Угол, под каким нужно держать губы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Угол, под каким нужно держать губы



В первую очередь рассмотрим, под каким углом мы должны находиться губы по отношению к воздушному потоку, идущему сквозь них. Губы можно расположить по разному. Можно их всунуть в мундштук, a можно и втянуть внутрь рта, как это делают гобоисты. И то и то неправильно. Я показал здесь две крайности, а истина, как всегда, лежит по середине.

Первый мой пример наиболее распространен. Привычка вталкивать губы в мундштук (своего рода "обиженно-надутое" выражение) - наиболее часто встречаемое нарушение правильного амбушюра. Это становится причиной того, что в вибрацию включается внутренняя поверхность губ, что совершенно не желательно (см. рис. 15).

Звук становится густым, темным, лишенный звучности, с тенденцией к "зернистости". Создается впечатление, что не весь воздух перешел в вибрацию — и именно в этом все дело.

Давайте на минуту рассмотрим вибрацию вообще. В идеальном случае вибрирующая поверхность или вибрирующая струна приводятся в действие силой, направленной под прямым углом (90 градусов) к этой поверхности или струне. Смычок скрипки должен касаться струны под прямым углом. Барабанные палочки должны ударять по мембране барабана также под прямым углом. Даже школьник, который задумал досадить учителю скрипом мела по доске, инстинктивно будет держать мел строго перпендикулярно доске. Если он будет, "тащить" мел с наклоном, никакой вибрации (скрипа) не получится. Хотя школьный учитель может и не оценить в должной мере способность заставить мел вибрировать, но именно такого рода вибрация — самое желательное качество музыканта-духовика, которое ему нужно достичь своими губами. Если губы втиснутся внутрь мундштука, то вибрирование (если оно не остановится сразу) будет невысокого качества. Это происходит потому, что не соблюдается правильный угол по отношению к воздушной струе. Для того, чтобы исправить эту погрешность, нужно не выпячивать губы, а держать их плотно прижатыми к зубам (см. рис.16).

Как и во всех других фазах игры на духовых инструментах, этот прижим губ к зубам не должен быть очень сильным. Возможно его следует охарактеризовать просто как отказ от выпячивания губ. Каждый музыкант, правильно использующий мускулы щек, чувствует, что сокращение этих мускул не позволяет губам выпячиваться. Поэтому следите за щеками, чтобы они делали свою часть работы. Если они сокращаются в достаточной мере, тенденция к вталкиванию губ в мундштук практически равна нулю. Переусердствовать в деле исправления всех проблем амбушюра также плохо, как и совсем не исправлять. Если во время тренировки канатоходца вы будете исправлять его тенденцию падать вправо, посоветовав ему падать влево, это принесет ему мало пользы. Игра на духовом инструменте во многом похожа на хождение по канату в том отношении, что для сохранения идеального баланса нельзя "наклоняться" ни слишком вправо, ни слишком влево.

После того, как много было сказано отрицательного о "выпячивании" губ, вполне допустимо, что некоторые студенты скажут сами себе: я решу эту проблему раз и навсегда, подвернув губы внутрь, за зубы, как это делается при игре на гобое. Результат будет еще печальнее, чем от выпячивания губ (см. рис. 17).

Смотрите, что происходит, когда губы подворачиваются за зубы: струя воздуха давит на губы и стремится вытолкнуть их. И маленькое отверстие, так необходимое для •получения чистого, свободного звука, практически оказывается захлопнутым.

Возьмем простой наглядный пример. Представим себе пару маленьких распахивающихся дверей. Предположим, что эти двери касаются друг друга (см. рис. 18А). Теперь, если воздух с силой пропустить между ними, они распахнуться наружу. Створки отойдут друг от друга и отверстие будет становится все больше и больше по мере того, как увеличивается поток воздуха (см. рис. 18В). Однако, если двери запахнуты внутрь, они тут же захлопнутся при начале движения воздуха (см. рис. 18С). To же самое случится и с подвернутыми внутрь губами, которые сжимаются все сильнее и сильнее по мере того, как мы будем увеличивать силу воздушной струи. Музыкантам, у которых возникает ощущение, что труба как бы задыхается от удушья при крещендо, мы бы посоветовали проверить положение губ. Возможно, что обе губы (или даже одна) подогнуты во внутрь (см. рис.17).

Дисциплина нижней губы

Именно нижняя губа чаще всего бывает нарушителем. Возможно, это происходит потому, что поверхность нижних зубов меньше и оказывает нижней губе меньшую поддержку, чем верхние зубы верхней губе. А может быть нижняя челюсть, с ее тенденцией отодвигаться назад, позволяет нижней губе подгибаться вовнутрь и, таким образом, создавать еще одну плохую привычку. Я успешно исправлял эту привычку, как только убеждался, что "виновницей" является нижняя губа, следующим образом.

Первое, мы должны понимать, что нижняя губа значительно подвижнее, в гораздо большей степени, чем верхняя. Ее строение позволяет ей выпячиваться далеко вперед и она тогда кажется большой и пухлой. Или она может загнуться во внутрь так, что даже не будет видно красной каемки, эпителия. Эта ее гибкость и является причиной того, что мы часто находим нижнюю губу подвернутой внутрь.

К счастью, однако, эта же гибкость позволяет довольно легко исправить положение. Приложите к губам ваш бесценный помощник — ободок мундштука, а губы поставьте в обычную игровую позицию и, смотрясь в зеркало, установите, в какой пропорции вы используете каждую губу. Затем, не трогая и не двигая верхнюю губу, сдвиньте вниз нижнюю губу так, чтобы кольцо лежало на самом крае эпителия. Другими словами у вас окажется совсем немного нижней губы в мундштуке. В результате получится очень большое отверстие между губами и вибрация вряд ли получится.

Теперь, не прижимая кольцо, закрутите (или выверните) нижнюю губу так, чтобы внутренняя часть нижней губы почти закрыла это большое отверстие. Обратите внимание, что теперь видно несколько больше внутренней поверхности нижней губы. Эту же процедуру можно проделать другим путем. Верхняя губа находится как всегда, однако мундштук умышленно поставьте на нижнюю губу несколько выше, чем обычно. Затем слегка (именно слегка) выверните нижнюю губу наружу так, чтобы внутренняя поверхность нижней губы была видна в ободок. На первый взгляд будет казаться, что это такая же поверхность, как и всегда, но фактически игровой поверхностью будет являться внутренняя поверхность нижней губы.

Стремясь найти необходимую пропорцию в применении этого несколько абстрактного принципа, давайте будем помнить, что не нужно выворачивать нижнюю губу слишком сильно, а просто не давать ей загибаться вовнутрь чрезмерно (см. рис. 19А и 19В). Попытайтесь проделать это чрезвычайно деликатно и осторожно, чтобы не сделать чрезмерный "уклон" ни в ту, ни в другую сторону. Кстати, возможно нашим читателям было бы интересно узнать, что примерно лет 100 назад музыканты, играющие на трубе, имели такую постановку, при которой нижняя губа выворачивалась так, что казалось, она фактически не попадает в мундштук и находится за полями. (см. рис. 20). Поскольку такой метод появился впервые в Германии, он получил название EINSETZEN (SETTING-IN — положение "во внутрь"). В настоящее время большинство современных музыкантов пользуются методом ANSETZEN (SETTING-ON — положение "на мундштук"). Хотя старый метод (SETTING-IN) создавал впечатление, что нижняя губа не попадает в мундштук, на самом деле это не так. Пропорция такова: 2/3 верхней губы и 1/3 нижней губы (см. рис. 23). Разница заключается только в том, какая именно часть нижней губы при этом используется. Старый метод предполагает использование мягкой, всегда влажной внутренней поверхности нижней губы. Хотя у этого метода есть свои недостатки, но имеются и преимущества: очень мягкий, как бы растворяющийся тон, и гладкое, плавное легато. Наш современный метод " SETTING-ON " несколько теряет в мягкости звука и в плавности легато, но дает большую выдержку, легче достигаются высокие ноты и большая техничность. Поэтому всегда давался совет принимать во внимание положительные моменты, свойственные старому положению нижней губы " SETTING-IN " при игре современным методом " SETTING-ON ". Именно схожесть, а не различие этих двух приемов я старался показать в этом небольшом исследовании, касающемся нижней губы.

 


Рис. 19А. Нижняя губа слишком выпячена.

НЕВЕРНО

Рис. 19В. Нижняя губа слишком подтянута.

НЕВЕРНО



Рис. 20. Боковой и передний виды постановки амбушюра. (EINSETZEN)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.224.197 (0.009 с.)