Стратегии поведения в условиях социально-политического конфликта. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стратегии поведения в условиях социально-политического конфликта.



Конфликт - это особый вид социального взаимодействия, который характе­ризуется следующими чертами.

- явно выраженная противоположность интересов конфликтующих сторон

- отсутствие коммуникации между участниками

- нарушение целостности социальных институтов, аномальное функционирование всей социальной системы.

Процесс разрешения конфликта невозможно понять, не учитывая различные стратегии участников конфликта.

Страте­гия страуса. Суть ее состоит в том, чтобы не признавать наличие конфликта. Последователи такого рода страте­гии предпочитают не замечать доведенные до предельной остроты столкновения интере­сов конфликтующих сторон. Когда они слышат крики о помощи из зоны конфликта, они призывают не драматизировать ситуацию, полагая собственными призывами к мирному решению проблем дей­ствительно их решить. Самое большое на что способен "страус" это признать существование конфликта, но это видимое признание не является основанием для реальных действий по его разрешению.

Стратегия голубя. Она характеризуется социально-психологической позицией подчиненного по отношению к начальнику. Основная цель этой стратегии дос­тичь соглашения любыми средствами, даже ценой уступок и одно­сторонних потерь. "Голубь" легко меняет свою позицию под давлением соперника, подчиняясь его воле. Стратегия голубя является вынужденной и, как правило, используется в ситуации поражения. Разреше­ние конфликта в рамках этой позиции часто бывает непродолжительным.

Стра­тегия ястреба. Основная цель этой стратегии - это победа над противником. "Ястреб" твердо придерживается своей позиции и постоянно требует от других участников конфликта уступок в обмен на продолжение с ним отношений. Для него ха­рактерны силовые методы разрешения конфликтных ситуаций. На переговорах "ястреб" заставля­ет других участников принять единственный ответ на проблему - тот, который предложен им самим.

Наиболее перспективна (по Амелину) предложенная Р.Фишером и У.Юри стратегия согласия. Суть данной модели поведения в конфликтной ситуации состоит в том, чтобы убедить участников конфликта выработать общий подход к проблеме с тем, чтобы достичь решения, удовлетворяющего все заинтересованные стороны. В рамках этой стратегии целесообразно концентрировать внимание на интересах, а не на позициях, скрупулезно подсчитывая соотношение негатив­ных и позитивных последствий для каждой из заинтересованной сторон при том или ином варианте решения проблемы. Стратегия согласия предлагает отказаться от образа соперника как врага, акцентируя внимание на том, что он такой же социальный субъект, но со своими специфическими интересами. В рамках этой стратегии одной из высших ценностей являются сами переговоры, которые продолжаются независимо от степени доверия между их участниками. При этом уступка в ответ на рациональные доводы участника переговоров воспринимается не как пора­жение, а как решение проблемы.

Для разрешения конфликта необходима такая социальная фигура как посредник, выступающий носителем и генератором социальности, восстанавливающий порванные связи между социальными субъектами.

 

49. Технологии разрешения социально-политического конфликта.

Конфликт - это особый вид социального взаимодействия, который характе­ризуется следующими чертами.

- явно выраженная противоположность интересов конфликтующих сторон

- отсутствие коммуникации между участниками

- на­рушение целостности социальных институтов, ано­мальное функционирование всей социальной системы.

Разрешение конфликтной ситуации можно разделить на три стадии:

Подготовительный этап.

Подго­товительный этап требует проведения следую­щих видов работ.

1. Определить диагноз кон­фликтной ситуации, а именно:

- определить тип конфликта;

- оценить степень его остроты;

- выяснить причины конфликта и его глубину;

- исследовать динамику конфликта и охарактеризовать его ста­дию на момент исследования;

- изучить намерения, цели, ориентации участников конфликта, а также ресурсы, которыми они располагают и возможные действия, которые они готовы предпринять;

- оценить влияние на конфликт внешних факторов (органов власти, средств массовой информации и т.п.).

2. Построить модели развития конфликтной ситуации и спрогнозироватъ ее последствия, а именно, осуществить:

- построение различных вариантов развития конфликта с точки зрения удовлетворения интересов каждой из сторон;

- прогноз позитивных и негативных последствий возможных ва­риантов развития конфликта для каждого из участников конфликта;

- определение цены "победы", "поражения" и "согласия" каждого из участников конфликта и выявление на этой основе наиболее приемлемых вариантов решения конфликта.

3. На основе полученной информации необходимо осуществить специальную подготовку переговоров:

- определение посредником стратегии и тактики переговоров;

- оказание помощи каждой из сторон в осмыслении сложившейся ситуации;

- переформулирование (с учетом законов и нового видения ситуации) требований конфликтующих сторон друг к другу;

- создание атмосферы доверия между участниками переговоров;

- формирование повестки дня (определение приоритетов и по­рядка их обсуждения).

Одним из результатов предварительного этапа должно быть понимание каждым из участников конфликта отличия того, что может быть реально достигнуто от того, чего они желают достичь. Целью переговоров должно стать достижимое, а не желательное. Результаты переговоров будут прочны тогда, когда они основаны на реальности, а не на фантазиях, пусть даже и пользующиеся поддержкой народа.

Переговоры.

Эта стадия может быть довольно длитель­ной и трудной, так как она предполагает непосредственный контакт участников конфликтной ситуации или их доверенных лиц. Постоянное психологическое напряжение от­нюдь не способствует активизации интеллектуальных усилий и повышению конструктивности решений. На этой стадии в обязан­ности посредника входит:

1) устранить давление на участников переговоров извне (как по административной линии, так и со стороны прессы, общест­венных организаций и т.п.);

2) постоянно поддерживать у участников переговоров установ­ку на разрешение конфликта, атмосферу доверия и доброжела­тельности;

3) концентрировать внимание участников обсуждения на необхо­димости анализа приоритетных вопросов, включенных в согласо­ванную повестку дня;

4) нейтрализовать "крайние" позиции, указывая на их негатив­ные последствия, слабости аргументации и т.п.;

5) инициировать собственные аргументы и предложения, обеспе­чивая достижение приемлемых для каждой из сторон решений;

6) следить за тем, чтобы каждый участник обсуждения имел воз­можность высказать свои суждения по затронутым вопросам;

7) участвовать в подготовке итогового документа по результа­там переговоров.

Ус­пех переговоров зависит от двух факторов: во-первых, от сте­пени проработки вопросов на предварительной стадии; а во-вто­рых, умения посредника создать из участников конфликта кол­лектив, способный к решению задач, к совместной работе.

Выход из конфликта и контроль за согласованными решениями.

На этой стадии посредник должен:

1) побудить участников конфликта донести друг до друга свое удовлетворение по поводу принятых решений, а также свои по­зитивные оценки сотрудничества друг с другом;

2) признать выработанные правила и процедуры решения конфликта в качестве основы для разрешения будущих конфликтных си­туаций, если таковые появятся;

3) утвердить объективные методы контроля за реализацией принятых решений;

4) участвовать в контроле за реализацией решений (в качестве эксперта).

С психологической точки зрения третья стадия означает признание нового типа отношений между прежними участниками конфликта; понимание того, что отношения сопер­ничества превратились в отношения сотрудничества.

Анализ основных узлов технологии разрешения конфликта показывает, что для посредника свойственны по меньшей мере три функции: коммуникативная, исследовательская и организа­ционная. Реализуя первую функцию посредник:

1) поддерживает каналы связи между участниками конфликта;

2) побуждает их к коммуникации;

3) устанавливает связи с органами власти, представителями средств массовой информации и другими социальными субъектами.

Реализуя исследовательскую функцию посредник:

1) проводит политологические, социологические, психологичес­кие и другие необходимые исследования;

2) проектирует различные модели решения конфликта;

3) прогнозирует возможные последствия различных решений;

4) планирует переговорный процесс;

5) разрабатывает стратегию и тактику своей деятельности.

Реализация организационной функции предпо­лагает осуществление посредником следующих видов работ:

1) организация собраний, совещаний и обсуждений с участием заинтересованных сторон и экспертов;

2) использование накопленного опыта разрешения подобных конфликтов;

3) распределение функций среди помощников;

4) организация интеллектуальных видов деятельности по решению проблем.

Многообразие функций посредника лишний раз подчеркивает сложность этой деятельности, невозможность свести ее к одному принципу. Понятно, что для реализации этих функций посредник должен обладать уникальным сочетанием способнос­тей: от интеллектуальных (созерцание, размышление) до организационных (решительность и воля). У.Симкин в своей книге "Посредничество и динамика коллективных договоров" выделя­ет следующие качества хорошего посредника: терпение; искрен­ность и бульдожья хватка; находчивость; физическая выносли­вость марафонца; беговые способности футбольного хавбека; макиавеллевская хитрость; личность, способности хорошего психиатра; способность сохранять уверенность; толстокожесть носорога; мудрость Соломона, а если более реалистично; демонстративная цельность и беспристрастность

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 684; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.63.145 (0.011 с.)