ОСОБЕННОСТИ СУДОПРОИЗВОДСТВА ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ


ОСОБЕННОСТИ СУДОПРОИЗВОДСТВА ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ

(СУД ПРИСЯЖНЫХ)

(Никитина Елена Викторовна)

29.03.2010

Конституция

УПК РФ РФ глава 42

ПП ВС РФ от 22.11.2005 № 23

ФЗ от 20.08.2004 «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции РФ»

 

Машовец А.О. Пособие 2004г. и 2006г. «Особенности уголовного судопроизводства с участием присяжных заседателях»

Карнозова Л.М. «Возрожденный суд присяжных – заседателей и проблемы становления», М., 2000г.

Носонов С.А. «Судебное следствие в суде присяжных. Законодательство. Теория. Практика»

Мельник В.В. «Искусство защиты в суде присяжных», М., 2003г.

Завидов Д.Б. «Особенности рассмотрения уголовных дел с участием присяжных заседателей»

 

Тема №1. Суд присяжных в системе судов общей юрисдикции РФ

 

1. Возникновение суда присяжных. Суд присяжных в России XIX – начало XX веков

2. Концепция судебной реформы в РФ о суде присяжных. Конституция РФ о суде присяжных

3. Поэтапное введение судов присяжных

4. Требования, предъявляемые к присяжным заседателям

5. Составление списков присяжных заседателей

Возникновение суда присяжных. Суд присяжных в России XIX – начало XX веков

 

Традиционно родиной суда присяжных является Англия, где его становление приходится на XII – XV вв., однако многие исследователи полагают, что некое подобие суда присяжных существовало во Франции еще во времена правления Людовика Благочестивого в 829г. В Англию он был занесен норманнами после их вторжения в 1066г. и твердо закрепился там неотъемлемая часть правовой системы Англии. К XV веку суд присяжных окончательно сформировался как независимый и непредвзятый орган выявляющий фактическую сторону дела.

Институт присяжных заседателей был воспринят и в США английскими колонистами и стал основной частью американской юриспруденции.

Ведение суда присяжных в России это заслуга Александра II. Его окружение, не меняя основ государственного устройства, определило ключевые направления реформ, обеспечивающих экономическое и социальное развитие страны и в частности была проведена судебная реформа 1864г. Основными положениями этой реформы стали равенство всех перед судом, независимость суда от администрации, несменяемость судей, гласность, состязательность, право обвиняемого на защиту, презумпция невиновности, и оценка доказательств по внутреннему убеждению судьи. Учреждался институт судебных следователей, адвокатура и реформировалась прокуратура. Ядром уголовной юстиции стал суд присяжных. Впервые уголовные дела с участием присяжных стали рассматривать весной 1866г. в окружных судах Петербурга и Москвы. Рассмотрение дел с участием присяжных – заседателей происходило в окружных судах. Постепенное распространение судов присяжных на другие округа продолжалось вплоть до 1912г. Затем произошла контрреформа обратных преобразований и институт присяжных – заседателей претерпел следующие изменения:



1. Ограничена компетенция суда присяжных – заседателей, он не мог рассматривать дела, носящие политический оттенок

2. Изменения, направленные на обеспечение надлежащего состава скамьи присяжных- заседателей. Т.е. в качестве присяжных – заседателей стали привлекаться те слои населения, которые служили опорой самодержавия

В октябре 1917 года суд присяжных был упразднен.

Концепция судебной реформы в РФ о суде присяжных. Конституция РФ о суде присяжных

 

24 октября 1991г. Верховный Совет РСФСР принял Постановление о концепции судебной реформы в РСФСР. Ключевыми положениями стали:

1. Введение суда присяжных. Признано право каждого лица на рассмотрение в случаях, предусмотренных законом

2. Дифференциация форм уголовного судопроизводства

3. Развитие принципа состязательности

4. Лишения правосудия обвинительных черт

5. Определение жестких критериев допустимости доказательств

6. Введение правил своевременного исключения недопустимых доказательств.

 

Именно суд присяжных рассматривался в концепции судебной реформы как эффективного средства, позволяющего отказаться от обвинительного уклона как способ обеспеченья презумпции невиновности, состязательности судопроизводства и право обвиняемого на защиту. Важнейшим результатом стало то, что введение суда присяжных старая конструкция процесса не ломалось, и не уничтожалась, а суд присяжных вводился как альтернативная форма. В дальнейшем основные положения получили свою реализацию в нормах Конституции РФ 1993г.: ст.20, 47, 123.

Поэтапное введение судов присяжных

 

16.07.1993г. был принят Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О судоустройстве» Этот Закон предусмотрел введение суда присяжных в РФ.

Первоначально суд присяжных - заседателей был создан лишь в 6 регионов с 01 ноября 1993г. Суды присяжных - заседателей вводились на территории Ставропольского края, Ивановской, Московской, Рязанской и Саратовской областях, а с 01 января 1994г. на территории Алтайского и Краснодарского края, Ульяновской и Ростовская области.

В дальнейшем в течение 10 лет суды присяжных – заседателей в РФ не создавались, однако с принятием ФЗ от 18.12.2001г. и 27.12.2002г. суды присяжных - заседателей стали действовать на всей территории РФ. Около 20% обвиняемых заявляют ходатайство о рассмотрении дела судом присяжных - заседателей, оправдательные приговоры выносятся в 9% случаях. Всего в 2008г. рассмотрено 500 уголовных дел, при этом по вердикту присяжных - заседателей осуждены 800 человек, оправданы 270 человек. Отмена приговора судом присяжных - заседателей является механизмом исправления нарушений, допущенных судьями, прокурорами, адвокатами.

Требования, предъявляемые к присяжным заседателям

 

Коллегия присяжных – заседателей должна состоять из объективных, добропорядочных и здравомыслящих людей, проживающих в данной местности. Выработана специальная процедура по отбору граждан. Специальные требования предъявляются к кандидатам в присяжные – заседатели, предусмотренные в УПКРФ и ФЗ от 20.08.2004г. Согласно ч.2 ст.3 ФЗ присяжными заседателями при любых обстоятельствах не м/б следующие граждане:

¯ Не достигшие к моменту составления списков 25 лет

¯ Имеющие не снятую или непогашенную судимость

¯ Признанные судом не дееспособные или ограниченные судом в дееспособности

¯ Состоящие на учете наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от наркомании токсикомании, алкоголизма, хронических и затяжных расстройств.

¯ Подозреваемые и обвиняемые в совершении преступления

¯ Не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство

¯ Имеющие физические или психические недостатки, подтвержденные соответствующими медицинскими документами, которые препятствую полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.

Высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ из списков в кандидаты присяжных – заседателей исключаются граждане в следующих случаях:

¯ Выявления обстоятельств ч.2 ст.3 ФЗ

¯ В случаи подачи письменного заявления о наличии обстоятельств, препятствующих исполнению им обязанностей присяжного. Заявление м/б не каждым гражданином, а лишь, если гражданин является лицом:

 Не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство

 Не способно исполнять обязанности присяжного – заседателя по состоянию здоровья подтвержденными медицинскими документами

 Лицом, достигшем возраста 65 лет.

 Лицом, занимающим государственные или выборные должности в органах МСУ

 Военнослужащим

 Судьей

 Прокурором

 Следователем

 Дознавателем

 Адвокатом

 Нотариусом

 Лицом, имеющим специальное звание работников органов МВД, органов ФСКИН, ФССП, таможенных органов, органов и учреждений исполнительной системы

 Лицом, осуществляющим частную детективную деятельность на основе специального разрешения

 Священнослужителем

 

ФЗ от 2.12.2004, ч.7 ст.326 УПКРФ была дополнена – судья при рассмотрении конкретного уголовного дела мог освободить кандидата в присяжные – заседатели от исполнения обязанностей по устному или письменному заявлению гражданина, но только в том случае, если:

¯ Старше 60 лет

¯ Женщина, имеющая ребенка до 3 лет

¯ Лицо, которое в силу религиозных убеждений считают для себя невозможным участие в осуществлении правосудия.

¯ Лица, отвлечение которых от служебных обязанностей может нанести существенный вред общественным или государственным интересам.

¯ Иные лица, имеющие уважительные причины для неучастия в судебном заседании

 

05.04.2010

В эти списки включаются необходимое для работы суда число граждан, постоянно проживающих на территории данного субъекта РФ. Председатель соответствующего суда не позднее чем за три месяца до истечения срока полномочий кандидатов в присаженные – заседатели вносит руководителю высшего исполнительного органа власти субъекта РФ представление о необходимом для работы суда числе кандидатов в присяжные – заседатели. В свою очередь высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ устанавливает и сообщает исполнительно-распорядительным органам муниципальных образований число граждан, которое необходимо включить в списки кандидатов в присяжные – заседатели от соответствующих муниципальных образований. Списки кандидатов в присяжные составляются отдельно по каждому муниципальному образованию. На основе персональных данных об избирателях путем случайной выборки установленного числа граждан.

Из числа отобранных граждан исключаются лица, которые не м/б присяжными – заседателями в силу ч.2 ст.3 ФЗ от 20.08.2004г. О списках исполнительный орган муниципального образования извещает граждан и в течении двух недель после этого предоставляет им возможность ознакомиться с указанными списками и рассматривает поступающие заявления. После этого уточненные списки кандидатов в присяжные – заседатели представляются в высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ. на основании этих списков составляют единый общий список кандидатов в присяжные – заседатели данного субъекта РФ.

Одновременно с этим высший исполнительный орган государственной власти РФ составляет запасной список кандидатов в присяжные – заседатели, отличие его от общего в том, что в него включаются только граждане постоянно проживающие в населенном пункте по месту нахождения соответствующего суда. Далее и общий и запасной списки публикуются в средствах массовой информации, при этом они содержат только ФИО кандидатов в присяжные – заседатели. Граждане имеет право обращаться в высший исполнительный орган государственной власти РФ с письменными заявлениями о необоснованном включении в списки, об исключении из списка, об исправлении каких-либо неточных сведений о кандидатах и т.п. Высший исполнительный орган государственной власти РФ обязан в 5-дневный срок рассмотреть поступившее заявление и принять по ним решения. Это решение м/б обжаловано гражданами в порядке гражданско – процессуального судопроизводства. По завершении всей этой процедуры списки и общий и запасной направляются в соответствующий суд, при чем не позднее, чем за месяц до истечения срока полномочий кандидатов в присяжные – заседатели, включенных в ранее представленные списки.

 

Тема №2. Общие положения производства в суде присяжных

1. Подсудность дел суду присяжных

2. Ходатайства о рассмотрении дела судом присяжных и порядок его рассмотрения на предварительном следствии

3. Полномочия профессионального судьи и присяжных – заседателей

4. Особенности проведения предварительного слушания

5. Особенности подготовки к рассмотрению дела судом присяжных

 

12.04.2010

В постановлении о назначении судебного заседания д/б отражено:

1. Дата, на которую следует приглашать кандидатов в присяжные заседатели

2. Количество кандидатов в присяжные заседатели, подлежащих вызову в судебное заседание, их должно быть не менее 20 человек, верхнего предела нет, больше – по делам, получившим широкую огласку, вызываются от 25 до 32 кандидатов в присяжные заседатели.

3. Д/б указано каким, открытым, закрытым или частично закрытым будет судебное заседание. Если указывается частично закрытое заседание, то указывается, в какой именно части оно будет закрытым.

 

Постановление о назначении судебного заседания с участием присяжных заседателей является окончательным. Последующий отказ подсудимого от рассмотрения его дела судом присяжных не принимается. Копии постановления вручаются сторонам по их просьбе.

 

Особенности подготовки к рассмотрению дела судом присяжных

После назначения судебного заседания по распоряжению председательствующего секретарь судебного заседания или помощник судьи производит отбор кандидатов в присяжные заседатели из находящихся в суде общего и запасного списков методом случайной выборки. Всем потенциальным присяжным заседателям рассылаются анкеты, составленные таким образом, чтобы получив ответы на вопросы этой анкеты аппарат суда имел возможность установить наличие законных оснований для освобождения потенциальных присяжных заседателей от исполнения соответствующих обязанностей.

Анкета предоставляет возможность гражданину заявить о своем желании или нежелании исполнять обязанности присяжного заседателя в зависимости от указанных гражданином оснований, суд принимает решение об освобождении или не освобождении от указанных обязанностей и направляет гражданину специальную карточку с уведомлением об этом.

По завершении всей этой процедуры, секретарем судебного заседания или помощником судьи составляется предварительный список кандидатов в присяжные заседатели. В этом списке указываются их ФИО, домашние адреса, список подписывается секретарем судебного заседания или помощником судьи. Храниться этот список в канцелярии присяжных заседателей. К материалам дела не приобщается и сторонам на данном этапе не передается. Включенным в этот предварительный список кандидаты в присяжные заседатели не позднее, чем за семь суток до начала судебного разбирательства вручаются извещения с указанием даты и времени прибытия в суд.

 

Содержание и форма вопросов, задаваемых председательствующим судьей кандидатам в присяжные заседатели

Содержание и форма этих вопросов должны отвечать определенным требованиям:

1.Вопросы д/б направлены на выяснение лишь тех обстоятельств, которые отражены в ФЗ от 20.08.2004г. и в ст.61,63, ч.7 ст.326 УПК РФ

2.Вопросы, связанные с получением информации о присяжном и его близком окружении должны задаваться в рамках соблюдения этических норм и не могут умолять нравственное достоинство этих лиц

3.Вопросы должны излагаться в доступной форме

4.Форма вопроса должна свидетельствовать о том, что он обращен к конкретному присяжному заседателю, даже в тех случаях, когда вопрос задается всем присяжным заседателям, участвующим в отборе

5.Вопросы, направленные на выявление мнения присяжных заседателей о каких – либо правовых, социальных явлениях или об оценке конкретного выражения д/б сформулированы в нейтральной форме, т.е. без обнаружения позиции лица, задающего вопрос

6.Вопрос не должен формировать у присяжных заседателей предубежденного отношения к подсудимому или потерпевшему

 

При постановке вопросов следует отмечать те из них, которые затрагивают личные интимные стороны жизни присяжного заседателя, либо относятся к обстоятельствам, которые он не склонен обнародовать. В этих случаях судье необходимо разъяснить, что ответ на такой вопрос м/б дан лишь в присутствии суда и сторон.

 

26.04.2010

Тема №4. Судебное следствие

Прения сторон

По окончании судебного следствия суд переходит к выслушиванию прений сторон. Здесь в основном действуют общие правила ст.292 УПК РФ за некоторыми исключениями.

По предмету спора, т.е. по содержанию прения сторон в суде присяжных,как и судебное следствие, разделены на два этапа. Первый этап – до вынесения присяжными вердикта (ст.336 УПК РФ), второй этап – после вынесения вердикта (ст.347 УПК РФ). На первом этапе судебных прений стороны подводят итоги первого этапа судебного следствия, при этом стороны не могут упоминать обстоятельства, не подлежащие разрешению с участием присяжных заседателей и не должны ссылаться на доказательства, признанные судом не допустимыми или не исследованные в судебном заседании. Кроме того, на первом этапе судебных прений стороны не вправе рассматривать вопросы юридической квалификации содеянного, назначения подсудимому наказания, разрешение гражданского иска. Еще одна особенность первого этапа судебных прений заключается в том, что гражданский истец и гражданский ответчик не вправе ходатайствовать об участии в прениях. На втором этапе(ст.293 УПК РФ) – обсуждение последствий вынесенного вердикта. Председательствующий вправе останавливать подсудимого, в случаях, когда обстоятельства, излагаемые подсудимым, не имеют отношение к рассматриваемому уголовному делу.

 

Требования, предъявляемые к вопросному листу

1.Вопросный лист должен отражать обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовному делу: событие преступления, происхождение его от действия или бездействия подсудимого, мотивы преступления, обстоятельства, которые увеличивают или уменьшают степень виновности, либо влекут освобождение подсудимого от ответственности.

2.Вопросы должны формулироваться по фактическим обстоятельствам, отражающим существенные признаки состава преступления

3.Вопросы перед присяжными ставятся применительно к позиции прокурора по окончании судебных прений

4.Допустимы вопросы, позволяющие установить виновность подсудимого в совершении менее тяжкого преступления, если этим не ухудшается положение подсудимого и не нарушается его право на защиту

5.Не допустимо постановка вопросов о виновности иных лиц, кроме подсудимых

6.Не должны ставиться вопросы о вероятности виновности подсудимого, поскольку выводы присяжных в силу закона не могут основываться на предположениях

7.Вопросы должны ставиться в понятных присяжным заседателям формулировках

8.Не могут ставиться вопросы, требующие от присяжных заседателей, во-первых, юридической квалификации статуса подсудимого, т.е. вопросы о его судимости или о факте признания его особо – опасным рецидивистом, и во-вторых, вопросы, требующие юридической, т.е. правовой оценки деяния. Исходя из этого недопустима постановка вопросов с использованием таких терминов, как убийство, убийство с особой жестокостью, убийство из корыстных или хулиганских побуждений, изнасилование, развой и тому подобных терминов.

Частные вопросы вопросного листа

Выделяются четыре группы частных вопросов:

1. Вопросы об обстоятельствах, которые увеличивают или уменьшают степень виновности подсудимого, либо изменяют ее характер и влияют на квалификацию преступления:

a. Обстоятельства, которые увеличивают степень виновности:

¯ Обстоятельства, относящиеся к событию, т.е. к объективной стороне преступления (н: ст. 105 - двух или более лиц, общеопасным способом)

¯ Обстоятельства, относящиеся к субъективной стороне преступления (н: ст. 105 - с особой жестокостью, по мотивам, с целью скрыть другое преступление, из побуждений)

Наиболее целесообразным представляется следующий способ постановки вопросов: в основном вопросе спросить виновен ли подсудимый в причинении смерти другому лицу без квалифицирующих признаков, а затем отдельно поставить частный вопрос – совершил ли подсудимый это деяние с целью завладения имуществом потерпевшего

b. Обстоятельства, уменьшающие степень виновности подсудимого:

Основные вопросы ставятся по фактически содеянному подсудимым, а частные вопросы выясняют конкретные обстоятельства совершения преступления (н: неосторожность, а не умысел, состояние сильного душевного волнения, наличие признаков самообороны и пр.)

2. Вопросы, которые влекут освобождение подсудимого от ответственности. Такие обстоятельства, как истечение срока давности, применение акта об амнистии, которые не требует установления каких-либо фактов, а чисто юридической оценке не подлежат рассмотрению присяжными заседателями. Другое дело вопросы об обстоятельствах в силу норм особенной части УК РФ (н: предусмотрены в УК РФ)

 

3. Вопросы о сведениях совершения преступных намерений и о причинах, по которым деяние не было доведено до конца. В вопросах о причинах, по которым деяние не было доведено до конца д/б указана причина

 

4. Вопросы о степени и характере соучастия каждого из подсудимых, при этом определить форму соучастии исходя из ответов на основные вопросы. Отдельно же в качестве частных ставятся такие вопросы, как, например, об осведомленности подсудимого о каких-либо квалифицирующих обстоятельствах (н: знал ли конкретный подсудимый о том, что у его соучастника имеется нож, и он этим ножом угрожал потерпевшему)

17.05.2010

ОСОБЕННОСТИ СУДОПРОИЗВОДСТВА ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ

(СУД ПРИСЯЖНЫХ)

(Никитина Елена Викторовна)

29.03.2010

Конституция

УПК РФ РФ глава 42

ПП ВС РФ от 22.11.2005 № 23

ФЗ от 20.08.2004 «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции РФ»

 

Машовец А.О. Пособие 2004г. и 2006г. «Особенности уголовного судопроизводства с участием присяжных заседателях»

Карнозова Л.М. «Возрожденный суд присяжных – заседателей и проблемы становления», М., 2000г.

Носонов С.А. «Судебное следствие в суде присяжных. Законодательство. Теория. Практика»

Мельник В.В. «Искусство защиты в суде присяжных», М., 2003г.

Завидов Д.Б. «Особенности рассмотрения уголовных дел с участием присяжных заседателей»

 









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь