III. Базовые/трансверсальные компетенции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Базовые/трансверсальные компетенции



И МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

ДЛЯ ЛИЦЕЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

 

Система базовых/трансверсальных компетенций, установленных для образовательной системы Республики Молдова, основывается на системе ключевых компетенций, разработанных Европейской Комиссией.

Компетенции учения/научиться учиться

· Овладение методологией интегрирования базовых знаний о природе, человеке и обществе с целью удовлетворения потребностей и осуществления действий по улучшению качества личной и общественной жизни.

Компетенции общения на родном языке/государственном языке

· Аргументированное общение на родном языке/государственном языке в реальных жизненных ситуациях.

· Общение на аргументированном научном языке.

Компетенции общения на одном из иностранных языков

· Общение на одном из иностранных языков.

· Аргументированное общение на одном из иностранных языков в реальных жизненных ситуациях.

Базовые компетенции в математике, естествознании и технологиях

· Организация личной деятельности в ситуациях постоянно меняющихся технологий.

· Приобретение и овладение базовыми знаниями в области математики, естественных наук и технологий, исходя из собственных потребностей.

· Реализация самостоятельных и творческих действий по охране окружающей среды в различных жизненных ситуациях.

Действенно-стратегические компетенции

· Планирование собственной деятельности, предвидение конечного результата, выдвижение предложений относительно разрешения проблемных ситуаций в различных областях.

· Реализация самостоятельных и творческих действий по охране окружающей среды в различных жизненных ситуациях.

Компетенции в области информационных и коммуникационных технологий

· Применение электронно-цифровых командных устройств в реальных ситуациях.

· Создание документов в информационной и коммуникационной областях и использование электронных услуг, в том числе услуг сети Интернет, в реальных ситуациях.

Межличностные, гражданские компетенции и компетенции в области морали

· Сотрудничество в рамках группы/команды, предупреждение конфликтов и уважение мнения коллег.

· Проявление активной гражданской позиции, солидарности и социальной сплоченности в рамках демократического общества.

· Осуществление действий в различных повседневных ситуациях на основе морально-духовных норм и ценностей.

Компетенции самопознания и самореализации

· Критическая самооценка собственной деятельности с целью непрерывного саморазвития и самореализации.

· Выбор здорового образа жизни.

· Адаптация к новым ситуациям и условиям.

Культурные, межкультурные компетенции (восприятие и создание ценностей)

· Восприятие ценностей своей национальной культуры и культур других национальностей с целью их творческого применения и личной самореализации.

· Толерантное восприятие межкультурных ценностей.

Предпринимательские компетенции

· Овладение знаниями и способностями предпринимательской деятельности в условиях рыночной экономики с целью самореализации в области предпринимательства.

· Осознанный выбор области будущей профессиональной деятельности.

 

IV. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ

ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА».

1. Овладение знаниями о системе языка и речи (речь устная и письменная, диалог, монолог, сфера и ситуация речевого общения.

2. Распознавание особенностей разговорной и книжной речи.

3. Логическое, стилистически оправданное изложение собственных мыслей в процессе устного и письменного общения.

4. Воспроизведение и создание в письменной форме текстов различной функционально- стилистической и смысловой принадлежности.

5. Определение признаков текста как единицы связной речи и продукта речевой деятельности.

6. Понимание значимости языка как средства общения и взаимодействия людей в обществе; соблюдение норм русского литературного языка в различных ситуациях устного и письменного общения

7. Адекватное использование языковых средств для продуктивного общения.

8. Использование языка для познания истории, традиций, национальных и мировых культурных ценностей.

9. Слушание, чтение, интерпретация художественных текстов

10. Использование основных литературоведческих понятий и образных средств для анализа художественных и нехудожественных текстов.

11. Составление художественных и нехудожественных текстов в соответствии с коммуникативной задачей.


V. ОРИЕНТИРЫ-ХАРАКТЕРИСТИКИ УСПЕШНОСТИ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

 

Специфические компетенции Субкомпетенции Цели контроля
1.Овладение знаниями о системе языка и речи (речь устная и письменная, диалог, монолог, сфера и ситуация речевого общения). -Понимать и аргументировать различие между понятиями«язык» и «речь»; - воспринимать основную и второстепенную информацию устных и письменных текстов; - адекватно оценивать сферу и ситуацию речевого общения; -осуществлять устное и письменное, монологическое и диалогическое общение на различные темы в соответствии с требованиями литературных норм. - Определять сферу и ситуацию речевого общения; - различать диалогическую и монологическую речь; - трансформировать прямую речь в косвенную и обратно; - адекватно использовать языковые средства применительно к сферам и ситуациям общения; - аргументировать выбор тем для составления собственных текстов; - адекватно соотносить формулы речевого этикета с коммуникативными ситуациями.
2.Распознавание особенностей разговорной и книжной речи. -Знать языковые особенности основных жанров функциональных стилей; - производить лингвостилистический анализ текста; -использовать выразительные возможности стилистических ресурсов русского языка; - оценивать и редактировать свои и чужие тексты различной функционально-стилистической принадлежности. - Правильно определять коммуникативно-жанровую принадлежность текста; -читать текст и определять его функционально-смысловую и функционально- стилистическую принадлежность; - перестраивать функционально-смысловой тип текста в соответствии с заданием; - выявлять и анализировать языковые особенности прочитанного текста; - выявлять в тексте стилистические ошибки и исправлять их.
3.Логическое, стилистически оправданное изложение собственных мыслей в процессе устного и письменного общения. -Создавать диалогические и монологические высказывания различных видов с целью решения коммуникативных задач; - использовать в собственной речевой практике выразительные возможности стилистических ресурсов русского языка; - оценивать и редактировать устные и письменные тексты с точки зрения эффективности достижения коммуникативных задач.   - Создавать собственные высказывания, построенные по функционально-смысловому типу (описание, повествование, рассуждение); - создавать тексты разной стилистической принадлежности с адекватным использованием образных средств; - завершать текст заданной функционально-смысловой и функционально-стилистической принадлежности; - совершенствовать предложенный текст (его часть) в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
4.Воспроизведение и создание в письменной форме текстов различной функционально- стилистической и смысловой принадлежности. - Подробно, сжато, выборочно излагать прослушанные и прочитанные тексты с использованием различных видов опор; - воспроизводить в письменной форме прослушанные и прочитанные тексты с использованием различных приемов свертывания текста; - создавать собственные высказывания в письменной форме с соблюдением норм современного русского литературного языка. - Определять значение слов в контексте; - подбирать и записывать к указанным словам данного текста синонимы, антонимы, омонимы; - письменно отвечать на вопросы по содержанию текстов различных жанров и стилей; - сжато передавать содержание прочитанного текста в письменной форме; - находить в тексте эмоционально-экспрессивные и художественные средства, используемые для характеристики явлений, событий и персонажей; - конструировать монологические и диалогические высказывания в письменной форме на различные актуальные темы с выражением личностного отношения к проблеме - оформлять текст (высказывание) в соответствии с требованиями русской орфографии и пунктуации.
5.Определение признаков текста как единицы связной речи и продукта речевой деятельности. -Распознавать основные структурные и семантические признаки текста; - владеть основными видами анализа структуры и содержания художественных и нехудожественных текстов; - создавать собственные тексты различных стилистических, смысловых и жанровых типов. -оценивать и редактировать собственные и чужие тексты с позиций стиля, речевого оформления и норм правописания. - Правильно определять основные признаки текста; - делить текст на смысловые части и обозначать композиционно-смысловые части текста; - составлять различные виды планов текста (вопросный, назывной, цитатный); - свертывать и развертывать внутритекстовую информацию; - находить в тексте информативно-значимые слова (словосочетания, предложения); - устанавливать содержательную связь между текстом и его заглавием; - озаглавливать текст; - составлять тексты различных смысловых типов, стилей и жанров на заданную и свободную темы; - редактировать чужие и собственные тексты в соответствии с литературными нормами устной и письменной речи.
6. Понимание значимости языка как средства общения и взаимодействия людей в обществе; соблюдение норм русского литературного языка в различных ситуациях устного и письменного общения. -Понимать значимость языка для человека и общества. - соблюдать в речевой практике нормы современного русского литературного языка; - дифференцировать нормы русского языка соответственно сфере и ситуации устной и письменной коммуникации. - Правильно употреблять терминологию по русскому языку; - находить языковые средства, относящиеся к одной тематической группе; - правильно использовать основные лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные и стилистические нормы современного русского литературного языка.
7. Адекватное использование языковых средств для продуктивного общения. -Знать основные структурные единицы языка, их функции, различительные признаки, грамматические категории; - определять функциональную роль различных структурных единиц языка в тексте; - осуществлять в собственной речевой практике выбор и организацию языковых средств в соответствии с целями и ситуацией общения. - Определять характеристику грамматических категорий русского языка, их функционально-стилистические и эмоционально-экпрессивные особенности в тексте; - совершенствовать предложенный текст (его часть) в соответствии с нормами современного русского литературного языка; - создавать собственные тексты различной коммуникативной направленности с грамотным и мотивированным употреблением структурных единиц русского языка.
8. Использование языка для познания истории, традиций, национальных и мировых культурных ценностей. - Выявлять возможности языковых средств в понимании духовно-нравственных ценностей русского народа при чтении произведений русской литературы; - относиться к языку как средству обеспечения диалога культур и инструменту саморазвития и самореализации в обществе. -Находить в тексте информативно-значимые слова (словосочетания, предложения) и соотносить их содержание с принадлежностью к русской культуре, со своей жизненной позицией; - выявлять национальные и мировые культурные ценности в прочитанном тексте; - рассматривать содержание прочитанного текста как источник обеспечения диалога русской культуры с культурами других народов Молдовы; - анализировать функционально-стилистическую и эмоционально-экспрессивную функцию языковых средств в произведениях русской литературы.
9.Слушание, чтение, интерпретация художественных текстов. -Знать и понимать содержание, идейно-тематическое и жанровое своеобразие художественных произведений, рекомендованных предметным куррикулумом; - понимать своеобразие художественной литературы как искусства слова и её роль в обществе в различные исторические эпохи; - распознавать основные черты литературных направлений, стилей, жанров. - знать основные этапы жизненного и творческого пути выдающихся писателей и поэтов; - сопоставлять литературные и жизненные ситуации, оценивая действительность с нравственно-эстетических позиций, выстраивая понимание человеческого опыта во многих направлениях (философском, этическом и т.д.). - представлять сюжетные линии, фрагменты сюжета, систему персонажей, способы и приемы художественной речи (в пределах допустимого объема); - комментировать ценности (идеи, проблемы, отношения), выявленные при чтении художественных текстов -Аргументированно определять и интерпретировать проблематику художественного текста и соотносить её с исторической эпохой; - вычленять содержательно-фактуальную, содержательно-концептуальную и содержательно-подтекстовую информацию художественного текста; -анализировать систему образов и образ автора в художественном тексте; - уметь находить в художественном тексте информативно-значимые слова (словосочетания, предложения) и соотносить их с конкретно-историческим и общечеловеческим содержанием; -выражать личностное отношение к проблематике художественного текста и соотнесить её с современностью; - сравнивать прочитанное художественное произведение русской литературы с произведениями по данной тематике (проблематике) зарубежной литературы, с произведениями писателей Республики Молдова, с произведениями других видов искусств.
10. Использование основных литературоведческих понятий и образных средств для анализа художественных и нехудожественных текстов. - Производить литературоведческий, лингвостилистический анализ текстов различной коммуникативно-жанровой, функционально-смысловой и функционально-стилистической принадлежности; - применять различные стратегии для самостоятельного осмысления, интерпретации художественных и нехудожественных текстов и оценки их эстетической значимости.   -Определять функциональное назначение основных литературоведческих и лингвистических понятий, изобразительно-выразительных средств (тропов и стилистических фигур) в художественном и нехудожественном тексте; -соотносить выбранный вид анализа и интерпретации художественного и нехудожественного текста с его стилистической, смысловой, жанровой принадлежностью и коммуникативной задачей; -адекватно употреблять литературоведческие и лингвистические понятия для анализа художественного и нехудожественного текста.
11.Составление художественных и нехудожественных текстов в соответствии с коммуникативной задачей. -Продуцировать тексты различной коммуникативно-жанровой, функционально-смысловой и функционально-стилистической принадлежности в соответствии художественными и нехудожественными коммуникативными задачами; - высказывать и аргументировать своё отношение к художественному произведению, к авторской позиции; - дифференцированно использовать образно-выразительные средства для успешного достижения собственных коммуникативных целей и выражения собственной позиции. - Создавать собственный текст с опорой на предложенный; - создавать собственный текст-рассуждение; - уметь соблюдать основные коммуникативные качества речи: правильность, логичность, смысловую точность, выразительность; - составлять характеристику литературных героев (автора текста); - оценивать события и поступки персонажей текстов в соответствии с конкретно-историческим контекстом эпохи; - определять собственную позицию в составленных текстах; - создавать собственный текст с использованием разнообразных художественных средств.

 

VI. ПРИМЕРЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 740; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.205.223 (0.009 с.)