В этой статье мы рассмотрим учетную политику строительной организации, уплачивающей налоги в соответствии с общим режимом налогообложения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В этой статье мы рассмотрим учетную политику строительной организации, уплачивающей налоги в соответствии с общим режимом налогообложения.



 

Строительная деятельность, как и любая отрасль экономики, имеет свою специфику, которая сказывается на порядке ведения бухгалтерского и налогового учета. Подрядные организации, как и все иные компании, для ведения учетной работы в обязательном порядке формируют и утверждают учетную политику организации.

Понятие «типовой учетной политики», используемое нами в статье, очень условное, поскольку этот документ организация формирует с учетом особенностей, присущих осуществляемой ею деятельности. Между тем, практика показывает, что существует ряд хозяйственных операций, с которыми сталкивается большинство строительных компаний, что позволяет сформировать «общие» положения учетной политики, которые компания может без особого труда «привязать» к своим собственным потребностям.

Как Вы знаете, все экономические субъекты, в число которых включены коммерческие и некоммерческие фирмы, обязаны руководствоваться Федеральным законом от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон N 402-ФЗ), а значит, в обязательном порядке обязаны вести бухгалтерский учет и формировать бухгалтерскую учетную политику.

Обязанность по формированию учетной политики следует из статьи 8 Закона N 402-ФЗ, согласно которой любая российская фирма самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами.

Формируя учетную политику в отношении конкретного объекта учета, организация выбирает способ ведения бухучета из способов, допускаемых федеральными стандартами.

Если в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета федеральными стандартами способ ведения учета не установлен, такой способ организация разрабатывает самостоятельно с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами.

Вместе с тем, пока федеральные стандарты бухгалтерского учета (далее – ФСБУ) для организаций, не относящихся к государственному сектору, не утверждены – они находятся в стадии разработки. В соответствии с Программой разработки ФСБУ на 2018 - 2020 годы, утвержденной Приказом Минфина России от 18.04.2018 г. N 83н (далее – Программа) разработан ряд проектов ФСБУ, с текстами которых можно ознакомиться в Интернете.

Проекты ФСБУ, разработанные Минфином России, а именно «Бухгалтерский учет аренды» и «Документы и документооборот в бухгалтерском учете» размещены на сайте финансового ведомства, а тексты проектов ФСБУ «Запасы», «Нематериальные активы», «Основные средства», «Дебиторская и кредиторская задолженности (включая долговые затраты)», «Незавершенные капитальные вложения» и «Некоммерческая деятельность» - на сайте: http://bmcenter.ru.

Предполагается, что проекты ФСБУ, названные в Программе, будут вводиться в действие в 2019 - 2022 годах.

 

Для справки: согласно Закону N 402-ФЗ в общем случае, разработчиками ФСБУ являются субъекты негосударственного регулирования бухгалтерского учета (далее - СНРБУ). Минфин России разрабатывает федеральные стандарты для организаций государственного сектора, а также в случае, если ни один СНРБУ не принимает на себя обязательства разработать федеральный стандарт, предусмотренный утвержденной программой разработки федеральных стандартов.

 

В то же время в пункте 1 статьи 30 Закона N 402-ФЗ сказано, что до утверждения федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета, предусмотренных Законом N 402-ФЗ, применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, утвержденные Минфином России и Центральным Банком России до вступления в силу Закона N 402-ФЗ.

Более того, на основании пункта 1.1. статьи 30 Закона N 402-ФЗ с 19.07.2017 г. действующие на территории России положения по бухгалтерскому учету (далее – ПБУ), утвержденные Минфином России в период с 01.10.1998 г. по 01.01.2013 г., признаны для целей Закона N 402-ФЗ федеральными стандартами бухгалтерского учета.

 

Для справки: полный перечень действующих ПБУ, приравненных к ФСБУ, приведен в Информационном сообщении Минфина России от 26.07.2017 г. N ИС-учет-8 «Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии».

 

Таким образом, пока в роли ФСБУ у большинства коммерческих организаций, выступают действующие ПБУ, утвержденные Минфином России в указанный период.

 

Нужно сказать, что Законом N 402-ФЗ установлены лишь общие принципы учетной политики организации, а конкретный порядок ее формирования должен быть утвержден соответствующим федеральным стандартом, аналогом которого сейчас выступает Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденное Приказом Минфина России от 06.10.2008 г. N 106н (далее - ПБУ 1/2008), действующее с 06.08.2017 г. в редакции, обновленной Приказом Минфина России от 28.04.2017 г. N 69н (далее – Приказ N 69н).

 

Для справки: Приказ N 69н не только привел прежний текст ПБУ 1/2008 в соответствие с Законом N 402-ФЗ, но и внес много изменений в документ, главными из которых, по мнению автора, можно считать установление конкретного порядка формирования учетной политики в следующих случаях:

- ФСБУ содержит только один способ бухгалтерского учета;

- ФСБУ содержит несколько допустимых способов бухгалтерского учета;

- ФСБУ не содержит допустимых способов бухгалтерского учета по конкретному вопросу.

В последнем случае организация должна его разработать сама. Причем теперь в качестве основы для разработки своего метода организация должна последовательно применять: МСФО, положения федеральных и (или) отраслевых стандартов бухгалтерского учета по аналогичным и (или) связанным вопросам, рекомендации в области бухгалтерского учета.

Организации, в силу Закона N 402-ФЗ обладающие правом применения упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, в таких ситуациях вправе разрабатывать собственные способы ведения учета исходя из требования рациональности. Причем теперь под рациональным ведением бухгалтерского учета понимается ведение учета не только исходя из условий хозяйствования и величины организации, но и из соотношения затрат на формирование информации о конкретном объекте бухгалтерского учета и полезности (ценности) этой информации.

Иные организации разрабатывать собственные способы ведения учета исходя из требования рациональности, могут лишь в том случае, если речь идет о формировании в бухгалтерском учете несущественной информации.

Поскольку обновленная редакция ПБУ 1/2008 вступила в силу с 06.08.2017 г., то, новыми правилами формирования учетной политики организации должны были руководствоваться уже при формировании своего учетного регламента на 2018 г.

В то же время в Письме от 19.01.2018 г. N 07-04-09/2694 Минфин России разъяснил, что пунктом 7.1 ПБУ 1/2008 не устанавливаются, не отменяются и не изменяются способы ведения бухгалтерского учета. Вступление в силу данного пункта не предполагает обязательное внесение изменений в учетную политику организации, в том числе в части способов ведения бухгалтерского учета, разработанных самостоятельно до вступления в силу Приказа N 69н.

Иными словами, если организация до вступления в силу Приказа N 69н применяла самостоятельные способы бухгалтерского учета, разработанные ею в прежнем порядке, то она может использовать такие способы вплоть до вступления в действие соответствующих ФСБУ.

Именно нормами ПБУ 1/2008 пока при формировании учетной политики обязано руководствоваться большинство российских фирм. Исключение составляют лишь кредитные организации и организации государственного сектора, которые для этого применяют иные нормативные документы, учитывающие специфику их работы.

При этом формировать учетную политику строительной фирмы может не только ее главный бухгалтер, но и иные лица, ведущие в организации бухгалтерский учет, на что указывают как положения Закона N 402-ФЗ, так и нормы пункта 4 ПБУ 1/2008.

Как правило, учетная политика оформляется в виде приказа руководителя, содержащего три раздела:

- организационно-технический;

- методологический в части ведения бухгалтерского учета;

- методологический в части налогообложения.

Учетная политика организации может быть оформлена и в виде отдельного Положения об учетной политике (с той же структурой), прилагаемого к приказу руководителя об ее утверждении.

Независимо от того, какой вариант предпочтет организация, утвердить учетную политику следует не позднее последнего рабочего дня уходящего года, так как правила бухгалтерского и налогового учета, избранные организацией, применяются с первого января года, следующего за годом ее утверждения.

В частности, учетную политику на 2019 год, с учетом переноса выходных и праздничных дней, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.2017 г. N 1250 «О переносе выходных дней в 2018 году», необходимо утвердить не позднее 29.12.2018 г.

Приведем пример формирования типовой учетной политики строительной организации, применяющей общую систему налогообложения.

 

ПРИКАЗ N _____

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.7.224 (0.009 с.)