Источники эпохи Древнего царства (2687 — 2191 гг. До Н. Э). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Источники эпохи Древнего царства (2687 — 2191 гг. До Н. Э).



Основными источниками по избранной нами теме, относящимися к этому периоду древнеегипетской истории, являются письменные памятники.

2.1. «Тексты пирамид». Первым письменным свидетельством, на основании которого можно говорить о наличие представлений о Бен(у), считаются «Тексты пирамид».

К настоящему времени известно 10 пирамид с текстами, самая древняя из которых принадлежит фараону Унису, последнему представителю V

67 Davis W. Masking... P. 17.

6*Ciatowicz K.M. Les palettes egyptiennes aux motifs zoomorphes ct sans decoration: etudes de l'art predynastique.

Krakow. 1991.

69 Kpon A.A. Египет первых фараонов. M., 2005. С.78.

70 Dreyer G. Umm el-Qaab. Nachuntersuchungen im fruhzeitlichen Konigsfriedhof. 5/6 Vorbericht.// MDAIK 49.
1993. Tf.l4.j; Dreyer G Hartung U., Hikade T.,K6hler E.C., Miiller V. Pumpenmeier F. Umm el-Qaab.
Nachuntersuchungen im friihzeitlichen Konigsfriedhof. 9/10 Vorbericht.// MDAIK 54. 1998. Abb. 76.52-58,
Abb.82.X.184. Wilkinson T.A.H. Early Dynastic Egypt. L., N.Y. 2003. P. 319.

71 Последняя десятая пирамида, принадлежавшая царице Анхесенпепи, была открыта не так давно в 2000 г.
экспедицией Французского института археологии в Каире под руководством В. Добрева.


династии, 7 - четырем царям (Тети, Пепи I, Меренра, Пепи И) и трем царицам (Уджебтен, Нейт, Ипут(Апуит)) VI династии, одна - фараону Иби (Аба) (VII династия).72

Тексты высекались на стенах гробничных камер и саркофагов и были расположены так, чтобы умерший фараон в своем саркофаге мог «видеть» и «читать» их. Не все тексты дошли до нас, многие существуют лишь во фрагментарном виде, что, однако, возмещается наличием параллелей к поврежденным частям. Язык «Текстов пирамид» весьма архаичен.

Существует несколько изданий «Текстов пирамид». В ставшей классической публикации немецкого египтолога К. Зете7, которой мы следуем в диссертационной работе, содержится 714 изречений, разбитых на 2217 параграфа. Как отмечает А. Пьянков в своей публикации пирамиды

ПС

Униса, «на крупные разделы «Тексты пирамид» были разделены самими египтянами. Впрочем, встречаются и совсем мелкие разделы, объемом до параграфа. Разделы мы именуем ~ «высказываниями», «изречениями», «речениями» («utterances»). Более мелкую разбивку ввел Курт Зете. То, что у

Mercer S. А. В. Literary Criticism of the Pyramid Texts. L., 1956. P.4. Вопрос о датировке правления царя Иби (Аба) остается открытым. Согласно хронологии, приведенной в «Оксфордской энциклопедии Древнего Египта» под редакцией Д. Редфорда, Иби правил в конце VI династии. Большинство исследователей относят его правление к VIII династии (например, О.Д. Берлев указывает как время его правления конец VIII династии {Берлев О.Д. Раздел первый. Египет. // Источниковедение истории Древнего Востока. / Ред. В.И. Кузищин. М, 1984. С.ЗО)).

73 Mercer S.А.,В. The Pyramid Texts in Translation and Commentary. N.Y., L., Toronto. 1952. Vol. I. P.4.

74 Sethe K. Die altagyptischen Pyramidentexte nach den Papierabdriicken und Photographien des Berliner Museums
neu herausgegeben und erlautert. Nachdruck. Hildesheim, Zurich, N.Y. 1987. Существует несколько переводов
текстов, наиболее известные из которых: Sethe К. Ubersetzung und Kommentar zu den altagyptischen
Pyramidentexten. Hamburg. 1935-1962. Bd.I-VI; Mercer S.A.B. The Pyramid Texts.... Одним из лучших является
перевод Р. Фолкнера: Faulkner R.O. The Ancient Egyptian Pyramid Texts, Oxford (первое издание 1969 и
позднейшие переиздания). При исследовании источника чрезвычайно важен характер издания. Издание Г.
Масперо: «Les inscriptions des Pyramides de Saqqarah», вышедшее в 1884 году, представляло собой свод
текстов каждой конкретной пирамиды. К. Зете же в своей работе дал одновременное построчное
сопоставление аналогичных изречений по текстам 5 известных к тому времени пирамид (Униса, Тети, Пепи
I, Меренра и Пепи II), что было весьма удобно для специалистов-филологов, но сделало затруднительным
изучение пирамиды как целостного комплекса и породило мнение о бессистемности текстов. В промежутке
между 1920 и 1936 Г. Жакье обнаружил аналогичные тексты в пирамидах Уджебтен, Нейт, Ипут и Иби,
которые были им изданы: Jdquier G. La pyramide d'Oudjebten. Le Caire. 1928, Jequier G. Les pyramides des
reines Neit et Apoit. Le Caire. 1933, Jequier G. La pyramide d'Aba. Le Caire. 1935.

На русский язык «Тексты пирамид» полностью переведены не были. Работа А.А. Коцейовского (Коцейовский А.А. Тексты пирамид. Одесса, 1917. т. I. //Записки Новороссийского университета. Т. 14. 1918) в связи с трагическими событиями российской истории завершена не была. Тем не менее, следует отметить прекрасное современное издание этой работы под редакцией А.С. Четверухнна, снабженное приложениями, в которых А.С. Четверухин собрал выдержки из практически всех существующих на сегодняшний день работ исследователей-египтологов, посвященных различным интерпретациям «Текстов пирамид». Публикация снабжена также исчерпывающими историко-филологическими комментариями редактора (Тексты пирамид. Под общ. ред. А.С. Четверухнна. СПб. 2000). 15PiankoffA. The pyramid of Unas. Texts Translated with Commentary.// Bollingen Series XL. N.Y., 1968.


него именуется «параграфами», мы именуем как «заклинание» («spell»)». По утверждению А.С. Четверухина, «деление на параграфы и строки — дело условное, тем более условно наименование этих делений «параграфами» и «строками»».77 По мнению некоторых исследователей, характер публикации не позволяет в полной мере воссоздать целостную картину религиозно-мифологических представлений создателей данных текстов, ибо, «комплекс текстов каждой пирамиды растворился в бесчисленных номерах изречений и

по

параграфов и перестал существовать как цельный памятник».

Не представляется возможным точно определить время создания «Текстов пирамид», состоящих из разнообразных и разновременных компонентов, древнейшие из которых, вероятно, относятся к додинастическому Египту.79 С. Мерсер полагал, что многие из текстов были созданы еще задолго до объединения Египта: «можно не сомневаться в том, что на более раннем этапе эти тексты — конечно самые древние из них — передавались из уст в уста, пока письмо не было изобретено и доведено до такого уровня, что на нем стало возможным записывать такие тексты. Сначала они записывались на папирусных свитках и черепках, многие из них со временем исчезли, а то, что осталось в виде различных изречений, было собрано и начертано на стенах пирамид в Саккара».80

Четверухин А.С. Публикации, переводы и смысл Текстов Пирамид по высказываниям исследователей. // Тексты пирамид...С.269.

77 Там же. С. 292. Позволю себе привести обширную цитату из комментария А.С. Четверухина:
«Возвращаясь к проблеме того, что и как называть в Текстах Пирамид, отметим, что А. Пьянков
предпочитает именовать главы Qiw.w.i) термином «utterance» - «высказывание», а параграфы - термином
«spell» - заклинание. Курт Зете отмечал, что деление на параграфы условно и базируется исключительно на
смысловом чтении потока текста. Деление параграфов на строки тоже основано на смысловом членении
текста. И, наконец, деление huwat — на параграфы и строки диктуется чисто практическими соображениями
издания текста, его интерпретации (грубо именуемой «переводом») и необходимостью ссылок на то и
другое..;В начале каждой huwata стоит выражение dada madawi «произнесение речи». Было бы прекрасно,
если бы сами египтяне каждый параграф, тем более, каждую строку, начинали бы с этого выражения,
которое легче простого «перевести» русским «речением». Увы! оно стояло не только в начале каждой hitwati
(генитив),
но и в начале каждой настенной строки, неважно, приходилось ли оно на начало, середину или
конец того, что К. Зете именует параграфом. Называть «главу» «речением», конечно, можно, ибо
«произнесение речи» - непременный атрибут начала каждой главы. Но целесообразно ли? Приурочение
термина «речение» к «парафафу» возможно, и к этому склонялся Ю.Я. Перепелкнн, но тоже условно, как и
приурочивание термина «речение» к строке. Но не исключено, что для отечественных работ
целесообразным остается все же принцип: «глава» - «речение» (вместо «парафафа») — «строка». (Там же. С.
292-293).

78 Матье М.Э. Тексты пирамид — заупокойный ритуал (о порядке чтения Текстов пирамид) // Она оке.
Избранные труды по мифологии и идеологии Древнего Египта. / Сост. А.О. Большаков. М., 1996. С.39.

79 Тураев Б.А. Египетская литература. М., 1920. T.1.C.38.

%0 Mercer S.A.B. The Pyramid Texts....: Цит. по: А.С. Четверухин Ук. соч. С.230.


Исследователи выделяют в текстах две противоборствующие

81 ^

теологические тенденции: солярную, гелиопольскую, и осирическую. С Мерсер отмечает, что задолго до того, как тексты были записаны на стенах пирамид, наряду с солярными текстами существовали и тексты, посвященные культу Осириса. Жрецы Гелиополя были первыми из тех, кто собрал и записал известные тексты. По мере накопления текстов и составления свода возникла тенденция включать в их состав и осирические тексты. С определенностью можно говорить лишь о том, что впервые тексты были высечены при фараоне Унисе с целью обеспечения посмертного существования умершего царя.83 Ж. Леклян полагал, что «эта идея проводилась настойчиво и самыми разными литературными приемами. Одержимость этой идеей высвечивается благодаря неустанным повторениям одного и того же на разные лады. На самом же деле «Тексты пирамид» сочетают между собой совершенно разные тексты, можно сказать, трудно совместимые, изначально составленные из различных формул, обладавших, к тому же, и отличными функциями».84

С. Мерсер полагал, что по сюжетам тексты можно классифицировать на содержащие: 1)погребальный ритуал с приношением даров, 2)магические формулы в защиту от бед и несчастий, 3) ритуал поклонения, 4)религиозные гимны, 5)мифические формулы, отождествляющие покойного царя с тем или иным божеством, 6) молитвы и мольбы от имени покойного царя. 5

В настоящее время является доказанным ритуальный характер этого памятника. М.Э. Матье рассматривала «Тексты пирамид» в целом как запись слов, произносившихся при совершении ритуальных обрядов в

Исследователи не пришли к единому мнению относительно этих теологических систем. Некоторые считают более древней соляную (см. например: Коцейовский А.А. Тексты...С.48-50; Тураев Б А. Египетская...С.38.), другие осирическую (Матье М.Э. Тексты...С. 65).

82 Mercer S.A.B. The Pyramid Texts....: Цит. по: А.С. Четверухин. Публикации...С.234.

83 Существует несколько мнений по поводу причин, побудивших Униса запечатлеть ритуальные тексты на
стенах своей пирамиды. Наиболее достоверной представляется версия Ю.Я. Перепелкина, объяснявшего
появление текстов в пирамидах общим ослаблением царской власти при V династии. (Перепелкгш Ю.Я.
Древний Египет // История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги
рабовладельческой цивилизации. Ч. II. М., 1988. С. 374).

84 LeclantJ. Les Textes des Pyramides. Extrait de Textes et Langages de 1'Egypte Pharaonique. IFAO. Le Caire.
1972. P.37-52. Цит по: А.С. Четверухин. У к. соч. С.310.

85 Mercer S.A.B. Op.cit.: Цит. по: А.С. Четверухин Ук. соч. С.232.


соответствующих помещениях пирамид, что подтверждается наличием «сценических ремарок» и расположением текстов в соответствии с определенной системой.86

«Тексты пирамид» дают богатый материал, позволяющий определить место и значение образов птиц в древнеегипетской религии и мифологии, повлиявших на формирование представлений о божественной цапле Бену. Особенно важным для нашего исследования является глава 600 (изречение 1552 а-с) с изложением гелиопольской версии происхождения мира, где впервые упоминается птица Бен в космогоническом контексте и место ее почитания - hw.t-bn («дом Бен»).

2.2. Сведения о почитании цапли в Буто (Джебаут), культ которой в более позднее время стал важной составляющей культа Бену, содержатся в знаменитой древнеегипетской «летописи» на Палермском камне, представляющем собой фрагмент базальтовой плиты, обе стороны которой разделены на горизонтальные строки, поделенные на вертикальные столбцы. Палермский камень содержит погодовую хронику событий царствования

египетских правителей с раннединастического периода до V династии. Исследователи датируют создание памятника началом V династии, временем фараона Нефериркара (2492 - 2482 гг. до н.э.), последнего в ряду

древнеегипетских правителей, перечисленных на камне. Интересующая нас надпись сделана на оборотной стороне Палермского камня, где представлен перечень имущества — перечисление даров фараонов различным храмам, и относится к правлению царя Усеркафа (2513 - 2506 гг. до н.э.).90

К эпохе Древнего царства относятся и некоторые другие письменные источники, позволяющие реконструировать символику и функции Бену.

86 Матье М.Э. Тексты...С.46.

87 Крон А.А. Египет первых фараонов. М., 2005. С.81.

88 Черезов Е.В. Древнейшая летопись «Палермский камень» и документы Древнего Царства Египта. // Эмери
У.В.
Архаический Египет. Спб. 2001. С.310. Здесь же приводятся различные точки зрения исследователей о
датировке камня. Так, согласно одной из них, записи на лицевой стороне камня были сделаны еще в период
правления IV династии (Там же. С. 311).

89 Там же. С. 313.

90 Там же. С. 319 (перевод Е.В. Черезова). Так же используется перевод Н.С. Петровского (Петровский Н.С.
Древнейшая летопись «Палермский камень» // Эмери У.В. Архаический Египет. Спб. 2001. С. 331-353).
Иероглифический текст: Urk. I. 241 (13).


Одним из первых известных свидетельств почитания Бену в облике цапли может служить упоминание топонима bnw в списке заупокойных имений из гробницы вельможи Меху (VI династия).91

Следует также отметить стелу, относящуюся к VI династии, найденную Гренфелом и Хантом близ Ком-эль-Ахмара (Савариса) в районе XVII верхнеегипетского нома. " В ней упоминается место, где почитали цаплю - hw.t-bnw. Исследователи считают топоним названием столицы XVIII или XVII верхнеегипетского нома.

2.3. Изображения на стенах гробниц и храмов. Понимание культуры как знаковой системы приводит к необходимости анализа не только тех текстов, единицами которых являются знаки естественного языка, но и тех, которые

94 т/-

складываются из вещественных или действенных знаков. К их числу принадлежат и многочисленные изображения на стенах гробниц и храмов, представляющие собой автономную знаковую систему, развивающуюся по собственным законам. Толкование семантики этих текстов позволяет глубже проникнуть в сущность религиозно-мифологических представлений, сокрытую для нас в строгих линиях канонически единообразных фигур богов и людей. Изображения, таким образом, являются универсальным денотатом, связывающим понятие и визуальный образ. Одним из самых информативных источников, на основании которого можно проследить этапы становления иконографии Бену, место образа этой птицы в системе религиозно-мифологических понятий и представлений служат рельефы и изображения в частных гробницах. Они известны нам по многочисленным памятникам, начиная с эпохи Древнего царства и до позднейшего времени. Как отмечал Ю.Я. Перепелкин, «сцены внутри вельможеских гробниц - это своего рода окаменелое кино, запечатлевшее тогдашнюю хозяйственную жизнь: к изображенным работникам и должностным лицам кроме их обозначений

9iZivie А.-P. Hermopolis et le nome de l'lbis. Recherches sur la province du dieu Thot en Basse Egypte.I. Introduction et inventaire chronologique des sources II IFAO, BdE. T. LXVI. le Caire.1975. P.39.

92 Gardiner A. Ancient Egyptian Onomastica. Oxford. 1947. Vol. II. P.107-108; Vandier J. Le papyrus Jumilhac.
Paris. 1961.P.40.

93 Gardiner A. Op.cit. P. 108.

94 АнтоноваE.B. Обряды...C.7.


бывают приписаны их разговоры и возгласы, а к представленным действиям -частные и общие пояснения («титры»). Глядя на изображенные сельскохозяйственные и ремесленные работы, сановный покойник, по египетским воззрениям, на деле переживал изображенное, таинственно воскрешал для себя то, что имел и что получал когда-то».

Одной из самых популярных сцен гробничных рельефов, начиная с мастаб IV династии, была охота на птиц. В гробнице Хетепет этот сюжет соседствует с изображением нескольких цапель, мирно сидящих в зарослях тростника. 6 Необходимо отметить точность, с которой художники воспроизводили образы птиц - они выглядят вполне реалистично, в отличие от достаточно условных изображений додинастического и раннединастического времени. Огромное количество сцен с участием птиц мы видим также в гробнице Ти в Саккаре (V династия).97

Особого внимания заслуживают рельефы из солнечного святилища

__ по

фараона V династии Ниусерра (2474 - 2444 гг. до н.э.) в Абу-ГуробеЛ На этих рельефах детерминативом топонима ЪпЛ служит изображение зуйка, в образе которого птица Бен фигурирует в известном космогоническом фрагменте «Текстов пирамид».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-30; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.161.116 (0.022 с.)