Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Комментарии к социологии Тенниса
Тот факт, что раннее произведение «Общность (община) и общество» пережило все остальные труды Тенниса, побуждает задуматься над причинами селективной рецепции. Некоторые из них вполне очевидны: раскрыв содержание чистых понятий «об щность» и «общество», Теннис непосредственно подготовил почву для аналитической социологии, социологии социального действия и понимающей социологии, получивших начальное развитие в со циологии Вебера и затем синтезированных Парсонсом в работе «Структура социального действия» (1937). Но Теннис оставил в наследство социологам также и загадку толкования своей дихо томии. «Общность» не является чисто аналитическим понятием социологии и в трактовке Тенниса носит многозначный и неоп ределенный характер. Оба понятия недостаточно ясны не только в силу особенностей философского и старого, до-социологического языка произведений Тенниса. С одной стороны, они выступают как аналитические категории, обозначающие пересекающиеся друг с другом структуры социальной реальности. С другой сторо ны, эти понятия обозначают у Тенниса эмпирически фиксируемые фазы целенаправленного исторического движения от общности к обществу, что справедливо критиковалось аналитически мыс лящими социологами как реификация (овеществление). Общий вектор изменения представлений Тенниса наглядно иллюстрируют название подзаголовков его главного труда: «Эмпирические формы культуры (теорема философии культуры)» в первом издании (1887) и «Основные понятия чистой социологии» в издании 25 лет спустя. Можно сказать, что за эти годы Теннис прошел научный путь от философии истории к аналитической социологии. Однако чисто аналитической социологии Теннис не создал. Многие формулировки в труде «Общность и общество» свидетельствуют о том, что элементы общинной романтики, за которые критиковали Тенниса, действительно содержались в его социоло гии. Романтизация идей нашла свое выражение в трагическом для воззрений Тенниса политическом использовании его категории в национал-социалистическом понятии народной общности. Благодаря Теннису понятия «общность» и «общество» вошли в число основных понятий не только немецкой социологии. Еще при жизни автора к его труду был проявлен интерес в Дании, Италии, России и Северной Америке. Так, создатели Чикагской школы американской социологии (Р. Парк, Л. Вирт и др.) пользовались понятием общности Тенниса для обозначения пространственной локализации социальных связей. Другие социологи (например, Сорокин) использовали понятия Тенниса с целью различения крестьянско-деревенских и буржуазно-городских форм жизни.
Перевод с немецкого Е. Никитина Основная литература 1. Теннис Ф. Общность и общество. М., 2002. 2. Теннис Ф. Эволюция социального вопроса. СПб., 1908. 3. Tonnies F. Gemeinschaft und Gesellschaft. Berlin, 1920. Дополнительная литература 1. Громов И., Мацкевич А., Семенов В. Западная социология. СПб., 1997. С. 78-84. 2. Малинкин А.Н. О жизни и творчестве Фердинанда Тенниса // Социологичес кий журнал, 1998. № 3/4. С. 201-206. 3. Филиппов А.Ф. Ф. Теннис как основоположник немецкой социологии // Очерки по истории теоретической социологии XIX — начала XX в. М., 1994. С. 135-142. Социологическая Георга Краткая биография. Философия и социология Г. Зиммеля : Георг Зиммель (1858, Берлин — 1918, Страсбург) — не мецкий философ и социолог. Закончил философский факуль тет Берлинского университета. Посещал лекции Т. Моммзена, Г фон Трейчке, И. Дройзена, В. Вундта, М. Лазаруса, Ф. Целлера, А. Хармса. Защитил докторскую диссертацию по философии И. Канта в 1881 г. Преподавал в Берлинском университете, где в числе прочих его учениками были Э. Блох, Г. Лукач и К. Маннгейм. Зиммель поддерживал тесные отношения с кружком М. Вебера в Гейдельберге, на членов которого он оказал сильное влияние. С 1914 г. Зиммель — профессор Страсбургского университета. Страсбург стал последним местом его деятельности. Зиммелем написано множество книг и статей по самым раз личным проблемам философии, социологии, истории и культу ры, как в форме академического теоретического исследования, так и в форме эссе. Эссеистика была одним из его любимых жан ров. В этом жанре им написаны статьи о Гете, Данте, Рембрандте, Микеланджело. Главными социологическими работами Г. Зиммеля являют ся: «Социальная дифференциация. Социологические и психо логические исследования» (1890); «Социология. Исследование фор'м обобществления» (1908); «Основные вопросы социологии (индивид и общество)» (1917), а также работа «Философия денег» (1900), которая, как это уже в названии указывает сам Зиммель, не является чисто социологической, однако оказала громадное влияние на формирование социально-критической ориентации в немецкой социальной мысли, что можно наблюдать в творчестве Э. Блоха, Г. Лукача, К. Маннгейма, представителей франкфуртской школы.
В историю социологии Г. Зиммель вошел как создатель ориги нальной социологической теории — формальной социологии. В большинстве своем социологи, в том числе и российские[408], различают три периода в творчестве Г. Зиммеля. Первый период связывают с влиянием на Г. Зиммеля идей прагматизма, дарвинизтельствуют о том, что элементы общинной романтики, за которые критиковали Тенниса, действительно содержались в его социоло гии. Романтизация идей нашла свое выражение в трагическом для воззрений Тенниса политическом использовании его категории в национал-социалистическом понятии народной общности. Благодаря Теннису понятия «общность» и «общество» вошли в число основных понятий не только немецкой социологии. Еще при жизни автора к его труду был проявлен интерес в Дании, Италии, России и Северной Америке. Так, создатели Чикагской школы американской социологии (Р. Парк, Л. Вирт и др.) пользовались понятием общности Тенниса для обозначения пространственной локализации социальных связей. Другие социологи (например, Сорокин) использовали понятия Тенниса с целью различения крестьянско-деревенских и буржуазно-городских форм жизни. Перевод с немецкого Е. Никитина Основная литература 1. Теннис Ф. Общность и общество. М., 2002. 2. Теннис Ф. Эволюция социального вопроса. СПб., 1908. 3. Tonnies F. Gemeinschaft und Gesellschaft. Berlin, 1920. Дополнительная литература 1. Громов И., Мацкевич А., Семенов В. Западная социология. СПб., 1997. С. 78-84. 2. Малинкин А.Н. О жизни и творчестве Фердинанда Тенниса // Социологичес кий журнал. 1998. № 3/4. С. 201-206. 3. Филиппов А.Ф. Ф. Теннис как основоположник немецкой социологии // Очерки по истории теоретической социологии XIX — начала XX в. М., 1994. С. 135-142. Краткая биография. Философия; и социология Г. Зиммеля Георг Зиммель (1858, Берлин — 1918, Страсбург) — не мецкий философ и социолог. Закончил философский факуль тет Берлинского университета. Посещал лекции Т. Моммзена, Е фон Трейчке, И. Дройзена, В. Вундта, М. Лазаруса, Ф. Целлера, А. Хармса. Защитил докторскую диссертацию по философии И. Канта в 1881 г. Преподавал в Берлинском университете, где в числе прочих его учениками были Э. Блох, Г. Лукач и К. Маннгейм. Зиммель поддерживал тесные отношения с кружком М. Вебера в Гейдельберге, на членов которого он оказал сильное влияние. С 1914 г. Зиммель — профессор Страсбургского университета. Страсбург стал последним местом его деятельности. Зиммелем написано множество книг и статей по самым раз личным проблемам философии, социологии, истории и культу ры, как в форме академического теоретического исследования, так и в форме эссе. Эссеистика была одним из его любимых жан ров. В этом жанре им написаны статьи о Гете, Данте, Рембрандте, Микеланджело. Главными социологическими работами Г. Зиммеля являют ся: «Социальная дифференциация. Социологические и психо логические исследования» (1890); «Социология. Исследование форм обобществления» (1908); «Основные вопросы социологии (индивид и общество)» (1917), а также работа «Философия денег» (1900), которая, как это уже в названии указывает сам Зиммель, не является чисто социологической, однако оказала громадное влияние на формирование социально-критической ориентации в немецкой социальной мысли, что можно наблюдать в творчестве Э. Блоха, Г Лукача, К. Маннгейма, представителей франкфуртской школы.
В историю социологии Г. Зиммель вошел как создатель ориги нальной социологической теории — формальной социологии. В большинстве своем социологи, в том числе и российские[409], различают три периода в творчестве Г. Зиммеля. Первый период связывают с влиянием на Г. Зиммеля идей прагматизма, дарвинизма и эволюционизма, второй считают неокантианским, а третий увязывают с разработкой Зиммелем проблем философии жизни. Такая периодизация творчества Зиммеля, а более всего — увязыва ние этапов с указанными идейными комплексами вызывает боль шие сомнения. То, что некоторые авторы вычленяют в качестве этапов ин теллектуальной биографии Зиммеля, следует считать скорее ос новными устойчивыми идейными комплексами, не просто ока завшими влияние на творчество Зиммеля, но постоянно присутс твующими в его творчестве и формирующими его концепции и теории. Поэтому социологию Зиммеля следует рассматривать как целостную социологическую теорию во многом безотносительно к каким-либо историческим «этапам» его творчества. В творчестве Георга Зиммеля неразрывным образом связаны философия и социология. При этом следует признать, что пре имущественное внимание Зиммель уделял философским иссле дованиям, о чем свидетельствует преобладание у него собственно философских работ. Необходимо также подчеркнуть, что социоло гические работы Зиммеля являются достаточно последовательным воплощением и конкретизацией его философских воззрений. Его социология так или иначе укоренена в его философии. Круг философских интересов Зиммеля, оказавших влияние на его социологические исследования, включает разработку теории истины, прежде всего в русле прагматизма; разработку философии истории как историки, т. е. как теории исторического познания, осуществляемую в соотнесении с кантианской и неокантианской парадигмой; концептуализацию философии жизни как определен ного онтолого-метафизического проекта.
Особое значение для собственно социологических иссле дований имеет философия жизни Зиммеля, ярко запечатленная в его. знаменитых высказываниях в работе «Созерцание жизни»: «Жизнь протекает в форме, обозначенной мною как выхожде-ние за собственные пределы»[410], а также его понимание природы и функциональности индивидуального сознания. Индивидуальное сознание в его познавательной функции постигается, в общем и целом, в соответствии с кантианско-неокантианской философской парадигмой. Познавательная деятельность определяется априорно-имманентным оснащением сознания. Динамично устремленное сознание в его жизненной напряженности когнитивно опосредует всю деятельность человека, в том числе процесс социализации или продуцирования «социальных форм». Указанные философские позиции во многом задают базисное представление об обществе как об образовании, являющем собой напряженное единство и предстающем, с одной стороны, как «совокупность обобщест вленных индивидов, общественно оформленный человеческий материал, составляющий всю историческую действительность», а с другой — как «сумма тех форм связи, благодаря которым из ин дивидов только и получается общество в основном смысле слова». В социологическом плане это означает, что им была поставлена за дача показать динамичную взаимосоотнесенность индивидуальной жизни и социальных форм. Чтобы разрешить напряжение, существующее между жизнью, во всем богатстве ее содержаний, и ее социальными воплощения ми, Зиммель создает оригинальную концепцию обобществления, или социализации[411]. Обобществление, или социализация, согласно Зиммелю, — это процесс, посредством которого содержания индивидуального сознания обретают свою социальную форму и выражение в про цессе взаимодействия с другими. Сама постановка проблемы — напряжение между жизнью, индивидуальным сознанием, с одной стороны, и их социальным. воплощением — с другой, а также механизм разрешения этого на пряжения, указываемый Зиммелем, является ключом к пониманию и реконструкции его социологической теории. Именно этим «ключом» мы и воспользуемся для реконструк ции целостного видения социологии Г. Зиммеля. Мы проанали-. зйруем четыре основные проблемы, которые с необходимостью должна рассматривать любая социологическая теория, претенду ющая на целостное видение социальной реальности: методологию социологического познания; концепцию социологии как науки; концепцию общества; теорию социального развития.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 369; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.22 (0.014 с.) |