Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Родственные слова и общая морфема⇐ ПредыдущаяСтр 14 из 14
56. «Похожие слова». Логопед демонстрирует детям несколько картинок, на которых изображены: сад, маленький садик, садовник, который поливает садовые цветы. Он объясняет детям значение каждого слова, интонационно выделяя общую часть слова, говорит, что все эти слова связаны со ловом сад (садик — маленький сад, садовник — человек, который ухаживает за садом, садовые цветы — те, которые растут только в саду). Затем логопед читает стихотворение. Как растут слова Как-то много лет назад Вот из сада Вам рассада, Вот еще посадки рядом. А вот садовод, С ним садовник идет. Очень интересно Гулять в саду словесном. (Е. Измайлов) После прочтения стихотворения детям дается задание составить словосочетания или предложения с этими словами. При затруднении демонстрируются сюжетные картинки. Примерный речевой материал: Колхозники посадили сад. Садовник ухаживает за садом, поливает садовые цветы и другие посадки. Садовник посыпает садовые дорожки песком. Колхозники посадили большой сад, а около нашего дома есть маленький садик. В нем мы тоже посадили садовые цветы. Мы ухаживаем за садовыми цветами. 57. «Назови лишнее слово». Логопед произносит группу из трех слов, два из которых являются однокоренными, а третье содержит омонимичный корень, и предлагает детям назвать лишнее слово, обосновав свой выбор. Примерный речевой материал: нос — носовой — носить; вода — водить — водный; белка — белый — белить; ножной — ножевой — ножик: вина — виноватый — виноград; измученный — мучной — замучить; распарывать — распарить — парилка; пылинка — запылать — запылить; растоптать — топот — растопить. 58. «Подбери слова-родственники». Детям демонстрируется сюжетная картинка с изображением леса. Логопед проводит беседу по картинке, задавая детям вопросы: Что нарисовано на картинке? (лес). Как можно назвать маленький лес? (лесок). Как называют зверей и птиц, которые живут в лесу? (лесные). Как называют человека, который охраняет лес и заботится о лесных животных? (лесник). Как называется сказочный персонаж, живущий в лесу? (старик-лесовик).
Затем логопед называет слова лес, лесок, лесные, лесник, лесовик и предлагает детям определить, что общего в этих словах. Аналогичная работа может проводиться на материале других слов. Примерный речевой материал: игра — игрушка, игрушечный, игровой, игрушечка, играть; ночь — ночка, ночной, ноченька, ночевка, ночник, ночевать; печь — печка, печурка, печеный, испечь, запечь, печник; город — городок, городской, городовой, пригород; ягода — ягодка — ягодный — ягодник; лед — ледяной — ледовый — ледышка — ледник — заледенеть. 59. «Назови общую часть». Логопед произносит слова, голосом выделяя общую морфему (корень), и предлагает детям определить и назвать общую часть родственных слов, объяснив свой выбор. Примерный речевой материал: дуб — дубок — дубовый; голос — голосистый — голосить; дом — домик — домашний; лежбище — лежебока — лежать; белить — белый — побелка; пляска — плясовая — плясать; сор — сорный — сорить; дымить — дымка — задымление; ходить — поход — ходок; пылинка — пыльный — запылить. 60. «Назови родственные слова». Логопед, называя слово, бросает мяч детям. Ребенок, возвращая мяч, называет родственное слово. Коррекция нарушений лексико-грамматического строя речи 187 Примерный речевой материал: кот... котик, котенок, котище, кошка, кошачий, кошечка, коток; лиса... лис, лисенок, лисий, лисонька; сад... садик, садовый, посадки, посадить, садовник; соль... соленый, посолить, соленья; лес... лесок, лесной, лесник, перелесок; гора... горка, пригорок, горный, горняк; воз... возить, повозка, перевозка, возчик, возница; горе... горюшко, горевать, горести, пригорюниться; вода... водный, подводный, водовоз, водяной, подводник; поле... полюшко, полевой, полевка; пол... половая, напольная, половик, половица; рисунок... рисовать, зарисовка, рисование, разрисовать; рис... рисинка, рисовый; крепость... крепкий, укрепление, крепить, подкрепление. 61. «Договори похожие слова». Логопед начинает предложение и предлагает детям продолжить его, используя похожие слова. Примерный речевой материал: Скоро сказка... (сказывается), да не скоро дело... (делается). Хватит тебе, молодцу, горе... (горевать). Не впервой волку зиму... (зимовать). Молодое растет, а старое... (старится). Все живое хочет... (жить).
62. «Найди общую часть в словах». Логопед произносит слова, голосом выделяя общую морфему (приставку), и предлагает детям определить и назвать общую часть слова, объяснив свой выбор. Примерный речевой материал: выбежать, выйти, выпрыгнуть; прийти, прибежать, приплыть; уйти, улететь, убежать; отбежать, отъехать, отплыть; влететь, вбежать, въехать; зайти, залететь, забежать; подбежать, подпрыгнуть, подлететь; перейти, перелезть, перешагнуть. 63. «Найди лишнее слово». Логопед произносит слова, голосом выделяя общую морфему (приставку), и предлагает детям определить и назвать лишнее слово, объяснив свой выбор. Примерный речевой материал: унести, прийти, приподнять; прибежать, зайти, принести; выкинуть, войти, выпрыгнуть; прийти, подскочить, прибежать; выйти, вбежать, вылететь; отползти, отработать, забежать; переплыть, отойти, перепрыгнуть; зайти, занести, вылезти. 64. «Помоги Незнайке». Логопед произносит слова и предлагает детям помочь Незнайке определить, чем различаются слова, объяснив свой ответ. Примерный речевой материал: влететь — подлететь; подъехать — уехать; наехать — отъехать; переплыть — заплыть; прибежать — убежать; отпрыгнуть — запрыгнуть. 65. «Назови слова». Логопед предлагает детям назвать как можно больше слов, у которых в начале находится общая часть (приставка): пере-, вы-, под-, в-, за-, при-, от-, с-. Рекомендуемая литература 1. Аркин Е. А. Дошкольный возраст. — М., 1948. 2. Белова-Давид Р. А. Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи // Нарушение речи у дошкольников. — М., 1972. 3. Белова-Давид Р. А. Причины недоразвития импрессивной и экспрессивной речи у детей дошкольного возраста // Нарушение речи у дошкольников. — М., 1972. 4. Бельтюков В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. — М., 1977. 5. Брызгунова Е. А, Звуки и интонация русской речи. — М., 1983. 6. Выготский Л. С. Мышление и речь. — М., 1934. 7. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. —М., 1961. 8. Гуровец Г. В., Маевская С. И. К генезису фонетико-фонематических расстройств // Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. — М., 1982. 9. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. — М., 1981. 10. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи // В защиту живого слова. — М., 1966. 11. Жукова Н. С., Мастюкова Е.М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — М., 1990. 12. Зиндер Л.Р. Общая фонетика. — М., 1979. 13. Карпова С. Н., Колобова И. Н. Особенности ориентировки на слово у детей. — М., 1978. 14. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка (Роль двигательного анализатора в формировании высшей нервной деятельности). — М., 1973. 15. Левина Р. Е. Особенности акустического восприятия у детей с речевыми нарушениями // Развитие лексики в условиях сенсорных дефектов. — М., 1966. 16. Леонтьев А. А. Психологическая структура значения // Семантическая структура слова. — М., 1971. 17. Лопатина Л. В. Методика исследования экспрессивной речи детей дошкольного возраста, страдающих стертой формой дизартрии // Изучение и коррекция речевых расстройств. — Л., 1987.
18. Лопатина Л. В. Характеристика и структура речевого дефекта у дошкольников со стертой дизартрией: Особенности механизмов, структуры нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальной, сенсорной и двигательной недостаточностью. — СПб., 1996. 19. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушение при локальных поражениях мозга. — М., 1968. 20. Лурия А. Р. Язык и сознание. — М., 1975. 21. Мартынова Р. И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрии и функциональной динамией // Расстройства речи и методы их устранения. — М., 1976. 22. Святозарова Н.Д. Интонационная система русского языка. Л., 1982. 23. Серебрякова Н. В. Сравнительный анализ формирования семантических полей у дошкольников с нормальным и нарушенным развитием // Актуальные проблемы обучения, адаптации и интеграции детей с нарушениями развития. — СПб., 1995. 24. Серебрякова Н. В. Особенности ориентировки на семантическую структуру слова у дошкольников со стертой формой дизартрии // Проблемы детской речи: Сборник. — СПб., 1996. 25. Сизова Э. Я. Нейрофонетическая характеристика бокового сигматизма // Психические и речевые нарушения у детей и пути их коррекции. — Л., 1976. 26. Сизова Э. Я., Макарова Э. К. О механизме бокового сигматизма // Психические и речевые нарушения у детей. Вопросы реабилитации. — Л., 1979. 27. Соботович Е. Ф. Недостатки звукопроизношения у детей дошкольного возраста и методы их преодоления // Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей. — Л., 1976. 28. Соботович Е.Ф., Чернопольская А.Ф. Проявления стертых дизартрии и методы их диагностики // Дефектология. 1974. №4. 29. Спирова Л. Ф. Особенности звукового анализа у детей с недостатками речи. — М., 1967. 30. Чиркина Г. В. Дети с нарушением артикуляторного аппарата. — М., 1969. 31. Чиркина Г. В. Обследование звуковой стороны речи. Обследование понимания речи // Методы обследования нарушений речи у детей. — М., 1982. 32. Чистович Л.А., Кожевников В. А., Алякринский В. В. и др. Речь, артикуляция и восприятие. — М.; Л., 1965. 33. Штерн А. С. Артикуляторные таблицы: Методическая разработка для развития навыка аудирования и тестирования слуховой функции. — Л., 1984. 34. Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. — Л., 1974. 35. Эльконин Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. — М., 1969.
Содержание Предисловие ГЛАВА 1. Коррекция фонетико-фонематических нарушений у дошкольников со стертой дизартрией
1.1. Особенности фонетико-фонематических нарушений у дошкольников со стертой дизартрией Особенности фонетических нарушений Особенности фонематических нарушений 1.2. Методика преодоления фонетико-фонематических нарушений у дошкольников со стертой дизартрией Методика преодоления фонетических нарушений речи Методика преодоления фонематических нарушений речи ГЛАВА 2. Коррекция нарушений лексико-грамматического строя речи у дошкольников со стертой дизартрией 2.1. Особенности лексико-грамматического строя речи у дошкольников со стертой дизартрией 2.2. Коррекция нарушений лексико-грамматического строя речи у дошкольников со стертой дизартрией Рекомендуемая литература
Людмила Владимировна Лопатина ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА с минимальными дизартрическими расстройствами Учебное пособие Редактор Н. Л. Товмач Верстка М. Г. Столярова ЛП № 000373 от 30.12.99 г. Подписано в печать 31.01.2005. Формат 84 х 108 1/32. Бумага газетная. Печать офсетная. Гарнитура «Школьная» 6,5 печ. л. Доп. тираж 5000 экз. Заказ № 94. Издательство «Союз» 191180, Санкт-Петербург, наб. р. Фонтанки, д. 90, к. 4. E-mail:souz@ppp.delfa.net Отпечатано с готовых фотоформ в ФГУП ИПК «Лениздат» Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ. 191023, Санкт-Петербург, наб. р. Фонтанки, 59.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.209 (0.035 с.) |