Официально-деловой стиль. Деловая беседа. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Официально-деловой стиль. Деловая беседа.



 

Вопросы: Понятие официально-делового стиля. Общая характеристика официально-делового стиля. Характерные особенности в области лексики, морфологии, синтаксиса. Особенности служебно-делового общения. Требования к речевой коммуникации в деловой среде. Понятие деловой беседы. Классификации вопросов по структуре, по содержанию, по функции. Структурная организация беседы и использование речевых средств на каждом этапе.

 

Задания:

1. Проанализировать фрагмент текста и письменно доказать, что он относится к официально-деловому стилю:

В соответствии со ст. 23 Федерального закона «Об оружии» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить следующие размеры единовременных сборов, взимаемых с юридических лиц и граждан за выдачу лицензий на торговлю гражданским и служебным оружием, его приобретение, разрешений на хранение или хранение и ношение, транспортирование, ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз с территории Российской Федерации оружия и патронов к нему, а также за продление срока их действия, согласно приложению № 1.

2. Какие из известных вам типов вопросов будут наиболее эффективными в следующих ситуациях (подготовьте свои вопросы):

А. Опрос общественного мнения о политических лидерах, вызывающих наибольшее доверие.

Б. Проведение беседы при приеме на работу с крайне застенчивым претендентом.

В. Стремление научного руководителя помочь студенту в составлении индивидуального плана исследовательской (учебной) работы.

Г. Желание куратора (старосты) понять действительные причины конфликта в группе.

 

Аудиторная работа:

  1. Используя задание № 2, провести деловые беседы (после каждой беседы анализ по плану: 1) выполнение требований к речевой коммуникации в деловой среде; 2) поведение участников беседы; 3) структурная организация беседы; 4) использование вопросов разных типов; 5) использование устойчивых речевых оборотов; 6) эффективность беседы).
  2. Разделившись на группы, придумать ситуацию, продумать структуру деловой беседы и инсценировать беседу.

Практическое занятие № 15

Официально-деловой стиль. Деловой телефонный разговор.

 

Вопросы: Телефонный разговор как общение двух партнеров. Особенности телефонной коммуникации. Отличительные характеристики данного вида коммуникации. Телефонный этикет. Использование речевых формул на разных этапах разговора.

 

Задания:

  1. Как Вы поведете себя в перечисленных ниже ситуациях? Предложите свои варианты и дайте им характеристику:

А. Подняв телефонную трубку (звонят вам), Вы скажете…

Б. Вас просят передать информацию отсутствующему коллеге. Вы…

В. Какой ответ на первичный вопрос (типа «Это школа №…?») предпочтительнее:

а) Могу ли я Вам помочь?

б) Чем я могу Вам помочь?

в) ….

Г. Позвонивший высказывает претензию, в которой Вы не виноваты. Ваш ответ: «…»

Д. Позвонивший, не представившись, сразу пускается в объяснение всех вопросов. Вы…

2. Какие записи стоит делать до начала телефонного разговора и после него? Продумайте бланк подготовки телефонного разговора.

 

Аудиторная работа:

Провести игру «Вам звонят», определив роли говорящих, их личностные и профессиональные характеристики и соответствующие средства общения (этикетные формулы, функционально-смысловые единицы и т.д.). Выберите жюри, которое даст оценку эффективности разговора и каждому исполнителю.

 

Основная литература к ПЗ № 14-15:

1. Культура русской речи/ Под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. М., 2003 (Гл. V)

2. Русский язык и культура речи/ Под ред. В.И. Максимова. М., 2003. (Глава V)

 

Практические занятия № 16-17

Искусство составления документов.

 

Вопросы: Типы документов и сферы их обслуживания (документы для внутреннего пользования и документы для внешнего пользования). Композиционная схема, реквизиты, языковое наполнение различных видов документов (Русский язык и культура речи/ Под ред. В.И. Максимова. – Гл. Х)

 

Задания:

1. К какому типу документов (для внутреннего или внешнего пользования) относятся следующие документы: должностная инструкция, письмо-просьба, приказ, письмо-сообщение, письмо-приглашение, распоряжение, протокол, сопроводительное письмо, докладная записка, ответ на запрос, объяснительная записка, трудовой договор?

2. Подготовьте для анализа в аудитории следующие документы: заявление, докладная записка, объяснительная записка, доверенность, письмо-благодарность, письмо-приглашение (письменно).

3. Определите композиционную схему, проанализируйте языковое наполнение в одном из документов.

 

Аудиторная работа предполагает анализ заданий, выполненных студентами в процессе подготовки к занятию, и обучение составлению различных видов документов.

 

Литература:

1. Русский язык и культура речи/ Под ред. В.И. Максимова. М., 2003. Гл. Х.

2. И.Б. Голуб. Русский язык и культура речи. М., 2002. § Официально-деловой стиль.

3. Русский язык и культура речи/ Под ред. В.Д. Черняк. М., 2003. Гл. Х.

4. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – 8 изд., испр. М., 2002. Гл. Деловые бумаги: языковое оформление и редактирование (с. 96-106)

 

Практические занятия № 18-19

Публицистический стиль

 

Вопросы: Особенности публицистического стиля и сферы его применения. Средства речевой выразительности (Культура русской речи/ Под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. М., 2003. § 37).

Задания:

1. Подберите отрывок из газет, журналов и найдите в нем средства речевой выразительности, отметьте языковые особенности, синтаксические конструкции, индивидуально-авторское употребление слов и т.п. (письменно). Имейте текст на занятии.

2. Подготовьте речь для выступления перед аудиторией, соблюдая все правила (подготовка речи, композиция речи, произнесение речи, использование речевых средств и т.п.). Будьте готовы проанализировать подготовленную речь своих однокурсников.

 

Аудиторная работа:

1. Прочитайте фрагмент из очерка А. Солженицына «Как нам обустроить Россию» и докажите, что он принадлежит к публицистическому стилю.

 

Кто из нас не знает наших бед, хотя и покрытых лживой статистикой? Семьдесят лет влачась за слепородной и злокачественной марксово-ленинской утопией, мы положили на плахи или спустили под откос бездарно проведенной, даже самоистребительной, «Отечественной» войны – треть своего населения. Мы лишились своего былого изобилия, уничтожили класс крестьянства и его селения, мы отшибли самый смысл выращивать хлеб… Изнурили наших женщин на ломовых неподымных работах, оторвали их от детей, самих детей пустили в болезни, в дикость и в подделку образования. В полной запущи у нас здоровье, и нет лекарств…, и беспомощное личное бесправие разлито по всем глубинам страны, - а мы за одно только держимся: чтоб не лишили нас безумного пьянства.

Но так устроен человек, что всю эту бессмыслицу и губление нам посильно сносить хоть и всю нашу жизнь насквозь – а только бы кто не посягнул обидеть, затронуть нашу нацию! Таков человек: ничто нас не убедит, что наш голод, нищета, ранние смерти, вырождение детей – что какая-то из этих бед первей нашей национальной гордости!

 

2. Подготовьте анализ приведенного текста письменно (с последующим обсуждением)

 

Индивидуальная работа:

Подготовить сообщения на темы:

1. Язык и стиль прессы (по публикациям журнала «Русский язык») – 2 человека

 

Практические занятия № 20-21

Работа над речью

Вопросы: Речь устная и письменная. Диалог и монолог. Подготовка речи. Редактирование текста. Повторение и обобщение изученного.

 

Задания:

1. Сравните предложения; проанализируйте правку редактора (правая колонка). В случае несогласия с редактором предложите свой вариант правки.

 

Продавца можно подобрать и в самом поселке. Человека на должность продавца можно найти и среди жителей поселка.
За год учебы мы потеряли шесть студентов. За один учебный год из института было отчислено шесть студентов.
В сооружении красочного завода принимают участие различные строительно-монтажные организации. В строительстве завода по производству красок принимают участие различные строительно-монтажные организации.
Заглавная тема созданных в эти годы произведений – борьба его народа за свободу и независимость. Главная тема созданных в эти годы произведений – борьба его народа за свободу и независимость.
Изучая личность актера, гример первый проникает в его душевный мир. Изучая лицо актера, гример первый проникает в его духовный мир.
Разработка этого месторождения является наиболее важнейшей задачей. Разработка этого месторождения - самая важная задача.
Те, кто обладает детьми и внуками, знает, что дети любят больше смотреть телевизор, чем читать книги. Те, у кого есть дети и внуки, знают, что ребята больше любят смотреть телепередачи, чем читать.
Подобно многим другим произведениям, идея этой картины вынашивалась художником в течение ряда лет. Идею этой картины, как и многих других произведений, художник вынашивал не один год.
Вырубка древесины по берегам рек наносит ущерб окружающей среде. Вырубка деревьев по берегам рек наносит ущерб природе: реки мельчают и высыхают.
Больные, не посетившие амбулаторию в течение трех лет, выкладываются в архив. Карточки больных, не посетивших амбулаторию в течение трех лет, выкладываются в архив.
Скоро сюда на каждое представление будет собираться более трех с лишним тысяч зрителей. Скоро сюда на каждое представление будет собираться более трех тысяч зрителей.
Творчество композитора опирается на развитие лучших традиций русского искусства. Композитор в своем творчестве опирается на лучшие традиции русской музыки.

 

2. Подготовьте мини-речь на тему «Чем помог мне курс русского языка и культуры речи» или «Чему я хотел бы научиться при изучении курса русского языка и культуры речи».

Литература:

1. Русский язык и культура речи/ Под ред. В.И. Максимова. – Гл. II, § 2-3.

2. Культура русской речи/ Под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. М., 2003. § 14.

3. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. М., 2002. Гл. 7.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 575; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.139.50 (0.017 с.)