Социальный институт: сущность, понятие, основные признаки, социального института. Виды социальных институтов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальный институт: сущность, понятие, основные признаки, социального института. Виды социальных институтов.



Под социальным институтом (от лат. «institutum» – учреждение) понимаются исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей: семья, производство, государство, образование, собственность, армия, церковь и т. д. Социальные институты можно рассматривать как ткани и органы организма, а семью как клетку общества. Чтобы яснее представить значение социальных институтов можно вспомнить об институте в узком смысле слова, в котором учатся. Для чего нужны институты и каковы взаимодействия в пределах институтов? Эти взаимодействия имеют преимущественно формальный характер и обладают принудительной силой.

 

Каждый институт выполняет определенные функции, удовлетворяющие социальные потребности. Появление институтов – результат дифференциации общества. Процесс образования институтов можно сравнить с процессом развития органов в живом теле. Он, по Спенсеру, проходит три ступени. «У животных низших типов выделение желчи выполняется не печенью, а отдельными клетками, рассеянными в стенке кишечного канала… Каждая из этих клеток выполняет свою функцию индивидуально» (Западно-европейская социология XIX в…. с. 310). На следующей, более высокой ступени, первоначальные клетки переходят из рассеянной группы в тесно сплоченную массу. Наконец, на третьей ступени формируется особый орган – печень. Аналогично в обществе сначала каждый работник ведет свое дело в одиночку, потом появляются мастерские ремесленников, объединенные в определенных местах, затем фабрики как особый институт. Точно так же образование первоначально дается в каждой семье по-своему. Затем появляются домашние школы, а потом институты в узком смысле слова как учебные заведения. В зависимости от уровня развития различных частей общества и от состояния его членов в них могут сосуществовать все три ступени. Каждый человек в самом младшем возрасте воспитывается в семье, затем обучается в школе (как правило, рядом с домом), а затем получает высшее образование, порой далеко от места жительства. Путь, ведущий к образованию новых институтов, можно представить в виде следующей схемы: рост (развитие общества) → разделение труда → дифференциация → новые институты.

 

Процесс превращения социальных взаимодействий в институты носит название институционализации. Ее условием является возникновение определенных общественных потребностей. Социальные институты имеют надындивидуальный характер и обладают эмерджентными свойствами. Скажем, свойства института как учебного заведения не сводятся к сумме свойств студентов, преподавателей и административного персонала.

 

Социальные институты обладают устойчивой структурой, но и она может меняться по мере изменения функций, которые выполняет данный институт. Каждый социальный институт содержит в себе ценности и нормы, которые становятся присущими конкретным людям, входящим в него. Процесс их приобщения к ценностям и нормам социального института называется интернализацией. Итак, элементами институционализации является наличие ценностей и норм, интернализация и организационное оформление.

 

Социологи выделяют четыре основные функции социальных институтов:

1) воспроизводство членов общества;

2) социализация;

3) производство и распределение жизненно важных ресурсов;

4) контроль за поведением населения.

 

По видам деятельности социальные институты можно разделить на:

1) экономическо-социальные – собственность, обмен, деньги, банки, хозяйственные объединения;

2) политические – государство, партии, преследующие политические цели общественные организации;

3) социокультурные и воспитательные – музеи, театры, школы, институты в узком смысле слова;

4) нормативно-ориентирующие – церковь, суд чести;

5) нормативно-санкционирующие – право, исправительно-трудовые учреждения;

6) церемониально-символические – ритуалы, регламент и т. д.

 

 

Этнос и его изучение социологией. Виды этносов.

 

 

32. Средний класс: понятие, основные характеристики.

 

 


 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 327; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.255.134 (0.007 с.)