Принятие факта, но не принятие его негативного смысла

Факты - вещь упрямая; порой не согласиться с ними просто невозможно.

Однако, поверив не слишком лестной информации о ком-либо, мы должны истолковать ее так, чтобы она утратила свой негативный смысл. Всегда пытайтесь найти оправдание тому, о ком говорят.

Допустим, нам сообщают некие порочащие факты про другого человека. Вот примеры оправдывающих моментов, которые могли иметь место в действительности:

а) ситуация была такой, что совершенное действие можно считать разрешенным;

б) поступок был совершен нечаянно;

в) человек не осознавал, что нарушает запрет;

г) вероятно, высказывание процитировали из чужого сообщения, вырвав его из контекста, поэтому оно приобрело дурной смысл.

Но если оправдание найти невозможно, следует признать, что говорящий либо ошибается, либо говорит неправду.

Уже в начале беседы госпожа Сара Пресс пыталась остановить свою подругу Рахель Виленскую и хоть как-то прервать поток ее слов - но куда там! Со свойственным ей напором та поведала Саре, что Леечка Ружинская на ее глазах нарушила кашрут, употребив в пищу запрещенный продукт. Саре Пресс трудно поверить, что Рахель говорит неправду. Однако если она поверит ее словам, то нарушит запрет верить лашон-ара. Поэтому Сара может признать, что Леечка действительно нарушила кашрут, но при этом должна быть уверена в том, что та совершила проступок неумышленно, по неведению, - быть может, ее обманули, уверив в кашерности покупки...

4. Выслушивание лашон-ара в случае, когда спрашивающий нуждается в информации

Человек имеет право слушать высказывание другого человека о третьем, если он нуждается в объективной информации по важному для себя вопросу (например, в случае вступления в компаньоны или при устройстве брака). Но при этом он должен помнить, что запрещено принимать порочащие чужую честь слова за полную и несомненную правду. Полученную информацию он может использовать в своем деле по усмотрению - с осторожностью, но не делая вне того дела никаких других выводов.

Также человек может выслушать неприятные слова о своем ближнем, чтобы попытаться воздействовать на того в лучшую сторону (например, когда говорят о каком-то неприятном происшествии, в котором участвовал его знакомый, показавший себя не самым лучшим образом). Но и тогда нельзя считать сказанное абсолютной правдой. Это не что иное, как предостережение ("смотри, не спеши с ним породниться, проверь еще раз", "он хороший человек, но испытай его деловые качества", "поговори с ним и объясни, что так поступать нельзя, он тебя послушает").

Йося Рубин искал напарника для съема квартиры. Друзья указали ему на Марка Штерна. Йося стал расспрашивать тех, кто имел опыт общения с Марком. Оказалось, что опыт общения у них отрицательный. Йося Рубин стал искать другого кандидата.

Наш Рубин не имеет право считать, что все, что он услышал о Марке Штерне, безусловная правда. Но отказать тому в компаньонстве, чтобы избежать лишних душевных и финансовых потерь, он может.



Ограничения к предыдущему пункту

Иногда случается, что у нас появляется острая необходимость выслушать неблагоприятную информацию о ком-то. Мы имеем право выслушать ее только при соблюдении следующих условий:

а) Тот, кто нам эту информацию дает, должен руководствоваться соображениями необходимости, но без эмоций и привнесения личного момента. Если он говорит не для пользы дела, а в силу своего чувства неприязненности по отношению к тому человеку, то мы рискуем нарушить еще один запрет: "Не ставь препятствия перед слепым". Ибо мы толкаем человека на оговор того, кого он не любит.

б) Мы не нарушили запрета, если услышали злословие, которое началось до того, как мы присоединились к группе разговаривающих. Ведь разговор начался не по нашей инициативе! (И все равно, лучше в таких разговорах не участвовать даже пассивной стороной.)

6. Как поступать, если кто-то хочет сообщить нам лашон-ара

Итак, слушать лашон-ара запрещено. Но предположим, нам почему-то непременно хотят сообщить злые слова о другом человеке. Возможно даже, что мы не знаем изначально, будет ли в результате разговора какая-то практическая польза (которая позволила бы нам выслушать подобного рода речь). В таком случае мы должны прежде всего вежливо выяснить у говорящего: необходима ли нам информация, которую он собирается нам сообщить? Для чего необходима? Сможет ли она уберечь нас или кого-то другого от убытков, обмана и прочих неприятных вещей? Сможем ли мы помочь кому-нибудь стать лучше?

Если наш собеседник признает, что информация необходима и важна, его можно слушать - однако не принимая то, что он говорит, за непреложную истину. На основании сказанного мы имеем право быть осторожными - но не более того.

Если же из его ответа следует, что он хочет просто поболтать, "сотрясти воздух" (пусть даже пытаясь уверить нас и себя, что это не так), нам его слушать категорически запрещено.

Умение выяснить все это требует с нашей стороны опыта и такта. Надо уметь разговаривать с людьми, знать человеческую натуру. Если наш собеседник скромен, он в подавляющем большинстве случаев скажет: "Извините, вы правы, я ничего особенно важного сообщить не собирался". Человек с противоположным характером бросится доказывать, что его информация имеет жизненно важное значение. Поэтому будьте осторожны!

"Ты знаешь, Хаим из соседнего двора..." - начал говорить Веня Изику.

Но Изик резко остановил приятеля: "Знаешь, мне кажется, лучше оставить эту тему о Хаиме. Если, конечно, ты не считаешь, что мне действительно необходимо что-то о нем знать".

"Честно сказать, я сомневаюсь, - признался Веня. - Мне показалось, а вдруг тебе это пригодится в будущем".

И если Веня, не будучи уверенным в необходимости разговора, все-таки его продолжает, Изик должен либо направить беседу в другое русло, либо извиниться и уйти.

Вредно внимать злословию

Случается, что человек не верит злым рассказам, которыми окружающие пытаются загрязнить его сознание. Но что можно поделать против злых языков? Наш мученик стоит и героически молчит, пока на него выливают ушат злословия, мечтая про себя, когда наконец говорящий умолкнет. Но тот, видя, что ему внимают, продолжает произносить лашон-ара,и конца этой неприятной беседе не видно. Надо иметь мужество осадить рассказчика, резко сказав ему, что его речи никто слушать не хочет, что у слушателей нет желания слушать о том, чего они сами не видели, или хотя бы показать своим лицом, жестом, мимикой, что вам неприятна эта ситуация, что вы испытываете неудовольствие и что пора прекратить злословие. Иногда людям надо дать понять, что, клевеща на других, они позорят в первую очередь себя.

Слушать с целью оправдать

Если вы можете вступить в спор с тем, кто произносит лашон-ара, и отстоять достоинство человека, которого при вас поливают черной краской, вы тем самым выполните важную заповедь. Для этого иногда надо выслушать всю историю до конца - чтобы затем опровергнуть ее, вернув человеку поруганное достоинство.

Оправдать человека, вступиться за него - лучшее, что можно сделать, если вы случайно услышали лашон-ара. Однако, если говорящий относится к тому типу людей, которые терпеть не могут возражений, если ваша попытка защитить объект его рассказа может вызвать с его стороны лишь еще больший приступ желания опорочить того человека, - лучше смолчать. Но если при рассказе, кроме вас, присутствуют другие люди, то, по крайней мере, попытайтесь обелить пострадавшего от наговора, после того как рассказчик удалится.

Нехама очень устала, занимаясь домашней предпасхальной уборкой несколько дней кряду. Она надеялась, что свекровь придет и поможет ей, но та была занята своим хозяйством и давала советы только по телефону. Поэтому Нехама решила пожаловаться на свою несчастную жизнь подруге Эстер, зашедшей к ней вечером. Первым побуждением Эстер было распрощаться и уйти, чтобы не слушать лашон-ара. Однако она вовремя сообразила, что сможет объяснить Нехаме ее заблуждение.

Внимательно выслушав подругу, Эстер сказала: "Милая Нехама, ты ведь сама недавно рассказывала, что твоя свекровь месяц назад тяжело болела. Кроме того, я уверена, у нее самой масса работы, и в ее возрасте непросто помогать еще и другим".

Будучи по своей натуре доброй и благоразумной женщиной, Нехама согласилась с Эстер и пожалела о своих упреках в адрес свекрови.

9. Успокойте произносящего лашон-ара

Существует еще один случай, когда выслушивание злословия оборачивается выполнением заповеди. Касается он ситуации, когда говорящий обижен и ему хочется поделиться с другими своим горем. Кто-то его задел, уязвил его самолюбие, нагрубил; он жаждет высказать все, что у него наболело на душе, ему надо выплеснуться - и тогда ему станет легче. Он выбрал вас. Вы - его поверенный, которому он решил доверить свою тайну. Другим он не доверяет. В одном вас он ищет поддержки. Только перед вами изольет печаль сердца и не станет ничего рассказывать другим. (А эти другие, заметьте, могут ему поверить?) Не подводите его - выслушайте и успокойте. Но без нравоучений - по крайней мере, пока обида в нем не прошла, не успокоилась.

Важное условие: никому не передавайте то, что вы от него услышали. И еще одно условие, может быть, главнее первого: вы ни в коем случае не должны верить в то, что только что услышали!

Не успел Шехтер войти на улицу, как был схвачен за пуговицу Полонским, который находился в состоянии крайнего возбуждения: "Если бы ты видел, что со мной только что сделал этот Шнайдер..."

Шехтер видит, что Полонский очень взволнован, но, стоит ему "выпустить пар", как он тут же вернется к своему обычному добродушному состоянию. Шехтер поступит абсолютно правильно, если выслушает Полонского до конца и постарается его утешить, но он должен проигнорировать все, что услышит про Шнайдера.

Упрекните злословящего

Представьте себе картину: вы оказались в компании, которая оживленно злословит. Что делать? Знайте: вы обязаны упрекнуть их, пристыдить если можно; остановить. Нельзя только- смолчать. Не забывайте: если вы смолчите, то станете соучастником в их грехе!

Две подруги, госпожа Сойфер и госпожа Кауфман, устанавливали киоски для благотворительного базара во дворе школы. Время перевалило за полночь, а они все еще трудились. Уставших женщин поддерживала мысль о том, что они бескорыстно трудятся на благо общины. Вдруг госпожа Сойфер вспомнила что-то неприятное об их общей знакомой госпоже Гласс. Но уже после первых двух слов ее прервала госпожа Кауфман: "Мы с вами выполняем важную заповедь, пытаясь помочь людям. Так давайте не будем омрачать эту заповедь грехом произнесения лашон-ара"... Как вы думаете, что ответила госпожа Сойфер? Она сказала: "Благодарю вас. От усталости я почти перестала соображать, что говорю. Если бы все поступали, как вы, насколько меньше звучало бы на земле злословия!"









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь