Главный элемент: дифференциация (различение) «я-другие» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Главный элемент: дифференциация (различение) «я-другие»



Различение «я-другие» играет важную роль в социальном взаимодействии. В таблице 6, различные элементы различения я-другие и их следствия собраны вместе. Через перечисление элементов различения «я-другие», мы можем увидеть насколько инвалидизирующей, в плане социального взаимодействия, может быть задержка. Это, конечно, так, когда мы считаем аутизм дефектом, а не задержкой, потому что тогда мы не ожидаем каких-либо изменений и не обеспечиваем необходимое образование и знания для завершения развития различения «я-другие». Всё начинается с осознания; осознание «я» ведёт к осознанию «других», которое, в свою очередь, открывает возможности для шагов в развитии социального функционирования (см. таблицу 6).

Главное достижение различения «я-другие» заключается в том, что открытие «я» и «другие» порождает осознание себя и осознание других. С одной стороны раскрывается самопонимание, а с другой социальное взаимодействие.

Рисунок 7 иллюстрирует вид проблем детей с аутизмом, когда их различение «я-другие» ещё не развита до их физиологического возраста. На рисунке 7 представлен тест ToM разработанный Ютой Фрит (1989/2003) названный «тест Салли и Энн».

 

 

Различение «я-другие» > осознание «я» > осознание «не-себя»(не-я)
Способность ставить себя на «чужое место» - Осведомлённость о существовании другого человека; - Осведомлённость о присутствии другого человека; - Направленность на другого человека.
Социальное знание > социальное понимание > социальные навыки - Способность к взаимности в контакте; - В состоянии играть с другими; - В состоянии принять чужое мнение; - В состоянии подружиться; - В состоянии помочь ближнему при необходимости.
Осведомлённость о времени - Не в состоянии справляться со временем; - В состоянии выполнить задания; - В состоянии принять чужое мнение; - В состоянии планировать активности (деятельность).
Осведомлённость о пространстве - В состоянии ориентироваться в пространстве; - Не врезается во всё вокруг.

Рисунок 7

Ребёнок с типичным развитием (ТР) скажет, что Салли будет искать шарик в корзине, поскольку Салли не знает что, что Энн перепрятала шарик, когда Салли ушла гулять. Ребёнок с аутизмом чаще всего скажет, что Салли будет искать шарик в коробке, потому что именно там шарик находится в действительности. Ему нужно уметь поставить себя на место Салли, чтобы вообразить, что Салли думает. Это требует хорошо развитого различения «я-другие», которая является часть «теории разума». Только ввиду этого можно понять, что Салли не заметила, что шарик был помешён в коробку в её отсутствие и ожидает, что он всё ещё останется в корзине.

Исследования показали, что «теория разума» детей с аутизмом не связана с дефектом, как это считалось ранее, но что она связана с задержкой и развитием в дальнейшей жизни (Rueda et al., 2014; Peterson, 2014). Также ясно, что отсустввие осведомлённости о других людях препятствует развитию планировочных и исполнительных функций, поскольку планирование находится в контексте других людей. Выполнение задачи естественным образом происходит в контексте людей, соответственно для этого нужна направленность на других, которая не была автоматизирована в ранние годы у детей с аутизмом в соответствии с теорией S-MAS1P. В смысле планирования работы, отталкиваясь от S-MAS1P, мы видим, что нам нужно несколько строительных блоков, такие как осведомлённость о людях, осведомлённость о времени и подобные, которые необходимо разработать.

Различение «я-другие» охватывает в себе несколько задач развития. Оно включает в себя постепенное открытие себя человеком, которые в норме начинается с рождения. Например, очарованность совсем маленьких детей тем, что их руки полностью принадлежат их телу и что они могут двигать ими вокруг себя. Со временем, открытие различения «я-другие» через развитие привязанности, с помощью которой можно научиться различать знакомых и чужих, хороших и плохих людей, что в конечном итоге сложится в теорию разума. Это теория, гласящая, что каждый человек развивает понимание о своих собственных и чужих мыслях и чувствах. Это способность относить психические состояния – убеждения, намерения, желания и т.д. к себе и другим и понимать, что у других есть убеждения, желания, намерения и виды на будущее, которые отличаются от собственных таковых у аутиста. Это более или менее обширная база данных о людях. Здесь также мы приходим к тому, что задержка в развитии может вызвать большую путаницу. В таблице 7, показаны различные задачи развития различения «я-другие», выстраивающие «теорию разума».

Задачи развития
1. я против не-я
2. не-я: объект против человека
3. привязанность (принадлежность)
4. знакомое против чужого
5. развитие системы привязанности
6. чужое: хорошее против плохого
7. социальное взаимодействие: построение «теории разума»

 

Уже были рассмотрены две теории, теория разума и теория планирования и исполнительной функции. Они обе были помещены в S-MAS1P, как части общей головоломки, которую представляет собой аутизм, и их работа была объяснена идеей задержки. Осталось обратиться к теории центральной согласованности (ЦС).

Как было упомянуто в таблице 1, теория центральной согласованности говорит о внимании к деталям и трудностях их формирования в целое, центральную согласованность.

В настоящее время, уже не так просто поддерживать данную теорию. Но, безусловно, есть что-то существенное в деталях, формирующих целое. Эта теория использовалась для обсуждения проблемы обработки информации у людей с аутизмом. Но она объясняла аутизм с точки зрения дефекта, в то время как мы ранее уже увидели, что задержка объясняет многие необъяснимые явления аутизма.

Прежде чем мы поместим идею центральной согласованности в S-MAS1P, на нужно объяснить понятие скрытого интеллекта, тогда мы увидим, что речь идёт не столько о медлительностки, сколько о времени требуемом из-за точности.

Скрытый интеллект

В теории S-MAS1P говорится не только о задержке, но также об ускорении. Ускорение не ожидается, когда мы смотрим на проблему, как на дефект, и следовательно, недостаточно изучено. В исследованиях ускорение обнаруживается только, как «случайное». Ярким примером является исследование Шойффгена и коллег (Scheuffgen et al., 2000). Целью было исследование проблемной обработки информации в качестве основного элемента в теории центральной согласованности. Результат получился совершенно неожиданным.

Исследование Шойфгена показательно в плане наличия путаницы в отношении спектрального аутистического расстройства. Были сопоставлены три группы, разделённые по уровню способности к обработке информации, обусловленной факторами аутизма и психическими проблемами (IQ 82 в среднем): 1. дети с психическими проблемами и без аутизма; 2. дети с психическими проблемами и аутизмом; 3. дети без аутизма и без психических проблем (типичное развитие). Более высокая скорость обработки информации была обнаружена у детей с аутизмом и психическими проблемами, по сравнению с детьми без аутизма, но с психическими проблемами. Этого не ожидалось исходя из теории ЦС, потому что ключевой элемент ЦС – проблема обработки информации у людей с аутизмом. Но, ещё более поразительным был результат, полученный, когда дети с аутизмом и психическими проблемами сравнивались с детьми типичного развития (без аутизма и без психических проблем). Скорость обработки информации у детей с аутизмом и психической проблемой была выше, чем у обычных детей, она была сопоставима с детьми более высокого IQ, на 25 пунктов выше, что означало бы очень умных детей.

С точки зрения теории S-MAS1P, эти данные свидетельствуют об ускоренном развитии когнитивной области, и другие теории не могут объяснить это явление. Scheuffgen, Happe, Anderson and Frith объясняют это открытие, так: «... наши данные могут продемонстрировать жизненно важную роль социального понимания (социальной проницательности) в развитии проявляемого интеллекта». Их основная мысль заключается в том, что отсутствие социальной проницательности (считаемой дефектом) может спровоцировать отсутствие связи с интеллектом. Согласно S-MAS1P, такая интеллектуальная обработка изформации – это просто другая сторона монеты, как говорил Ханс Аспергер, сильная.

Рассматривать же психическую проблему у детей с аутизмом, так как в исследовании Шойффгена, полагается считать «неправильным». Проблема, вероятно, состоит в том, что iq-тест не подходит для людей с аутизмом. Люди с аутизмом, особенно дети, часто показывают дисгармонический профиль в iq-тесте. Мы объясним это далее, когда будем говорить в «второй стороне» и рассмотрим познавательный интеллект в главе, посвящённой диагнозу.

Однако же, скрыт не только их интеллект, но и их «теория ума». Broekhof и коллеги (2015), например, обнаружили, что дети типичного развития не отличаются в своём понимании намерений от детей с аутизмом, но более склонны делиться этим со сверстниками.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-28; просмотров: 396; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.77.98 (0.009 с.)