Родственные слова и общая морфема 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Родственные слова и общая морфема



 

56. «Похожие слова».

Логопед демонстрирует детям несколько картинок, на которых изображены: сад, маленький садик, садов­ник, который поливает садовые цветы. Он объясняет детям значение каждого слова, интонационно выделяя общую часть слова, говорит, что все эти слова связаны со ловом сад (садик — маленький сад, садовник — чело­век, который ухаживает за садом, садовые цветы — те, которые растут только в саду). Затем логопед читает сти­хотворение.

Как растут слова

Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым —
Был он только словом.
Это слово, словно корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло —
Стало много новых слов.

Вот из сада

Вам рассада,

Вот еще посадки рядом.

А вот садовод,

С ним садовник идет.

Очень интересно

Гулять в саду словесном.

(Е. Измайлов)

После прочтения стихотворения детям дается зада­ние составить словосочетания или предложения с эти­ми словами. При затруднении демонстрируются сюжет­ные картинки.

Примерный речевой материал:

Колхозники посадили сад. Садовник ухаживает за са­дом, поливает садовые цветы и другие посадки. Садов­ник посыпает садовые дорожки песком. Колхозники посадили большой сад, а около нашего дома есть ма­ленький садик. В нем мы тоже посадили садовые цве­ты. Мы ухаживаем за садовыми цветами.

57. «Назови лишнее слово».

Логопед произносит группу из трех слов, два из кото­рых являются однокоренными, а третье содержит омо­нимичный корень, и предлагает детям назвать лишнее слово, обосновав свой выбор.

Примерный речевой материал:

нос — носовой — носить; вода — водить — водный; белка — белый — белить; ножной — ножевой — ножик: вина — виноватый — виноград; измученный — мучной — замучить; распарывать — распарить — парилка; пылинка — запылать — запылить; растоптать — топот — растопить.

58. «Подбери слова-родственники».

Детям демонстрируется сюжетная картинка с изоб­ражением леса. Логопед проводит беседу по картинке, задавая детям вопросы:

Что нарисовано на картинке? (лес). Как можно назвать маленький лес? (лесок). Как называют зверей и птиц, которые живут в лесу? (лесные).

Как называют человека, который охраняет лес и забо­тится о лесных животных? (лесник).

Как называется сказочный персонаж, живущий в лесу? (старик-лесовик).

Затем логопед называет слова лес, лесок, лесные, лесник, лесовик и предлагает детям определить, что обще­го в этих словах. Аналогичная работа может проводить­ся на материале других слов.

Примерный речевой материал:

игра — игрушка, игрушечный, игровой, игрушечка, играть;

ночь — ночка, ночной, ноченька, ночевка, ночник, ноче­вать;

печь — печка, печурка, печеный, испечь, запечь, печник; город — городок, городской, городовой, пригород; ягода — ягодка — ягодный — ягодник; лед — ледяной — ледовый — ледышка — ледник — за­леденеть.

59. «Назови общую часть».

Логопед произносит слова, голосом выделяя общую морфему (корень), и предлагает детям определить и назвать общую часть родственных слов, объяснив свой выбор.

Примерный речевой материал:

дуб — дубок — дубовый; голос — голосистый — голосить; дом — домик — домашний; лежбище — лежебока — лежать; белить — белый — побелка; пляска — плясовая — плясать; сор — сорный — сорить; дымить — дымка — задымление; ходить — поход — ходок; пылинка — пыльный — запылить.

60. «Назови родственные слова». Логопед, называя слово, бросает мяч детям. Ребенок,

возвращая мяч, называет родственное слово.

Коррекция нарушений лексико-грамматического строя речи 187 Примерный речевой материал:

кот... котик, котенок, котище, кошка, кошачий, ко­шечка, коток;

лиса... лис, лисенок, лисий, лисонька;

сад... садик, садовый, посадки, посадить, садовник;

соль... соленый, посолить, соленья;

лес... лесок, лесной, лесник, перелесок;

гора... горка, пригорок, горный, горняк;

воз... возить, повозка, перевозка, возчик, возница;

горе... горюшко, горевать, горести, пригорюниться;

вода... водный, подводный, водовоз, водяной, подводник;

поле... полюшко, полевой, полевка;

пол... половая, напольная, половик, половица;

рисунок... рисовать, зарисовка, рисование, разрисовать;

рис... рисинка, рисовый;

крепость... крепкий, укрепление, крепить, подкрепление.

61. «Договори похожие слова».

Логопед начинает предложение и предлагает детям продолжить его, используя похожие слова. Примерный речевой материал:

Скоро сказка... (сказывается), да не скоро дело... (делается). Хватит тебе, молодцу, горе... (горевать). Не впервой волку зиму... (зимовать). Молодое растет, а старое... (старится). Все живое хочет... (жить).

62. «Найди общую часть в словах».

Логопед произносит слова, голосом выделяя общую морфему (приставку), и предлагает детям определить и назвать общую часть слова, объяснив свой выбор.

Примерный речевой материал:

выбежать, выйти, выпрыгнуть; прийти, прибежать, приплыть; уйти, улететь, убежать; отбежать, отъехать, отплыть; влететь, вбежать, въехать;

зайти, залететь, забежать; подбежать, подпрыгнуть, подлететь; перейти, перелезть, перешагнуть.

63. «Найди лишнее слово». Логопед произносит слова, голосом выделяя общую

морфему (приставку), и предлагает детям определить и назвать лишнее слово, объяснив свой выбор. Примерный речевой материал:

унести, прийти, приподнять; прибежать, зайти, принести; выкинуть, войти, выпрыгнуть; прийти, подскочить, прибежать; выйти, вбежать, вылететь; отползти, отработать, забежать; переплыть, отойти, перепрыгнуть; зайти, занести, вылезти.

64. «Помоги Незнайке». Логопед произносит слова и предлагает детям помочь

Незнайке определить, чем различаются слова, объяснив свой ответ.

Примерный речевой материал:

влететь — подлететь; подъехать — уехать; наехать — отъехать;

переплыть — заплыть; прибежать — убежать; отпрыгнуть — запрыгнуть.

65. «Назови слова».

Логопед предлагает детям назвать как можно боль­ше слов, у которых в начале находится общая часть (приставка): пере-, вы-, под-, в-, за-, при-, от-, с-.

Рекомендуемая литература

1. Аркин Е. А. Дошкольный возраст. — М., 1948.

2. Белова-Давид Р. А. Клинические особенности детей дошколь­ного возраста с недоразвитием речи // Нарушение речи у до­школьников. — М., 1972.

3. Белова-Давид Р. А. Причины недоразвития импрессивной и экспрессивной речи у детей дошкольного возраста // Нару­шение речи у дошкольников. — М., 1972.

4. Бельтюков В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе вос­приятия и усвоения устной речи. — М., 1977.

5. Брызгунова Е. А, Звуки и интонация русской речи. — М., 1983.

6. Выготский Л. С. Мышление и речь. — М., 1934.

7. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. —М., 1961.

8. Гуровец Г. В., Маевская С. И. К генезису фонетико-фонематических расстройств // Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. — М., 1982.

9. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. — М., 1981.

10. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи // В за­щиту живого слова. — М., 1966.

11. Жукова Н. С., Мастюкова Е.М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — М., 1990.

12. Зиндер Л.Р. Общая фонетика. — М., 1979.

13. Карпова С. Н., Колобова И. Н. Особенности ориентировки на слово у детей. — М., 1978.

14. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функ­ций мозга ребенка (Роль двигательного анализатора в фор­мировании высшей нервной деятельности). — М., 1973.

15. Левина Р. Е. Особенности акустического восприятия у детей с речевыми нарушениями // Развитие лексики в условиях сенсорных дефектов. — М., 1966.

16. Леонтьев А. А. Психологическая структура значения // Се­мантическая структура слова. — М., 1971.

17. Лопатина Л. В. Методика исследования экспрессивной речи детей дошкольного возраста, страдающих стертой формой дизартрии // Изучение и коррекция речевых расстройств. — Л., 1987.

18. Лопатина Л. В. Характеристика и структура речевого дефек­та у дошкольников со стертой дизартрией: Особенности ме­ханизмов, структуры нарушений речи и их коррекции у де­тей с интеллектуальной, сенсорной и двигательной недоста­точностью. — СПб., 1996.

19. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нару­шение при локальных поражениях мозга. — М., 1968.

20. Лурия А. Р. Язык и сознание. — М., 1975.

21. Мартынова Р. И. Сравнительная характеристика детей, стра­дающих легкими формами дизартрии и функциональной динамией // Расстройства речи и методы их устранения. — М., 1976.

22. Святозарова Н.Д. Интонационная система русского языка. Л., 1982.

23. Серебрякова Н. В. Сравнительный анализ формирования се­мантических полей у дошкольников с нормальным и нару­шенным развитием // Актуальные проблемы обучения, адап­тации и интеграции детей с нарушениями развития. — СПб., 1995.

24. Серебрякова Н. В. Особенности ориентировки на семантиче­скую структуру слова у дошкольников со стертой формой диз­артрии // Проблемы детской речи: Сборник. — СПб., 1996.

25. Сизова Э. Я. Нейрофонетическая характеристика бокового сигматизма // Психические и речевые нарушения у детей и пути их коррекции. — Л., 1976.

26. Сизова Э. Я., Макарова Э. К. О механизме бокового сигматизма // Психические и речевые нарушения у детей. Вопросы реабилитации. — Л., 1979.

27. Соботович Е. Ф. Недостатки звукопроизношения у детей дош­кольного возраста и методы их преодоления // Педагогичес­кие пути устранения речевых нарушений у детей. — Л., 1976.

28. Соботович Е.Ф., Чернопольская А.Ф. Проявления стертых дизартрии и методы их диагностики // Дефектология. 1974. №4.

29. Спирова Л. Ф. Особенности звукового анализа у детей с недо­статками речи. — М., 1967.

30. Чиркина Г. В. Дети с нарушением артикуляторного аппара­та. — М., 1969.

31. Чиркина Г. В. Обследование звуковой стороны речи. Обсле­дование понимания речи // Методы обследования наруше­ний речи у детей. — М., 1982.

32. Чистович Л.А., Кожевников В. А., Алякринский В. В. и др. Речь, артикуляция и восприятие. — М.; Л., 1965.

33. Штерн А. С. Артикуляторные таблицы: Методическая разра­ботка для развития навыка аудирования и тестирования слу­ховой функции. — Л., 1984.

34. Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. — Л., 1974.

35. Эльконин Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. — М., 1969.

 

Содержание

Предисловие

ГЛАВА 1. Коррекция фонетико-фонематических нарушений у дошкольников со стертой дизар­трией

1.1. Особенности фонетико-фонематических нарушений

у дошкольников со стертой дизартрией

Особенности фонетических нарушений

Особенности фонематических нарушений

1.2. Методика преодоления фонетико-фонематических нарушений у дошкольников со стертой дизартрией

Методика преодоления фонетических нарушений речи

Методика преодоления фонематических нарушений речи

ГЛАВА 2. Коррекция нарушений лексико-грамматического строя речи у дошкольников со стертой дизартрией

2.1. Особенности лексико-грамматического строя речи у дошкольников со стертой дизартрией

2.2. Коррекция нарушений лексико-грамматического строя речи у дошкольников со стертой дизартрией

Рекомендуемая литература

 

 

Людмила Владимировна Лопатина

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА с минимальными дизартрическими расстройствами

Учебное пособие

Редактор Н. Л. Товмач Верстка М. Г. Столярова

ЛП № 000373 от 30.12.99 г.

Подписано в печать 31.01.2005. Формат 84 х 108 1/32. Бумага газетная. Печать офсетная. Гарнитура «Школьная» 6,5 печ. л. Доп. тираж 5000 экз. Заказ № 94.

Издательство «Союз» 191180, Санкт-Петербург, наб. р. Фонтанки, д. 90, к. 4. E-mail:souz@ppp.delfa.net

Отпечатано с готовых фотоформ в ФГУП ИПК «Лениздат» Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ. 191023, Санкт-Петербург, наб. р. Фонтанки, 59.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.209 (0.035 с.)