Послевоенный этап заводской социологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Послевоенный этап заводской социологии



С приходом к власти Хрущева и либерального политического руководства наметилась тенденция строить социальное знание на конструктивных, по­зитивно ориентированных элементах, включающих эмпирические данные и практические рекомендации. Тем самым возникли объективные условия для зарождения в середине 60-х гг. заводской (прикладной) социологии.

Ее создавали главным образом академические социологи, во всяком слу­чае, на первом этапе. Первоначально заводская социология получила статус в службах социального развития на крупных предприятиях, где бок о бок тру­дились социологи, психологи и экономисты. Позже возникли службы (бюро, сектора, отделы и лаборатории) при отраслях, регионах, городах и местных органах администрации. 60-е гг. можно назвать периодом накопления тео­ретического и прикладного багажа знаний, методов решения практических проблем на производстве. Речь идет об уменьшении текучести кадров и со­кращении числа конфликтов, внедрении прогрессивных систем адаптации молодежи, гибком графике работы, мотивации труда, системах профотбора и профориентации, новых форм организации труда (НФОТ), социальной ин­женерии и инновациях, деловых играх и управленческом консультировании.

Социальная служба развивалась кяк составная часть промышленной со­циологии и психологии труда. Создание научно-исследовательских подраз-

Шпильрейн И.Н. О подготовке психотехников // Психофизиология труда и психотехника. 1928.

ЗВ1

делений в системе Академии наук, социолого-психологических лабораторий на предприятиях и в вузах, расширение подготовки студентов и аспирантов, специалистов-прикладников, социологическое образование хозяйственных руководителей и партийных работников, издание учебных пособий, методи­ческих разработок и научных монографий, наконец, организация и прове­дение семинаров, конференций, симпозиумов, составили основные элемен­ты процесса институализации заводской социологии. Иными словами, воп­рос о дальнейшем развитии прикладной науки в стране и использовании ее результатов в практике был поднят на общегосударственный уровень.

В 60-е гг. широко развернулись конкретные исследования социальных проблем труда в Ленинграде, Свердловске, Горьком, Перми, Львове, Уфе и других городах. В 1957—1960 гг. группа уральских социологов (М.Т. Иовчук, Л.Н. Коган, Ю.Е. Волков) изучали культурно-технический уровень рабоче­го класса. В 1960—1964 гг. Г.В. Осипов, В.В. Колбановский, С.Ф. Фролов и другие выявили на промышленных предприятиях Горьковской области изме­нения в содержании и характере труда рабочих автоматизированного произ­водства. В 1958—1964 гг. в ряде регионов проведено массовое обследование бюджетов рабочего и внерабочего времени, а в 1961—1965 гг. ленинградские ученые во главе с А.Г. Здравомысловым и В.А. Ядовым изучали мотивацию и отношение к труду молодых рабочих.

К середине 60-х гг. социологические исследования в промышленности дос­тигли определенного уровня зрелости и отличались широтой охвата социальных процессов. Были изучены или находились в стадии экспериментального иссле­дования проблемы профессиональной мобильности и текучести кадров, адап­тации молодежи и отношения к труду, повышений, укрепления дисциплины труда и профессиональной ориентации. Определилась специализация ученых и научных центров, например, в Новосибирске и Уфе исследовались текучесть кадров (И.Н. Аитов, Н.С. Антосенков), социальные резервы повышения производительности труда (Б.Г. Васильев, Ж.Т. Тощенко), профессиональный выбор (В.Н. Шубкин, М.Х. Титма). В Москве и Ленинграде разрабатывались теоретические вопросы мотивации труда (Н.Ф. Наумова, B.C. Магун, В.А. Ядов ). социо-профессиональной структуры работников промышленности (Л.С. Блях-ман, О.И. Шкаратан, М.Н. Руткевич, B.C. Семенов), использования внерабо­чего времени (Л.А. Гордон, Э.В. Клопов), развития трудового коллектива (С. Кузьмин, В.М. Шепель, В.Г. Подмарковидр.).

Благодаря проведенным исследованиям, во-первых, определился круг со­циальных процессов, которые поддаются практическому регулированию и управлению, а не только теоретическому анализу и крупномасштабному эм­пирическому исследованию, во-вторых, были разработаны конкретные ме­тодики, позволявшие при помощи достаточно простых инструментов, дос­тупных заводским социологам и часто созданных ими самими, количествен­но измерять социальные процессы на предприятии и представлять их в системе показателей, которые были понятны хозяйственным руководителям и с которыми они знали, как обращаться.

Первоначально социологические и психологические службы на предпри­ятиях формировались для обеспечения научно-методического и профессио­нального уровня работы в сфере социального планирования. По существу, до середины 80-х гг. оно оставалось основным объектом деятельности заводских социологов. Если вопросы теории и методологии социального планирования

разрабатывались в основном академической (вузовской) наукой — это работы НА. Аитова, Ю.Е. Волкова, В.И. Герчикова, Л.П. Когана, Н.И. Лапина, А. Ру-салинова, Б.И. Максимова, В.Г. Подмаркова, В.Р. Полозова, М.Н. Руткеви-ча, Ж.Т. Тощенко, З.И. Файнбурга, С.Ф. Фролова, Б.Г. Тукумцева, А.В. Ти­хонова и др., — то методическое обеспечение и организация работы в основ­ном стали предметом усилий социологических служб отраслей и предприятий.

Практика социального планирования и деятельность социологической службы на предприятиях сложились в самостоятельное направление в сере­дине 60-х гг. В 1964 г. например, на Пермском телефонном заводе возникла социологическая лаборатория, а через три года на ее базе уже действовал от­раслевой научно-исследовательский отдел социологии и психофизиологии труда (ОНИОСПТ) с шестью лабораториями, которые занимались разработ­кой и внедрением системы социального планирования, функциональной музыки, стабилизации кадров, организации соцсоревнования и др. В это же время появились службы в ПО «Электрон» (г. Львов), ЛОМО и «Светлана» (г. Ленинград), «Красный пролетарий» (г. Москва). Несколько позже возникли и приобрели широкую известность службы швейного объединения им. 40-ле­тия ВЛКСМ (г. Тирасполь), Днепровского машиностроительного завода им. В.И. Ленина, ПО «Кировский завод» (г. Ленинград), автомобильных объе­динений ЗИЛ, АЗЛК, КамАЗ, ВАЗ и др.

В 70—80-е гг. в социолого-психологических службах широкое распрост­ранение получили автоматизированные информационные систему (АСУ) «Кадры», «Социальное развитие», «Здоровье» и т.п. Так, в Рижском ПО «Ком­мутатор» был разработан целый набор АС социального управления (в том чис­ле АСУ прогнозирования профпригодности, аттестации ИТР и руководите­лей, комплектования коллективов, формирования резерва на выдвижение, учета результатов социалистического соревнования). В МИФИ и Минэнер­го создана отраслевая запросная система по руководящим и инженерно-тех­ническим кадрам, осуществлявшая учет и анализ кадров, занимающих но­менклатурные должности резерва. Система функционировала в интерактном и пакетном режимах.

Всесоюзную известность и широкое распространение получили львовская система «Пульсар», днепропетровская «Внимание», рижская — выбора мас­теров «Сержант», пермская — стабилизации трудового коллектива (СТК), московская (производственного объединения «Красный пролетарий») — про­граммно-целевого управления социальным развитием коллектива. Были раз­работаны всевозможные формы и виды профориентации школьников, гиб­кий график работы (Кохтла-Ярве), методы аттестации руководителей, раз­вития самоуправления, коллективной ответственности за состояние трудовой дисциплины и т.п.

Расцвет прикладной социологии и психологии труда приходится на 70-е и начало 80-х гг.: к этому времени сформировались службы не только на мно­гих крупных предприятиях и объединениях, но и в отраслях и регионах. При республиканских, областных и районных комитетах партии создавались со­веты по изучению общественного мнения, группы, бюро, секции конкрет­ных социальных исследований. Возникли самостоятельные школы и направ­ления, в ряде отраслей (Минэлектропром, Минрадиопром, Минпромсвязи, Минсудпром) сложилась разветвленная система заводских служб. И, нако­нец, выделились районы, наиболее развитые в социологическом и психоло-

гическом обеспечении нужд производства — Прибалтика, Ленинград, Днеп­ропетровская область, Москва.

В ряде служб специалисты разработали методы рационализации каналов коммуникации, в частности селекторного совещания: специальная схема по­зволила повысить качество за счет снижения «управленческого шума» и ис­ключение «несвойственных» вопросов, сокращения времени, затрачиваемого на совещания. Практическим результатом исследований явились официаль­ные решения ЦК КПСС, Правительства СССР о службах отдела кадров, призванных теперь не только изучать анкетные данные, но говорить с работником как с человеком, вникать в причины увольнения с предприятия, иногда принимать разумные решения об увольнении и тут же — о приеме на работу, но в другое подразделение того же завода.

В 80—90-е гг. достаточно широко развивалось управленческое консультиро­вание с применением инновационных и организационных игр. Получили раз­витие активные методы обучения, или деловые игры, а также анализ конкрет­ных ситуаций, ролевые, коммуникатив­ные и сенситивные тренинги. Они зна­комили участников занятий (главным образом руководителей среднего звена) с психологической теорией и методикой, отрабатывая у них навыки общения и взаимодействия с коллегами, подчинен­ными и руководителями, помогая осво­ить систему оценки резерва руководящих кадров, психологическое тестирование. С помощью деловой игры можно было участвовать в разработке профессиог-рамм, познакомиться с методологией профессионального клиринга.

Статистика слуЖб

К сожалению, репрезентативной статистики о состоянии заводской соци­ологии и психологии в 60—80-е гг., впрочем как и в 90-е, не существовало. Возможно, сказалось общее положение в статистической науке, которая на всех этапах недопоставляла социологии нужных данных, не питала ее необ­ходимой информацией. Обобщением информации занимались энтузиасты. Попытки институтских подразделений, в частности, одна из них предпри­нималась сектором информации Института социологических исследований АН СССР в самом начале 80-х гг., успеха не принесли.

Среди энтузиастов-одиночек необходимо выделить усилия заводского соци­олога А.А. Грачева и сотрудницы Института психологии АН СССР Н.В. Кры­ловой, проанализировавших в 1986 г. сведения о 139 социально-психологичес­ких службах (источником информации служили учебные карточки, куда выно­сились все основные сведения: выборка неслучайная, смещенная). По их данным, самым распространенным среди различных типов служб оказалась небольшая лаборатория социологических исследований (51%). Чаще всего она подчинялась либо начальнику отдела НОТ (26%), либо заместителю руководи-

теля по кадрам (25%). Обычно службу возглавлял психолог (27%) или социоло (20%), иногда — философ (15%). Около половины (46%) служб существовал! больше восьми лет. Как правило, численность типичной службы — 1—5 чело век (60%), большую численность (6—8 человек) имели лишь 20% служб.

«Клеточкой» зарождения будущей службы является, как правило, социолог одиночка. Если он зарекомендовал себя грамотным проведением исследования дельными рекомендациями и консультацией, хорошо поставленной лекторско! пропагандой, то со временем он «обрастает» помощниками, добавляются шта ты, численность службы увеличивается. Если предприятие крупное, то у служ бы не только более высокий управленческий статус, но и более сложная, иног да иерархическая, организационная структура.

На КамАЗе, например, действовала многоуровневая социологическа; служба: 1) отдел социального развития и планирования (22 сотрудника в со ставе генеральной дирекции объединения с тремя подразделениями — бюр(социального планирования, бюро социологических исследований, бюро ста билизации кадров), его задача — разработка плана социального развития кол лектива объединения в целом, координационное руководство социологиче скими группами в подразделениях; 2) социологические группы на завода; (1—5 специалистов) с задачей социального планирования в своих коллекти­вах, проведения микроисследований, консультирования; 3) общественные актив и специально подготовленный штат — помощники начальников uexoi по кадрам, мастера и бригадиры, инженеры-организаторы, обеспечивающие реализацию задач социального планирования в первичных коллективах.

География заводской социологии: более всего служб на Украине (22%), i Москве и Московской области — 9%, Ленинграде и Ленинградской облас­ти — 8%. С точки зрения отраслевой принадлежности основное количестве служб действовало в наиболее «богатых» отраслях — машиностроении (35%) электронной промышленности и приборостроении (20%). Кадровый состав социологов — 79%, психологов — 64%17.

Известно, что приращению новых знаний в науке способствуют не толькс повседневная поисковая и внедренческая деятельность, но также научные кон­ференции, симпозиумы, семинары и совещания. А.А. Грачев и Н.В. Крылова провели анализ протоколов и решений нескольких научно-практических кон­ференций заводских социологов и психологов (1985—1987 гг.) и выяснили, чте выработанные на них рекомендации давно уже реализованы службами. Таким образом, конференции определяли не перспективу, а фиксировали вчерашний день науки. Рекомендации носили даже более поверхностный и абстрактный характер, чем то, что делалось службами на местах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 386; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.125 (0.013 с.)