Глава 4. Влажные или сухие губы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 4. Влажные или сухие губы



Как ни странно, музыканты редко думают, обсуждают или пишут об одной очень важной проблеме — влажными или сухими должны быть губы во время игры. Это решение, сознательно или подсознательно, должен принять каждый для себя. Все мы хотим сделать правильный выбор, но послушайте, что говорят музыканты: "Вчера во время концерта я так нервничал, что губы пересохли, и я едва мог играть". Или совсем противоположное признание: "На сцене было так жарко, что пот катился у меня с лица, а мундштук ползал по всему рту". У каждого из них имеются веские причины для жалоб, но каждый из них хотел бы как раз противоположного, что могло бы испортить игру другого музыканта. Давайте рассмотрим и то, и другое состояние губ и посмотрим, может ли одно из них быть предпочтительнее другого.

В каждой категории имеются прекрасные музыканты и они, без сомнения, могут логически обосновать, почему именно они предпочитают влажные или, наоборот, сухие губы. Однако в результате моих многолетних наблюдений, я пришел к заключению, что большинство духовиков, я бы сказал 75 %, предпочитают держать губы влажными во время игры. Тем не менее, музыканты меньшей группы будут чувствовать себя неудобно, если предложить им также держать губы влажными.

Сторонники сухих губ обычно приводят следующие аргументы. Мундштук остается как бы прикрепленным к губам, а не скользит по ним. Более того, это "приклеивание" позволяет музыканту плотно обхватить губами мундштук и таким образом получать чистые верхние ноты. Имеются и другие важные причины и доводы для обоснования позиции сторонников сухих губ, которую я не поддерживаю. Но как сторонник школы влажных губ я бы хотел представить несколько доводов в пользу этой методики и начать, возможно, с заявления, что я возражаю против метода сухих губ. Вот вкратце эти возражения в порядке их важности:

1) когда мундштук касается сухих губ, он прикрепляется к губам точно в том месте, где он впервые коснулся, что делает весьма затруднительным нахождение "идеальной точки" (если мундштук не попал на нее сразу);

2) сам акт охвата мундштука сухими губами для облегчения выхода на высокие ноты затрудняет какую-либо гибкость губ. Как только на губы попадает влага, губы выскальзывают из-под мундштука. Губы не имеют внутренней силы для получения высоких нот, им нужна какая-то опора, костыль — т.е. необходимость прикрепиться к полям мундштука;

3) иногда случается так, что губы становятся влажными, хотим мы этого или нет. Жаркий день или сильное освещение на сцене нередко вызывают появление пота на лице, и мундштук начинает скользить. Очень часто губы увлажняются, как только поступает в мундштук воздушная струя. Я наблюдал знаменитых джазовых тромбонистов, так называемых "screechers" (screech - визг англ.}, которые могут играть на несколько октав выше обычного. Многим из них приходится тщательно вытирать губы платком (или рукавом?) каждый раз, когда у них была небольшая пауза. Принимая во внимание чрезмерную высоту (или я должен сказать удивительную высоту) достигаемого звука, возможно в этом (в сухих губах) и есть необходимость. Но нужно также помнить, что в течение вечера игру на чрезмерно высоких нотах можно слышать лишь иногда, но у музыканта, который играет почти без перерывов, не всегда найдется достаточно времени для того, чтобы воспользоваться платком;

4) иногда у некоторых духовиков образуется неприятная болячка на губах в том месте, где губы соприкасаются с мундштуком. Они жалуются, что эта болячка не заживает до тех пор, пока они играют на инструменте. Только полное прекращение игры на несколько недель поможет излечению. Естественно, это представляет серьезную проблему для профессиональных музыкантов. Если он отдыхает, то он не зарабатывает денег; если же он продолжает играть, ему мешает незаживающая рана. Но самое плохое заключается в том, что небольшой отпуск приносит лишь временное облегчение, но не полное излечение, поэтому в дальнейшем может из болячки развиться кое-что похуже. Однако главный смысл всего сказанного выше заключается в том, что я никогда не встречал духовика, играющего с влажными губами, страдающего болячками на губах. Они всегда появляются у музыкантов, играющих методом "сухих губ". Постоянное прикладывание мундштука к сухим губам и их оттягивание при снятии мундштука, в конце концов причиняет повреждение кожи, а впоследствии усугубляет рану. Я не хочу сказать, что повреждение кожи непременно образуется у каждого музыканта, играющего по "сухому" методу, но если у какого-то музыканта повреждается кожа, то чаще всего, это жертва метода сухих губ. Я помог нескольким студентам избавиться от постоянных болячек только тем, что посоветовал им перейти от метода сухих губ к методу влажных губ. Увлажнение получается очень просто за счет легкого прикосновения языка к поверхности губ и к полям мундштука перед каждым началом игры. Это предохраняет кожу от вытягивания, когда мундштук снимается с губ и буквально через неделю-другую наступает полное заживление раны. Самое главное, не затягивайте это дело. Требуется большое терпение для овладения новым методом.

Но сказанное совсем не означает, что "сухой" метод плох сам по себе. И если вы решитесь перейти от влажного метода к сухому, то это потребует немало терпения в переходный период.

Все вышесказанное подкрепляет мои доводы против метода сухих губ. Ниже следует несколько позитивных соображений в защиту моего предпочтения.

Поскольку мундштук способен скользить по губам, то можно достичь очень точного положения его на губах. В тот самый момент, когда музыкант приставляет мундштук к губам, он очень быстро и почти незаметно касается влажным языком губ и полей мундштука. Когда же губы хорошо натренированы, в них развивается мускул в месте приложения полей, в результате чего музыкант чувствует определенную бороздку на мускуле, в которую хорошо ложится мундштук. Влажное состояние губ позволяет музыканту быстро найти позицию, продиктованную комфортом. Поначалу этот метод нужно развивать специально, сознательно, но со временем это станет почти рефлексом — таким же естественным, как вдох перед атакой.

Последователям системы влажных губ непременно нужно тренировать губные мускулы. Когда у сторонника сухих губ губы оказываются в мундштуке, они становится там неподвижными, таким образом, создается упругое небольшое отверстие, нужное для высоких нот, однако это будет искусственное формирование апертуры. Сухие губы, используемые для получения высоких нот, это всего лишь "костыль", применяемый вместо полного развития губных мускул. Самое большое возражение со стороны последователей "сухого" метода, когда они впервые пробуют "влажный" метод, заключается в том, что им недостает силы для получения высоких нот, они не могут "схватить" мундштук своими губами. Чем выше он берет ноты, тем больше ему кажется, что губы вот-вот совсем выскочат из-под мундштука. А это происходит как раз потому, что у них губные мускулы развиты недостаточно или тренированы неправильно. Но если музыкант будет постепенно и неустанно развивать "влажный" метод, вначале в нижнем и среднем регистре и затем понемногу переходя в верхний регистр, он разовьет силу в тех мускулах, которые раньше не были задействованы. В конце концов он добьется полностью развитого амбушюра — такого амбушюра, который позволяет при минимальном усилии и при помощи собственной внутренней силы "сфокусироваться" на небольшой, сильный, вибрационный поток без помощи посторонней внешней силы.

Как уже упоминалось выше, в пункте 4 моих возражений против сухих губ, я никогда не встречал музыканта, играющего "влажным" методом, с какой-либо болячкой или ссадиной от мундштука. Такие болячки встречаются довольно редко и у музыкантов, играющих "сухим" методом. Но всех нас временами беспокоят трещины на губах, и опять же я считаю, что преимущество на стороне "влажного" метода. Когда музыканту, играющему "сухим" методом, приходится играть с потресканными губами, то образовавшаяся при этом корка, которая также должна быть сухой, образует непреодолимую помеху вибрации. Но тем, кто придерживается "влажного" метода, им удается в конце концов увлажнить эту толстую, мертвую корку. Если даже такое увлажнение не сможет сделать губы полностью гибкими, то они по крайней мере все же не будут такими неподатливыми.

Мы, духовики, играющие на медных инструментах, любим сравнивать свои губы с камышовыми тростями фаготистов или гобоистов. Возможно, есть смысл продолжить аналогию дальше и увлажнить наши камышовые трости, как это сделает любой хороший музыкант на деревянных инструментах, когда он хочет получить на своем инструменте максимум отдачи. Тот факт, что губы начинают высыхать и прилипать к мундштуку в ходе длинных музыкальных пассажей, не должен вызывать беспокойства. Это, ощущение может быть весьма неприятным, но оно не нанесет большого ущерба в музыкальном отношении. Мы, последователи "влажного" метода, часто испытываем сильное желание внезапно остановиться и увлажнить губы. Но, несмотря на это, подчас трудно преодолимое желание, практика непрерывной игры постепенно разовьет у вас уверенность в том, что начинающие сохнуть губы не нанесут ущерба, если только мундштук правильно поставлен и игра началась.


ГЛАВА 5. АПЕРТУРА ГУБ

Без сомнения, конечной целью развития всех мускулов, выбора правильной позиции мундштука, положения челюсти, влажности губ и т.д. является формирование апертуры губ (отверстия) правильного размера, очертаний и твердости. Это небольшое отверстие между губами, в конечном счете, управляет вибрацией воздушной струи и является поэтому определяющим фактором для музыканта-духовика. Все изложенные выше правила, предложения и упражнения были направлены именно на эту цель — формирование правильной апертуры. Поэтому подробное обсуждение формы, очертания и размера, а также напряженности губ, не только разъяснит и прояснит точное назначение этих составных частей амбушюра, но также покажет, каким образом каждая из этих частей действует для достижения этой цели.

Открытый конец камышовой трости фаготиста или гобоиста так точно дублирует очертание и функцию отверстия амбушюра духовика, что он может служить идеальным объектом для целей сравнения. Вы сами когда-либо рассматривали камышовую трость? Если нет, то непременно сделайте это. Так же, как и губы у музыкантов медных духовых инструментов, у нее должны быть в наличии три компонента для того, чтобы был успешный результат: 1 — должен быть правильный размер; 2 — правильная форма (очертание); 3 — правильный выбор материала. Давайте обсудим эти условия и их схожесть с отверстием, образуемым губами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1031; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.21.115 (0.009 с.)