Методика выявления состояния социально-культурной деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика выявления состояния социально-культурной деятельности.



Методология – это учение о методах, структуре логических организации, методах и средствах деят-ти; система принципов и сп-б организации и построения теоретич. и практич. деят-ти. Методика (технология) СКД в це­лом, как совок-ть общей, функц-ных и соц.-дифферен­цированных методик, постоянно пополняется и обогащается за счет как историч., так и современного опыта, накопленного в сфере кул-ры, просвещения, быта и досуга народов множества стран и конти­нентов. (методика, понимаемая как совок-ть нескольких элементов (их взаимодействие): формы, методы, средства, конк. цель, конк. содержание). Выделяются группы методов: теоретические, эмпирические и методы статистич. обработки.Теоретические определяются по основным мыслительным операциям, которые являются: анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, моделирование. Теорет. методы ис-ния: 1) Интерпретация – истолкование, разъяснение смысла Интер-тся объекты, явления, процессы. Интерп. нужна для преобразования Инф. в знание. Интер-ция в ис-ии СКД д. носить гуманит. характер. 2) анализ и синтез. Анализ – в науч. ис-нии процедура мысленного расчленения объекта (явления, процесса), свойства объекта или отношения м\д объектами на части (признаки, свойства, отношения). виды анализа: - мысленное расчленение целого на части; - анализ общих свойств предметов и отношений м\д ними; - логический анализ (уточнение логической формы – строения, структуры – рассуждения; применяется для выявления характеристик степени разработанности проблемы).

Синтез – соединение различ. элементов, сторон объекта в единое целое (систему). Применяется при теоретич. обобщении накопленных в ходе ис-ния эмпирич. данных; синтез выступает в форме взаимосвязи теорий и концепций. Анализ и синтез – не изолированные этапы науч. исследования. На каждой его стадии они осущ-ся в единстве, отражают связь частей и целого и не могут плодотворно применяться один без другого.

3) моделирование – воспроизведение харак-тик некот. объекта на другом объекте (модель). Модель – это система объектов или знаков, воспроизводящая некот. существенные свойства системы-оригинала. В процессе моделирования получаем новые знания о к-либо объекте. Базой вывода при этом служит модель, то есть некоторая известная система отношений, присущая другому объекту или абстрактной конструкции. Это возможно благодаря функциям модели: она формально упорядочивает, структурирует имеющиеся данные; дает возможность перехода к диагностич. процедурам. 4) др. методы теоретич. исследования: = сравнение – сопоставление объектов с целью выявления сходства и различия м\д ними. Д. сравниваться однородные явления. Основа сравнения – критерий.= обобщение – мысленное выделение к-нибудь свойств некоторого класса предметов; переход от единичного к общему.= ранжирование – способ, с помощью которого исключают второстепенное, не влияющее существенно на исследуемое явление;= индукция – метод, при котором производится обобщение, по частным фактам и явлениям устанавливаются общие принципы и законы.= дедукция – метод, при котором частные положения в процессе конкретизации выводятся из общих закономерностей, подводятся под понятие. Эмпирические методы – направлены на диагностику состояния исследуемого объекта (первич.инф-ция)

Эмпирические методы исследования: Результаты исследования признаются достоверными тогда, кд они основаны на глубоком изучении реального процесса, проверке предварительных результатов при помощи точных показателей и широком использовании разнообразных методов диагностики.

1. Метод наблюдения в исследованиях СКД– это метод познания явлений СКД, основанных на целенаправленном восприятии и фиксировании исследователем явлений или процессов с одновременной первичной обработкой получаемой информации в сознании наблюдающего. Оно проводится с целью накопления фактов и их последующего теоретич. анализа. Виды наблюдений:

= включенное, кд диагност сам является участником наблюдаемого процесса, или невключенное, осуществляемое диагностом со стороны;

= непосредственное (прямое), кд м\д объектом и наблюдающим его имеются прямые отношения (исследователь – непосредственный организатор и исполнитель наблюдения) и опосредованное (косвенное) – осуществляемое через представителей диагноста, работающих по его программе и заданию;

= открытое (с ведома испытуемых) и скрытое;

= непрерывное (лонгитюдное наблюдение), которое ведется в течении всего процесса; или дискретное (наблюдаются лишь отдельные характеристики процесса);

= полевое – осуществляется в естественных условиях; лабораторное (искусственно организованные условия).

2. контент-анализ – метод изучения док-тов, при кот. содержательному анализу по заранее определенной схеме подвергаются тексты, письма, продукты деят-сти. М. получить также сведения о прошедших событиях, наблюдение которых уже невозможно. Задача к.-ан. в том, чтобы выявить и оценить в контексте социальных смыслов и значений индивидуально-личностные характеристики чел-ка, кот. проявляются в том, что он делает, в продуктах его письм.творчества. Контент – анализ строится на выделении ключевых моментов - единиц содержания (терминов, оценок) и их статистич. обработке (подсчет объема и частоты употребления этих единиц). В диагностике под документом понимается специально созданный человеком предмет, цель которого – передача или хранение Инф. Личная и общест-ная документация.

3. изучение опыта – обобщение опыта становится научным методов, если посредством его открывают нечто новое, имеющее объект. значение. Оценивается актуальность опыта; определяется, насколько гарантируется в данном опыте получение конкретных результатов и каковы ограничения в использовании этого опыта.

4. метод эксперимента: Эксперименты м.б. различны по содержанию и структурным характеристикам. По содержанию: констатирующий – фиксирующий социальные факты в эксперимент.условиях; формирующие – цель – формирование определенных качеств, навыков, принципов поведения, ценностей. Для эксперимента создаются условия, где фиксируются ряд фактов для целей исследования: фиксируются переменные факты, которые должны меняться в ходе эксперименты, нейтральные существуют, но влияние не оказывают с т.з. исследования; вводные (экспериментальные) факторы – вводятся в экспер.ситуацию. По трем категориям фактов осуществляется анализ экспериментальной ситуации. С т.з. организации Э.м.б.:

- линейные эксперименты – контрольные и экспериментальные группы выступают в одном лице Проводятся замеры по показателям на начало и конец Э. по ходу Э. также

- параллельные – проводятся в разных группах в контрольной и экспериментальной. Замеры и в тех, и в др.группах. Э.группы они подобны – репрезентативны – отражают структуру друг друга (по полу, возрасту и др.). результаты Э. не всегда соответствуют заданным гипотезам. Есть прямые результаты, которые прогнозируются и побочные – которые возникли неожиданно.

6. методы опроса – с их помощью добывается Инф. о явлениях, процессах, которые недоступны прямому наблюдению и не находят отражения в документах. Опрос – метод целенаправленного получения первичной вербальной (устной или письменной) Инф. путем заочного (опосредованного вопросником анкеты) или очного (непосредственного) общения исследователя с опрашиваемыми (респондентами).

7. диагностическая беседа – это метод получения инф. на основе прямого и относительно свободного общения с испытуемым. Применяется с целью получения материала, характеризующего индивидуально-личностные особенности опрашиваемого. План беседы д.б.

8. интервью – разновидность беседы, при которой исследователь строго придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в опред. последовательности.

9. анкетирование – форма опроса, для которого педагог предварительно составляет список вопросов обследуемому контингенту лиц. Анкета – совокупность упорядоченных по содержанию и форме вопросов или пунктов. Достоинства: массовость, большая скорость сбора Инф., легкость обработки результатов.

У каждого м-да есть +и- =>комплекс

Существенным источником обогащения этой методики является также творческое взаимодействие и обмен опытом между социально-культурными институтами: учреждениями, организациями, фондами, движениями, средствами массовой информации, школами и др. В любом случае в основе развития методики лежит постоянный творческий поиск, выход на нестандартные решения".

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 350; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.79.88 (0.007 с.)