Комментарии к социологии Тенниса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Комментарии к социологии Тенниса



Тот факт, что раннее произведение «Общность (община) и общество» пережило все остальные труды Тенниса, побуждает задуматься над причинами селективной рецепции. Некоторые из них вполне очевидны: раскрыв содержание чистых понятий «об щность» и «общество», Теннис непосредственно подготовил почву для аналитической социологии, социологии социального действия и понимающей социологии, получивших начальное развитие в со циологии Вебера и затем синтезированных Парсонсом в работе «Структура социального действия» (1937). Но Теннис оставил в наследство социологам также и загадку толкования своей дихо томии. «Общность» не является чисто аналитическим понятием социологии и в трактовке Тенниса носит многозначный и неоп ределенный характер. Оба понятия недостаточно ясны не только в силу особенностей философского и старого, до-социологического языка произведений Тенниса. С одной стороны, они выступают как аналитические категории, обозначающие пересекающиеся друг с другом структуры социальной реальности. С другой сторо ны, эти понятия обозначают у Тенниса эмпирически фиксируемые фазы целенаправленного исторического движения от общности к обществу, что справедливо критиковалось аналитически мыс лящими социологами как реификация (овеществление). Общий вектор изменения представлений Тенниса наглядно иллюстрируют название подзаголовков его главного труда: «Эмпирические формы культуры (теорема философии культуры)» в первом издании (1887) и «Основные понятия чистой социологии» в издании 25 лет спустя. Можно сказать, что за эти годы Теннис прошел научный путь от философии истории к аналитической социологии.

Однако чисто аналитической социологии Теннис не создал. Многие формулировки в труде «Общность и общество» свидетельствуют о том, что элементы общинной романтики, за которые критиковали Тенниса, действительно содержались в его социоло гии. Романтизация идей нашла свое выражение в трагическом для воззрений Тенниса политическом использовании его категории в национал-социалистическом понятии народной общности.

Благодаря Теннису понятия «общность» и «общество» вошли в число основных понятий не только немецкой социологии. Еще при жизни автора к его труду был проявлен интерес в Дании, Италии, России и Северной Америке. Так, создатели Чикагской школы американской социологии (Р. Парк, Л. Вирт и др.) пользовались понятием общности Тенниса для обозначения пространственной локализации социальных связей. Другие социологи (например, Сорокин) использовали понятия Тенниса с целью различения крестьянско-деревенских и буржуазно-городских форм жизни.

Перевод с немецкого Е. Никитина Основная литература

1. Теннис Ф. Общность и общество. М., 2002.

2. Теннис Ф. Эволюция социального вопроса. СПб., 1908.

3. Tonnies F. Gemeinschaft und Gesellschaft. Berlin, 1920.

Дополнительная литература

1. Громов И., Мацкевич А., Семенов В. Западная социология. СПб., 1997. С. 78-84.

2. Малинкин А.Н. О жизни и творчестве Фердинанда Тенниса // Социологичес кий журнал, 1998. № 3/4. С. 201-206.

3. Филиппов А.Ф. Ф. Теннис как основоположник немецкой социологии // Очерки по истории теоретической социологии XIX — начала XX в. М., 1994. С. 135-142.

Социологическая Георга

Краткая биография. Философия и социология Г. Зиммеля

: Георг Зиммель (1858, Берлин — 1918, Страсбург) — не мецкий философ и социолог. Закончил философский факуль тет Берлинского университета. Посещал лекции Т. Моммзена, Г фон Трейчке, И. Дройзена, В. Вундта, М. Лазаруса, Ф. Целлера, А. Хармса. Защитил докторскую диссертацию по философии И. Канта в 1881 г. Преподавал в Берлинском университете, где в числе прочих его учениками были Э. Блох, Г. Лукач и К. Маннгейм. Зиммель поддерживал тесные отношения с кружком М. Вебера в Гейдельберге, на членов которого он оказал сильное влияние. С 1914 г. Зиммель — профессор Страсбургского университета. Страсбург стал последним местом его деятельности.

Зиммелем написано множество книг и статей по самым раз личным проблемам философии, социологии, истории и культу ры, как в форме академического теоретического исследования, так и в форме эссе. Эссеистика была одним из его любимых жан ров. В этом жанре им написаны статьи о Гете, Данте, Рембрандте, Микеланджело.

Главными социологическими работами Г. Зиммеля являют ся: «Социальная дифференциация. Социологические и психо логические исследования» (1890); «Социология. Исследование фор'м обобществления» (1908); «Основные вопросы социологии (индивид и общество)» (1917), а также работа «Философия денег» (1900), которая, как это уже в названии указывает сам Зиммель, не является чисто социологической, однако оказала громадное влияние на формирование социально-критической ориентации в немецкой социальной мысли, что можно наблюдать в творчестве Э. Блоха, Г. Лукача, К. Маннгейма, представителей франкфуртской школы.

В историю социологии Г. Зиммель вошел как создатель ориги нальной социологической теории — формальной социологии.

В большинстве своем социологи, в том числе и российские[408], различают три периода в творчестве Г. Зиммеля. Первый период связывают с влиянием на Г. Зиммеля идей прагматизма, дарвинизтельствуют о том, что элементы общинной романтики, за которые критиковали Тенниса, действительно содержались в его социоло гии. Романтизация идей нашла свое выражение в трагическом для воззрений Тенниса политическом использовании его категории в национал-социалистическом понятии народной общности.

Благодаря Теннису понятия «общность» и «общество» вошли в число основных понятий не только немецкой социологии. Еще при жизни автора к его труду был проявлен интерес в Дании, Италии, России и Северной Америке. Так, создатели Чикагской школы американской социологии (Р. Парк, Л. Вирт и др.) пользовались понятием общности Тенниса для обозначения пространственной локализации социальных связей. Другие социологи (например, Сорокин) использовали понятия Тенниса с целью различения крестьянско-деревенских и буржуазно-городских форм жизни.

Перевод с немецкого Е. Никитина Основная литература

1. Теннис Ф. Общность и общество. М., 2002.

2. Теннис Ф. Эволюция социального вопроса. СПб., 1908.

3. Tonnies F. Gemeinschaft und Gesellschaft. Berlin, 1920.

Дополнительная литература

1. Громов И., Мацкевич А., Семенов В. Западная социология. СПб., 1997. С. 78-84.

2. Малинкин А.Н. О жизни и творчестве Фердинанда Тенниса // Социологичес кий журнал. 1998. № 3/4. С. 201-206.

3. Филиппов А.Ф. Ф. Теннис как основоположник немецкой социологии // Очерки по истории теоретической социологии XIX — начала XX в. М., 1994. С. 135-142.

Краткая биография. Философия; и социология Г. Зиммеля

Георг Зиммель (1858, Берлин — 1918, Страсбург) — не мецкий философ и социолог. Закончил философский факуль тет Берлинского университета. Посещал лекции Т. Моммзена, Е фон Трейчке, И. Дройзена, В. Вундта, М. Лазаруса, Ф. Целлера, А. Хармса. Защитил докторскую диссертацию по философии И. Канта в 1881 г. Преподавал в Берлинском университете, где в числе прочих его учениками были Э. Блох, Г. Лукач и К. Маннгейм. Зиммель поддерживал тесные отношения с кружком М. Вебера в Гейдельберге, на членов которого он оказал сильное влияние. С 1914 г. Зиммель — профессор Страсбургского университета. Страсбург стал последним местом его деятельности.

Зиммелем написано множество книг и статей по самым раз личным проблемам философии, социологии, истории и культу ры, как в форме академического теоретического исследования, так и в форме эссе. Эссеистика была одним из его любимых жан ров. В этом жанре им написаны статьи о Гете, Данте, Рембрандте, Микеланджело.

Главными социологическими работами Г. Зиммеля являют ся: «Социальная дифференциация. Социологические и психо логические исследования» (1890); «Социология. Исследование форм обобществления» (1908); «Основные вопросы социологии (индивид и общество)» (1917), а также работа «Философия денег» (1900), которая, как это уже в названии указывает сам Зиммель, не является чисто социологической, однако оказала громадное влияние на формирование социально-критической ориентации в немецкой социальной мысли, что можно наблюдать в творчестве Э. Блоха, Г Лукача, К. Маннгейма, представителей франкфуртской школы.

В историю социологии Г. Зиммель вошел как создатель ориги нальной социологической теории — формальной социологии.

В большинстве своем социологи, в том числе и российские[409], различают три периода в творчестве Г. Зиммеля. Первый период связывают с влиянием на Г. Зиммеля идей прагматизма, дарвинизма и эволюционизма, второй считают неокантианским, а третий увязывают с разработкой Зиммелем проблем философии жизни. Такая периодизация творчества Зиммеля, а более всего — увязыва ние этапов с указанными идейными комплексами вызывает боль шие сомнения.

То, что некоторые авторы вычленяют в качестве этапов ин теллектуальной биографии Зиммеля, следует считать скорее ос новными устойчивыми идейными комплексами, не просто ока завшими влияние на творчество Зиммеля, но постоянно присутс твующими в его творчестве и формирующими его концепции и теории. Поэтому социологию Зиммеля следует рассматривать как целостную социологическую теорию во многом безотносительно к каким-либо историческим «этапам» его творчества.

В творчестве Георга Зиммеля неразрывным образом связаны философия и социология. При этом следует признать, что пре имущественное внимание Зиммель уделял философским иссле дованиям, о чем свидетельствует преобладание у него собственно философских работ. Необходимо также подчеркнуть, что социоло гические работы Зиммеля являются достаточно последовательным воплощением и конкретизацией его философских воззрений. Его социология так или иначе укоренена в его философии.

Круг философских интересов Зиммеля, оказавших влияние на его социологические исследования, включает разработку теории истины, прежде всего в русле прагматизма; разработку философии истории как историки, т. е. как теории исторического познания, осуществляемую в соотнесении с кантианской и неокантианской парадигмой; концептуализацию философии жизни как определен ного онтолого-метафизического проекта.

Особое значение для собственно социологических иссле дований имеет философия жизни Зиммеля, ярко запечатленная в его. знаменитых высказываниях в работе «Созерцание жизни»: «Жизнь протекает в форме, обозначенной мною как выхожде-ние за собственные пределы»[410], а также его понимание природы и функциональности индивидуального сознания. Индивидуальное сознание в его познавательной функции постигается, в общем и целом, в соответствии с кантианско-неокантианской философской парадигмой. Познавательная деятельность определяется априорно-имманентным оснащением сознания. Динамично устремленное сознание в его жизненной напряженности когнитивно опосредует всю деятельность человека, в том числе процесс социализации или продуцирования «социальных форм». Указанные философские позиции во многом задают базисное представление об обществе как об образовании, являющем собой напряженное единство и предстающем, с одной стороны, как «совокупность обобщест вленных индивидов, общественно оформленный человеческий материал, составляющий всю историческую действительность», а с другой — как «сумма тех форм связи, благодаря которым из ин дивидов только и получается общество в основном смысле слова». В социологическом плане это означает, что им была поставлена за дача показать динамичную взаимосоотнесенность индивидуальной жизни и социальных форм.

Чтобы разрешить напряжение, существующее между жизнью, во всем богатстве ее содержаний, и ее социальными воплощения ми, Зиммель создает оригинальную концепцию обобществления, или социализации[411].

Обобществление, или социализация, согласно Зиммелю, — это процесс, посредством которого содержания индивидуального сознания обретают свою социальную форму и выражение в про цессе взаимодействия с другими.

Сама постановка проблемы — напряжение между жизнью, индивидуальным сознанием, с одной стороны, и их социальным. воплощением — с другой, а также механизм разрешения этого на пряжения, указываемый Зиммелем, является ключом к пониманию и реконструкции его социологической теории.

Именно этим «ключом» мы и воспользуемся для реконструк ции целостного видения социологии Г. Зиммеля. Мы проанали-. зйруем четыре основные проблемы, которые с необходимостью должна рассматривать любая социологическая теория, претенду ющая на целостное видение социальной реальности: методологию социологического познания; концепцию социологии как науки; концепцию общества; теорию социального развития.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 369; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.22 (0.014 с.)