Типы норм. Акцентологическая и орфоэпическая нормы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типы норм. Акцентологическая и орфоэпическая нормы.



Практическое занятие № 1

Типы норм. Акцентологическая и орфоэпическая нормы.

Вопросы: Понятие нормы. Типы вариантов и пометы в словарях. Основные тенденции в сфере акцентологической и орфоэпической норм. Динамика акцентологической и орфоэпической норм.

 

Задание 1.

Найдите слова, в которых допускаются вариантные ударения; поставьте ударения нормативные и допустимые (для допустимых укажите помету в словаре):

Каталог, компас, мышление, ровня, феномен, безудержный, окровавленный, звонит, хвоя, броня.

 

Задание 2.

Расставьте ударения и особо отметьте слова, имеющие вариантные ударения. Составьте с ними словосочетания:

Баловать, балованный, делящий, запломбировать, маркировать, премировать, усугубить.

 

Задание 3.

Выпишите из текста прилагательные, образуйте простую сравнительную степень и расставьте ударения.

  1. Правду молвить молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом, и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива. (А. Пушкин)

  1. Ты прекрасна, спору нет… (А. Пушкин)

 

Задание 4.

Образуйте все возможные краткие формы и простые формы степеней сравнения от данных прилагательных и расставьте ударения:

Белый, глупый, дорогой, красивый, легкий, острый, полный, смешной, четкий, ясный.

 

Задание 5.

Расставьте ударения в следующих формах глагола:

Кружит(ся), солят, премируют, звонишь, брала, взяла, дала, ждала, нанял(-и, -а), обнял(-и, -а), отперли(-а), догнала.

 

Задание 6.

В каких словах иноязычного происхождения сохраняется безударный звук О?

Досье, кооперация, оратор, фойе, боа, вето, трио, хаос, бокал, Вольтер, Флобер.

 

Задание 7.

Мягко или твердо произносятся в современном русском языке согласные перед звуком Е в следующих заимствованных словах?

Декан, депрессия, интеллект, кодекс, критерий, кредо, патент, сессия, термин, тест, штемпель, эффект.

 

Задание 8.

Укажите произношение следующих слов. Возможны ли варианты произношения?

Булочная, конечно, скучно, нарочно, беспорядочный, молочный, подсвечник.

 

Задание 9.

Какой звук произносится под ударением в следующих словах?

Безнадежный, желчь, никчемный, одноименный, поблекший, преемник, маневр, опека, афера, бытие, затекший, острие.

 

Задание 10.

Определите значения слов, составьте с ними словосочетания:

Падеж-падёж, истекший-истёкший, оглашенный-оглашённый.

 

Словари:

1. Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений для работников радио и телевидения. М., 1985.

2. Введенская Л.А. Словарь ударений для дикторов радио и телевидения. М., 2004.

3. Иванова Т.Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка. М., 2004.

4. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы /Под ред. Р.И. Аванесова. М., (любой год издания).

5. Штудинер М.А. Словарь образцового русского ударения. М., 2004.

  1. Резниченко И.Л. Словарь ударений русского языка. Произношение. Ударение. М., 2004.

 

Практическое занятие № 2

Лексическая норма.

Задание 1.

Правильно ли употреблены слова иноязычного происхождения? Исправьте предложения, в которых допущены ошибки.

  1. Для свободных игр выносим на площадку много различных атрибутов: вожжи, санки, шапочки. 2. В классе нерегулярно вентилируют помещение. 3. Выступающий оперирует положительными примерами. 4. Важным фактором хорошего качества знаний являются систематические занятия.

 

Задание 2.

Устраните ошибки, связанные с употреблением слов без учета их семантики в контексте и с неточным словоупотреблением.

  1. Один поступок Чацкого привел меня в неясность. 2. Ученики пристально слушали выступление артиста. 3. Все это и рисует представление о «Слове о полку Игореве». 4. Зарисовка – это своенравное объяснение материала.

 

Задание 3.

С данными словами-паронимами составьте словосочетания:

Командированный – командировочный, бережный – бережливый, веский – весомый, виновный – виноватый.

 

Задание 4.

Укажите случаи нарушения традиционной контекстно-лексической сочетаемости.

Автор учебника, автор платья, автор концерта, автор скандала, автор произведения.

Снизить учебу, снизить запросы, снизить успеваемость, снизить требования.

 

Задание 5.

Определите причину нарушения лексической сочетаемости.

Живой труп, три единственные дочери, облокотиться спиной, страшная красавица, отменный негодяй, страшно удобная обувь, очевидное-невероятное.

 

Задание 6.

Правильно сочетайте прилагательные с заключенными в скобки существительными:

Единый, один (момент, миг); карий, коричневый (костюм, глаза); истинный, настоящий, подлинный, натуральный, заправский (друг, человек, аметист, документ, охотник).

 

Задание 7.

Составьте с приведенными синонимами контексты, в которых реализовались бы стилистические и смысловые особенности, отличающие их друг от друга:

Особа, персона, лицо, фигура, птица.

 

Задание 8.

Найдите ошибки в употреблении выделенных многозначных слов и омонимов:

  1. После тяжелого приступа больной начал отходить. 2. Врач обошел седьмую палату 3. Доктор решил это лекарство оставить. 4. Обстановка выглядит мрачной.

 

Задание 9.

Укажите слова, ставшие причиной тавтологии. Исправьте предложения.

  1. Это свойство свойственно всем писателям. 2. Питательная маска подпитывает кожу. 3. Строительство школы не должно замирать на мертвой точке.

 

Задание 10.

Найдите ошибки, связанные с многословием, определите их вид и исправьте предложения.

  1. О моей автобиографии я уже рассказывал. 2. Фирма объявила о свободной вакансии. 3. Между природой и человеком уже не существует существенной разницы.

 

Задание 11.

Найдите ошибки, связанные с неполнотой высказывания, и дополните предложения.

  1. Необходимо повысить эффективность. 2. Наши дворники обязаны посыпать песком тротуары, мосты и другие, что в их ведении. 3. На занятиях ребята хорошо ведут.

Словари:

1. Александрова З.В. Словарь синонимов русского языка. М., 1986.

2. Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов современного русского языка. М., 1994.

3. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. М.,1989.

4. Словарь иностранных слов. М.,1984.

5. Словарь синонимов. Справочное пособие / Под ред. А.П. Евгеньевой. Л., 1975.

6. Современный словарь иностранных слов. М.,1993.

7. Большой толковый словарь русского языка / Под ред. С.А. Кузнецова. СПб., 2003.

Практическое занятие № 3

Лексическая и морфологическая норма.

1. Объяснить причины неблагозвучия в следующих предложениях:

Какая река так широка, как Ока? Я недавно был у нее и у ее брата. Он же ребенок. Лезет пыль в глаза, за воротник, в рот. Его раздражали люди, прибывшие недавно, проработавшие недолго, говорившие много, слушавшие невнимательно.

 

2. Выявить причины неправильного использования фразеологических единиц:

Взять себе львиную часть; приподнять занавес над этой историей; результаты не замедлили себя ждать; положить в долгий ящик.

 

3. Привести примеры из художественной литературы, газет, журналов, которые можно расценивать как случаи авторской обработки фразеологических единиц; подумать над целесообразностью их использования.

 

4. Опираясь на данные словарей, определить род несклоняемых существительных, значение слова и употребить их в контексте:

Алоэ, статус-кво, пенальти, салями, визави, протеже, инкогнито, жюри, шимпанзе, иваси, Капри.

 

5. Пользуясь словарями (Александрова З.В. Словарь синонимов русского языка. М., 1986; Словарь синонимов русского языка: В 2-х т. /Под ред. А.П. Евгеньевой. Л., 1970-1971; Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка. М., 1978; Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. М., 1976; Фразеологический словарь русского языка/ Под ред. А.И. Молоткова. М., 1986; Современный словарь иностранных слов. М., 1993; Псковский областной словарь с историческими данными: т. 1-21. СПб., 1967-2009), письменно ответить на следующие вопросы: а) какие сведения можно узнать из данного словаря; б) структура словарной статьи (привести пример); в) система помет.

 

6. Выбрать по 2-3 примера наиболее интересных или трудных для Вас примеров из каждого словаря.

 

Практическое занятие № 4

Практическое занятие № 5

Речевое взаимодействие.

Вопросы: Речь в межличностном общении. Речь и самораскрытие. Речь и самооценка. Особенности речевого поведения в социально ориентированном общении. Речь как средство утверждения социального статуса. Способы воздействия на аудиторию в речи.

 

Задания:

 

1. Устно продумайте ответы на следующие вопросы: Можно ли говорить о речи как о форме поведения? В чем проявляется коммуникативный аспект речи? Какие ближайшие и отдаленные цели могут ставить перед собой участники речевого общения? Что такое речевая стратегия и тактика? С помощью речи можно демонстрировать социальный статус и регулировать социальные отношения между общающимися?

 

2. Составьте диалог (письменно). Что придает ему характер межличностного общения?

 

3. Выпишите пример монолога из художественной литературы. Укажите типичные признаки монолога.

 

4. Составьте свой текст на любую тему с привлечением приемов, которые позволяют поддержать внимание аудитории на протяжении всей речи (вопросно-ответное единство, переход от монолога к диалогу, создание проблемной ситуации, опора на личный опыт, мнение, использование юмора, краткое отступление от темы, использование личных местоимений и глаголов в 1-ом и 2-ом лице, употребление обращений, риторические вопросы и восклицания и т.п.).

 

Аудиторная работа предполагает 1) анализ домашних заданий; 2) составление и анализ диалогов (полилогов) в межличностном и социальном общении.

Практические занятия № 6-7

Разговорная речь.

Вопросы: Разговорная речь в системе функциональных разновидностей СРЛЯ. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов. Прагматика и стилистика разговорной речи. Причины коммуникативных неудач. Жанры речевого общения. Этика речевого общения. (Культура русской речи: Учебник для вузов /Под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. – М., 2003)

 

Задания:

1. Перечислить известные вам условия успешного общения и причины коммуникативных неудач (по возможности подбирать свои примеры).

2. Назвать особенности разговорной речи в области лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса.

3. Укажите элементы разговорного стиля в следующих предложениях:

Завтра концерт. Сегодня была генералка.

Выяснилось, что соседка вешала нам лапшу на уши.

Докторша осмотрела нас и ушла.

Перед ней появился худющий, очкастый, бледный человек.

Мы купили ковер. Чистая шерсть.

Я и так воды не знаю где достать.

Словарь. У вас нет? Значение посмотреть.

4. Определите значения просторечных слов, замените их литературными.

Теперича, вдогон, убивец, манатки, тутошний, умаяться, облапошить, расфуфыриться, шибко, спечь.

5. В предложенных словосочетаниях замените стилистически сниженную лексику литературной:

Завсегда работать, большой трудяга, прибивать наискоски, смыться с урока, вежливая кондукторша, прикупить продуктов.

6. Познакомиться с диалектными словарями (особое внимание обратить на Псковский областной словарь). Подберите к общенародным словам синонимы из диалектных слов; сравните способ выражения в каждом случае:

Общенародные слова: ухват, гудеть, прятки, полотенце, носовой платок, крикливый человек. Диалектные слова: рукотерник, ротан, жундеть, утирка, хоронушки, рогач.

Приведите 2-3 примера из Псковского областного словаря.

7. Определите значение и дайте стилистическую характеристику фразеологизмам:

Бить челом, мотать (себе) на ус, сизифов труд, подлить масла в огонь, ничтоже сумняшеся, держи карман шире, задрать нос.

8. Найдите и исправьте ошибки, связанные с согласованием, управлением, порядком слов:

Уделите внимание на здоровье. В настоящее время промышленность и сельское хозяйство рушится. Он понимает о необходимости помочь народу. Все это рассчитано на благо природе. Он поступил в больницу после вызова бригады скорой помощи в тяжелейшем состоянии.

9. Подготовить примеры на разные жанры речевого общения: беседа, разговор (информативный, предписывающий, направленный на выяснение межличностных отношений), рассказ, история. Остальные жанры только назвать.

10. В письме другу (родным) опишите какое-нибудь событие или факт, используя лексику и грамматику разговорной речи.

 

Примечания:

Задания рассчитаны на 2 практических занятия, задания № 9-10 подготовить ко второму занятию.

 

Практические занятия № 10-11

Спор как жанр речевого общения.

Вопросы: Понятия спора, полемики, дискуссии. Типы спора. Тезис, антитезис, доводы (посылки, аргументы). Типы аргументов. Допустимые и недопустимые уловки в споре.

 

ПЗ № 10

Задания:

1. Привести примеры тех видов спора, в которых приходилось участвовать.

2. Найдите тезис и аргументы в следующих рассуждениях:

А. Все жители Африки хотят счастья. Хотят того же и жители Америки, Австралии, исследователи Антарктиды. Значит, все люди Земли хотят счастья.

Б. Всякому, кому суждено умереть, - умрет. Всякому, кому суждено выздороветь, - выздоровеет. И умрет, и выздоровеет он независимо от того, будет к нему вызван врач или нет. Потому не стоит вызывать врача к больному и вообще что-нибудь делать.

3. Проанализируйте вопросы (правильны ли они, каковы их предпосылки, какие критерии постановки вопросов нарушены):

А. Продолжаете ли Вы утаивать налоги?

Б. Какой русский не любит быстрой езды?

В. Какой оценки заслуживает данное сочинение – «хорошо» или «отлично»?

Г. Кто старший в группе реформаторов-демократов?

4. Определите вид аргументации и оцените ее правильность. Если аргументация некорректна, укажите – почему.

А. Если бы я был богат, то купил бы автомобиль. Если бы я был бесчестен, то украл бы его. Однако я не куплю автомобиль и не украду его. Так что я не богат, но и не бесчестен.

Б. Все студенты добродетельны, ведь они люди.

В. Вы, должно быть, согласны с моим вариантом, поскольку такой компетентный специалист, как вы, не может не предпочесть солидную работу шарлатанству.

Г. Поскольку риск, как говорится, благородное дело, и очевидно, что дача взятки, безусловно, представляет собой риск, отсюда по правилам логики следует, что дача взятки является благородным делом.

Д. Снег не может лежать на вершинах высоких гор, т.к. чем ближе к солнцу, тем теплее. Как известно, снег всегда тает раньше на высоких местах, а в низких, например, в лощинах, еще держится.

5. Оцените убедительность рассуждений:

А. Около 640 г. халиф Омар повелел сжечь знаменитую Александрийскую библиотеку, обосновав свое решение таким образом: «Если книги из этой библиотеки согласуются с Кораном, то они излишни. Если же их содержание расходится с тем, что написано в Коране, то они вредны». Но они должны быть или согласны с Кораном, или расходиться с ним. Следовательно, они или излишни, или вредны.

Б. М. Горький не имел высшего образования. В. Пикуль тоже. Значит ли это, что лучшие писатели те, кто не обременял себя наукой?

В. Ромео должен был быть влюблен, ведь ему исполнилось 17 лет.

 

ПЗ № 11

 

1. Подготовить 2-3 тезиса.

2. Подготовить аргументы разного типа на тезисы «Лучше сладкая ложь, чем горькая правда» и «Смертная казнь как мера наказания – ущемление прав человека» (желательно, чтобы Вы могли доказывать как тезис, так и антитезис)

 

 

Практическое занятие № 12

Научный стиль.

Вопросы: Языковые особенности научного стиля. Функционально-смысловые типы речи. Описание, повествование, рассуждение. Характеристика данных типов речи. Жанры научного стиля.

 

Задания:

1. Подобрать иллюстрации (1-2 наименования) к различным жанрам научного стиля (функционально-стилевая классификация).

2. Письменно проанализировать эти фрагменты: доказать принадлежность текста к научному стилю и соответствующему жанру.

3. Подобрать примеры на каждый тип речи (описание, повествование, рассуждение) и доказать принадлежность текста к тому или иному типу речи.

4. Определить, к какому типу речи относятся приведенные тексты (письменно доказать):

А. Компания разработала новый телефон. Это самый маленький в мире телефон: его вес всего 45 г. Он имеет очень маленькую антенну и работает на литий-ионной батарее. Микросхемы, на которых работает телефон, особенно хорошо экономят электроэнергию. Новая игрушка набирает номер абонента с голоса. (Русский телеграф. 1997. № 56)

Б. Важнейшая задача городской политики – решение проблем обслуживания жилищного фонда. На эти цели тратится около трети городского бюджета, горожане все больше платят за жилье… и при этом все понимают: деньги тратятся неэффективно. Дело в том, что жилищная сфера чудовищно монополизирована: РЭУ сами себе заказывают работу, сами же получают за нее деньги. Городу же необходима реформа жилищной сферы, суть которой – не в тривиальном повышении цен, а в демонополизации, в создании механизмов контроля за теми, кто обслуживает жилье (Невский обозреватель. 1997. № 4)

В. Арбитражный суд обязал ЗАО «Несте-Санкт-Петербург» возместить компании сумму убытков за поставку некачественного бензина.

Конфликт возник в июле 1997 г., когда один из автомобилистов заправил машину бензином марки ВЕ-95Е на автозаправочной станции, принадлежащей данной компании. Машина сломалась, даже не успев покинуть бензоколонку. Вызванный из скорой передвижной автомобильной службы «СПАС 0001» мастер констатировал наличие в бензобаке «воды, белой эмульсии неизвестного происхождения».

По требованию клиента компании «Балт-Трейд» взяла на себя расходы по замене деталей, оплате ремонтных работ (Деловой Петербург. 1998. № 5)

 

Практическое занятие № 13

Научный стиль.

Вопросы: Культура научной и профессиональной речи. Термин и его особенности. Специальный язык. Основные лингвистические черты специального языка. Стилевые и жанровые особенности специального языка. Профессиональный вариант нормы. Употребление иноязычной лексики.

 

Задания:

1. Привести примеры общенаучных, межнаучных, узкоспециальных терминов, относящихся к вашей специальности.

2. Подготовить список имеющихся словарей по вашей специальности (выходные данные и структура словарной статьи).

3. Проверьте по толковым словарям и словарям иностранных слов, правильно ли вы понимаете значение следующих заимствований:

Аннотация, реферат, персонификация, гипотеза, прецедент, эквивалент, форум, экспрессия.

4. Отметьте случаи неуместного использования заимствований:

В ходе дискуссии обсуждались различные альтернативы; хозяйка собрала экстерном на стол; накал матча достигает своего апогея; эффективность тренировочного процесса; не будем фетишизировать фатальную неизбежность.

5. Укажите значения заимствованных слов и подберите к ним слова-синонимы русского происхождения:

Абитуриент, адаптация, ажиотаж, стереотип, адекватный, спонтанный, апелляция, формальный.

6. В каких речевых ситуациях лучше использовать иноязычное слово, а в каких его русский синоним?

Декрет – постановление, дефис – черточка, дефект – недостаток, пролонгация – продление, променад – прогулка, регистр – список, репрезентация – представительство, хаос – беспорядок.

 

Практическое занятие № 14

Практическое занятие № 15

Публицистический стиль

 

Вопросы: Особенности публицистического стиля и сферы его применения. Средства речевой выразительности (Культура русской речи/ Под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. М., 2003. § 37).

Задания:

1. Подберите отрывок из газет, журналов и найдите в нем средства речевой выразительности, отметьте языковые особенности, синтаксические конструкции, индивидуально-авторское употребление слов и т.п. (письменно). Имейте текст на занятии.

2. Подготовьте речь для выступления перед аудиторией, соблюдая все правила (подготовка речи, композиция речи, произнесение речи, использование речевых средств и т.п.). Будьте готовы проанализировать подготовленную речь своих однокурсников.

 

Аудиторная работа:

1. Прочитайте фрагмент из очерка А. Солженицына «Как нам обустроить Россию» и докажите, что он принадлежит к публицистическому стилю.

 

Кто из нас не знает наших бед, хотя и покрытых лживой статистикой? Семьдесят лет влачась за слепородной и злокачественной марксово-ленинской утопией, мы положили на плахи или спустили под откос бездарно проведенной, даже самоистребительной, «Отечественной» войны – треть своего населения. Мы лишились своего былого изобилия, уничтожили класс крестьянства и его селения, мы отшибли самый смысл выращивать хлеб… Изнурили наших женщин на ломовых неподымных работах, оторвали их от детей, самих детей пустили в болезни, в дикость и в подделку образования. В полной запущи у нас здоровье, и нет лекарств…, и беспомощное личное бесправие разлито по всем глубинам страны, - а мы за одно только держимся: чтоб не лишили нас безумного пьянства.

Но так устроен человек, что всю эту бессмыслицу и губление нам посильно сносить хоть и всю нашу жизнь насквозь – а только бы кто не посягнул обидеть, затронуть нашу нацию! Таков человек: ничто нас не убедит, что наш голод, нищета, ранние смерти, вырождение детей – что какая-то из этих бед первей нашей национальной гордости!

 

2. Подготовьте анализ приведенного текста письменно (с последующим обсуждением)

 

Индивидуальная работа:

Подготовить сообщения на темы:

1. Язык и стиль прессы (по публикациям журнала «Русский язык») – 2 человека

 

Работа над речью

Вопросы: Речь устная и письменная. Диалог и монолог. Подготовка речи. Редактирование текста. Повторение и обобщение изученного.

 

Задания:

1. Сравните предложения; проанализируйте правку редактора (правая колонка). В случае несогласия с редактором предложите свой вариант правки.

 

Продавца можно подобрать и в самом поселке. Человека на должность продавца можно найти и среди жителей поселка.
За год учебы мы потеряли шесть студентов. За один учебный год из института было отчислено шесть студентов.
В сооружении красочного завода принимают участие различные строительно-монтажные организации. В строительстве завода по производству красок принимают участие различные строительно-монтажные организации.
Заглавная тема созданных в эти годы произведений – борьба его народа за свободу и независимость. Главная тема созданных в эти годы произведений – борьба его народа за свободу и независимость.
Изучая личность актера, гример первый проникает в его душевный мир. Изучая лицо актера, гример первый проникает в его духовный мир.
Разработка этого месторождения является наиболее важнейшей задачей. Разработка этого месторождения - самая важная задача.
Те, кто обладает детьми и внуками, знает, что дети любят больше смотреть телевизор, чем читать книги. Те, у кого есть дети и внуки, знают, что ребята больше любят смотреть телепередачи, чем читать.
Подобно многим другим произведениям, идея этой картины вынашивалась художником в течение ряда лет. Идею этой картины, как и многих других произведений, художник вынашивал не один год.
Вырубка древесины по берегам рек наносит ущерб окружающей среде. Вырубка деревьев по берегам рек наносит ущерб природе: реки мельчают и высыхают.
Больные, не посетившие амбулаторию в течение трех лет, выкладываются в архив. Карточки больных, не посетивших амбулаторию в течение трех лет, выкладываются в архив.
Скоро сюда на каждое представление будет собираться более трех с лишним тысяч зрителей. Скоро сюда на каждое представление будет собираться более трех тысяч зрителей.
Творчество композитора опирается на развитие лучших традиций русского искусства. Композитор в своем творчестве опирается на лучшие традиции русской музыки.

 

2. Подготовьте мини-речь на тему «Чем помог мне курс русского языка и культуры речи» или «Чему я хотел бы научиться при изучении курса русского языка и культуры речи».

Литература:

1. Русский язык и культура речи/ Под ред. В.И. Максимова. – Гл. II, § 2-3.

2. Культура русской речи/ Под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. М., 2003. § 14.

3. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. М., 2002. Гл. 7.

 

Практическое занятие № 1

Типы норм. Акцентологическая и орфоэпическая нормы.

Вопросы: Понятие нормы. Типы вариантов и пометы в словарях. Основные тенденции в сфере акцентологической и орфоэпической норм. Динамика акцентологической и орфоэпической норм.

 

Задание 1.

Найдите слова, в которых допускаются вариантные ударения; поставьте ударения нормативные и допустимые (для допустимых укажите помету в словаре):

Каталог, компас, мышление, ровня, феномен, безудержный, окровавленный, звонит, хвоя, броня.

 

Задание 2.

Расставьте ударения и особо отметьте слова, имеющие вариантные ударения. Составьте с ними словосочетания:

Баловать, балованный, делящий, запломбировать, маркировать, премировать, усугубить.

 

Задание 3.

Выпишите из текста прилагательные, образуйте простую сравнительную степень и расставьте ударения.

  1. Правду молвить молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом, и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива. (А. Пушкин)

  1. Ты прекрасна, спору нет… (А. Пушкин)

 

Задание 4.

Образуйте все возможные краткие формы и простые формы степеней сравнения от данных прилагательных и расставьте ударения:

Белый, глупый, дорогой, красивый, легкий, острый, полный, смешной, четкий, ясный.

 

Задание 5.

Расставьте ударения в следующих формах глагола:

Кружит(ся), солят, премируют, звонишь, брала, взяла, дала, ждала, нанял(-и, -а), обнял(-и, -а), отперли(-а), догнала.

 

Задание 6.

В каких словах иноязычного происхождения сохраняется безударный звук О?

Досье, кооперация, оратор, фойе, боа, вето, трио, хаос, бокал, Вольтер, Флобер.

 

Задание 7.

Мягко или твердо произносятся в современном русском языке согласные перед звуком Е в следующих заимствованных словах?

Декан, депрессия, интеллект, кодекс, критерий, кредо, патент, сессия, термин, тест, штемпель, эффект.

 

Задание 8.

Укажите произношение следующих слов. Возможны ли варианты произношения?

Булочная, конечно, скучно, нарочно, беспорядочный, молочный, подсвечник.

 

Задание 9.

Какой звук произносится под ударением в следующих словах?

Безнадежный, желчь, никчемный, одноименный, поблекший, преемник, маневр, опека, афера, бытие, затекший, острие.

 

Задание 10.

Определите значения слов, составьте с ними словосочетания:

Падеж-падёж, истекший-истёкший, оглашенный-оглашённый.

 

Словари:

1. Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений для работников радио и телевидения. М., 1985.

2. Введенская Л.А. Словарь ударений для дикторов радио и телевидения. М., 2004.

3. Иванова Т.Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка. М., 2004.

4. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы /Под ред. Р.И. Аванесова. М., (любой год издания).

5. Штудинер М.А. Словарь образцового русского ударения. М., 2004.

  1. Резниченко И.Л. Словарь ударений русского языка. Произношение. Ударение. М., 2004.

 

Практическое занятие № 2

Лексическая норма.

Задание 1.

Правильно ли употреблены слова иноязычного происхождения? Исправьте предложения, в которых допущены ошибки.

  1. Для свободных игр выносим на площадку много различных атрибутов: вожжи, санки, шапочки. 2. В классе нерегулярно вентилируют помещение. 3. Выступающий оперирует положительными примерами. 4. Важным фактором хорошего качества знаний являются систематические занятия.

 

Задание 2.

Устраните ошибки, связанные с употреблением слов без учета их семантики в контексте и с неточным словоупотреблением.

  1. Один поступок Чацкого привел меня в неясность. 2. Ученики пристально слушали выступление артиста. 3. Все это и рисует представление о «Слове о полку Игореве». 4. Зарисовка – это своенравное объяснение материала.

 

Задание 3.

С данными словами-паронимами составьте словосочетания:

Командированный – командировочный, бережный – бережливый, веский – весомый, виновный – виноватый.

 

Задание 4.

Укажите случаи нарушения традиционной контекстно-лексической сочетаемости.

Автор учебника, автор платья, автор концерта, автор скандала, автор произведения.

Снизить учебу, снизить запросы, снизить успеваемость, снизить требования.

 

Задание 5.

Определите причину нарушения лексической сочетаемости.

Живой труп, три единственные дочери, облокотиться спиной, страшная красавица, отменный негодяй, страшно удобная обувь, очевидное-невероятное.

 

Задание 6.

Правильно сочетайте прилагательные с заключенными в скобки существительными:

Единый, один (момент, миг); карий, коричневый (костюм, глаза); истинный, настоящий, подлинный, натуральный, заправский (друг, человек, аметист, документ, охотник).

 

Задание 7.

Составьте с приведенными синонимами контексты, в которых реализовались бы стилистические и смысловые особенности, отличающие их друг от друга:

Особа, персона, лицо, фигура, птица.

 

Задание 8.

Найдите ошибки в употреблении выделенных многозначных слов и омонимов:

  1. После тяжелого приступа больной начал отходить. 2. Врач обошел седьмую палату 3. Доктор решил это лекарство оставить. 4. Обстановка выглядит мрачной.

 

Задание 9.

Укажите слова, ставшие причиной тавтологии. Исправьте предложения.

  1. Это свойство свойственно всем писателям. 2. Питательная маска подпитывает кожу. 3. Строительство школы не должно замирать на мертвой точке.

 

Задание 10.

Найдите ошибки, связанные с многословием, определите их вид и исправьте предложения.

  1. О моей автобиографии я уже рассказывал. 2. Фирма объявила о свободной вакансии. 3. Между природой и человеком уже не существует существенной разницы.

 

Задание 11.

Найдите ошибки, связанные с неполнотой высказывания, и дополните предложения.

  1. Необходимо повысить эффективность. 2. Наши дворники обязаны посыпать песком тротуары, мосты и другие, что в их ведении. 3. На занятиях ребята хорошо ведут.

Словари:

1. Александрова З.В. Словарь синонимов русского языка. М., 1986.

2. Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов современного русского языка. М., 1994.

3. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. М.,1989.

4. Словарь иностранных слов. М.,1984.

5. Словарь синонимов. Справочное пособие / Под ред. А.П. Евгеньевой. Л., 1975.

6. Современный словарь иностранных слов. М.,1993.

7. Большой толковый словарь русского языка / Под ред. С.А. Кузнецова. СПб., 2003.

Практическое занятие № 3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 435; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.1 (0.189 с.)