, происхождение культа животных в древнем Египте связано с теми же механизмами тотемических классификаций и логического мышления, что и в других типологически близких обществах и цивилизациях древности. Другой вопрос, - почему представления о сакральности живых существ так долго сохранялись в египетской мифологии и религии. Возможно, это явление объясняется специфической тенденцией к консерватизму, которой уравновешивались «изменчивая форма и свободный дух египетской религии». По мнению Р. Антеса, более ранние элементы и

0^7

комбинации сохранялись наряду с более новыми." Кроме того, практически все исследователи египетской религии отмечают синкретизм, позволявший «согласовывать пестроту представлений с единой официальной идеологией». Мнение же Г. Франкфорта о том, что египтяне считали животных «неизменными», не знающими смены поколений, не находит подтверждения в египетских источниках. Как считают современные исследователи, звери избирались первыми героями возникшей мифологии вследствие незавершенности процесса выделения человеческого общества из

природы.

Одна из последних концепций, объясняющих сущность и происхождение древнеегипетского культа животных, нашла отражение в

255 Frankfort Н. Ancient...Р. 13. В качестве аналогии высказанному суждению Г. Франкфорт приводит строки
Китса из «Оды соловью»:

"Thou wast not born for death, immortal Bird! No hungry generation tread thee down... ".

256 AnmecP. Мифология...С.63.

257 Там же.

258 См. например: Хведелидзе М.Г. Проблема «Бога» в изучении древнеегипетской религии // Кавказско-
Ближневосточный сборник. Тбилиси. 1984. С. 39; Коростовцев М.А. Религия...С. 30-31, 62; Антее Р.
Мифология...С.62-63 и т.п.

259 Египтяне, жившие в тесном контакте с природой, не могли не наблюдать смерть и рождение новых
живых существ. Примером тому могут служить хотя бы знаменитые рельефы фараона Ниусерра из Абу-
Гуроба. Утверждения же о «неизменности» живой природы вполне характерны для современного
городского жителя, но не для древнего египтянина, строившего свою жизнь в соответствии с важнейшими
природными циклами.

260 См. например: Иорданский В.Б. Звери... С. 304.


статье С. Икрам, посвященной мумификации животных в древнем Египте из одноименного сборника под ее редакцией.261 По мнению исследовательницы, «основы функционирования культа животных не достаточно ясны. Безусловно, животных почитали как существ особенных, принадлежащих и к земному, и к загробному миру. В своей последней ипостаси они получали доступ к божествам, также являвшимися персонажами Царства мертвых». Концепцию С. Икрам можно назвать современной модификацией тотемистической теории. Так, по ее мнению, начиная с древнейших времен штандарты, изображавшие тотемических животных-покровителей стали использовать как символы определенных географических местностей или групп людей (кланов). Позднее эти штандарты стали знаками исторических номов. Местные божества постепенно смешивались с другими, образуя то явление, которое известно нам теперь под названием древнеегипетского пантеона. С. Икрам также полагает, что связь между животными и богами восходит ко времени первых правителей Египта: «тесная связь между правителями и животными очевидна в додинастический и раннединастический период, когда первые цари получали имена животных —

сом, скорпион, змеи и т.д.».

Отдельные аспекты культа животных в египетской религии, а также представления о них в мифологии исследуются в работе М.Э. Матье «Древнеегипетские мифы». Она рассматривает роль животных в мифах о сотворении, происхождение ряда культов.

С нашей точки зрения, современное понимание древнеегипетской религии и мифологии невозможно без изучения особенностей мифологического мышления. Фундаментальные основания подобного подхода заложили работы французских исследователей-структуралистов в рамках школы К. Леви-Стросса. В египтологии эта концепция нашла

261 Ikram S. Divine Creatures. Animal Mummies II Divine Creatures. Animal Mummies in Ancient Egypt. Cairo.
2005./Ed. by Ikram S. P. 1-І5.

262 Ibidem. P.6.
2aIbidem.

2M Ibidem. P.7.

265 Матье М.Э. Древнеегипетские мифы II Она лее. Избранные труды по мифологии и идеологии Древнего

Египта./Сост. А.О. Большаков. М., 1996. С. 147-295.


последователей в лице Г. Франкфорта и его многочисленных учеников, создавших теорию египетского мышления как мифотворческого, мифологического. С некоторыми оговорками этой теории придерживается и автор настоящей работы.

Перейдем к анализу мифа о Бену-Фениксе в египтологической литературе. Классический миф о Фениксе был предметом многих исследований, начиная с середины XVI столетия, когда гуманисты опубликовали огромное количество текстов, сделав возможным систематическое изучение классического наследия." О египетской составляющей мифа долгое время было ничего неизвестно, пока в 1856 году Бругш не обнаружил, что под именем птицы Бену, очевидно, следует подразумевать греческого Феникса. Однако, интересы ученых XIX века были сконцентрированы на Фениксе, в основном, как на символе астрономических и хронологических периодов, что и обусловило обсуждение в литературе, преимущественно, этого аспекта связей между египетским Бену и античным Фениксом. Большое значение для изучения представлений о Бену имела статья А. Видемана, посвященная мифу о Фениксе в древнем Египте. В ней автор систематизировал все известные к тому времени упоминания о Бену-Фениксе в египетских источниках, данные о культе этого божества и его месте в ряду других мифологических представлений древнего Египта. Несмотря на то, что многие выводы А. Видемана на настоящий момент устарели и опровергнуты последующими исследованиями, вклад исследователя в интерпретацию мифа о Бену продолжает оставаться весьма значительным.

В египтологической литературе первой половины XX века была продолжена традиция отождествления Бену и Феникса, причем самой мифической птице Бену изредка отводили несколько строк в специальных

266 В кратком историографическом очерке не представляется возможным дать обзор литературы во всем
объеме. Некоторые положения, например, представления о «душе» в египетской религии, культ цапли и
прочее будут рассмотрены непосредственно в самой работе.

267 См. подробнее: Van Den Brock R. The Myth..., P.3.

268 Ibidem. P. 26-32.

269 Wiedemann A. Die Phonix-Sage im alten Aegypten II ZAS 16(1878).S. 89-105.


исследованиях, прежде всего, обращая внимание на функции этой птицы в качестве Ба Осириса и Ра.270 Рассматривались также многочисленные упоминания Бену в «Книге мертвых» и роль этого божества в погребальных ритуалах. 71 Одним из первых специально к теме Бену обратился К. Зете, проанализировав в небольшой заметке этимологию имени этой

ОТУ

божественной птицы. Довольно значительное место в своем обзоре культов древнеегипетских животных и птиц уделил символике, происхождению и важнейшим функциям Бену Г. Кеес. Пожалуй, единственным на сегодняшний день исследованием, посвященным происхождению мифа о Фениксе-Бену, можно считать работу Р. Кларка «Происхождение Феникса».274 В ней автор исследует миф о Фениксе, встречающийся в классической литературе (особенно Геродот II, 73) и пытается найти ему прямые аналогии в египетских источниках, такие как роль Бену в космогонии, в гелиопольском культе солнца, причастность Бену к осирическому циклу, иконография птицы, восседающей на дереве, вовлеченность в мифологические сюжеты, связанные с подъемом вод Нила. Рандл Кларк справедливо утверждает, что Бену являлся доминирующим символом египетского мифотворчества, значившим для египтян, возможно, даже больше, чем классический Феникс для европейской культуры.275

Богатый фактический материал относительно роли Бену в древнеегипетской религии и мифологии собран в статье Л. Какоши в «Лексиконе египтологии».276 Однако, эта работа носит в основном обобщающий и реферативный характер: автор не ставит целью выдвижение новых концепций и гипотез по анализируемой проблематике.

270 См. например, упоминания о Бену в работах: Breasted J.H. Development...Р.72 (связь Бену и Бенбена);
Budge КАЛУ. From Fetish...Р.89-90 и др.

271 См.: Бадж У. Египетская религия...С. 196.

272 Sethe К. Der Name... S.85.

mKees Н. Der Gotterglaube... S.52-53; S.86-87 - связь Бену и священной ивы; S.217 - этимология имени

Бену, S.321 — Бену как гераклеопольское божество.

274 ClarkКТ. The Origin...

215Ibidem. Р.4.

276 Kakosy L. Phom'x//Ld A, Wiesbaden. 1982. Bd.IV. S. 1030-1039.


Много места уделяется проблеме египетского божества Бену в работах,

посвященных классическому мифу о Фениксе. Но так как написаны они, в основном, специалистами в области античной истории, не знающими египетского языка, то базируются на фактах, взятых из египтологической литературы, и не носят самостоятельного характера.

Обширным подбором источников отличаются статьи Эссама эль-Банны, посвященные проблемам гелиопольской мифологии, а также гелиопольской

97R».*

составляющей культа Осириса. Его выводы о солярной составляющей почитания Осириса, нашедшей отражение, в частности, в отождествлении Осириса и Бену, подкреплены многочисленными письменными свидетельствами. Также представляет огромный интерес поднятая Эссамом эль-Банной проблема существования представлений о двух Бену, служивших, по его мнению, проводниками «души» (Ба) покойного в загробных царствиях. Автор доказывает связь представлений о двух Бену и боге Акере, олицетворявшем два горизонта, день вчерашний и день завтрашний. Исследователь ставит ряд вопросов, на которые, к сожалению, недостаток источников не позволяет дать окончательные ответы. Например, были ли два Феникса (Бену) женского и мужского рода; являлись ли мифологические представления о двух Фениксах (Бену) идентичными мифу об одном; обладали ли два Феникса (Бену) культом отличным от культа одного; и, наконец, имела ли планета Венера (Утренняя звезда), отождествленная с Бену (Фениксом) в эпоху Нового царства, отношение к мифам о двух Бену (Фениксах)?279

Из последних работ привлекает внимание статья итальянской исследовательницы Адрианы Беллучио «Миф о Фениксе в свете концепции

280 Т-. -п

единосущности царя отца и сына». В ней автор связывает Ъену с представлениями о царской власти, считая его (Бену) проявлением Осириса, первого умершего земного царя. По ее мнению, «в образе царя совмещается

277 Walla М. Der Vogel Phoenix in der antiken Literatur und der Dichtung des Lactanz.Wien.1969; Van Den Broek
R.
The Myth...

278 Essam El-Banna. Deux etudes...P.l49-171; Essam El-Banna. A propos...P.101-I26.

279 Essam El-Banna A propos...P. 126.

280 Belluccio A. Le mythe....


вечный цикл начала и конца, отца и сына, Осириса и Хора, Феникса и Сокола».281

Наконец, целый ряд проблем и вопросов, связанных с образом Бену, был рассмотрен в статье Ханса-Георга Бартеля, вышедшей в 2007 году." Это исследование посвящено интерпретации изречений текстов «утренних ритуалов» в часовнях храма Сети І в Абидосе, в которых говорится об отождествлении царя с Бену (у X. Бартеля — Феникс, Е.Т.). В статье содержится подробный историко-филологический комментарий текстов, дается сопоставление изречений храма Сети I с аналогичными изречениями «Текстов саркофагов» (изречение 335) и «Книги мертвых» (глава XVII). Автор также рассматривает вопросы происхождения культа Бену, представления о Бену в «Текстах пирамид»284 и т.д. Любопытной представляется его гипотеза, объясняющая природно-климатическими изменениями смену породы птицы, с которой отождествлялся Бену в эпоху Древнего царства - трясогузки (так у X. Бартеля, Е.Т.) на цаплю, что нашло

Лог

отражение уже в «Текстах саркофагов». Основной идеей статьи является попытка автора объяснить появление упоминаний о Бену в текстах храма Сети I концепцией «новой эры», постамарнского возрождения, связанной с возвращением к освященному традицией прошлому. Таким образом, упоминания Бену в текстах храма Сети I, не бесспорно, на наш взгляд, представляется цитатой космогонического изречения «Текстов пирамид».

После обзора концепций Бену-Феникса в современной египтологической литературе, следует рассмотреть отдельные аспекты проблемы и, прежде всего, соотношение между греческим Фениксом и египетским Бену.

Belhiccio A. Le mythe...Р.31. BartelH.-G. «Ichbin...S.35-52. Ibidem. S.38-40. Ibidem. S.41-44. Ibidem. S. 44-46. Ibidem. S.49-51.


Большинство египтологов склонно полностью отождествлять Феникса и Бену. Так, например, Адриана Беллучио утверждает, что в египетских источниках находят подтверждение все основные составляющие греческого мифа о Фениксе:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-30; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.38.142 (0.132 с.)