Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Определение места звука по отношению к другим звукам
При формировании указанного действия с детьми проводится работа по анализу слова, выяснению, какой звук слышится в слове перед заданным и после заданного звука. Детям предлагается самим подобрать слова, в которых перед заданным звуком или после него слышатся определенные звуки. В процессе формирования элементарных форм фонематического анализа учитывается, что для выделения звука на фоне слова, вычленения его из слова важное значение имеет позиция звука в слове, характер звука, а также произносительные особенности звукового ряда. При подборе дидактического и речевого материала учитывается, что согласные звуки легче распознаются, если они находятся в прямом слоге в начале или в середине слова, в обратном слоге в конце слова; труднее — если они находятся в обратном слоге в середине слова, а также в стечении с другими согласными звуками. Трудность выделения звука на фоне слова нарастает с увеличением звукового ряда. В процессе формирования более сложных форм фонематического анализа учитывается фонетическая трудность слова и осуществляется переход от опоры на проговаривание слова к формированию фонематического анализа в умственном плане, без опоры на проговаривание. Во всех случаях речевой материал исключает фонетически сходные звуки. При формировании фонематических функций в процессе выполнения предложенных заданий рекомендуется следующее содержание и последовательность предъявления речевого материала (на примере звука [С]). 1. Слоги структуры типа [СГ] (согласный — гласный): та, са, мы, ли, со, ру, сы, ка, су, ко, са, вы и т. д. 2. Односложные слова без стечения согласных звуков, состоящие из закрытого слога: сад, так, сок, суп, пыль, сыр, мак, дом, сон, рак, сын, лак, дым, нос, лес и т. д. 3. Двусложные слова, состоящие; из двух открытых слогов: сало, мама, лапа, рана, сани, сода, луна, рука, сухо, сыро, весы, Соня, коса, вата, несу, оса, лиса, дыра и т. д. 4. Двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слогов: сахар, кубок, сокол, гамак, сурок, по вар, сынок, сухой, топор, сырой, сытый и т. д. 5. Двусложные слова со стечением согласных звуков на стыке слогов: санки, марка, сумка, утка, сопка, сотня, карман, сундук, сырки, полка, сукно, сугроб, лесной, весна и т. д.
6. Односложные слова со стечением согласных звуков в начале слова: стол, стук, крот, сто, сталь, гром, сноп, свой, смог, враг, брат, слух, слон, спор, друг и т. д. 7. Односложные слова со стечением согласных звуков в конце слова: куст, мост, волк, пост, наст, пласт, лист, танк, полк, тигр и т. д. 8. Двусложные слова со стечением согласных звуков в начале слова: слава, столы, стулья, трава, скала, свая, слоны, слово, дрова, стакан, скатерть, крыло, спутать и т. д. 9. Двусложные слова со стечением согласных звуков в начале и середине слова: ставни, спутник, словно, смуглый, столько, правда, ступка, славный, клумба, кружка и т. д. 10. Трехсложные слова: самолет, полоса, сарафан, посуда, кастрюля, капуста, старики, скамейка, настойка и т. д. Работа по развитию более сложных форм фонематического анализа способствует совершенствованию слухопроизносительных дифференцировок. После отработки отдельного звука по указанному плану проводится его сопоставление с другими звуками: сначала с артикуляторно близкими, но акустически далекими, затем с артикуляторно и акустически близкими. В качестве примера предлагается описание последовательности логопедической работы по дифференциации звуков [С] и [3].
Дифференциация звуков [С] и [3] в слогах
1. «Скажи наоборот». Логопед бросает детям по очереди мяч, произнося при этом слоги различной структуры со звуком [С] или [3]. Ребенок, поймавший мяч, бросает его обратно, изменяя звук в слоге: са — за, зу — су, аса — аза, озо — осо и т. д. 2. «Телефон». Дети делятся на две команды. Логопед называет слоговой ряд (са-за-са; са-са-за; за-за-са; са-зу-са; зы-со-со; со-зу-сы и т. д.), который дети должны воспроизвести, передавая друг другу от первого участника команды к последнему. Выигрывает та команда, которая быстрее и без ошибок воспроизведет слоговой ряд. 3. «Веселые картинки». Ребенку демонстрируются картинки с изображением лица с вытянутыми вперед губами (звук [У]), с изображением струи воды, вытекающей из крана (звук [С]), с изображением комара (звук [3]). Логопед раскладывает картинки в различной последовательности и просит ребенка назвать соответствующий расположению картинок слог. Затем по заданию логопеда ребенок сам составляет слоги, преобразуя их путем перестановки картинок.
4. Поднять соответствующую картинку (кран с водой, комар) после произнесения логопедом слогов со звуками [С] и [3]. 5. Подобрать слоги со звуками [С] и [3] и заданным гласным звуком.
Дифференциация звуков [С] и [3] в словах
1. «Кто внимательнее?» Логопед произносит ряд слов со звуками [С] и [3], находящимися в разной фонетической позиции. Если в слове есть звук [С], дети поднимают синий кружок, если звук [3] — зеленый: сумка, заика, зуб, ваза, коса, носки, рис, забор, коза, автобус, насос, базар, звезда, ананас и т. д. 2. Разложить картинки в два ряда: в первый — картинки со звуком [С], во второй — со звуком [3]. 3. Назвать пары слов. Определить, какие звуки в каждой паре разные: суп — зуб, коса — коза, собор — забор. 4. Добавить в предложение нужное по смыслу слово. Дети ели вкусный.. (зуб, суп) У Сони русая... (коса, коза) Помидоры надо... рассолом. (солить, залить) У больного красный... (сев, зев) Дедушка поставил высокий... Архитектор построил красивый... (забор, собор) 5. «Воздушные шары». На картинке изображены девочки Зоя и Соня, держащие в руках воздушные шары. Детям предлагается украсить воздушные шары, выбрав из раздаточного материала соответствующие картинки: Зое — со звуком [3], Соне — со звуком [С]. 6. Детям предлагаются карточки, разделенные посередине горизонтальной чертой. Верхняя половина карточки заполняется картинками, в названии которых встречается звук [С], нижняя — картинками, в названии которых есть звук [3]. 7. «Ромашки». Детям предлагается составить из лепестков две ромашки. На лепестках изображены картинки, в названии которых встречается либо звук [С], либо звук [3]. Ребенок берет лепесток, называет картинку, определяет, какой из заданных звуков есть в этом слове ([С] или [3]), его местоположение и кладет лепесток к сердцевине соответствующей ромашки. 8. Подобрать слова со звуком [С] или [3] в начале слова. 9. Подобрать слова со звуком [С] или [3] в середине слова. 10. Отгадать загадки. Определить, какой звук ([С] или [3]) встречается в отгадке, назвать его местоположение. Зимой на земле лежал, (Снег) Сложишь — клин, (Зонт) С хозяйкой дружит, (Собака) Два братца Через дорожку живут, А никогда не видятся. (Глаза) Сто одежек, И все без застежек. (Капуста) По земле ползет, А к себе не подпускает. (Змея) 11. «Кому письмо?» На столе две игрушки: собака и зайка. Логопед говорит детям, что игрушкам пришли письма, но почтальон не знает, кому какое письмо доставить, и просит детей помочь. На конвертах есть марки с картинками, в названии которых встречается звук [С] или звук [3]. Ребенок должен назвать картинку на марке, определить, какой звук есть в ее названии и, соответственно, кому адресовано это письмо. 12. «Закончи стихотворение». Логопед читает стихотворение. Ребенок добавляет недостающее слово, определяет, какой звук встречается в этом слове и его местоположение. Вещунья белобока, Зайку бросила хозяйка — Под дождем остался... (зайка). Серый волк в густом лесу Ходит по лесу хорек, Эй, не стойте слишком близко - Зайка громко барабанит: Он серьезным делом... (занят). Часовщик, прищурив глаз, Каждый тут в лесу талант — Кто один имеет рог? Телефон опять звонит. 13. Составить графические схемы слов с заданными звуками. Обозначить на схемах звук [С] синим кружком, звук [3] — зеленым. 14. Подобрать картинки со звуками [С] и [3] к предложенным схемам. 15. «Четвертый — лишний». Логопед говорит: «Мы в игру с тобой играем, слово к слову подбираем: санки, сумка, миска, зонт. Кто тут лишний - выйди вон». Детям предлагается найти и назвать липшее слово, обосновав свой выбор.
Глава 2
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.248.24 (0.019 с.) |