Высмеивать высказывания о Торе


Как было сказано выше, запрещено высмеивать талмид-хахама. Точно так же запрещены резкие высказывания о том, как талмид-хахам трактует Тору. На это правило кто-то мог бы возразить: "Позвольте, но как же быть с резкими, полными сарказма словами, которыми обменивались мудрецы и которые разбросаны по многим страницам еврейских книг?" Никакого противоречия тут нет: наши мудрецы, выражаясь достаточно нелицеприятно, никогда не намеревались высмеять своих коллег. Резкие слова, сарказм, ирония использовались ими только для того, чтобы предотвратить заблуждения и ошибки. В противном случае, даже если насмешливое высказывание правдиво, оно считается содержащимлашон-ара и поэтому запрещено.

Раввин П. написал комментарий к трактату Талмуда. Предположим, этот комментарий изобилует неточностями. Тем не менее, рабби Ш. запрещено критиковать эту книгу перед человеком, который в любом случае ее не откроет. Однако, если рабби Ш. должен во что бы то ни стало удержать от чтения этой книги своего ученика Арье, поскольку в ней много неисправленных и серьезных ошибок, он может посоветовать ему не изучать книгу рабби П.

Очень важно при этом не приукрашивать недостатки и не преуменьшать достоинства книги.

Не обсуждай с родственниками неприятные происшествия

Категорически запрещено оскорблять, унижать, высмеивать и т.д. других людей даже перед своими ближайшими родственниками: супругом, братом, сестрой, родителями и т.д.

Муж не имеет права непозволительно высказываться о других людях перед женой, а жена перед мужем. Некоторые супруги любят поведать друг другу о событиях дня. В этих беседах надо быть крайне осторожным, чтобы не сказать ничего дурного об окружающих.

Муж имеет право предупредить жену (или наоборот) о нечестности определенных людей, с которыми она намерена вступить в деловые отношения, чтобы предотвратить потери и неприятности. Если муж услышал эту информацию от других, он обязан указать на это: "Я слышал, что... Поэтому будь осторожна с ними".

Рабиновича тяжело оскорбил его босс. Удрученный Рабинович возвращается со службы. Естественно, ему хочется поделиться с женой. Но он ни в коем случае не должен этого делать, т.к., кроме того что он совершит грех лашон-ара, его информация может еще и вызвать спор: "Я тебе говорила...", "Ты сам виноват, всегда вступаешь в разговоры на работе..." и т.д. Молчать ему будет нелегко, но молчать необходимо.

Полине Вайс запрещено рассказывать мужу, что их соседка с третьего этажа, Лиза Кац, отказала ей в простейшей просьбе купить для нее молока.

13. Не злословь о человеке перед его родственниками!

Категорически запрещено говорить кому-то колкости и обидные слова о его родителях, братьях, сестрах, супругах, детях и других родственниках. Даже если мы хотим, чтобы человек, выслушав нас, упрекнул в чем-то своего родственника, все равно нам нельзя этого делать.

Однако, если мы сделали человеку какое-то серьезное замечание, а он и в ус не дует, т.е. не обращает на наши слова никакого внимания, а мы уверены, что кто-то из его родни может на него положительно повлиять, - разрешено поговорить с этим авторитетным родственником.

В Торе приведен такой пример. Йосеф, сын Яакова, пожаловался отцу на братьев, чтобы отец сделал им выговор и повлиял бы на их, недопустимое с его точки зрения, поведение. Тем не менее, он был наказан. За что? За то, что, прежде чем поговорить с отцом, не попытался повлиять на братьев.

Исай Кречман имеет право рассказать бабушке и дедушке маленького Вени о том, что тот связался с дурной дворовой компанией, если он уже попытался предостеречь Веню, но тот не стал его слушать, - поскольку бабушка и дедушка имеют на внука несомненное влияние и он прислушивается к их словам.

Двора не может пожаловаться матери на дурное поведение сестры, до того как она сама попытается урезонить ее, а та не обратит на ее упреки внимания (или же она заранее абсолютно уверена, что ее слова не окажут на сестру никакого влияния).

14. Лашон-ара, высказанный нееврею

Категорически запрещено дурно говорить о еврее в присутствии нееврея. Такой рассказчик совершает двойной грех - произнесение лашон-ара и осквернение имени Всевышнего, -чем может принести еврею большой вред. Нееврей может поверить рассказу, опубликовать или устно распространить сказанное, что может стать причиной больших потерь и страданий.

Еще большее преступление - доносить нееврею на еврея. Доносчик - считается одним из самых больших преступников. В еврейской среде его относят к той же категории, что и еретика (апикороса).

Рассказывают такую историю про Виленского Гаона. Он часто путешествовал. Как-то раз ехал в повозке, которой управлял кучер-еврей. Вдруг конь, сойдя с дороги, понесся по полю, принадлежавшему польскому графу. Сцену увидел арендатор графа. Он бросился к остановившейся повозке и свирепо накинулся на Гаона с кулаками.

Впоследствии Гаон рассказывал об этом случае своему ученику, рабби Хаиму из Воложина: "Моим первым побуждением было указать на кучера, ведь это он не смог справиться с лошадью. Но пришлось сдержаться от искушения, чтобы не стать доносчиком. Ни мое знание Торы, ни соблюдение заповедей, - ничто не спасло бы меня от жестокого наказания за тяжкий грех - донести нееврею на еврея".

Оскорбления

Оскорблять людей запрещено, даже если оскорбления прячутся под маской остроты, правдолюбия, шутки или дружеской нотации. Остроты действуют страшнее нотаций, т.к. слушатели, смеясь над объектом колкого замечания, смущают его еще сильнее. Кстати, те, кто смеются над подобными остротами, являются соучастниками преступления и несут за это наказание.

Примеры "невинных" оскорблений:

"Только полный дурак мог так поступить";

"Ты ловкий, как бегемот";

"Ах, какую (с сарказмом) прекрасную лекцию нам только что прочли".

16. Не верьте злословию!

Слушать дурные слова о любом еврее, а также верить им - запрещено. Исключения из правила: еретики, доносчики и закоренелые грешники.

17. Сила примера

Допустим, кто-то из членов нашей семьи злословит о ком-то третьем. Мы обязаны в мягкой форме, но достаточно убедительно упрекнуть его, разъяснив, что так поступать нельзя. При этом необходимо, чтобы мы сами не произносили никогда ничего, содержащего лашон-ара. Разъясняя людям законы Торы, нужно самим их соблюдать. Без личного примера нет учителя.

 

ГЛАВА 9

1. Определение понятия "намек на лашон-ара"

Существуют высказывания, сами по себе злословия не содержащие, но способные его вызвать. Они называются "намеком на лашон-ара". Употреблять их, безусловно, не такое серьезное нарушение, как злословить напрямую, но тем не менее и это запрещено. В настоящей главе рассматриваются различные формы таких "намеков лашон-ара".

Прямые намеки

Наша речь переполнена намеками и ассоциациями. Обмолвка о чьем-то недостатке или дурном поступке, как правило, возбуждает любопытство, провоцирует вопросы и, в конце концов, приводит к открытому злословию.

"Кто бы мог подумать, что Реувен дойдет до такого?" (Собеседник обязательно спросит: "Что случилось, что он сделал?")

"Я не слишком высокого мнения об этом Зильберштейне". (Естественная реакция слушателя: "Почему?")

"Давайте не будем говорить о Семене. Мне не хочется рассказывать, что произошло". (Люди заинтригованы: "Что ты имеешь в виду?")

"Она так изменилась". (Подразумеваются внешние изменения не в лучшую сторону. Моментально следует реплика слушательниц: "А как она выглядела раньше?")

Однажды в субботу Рая и Софа прогуливались по улице. По другой стороне улицы шла Броня, которая помахала Рае рукой. Когда девушки прошли дальше, Софа спросила: "Что она за человек? Ты хорошо ее знаешь?" - "Ох, не спрашивай, - ответила Рая. - Не хочется злословить, да еще в субботу..."

Тем не менее, ее ответ сам по себе содержит злословие. Это - типичный пример "намека на лашон-ара".









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь