Организация структуры управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация структуры управления



Управление вузом, как процесс, реализуется через конкретную организационную структуру. На рис. 2 представлена принципиальная укрупненная модель организационной структуры университета, которая представляет собой совокупность элементов (структурных подразделений) с отражением устойчивых сложившихся организационных взаимосвязей между ними.

 

 

Рисунок 2 - Укрупненная организационная структура управления

Модель иерархическая, трехуровневая.

На 1-м уровне находится высший законодательный орган университета — Совет вуза и высшее исполнительное подразделение — ректорат. Этот уровень управления связан с принятием стратегических решений, созданием политики вуза в области мотивации и координации действий всех подразделений. На этом уровне реализуется значительная часть внешних связей.

Многозначна роль ректората во главе с ректором. Он участвует как в решении стратегических вопросов, так и текущих задач, связанных с доведением заданий до среднего звена управления.

Второй уровень организационной структуры включает факультеты, хозрасчетные структурные подразделения, административные и хозяйственные обслуживающие подразделения.

Факультеты — основные структурные подразделения 2-го уровня. Их назначение — организация основной деятельности вуза — научного и образовательного процесса.

Только в этом направлении оргструктура имеет детализацию до 3-го уровня — кафедр, каждая из которых является ключевым структурным подразделением, обеспечивающим образовательный процесс, развитие НИРС, НИР. Деятельность кафедры в структуре университета регулируется Положением, которое приведено в Приложении 1.

Хозрасчетные структурные подразделения, расположенные на 2-м уровне иерархии, создаются для реализации конкретной функции на коммерческой основе. Деятельность таких подразделений регламентируется нормативными документами, действующими в вузе для всех подразделений, а источником их существования являются собственные заработные средства.

Положение о хозрасчетном структурном подразделении приведено в Приложении 2.

Функциональное назначение действующих сейчас в вузе хозрасчетных подразделений соответствует основной деятельности вуза. Они реализуют образовательный процесс: второе высшее, дополнительное образование, повышение квалификации, переподготовка; а также научные работы на договорной основе.

Практика образования хозрасчетных подразделений не по профилю основной деятельности (например, торговля) не была положительной. Основная категория исполнителей — преподаватели — квалифицированно и профессионально работают в хозрасчетных структурах, созданных по профилю основной деятельности вуза.

Административные (ОК, Архив, Библиотека, ПФО и др.) и хозяйственные (ОГЭ, ОГМ, гараж, столярная мастерская и др.) подразделения обслуживают и обеспечивают основную деятельность в вузе.

В целом оргструктура вуза в описанном выше виде существует традиционно давно. Совет вуза считает ее приемлемо рациональной, поскольку она позволяет четко управлять (в том числе контролировать) материальными и денежными потоками, персоналом.

Если говорить о функциональных связях между элементами представленной оргструктуры, то они чрезвычайно разнообразны; являются и горизонтальными, и вертикальными; совпадают и не совпадают с административной подчиненностью; связаны непосредственно с учебным процессом и с его обеспечением и обслуживанием.

На рассмотренной традиционной оргструктуре в НГТУ реализована децентрализованная административно-функциональная система управления.

Совершенно очевидно, что в такой сложной оргструктуре в условиях новых (рыночных) экономических отношений, расширения задач и усложнения функций централизация функций административного управления является тормозом в развитии вуза и неизбежно вступает в противоречие с требованиями времени и коллектива.

Как основное направление совершенствования системы управления вузом администрация избрала ее изменение с целью максимального учета интересов подразделений и групп сотрудников.

Это достигается расширением участия коллектива в управлении университетом и связано с демократизацией, децентрализацией, сокращением администрирования. В конечном итоге это означает передачу отдельных функций управления и целых групп функций от администрации к структурным подразделениям.

НГТУ имеет 15-летний опыт работы в условиях децентрализации административных функций управления. Основная концепция при этом состояла в рассмотрении трудового коллектива вуза как сообщества единомышленников, каждый из которых независимо от занимаемой должности осознает и разделяет цели вуза; имеет право самостоятельно принимать решения, распоряжаться необходимой информацией и ресурсами для решения поставленной задачи в пределах своей компетенции.

Указанная концепция реализуется в НГТУ путем преобразования каждого структурного подразделения на конкретном уровне оргструктуры в центр ответственности (ЦО).

Кроме того, указанная концепция имеет свое практическое воплощение в каждом из положений, приведенных при приложениях.

3. Центры ответственности в университете

Центр ответственности (ЦО) — структурное подразделение вуза, возглавляемое избранным (для основных подразделений) или назначенным (для обеспечивающих подразделений) руководителем.

ЦО реализует возложенные на него функции в рамках общей миссии вуза; имеет право распоряжаться выделенными или самостоятельно заработанными материальными или денежными ресурсами; действует на основании общеуниверситетских правовых и нормативных актов. Руководителю ЦО делегировано право принятия решения в пределах своей компетенции и возложена ответственность за реализацию функций подразделения. Необходимые условия децентрализации управления и создания центров ответственности за-ключаются в следующем:

1. Регламентация задач и делегирование права принятия решений по уровням оргструктуры.

2. Выделение ресурсов для реализации делегированных функций и задач.

3. Разработка и утверждение нормативной базы, регулирующей взаимодействие структурных подразделений и уровней управления.

4. Определение меры ответственности.

Важнейшее условие успешного функционирования центров ответственности — представление руководителю ЦО права принимать решения.

Практика, сложившаяся в НГТУ, показывает, что по содержанию на средний уровень управления делегировано право принимать организационные, технические, экономические, социальные, учебно-научные (для деканатов, кафедр и хозрасчетных подразделений) решения, связанные с реализацией функций конкретного ЦО (см. рис. 3).

Рисунок 3 - Классификация управленческих решений

Содержательно принимаемые решения очень разнообразны:

· по периоду действия решения могут быть оперативными и перспективными;

· по степени новизны — рутинными и новаторскими;

· по мотивации — инициативными и по предписанию сверху;

· по наличию информации могут быть определенными и вероятностными.

В НГТУ руководитель ЦО имеет право принимать решения по всему указанному спектру в пределах своей компетенции (см. рис. 3).

Следует отметить, что ректорат и Ученый совет вуза работают по тому же спектру принимаемых решений, но на общеуниверситетском уровне (первый уровень оргструктуры управления). Укажем конкретные функции и задачи, решение которых делегировано центрам ответственности.

I. Факультеты

· Организация и управление образовательным процессом (учебные планы в рамках стандарта вуза, графики учебного процесса, правила приема, номенклатура специальностей, текущий контроль).

· Кадровое обеспечение основной деятельности.

· Организация НИР и НИРС.

· Развитие факультета (в т. ч. МТБ) в рамках стратегии развития вуза.

· Управление бюджетом.

· Уровень персональной оплаты труда сотрудников.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 846; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.60 (0.009 с.)