Взаимодействие как категория 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взаимодействие как категория



Категория «взаимодействие» является одной из базисных философских, онтологических категорий. Это феномен связи, воздействия, перехода, развития разных объектов под влиянием взаимного действия друг на друга, на другие объекты. Взаимодействие — начальная, исходная, родовая категория. «Взаимодействиевот первое, что выступает перед нами, когда мы рассматриваем движущуюся материю… взаимодействие является истиной causa finalis (конечной причиной) вещей. Мы не можем пойти дальше познания этого взаимодействия именно потому, что позади его нечего больше познавать (Ф. Энгельс)»1. Любое явление, объект, состояние может быть понято (познано) только в связи и отношении с другими, ибо все в мире взаимосвязано и взаимообусловлено. Взаимодействие, предполагая действие друг на друга как максимум двух объектов, в то же время означает, что каждый из них также находится во взаимном действии с другими.

А. Н. Леонтьев, рассматривая в диалектико-материалистическом плане категорию взаимодействия, подчеркивает его специфику в органическом мире, в мире живой материи. «Жизнь есть процесс особого взаимодействия особым образом организованных тел»2. Чем выше организация «тел», тем сложнее это взаимодействие. Во всех формах взаимодействия в неживой приезде (классические примеры ветра и скалы, капли зады и камня) или объектов живой и неживой природы (человек — камень, металл) воздействие одного объекта приводит к разрушению другого. Объект, испытывающий воздействие, оказывается в пассивной, страдательной позиции. Он может участвовать в этом взаимодействии только силой своего природного сопротивления (отсюда и специальная наука «Сопротивление материала» — «Сопромат»), но неизбежно разрушаясь, исчезая.

В условиях взаимодействия в живой природе, особенно во взаимодействии людей, всегда есть активность обеих сторон, хотя мера ее проявления различна. Эта активность может быть инициальной или реактивной в плане агента действия, или его субъекта. Особенно существенна субъектность для социального взаимодействия людей. С инициальной позиции активность может быть преобразующей или сохраняющей; она может быть созидающей, развивающей или разрушающей. С реактивной позиции, с позиции того,

1 Цит. по: Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. 4-е изд., 1981. С. 36.

2 Там же. С. 37.

 

на кого оказывается воздействие, может быть активность принятия или неприятия его, организации ответного воздействия, противостояние нежелательному воздействию или участие в совместном действии.

Здесь важно уточнить понятие направленности, вектора реактивности. Реактивность означает ответную вызванную активность, т. е. по отношению к самому действию реактивности его субъект всегда активен. В то же время по инициативе взаимодействия один из агентов действия начинает, инициирует его, другой — отвечает на эту инициативу своими действиями. Такая ситуация служит основанием неправомерности отождествления только инициирующего агента с субъектом, а реагирующего — с объектом. Они оба активны в тех действиях, деятельности, которую осуществляют, они оба — субъекты взаимодействия.

 

Характеристики взаимодействия

Активность есть основная характеристика взаимодействующих сторон в процессе любого взаимодействия живой материи. Чем сложнее ее организация, тем разнообразнее форма этой активности. У человека, являющего собой высшую форму развития живой материи в условиях Земли, активность проявляется на всех уровнях его организации. Это, во-первых, интеллектуальная активность (выдвижение гипотез, формирование стратегий, прием, обработка и оценка поступающей информации по каналам прямой и обратной связи и т. д., что особенно явно проявляется в общении). Во-вторых, это моторно-эффекторная активность на уровне построения модели воздействующего объекта (процесса, явления). Согласно теории уподобления (А. Н. Леонтьев), было показало (О. В. Овчинникова, Ю. Б. Гиппенрейтер), что даже на уровне органа (и в частности, наименее проксичного органа — слуха) осуществляется встречная активность в виде построения образа, уподобляющего воздействующий эффект. Действие построения уподобляющей модели (В. П. Зинченко) при восприятии объекта есть форма активности взаимодействующей стороны, находящейся в реактивной позиции. В-третьих, это поведенческая (вербальная, невербальная) активность, проявляющаяся во всем многообразии ее (вербальных, невербальных) поведенческих и деятельностных форм. В силу того, что активность характеризует обе стороны взаимодействия, они обе имеют качество субъектов.

Взаимодействие есть основа и условие установления самых разнообразных связей между объектами, включая каузальные, причинно-следственные. В силу этого оно является основой становления любой системы, ибо она, как известно, всегда предполагает связь (в форме взаимодействия) ее элементов, компонентов. Соответственно, системность как представленность взаимодействия объектов во всех их связях и отношениях есть также его характеристика.

Во взаимодействии людей выявляется еще одна существенная его характеристика — осознанность и целеположенность. Эта характеристика определяет и формы этого взаимодействия — сотрудничество (в игре, учении, труде и творчестве как высшей форме труда) и общение. Обе эти формы проявляются в образовательном процессе, они связаны между собой; взаимодействие в форме сотрудничества (противоборство, противостояние, конфликт также формы взаимодействия) предполагает и общение как его идеальную форму. Первое не может быть без второго, тогда как второе может быть без первого, что свидетельствует об их относительной, условной автономии.

Взаимодействие в образовательной системе

Учебное взаимодействие обучающего (педагога) и обучающихся (учеников, студентов), общающихся между собой входит в более сложную систему взаимодействия в образовательном процессе, который реализуется внутри образовательной системы. В этой системе в тесном взаимодействии находятся такие подсистемы, как управление (министерство, комитет, отделы образования); администрация (ректорат, директорат), педсовет, кафедры, преподавательские коллективы, классы, группы. Каждая из них характеризуется своей структурой взаимодействия, определяющей его ситуацию, стиль, формы, эффективность, проявляясь в сотрудничестве как форме совместной, целенаправленной на достижение общего результата, форме взаимодействия и общения как идеального плана его представления, регулирования и коррекции.

Важно также отметить что образовательная система, например школа, особенно дошкольное образование, взаимодействует с системой «семья» (родители, родители родителей) и с системой «общественность». Все эти связи проецируются в более или менее явной форме на образовательный, и в частности на учебный процесс непосредственно в классе (в аудитории). Это выражается в отношении учеников к учебе, к учителям, школе, что в свою очередь есть проекция системы ценностей на характер их учебной деятельности.

 

§2. Взаимодействие субъектов образовательного процесса

Образовательный процесс как взаимодействие

Образовательный процесс представляет собой многоплановую и полиморфную сферу взаимодействия. Это и собственно учебное или точнее учебно-педагогическое взаимодействие ученика и учителя (студента — преподавателя); это и взаимодействие учеников (студентов) между собой; это и межличностное взаимодействие, которое может по-разному возбуждать учебно-педагогическое взаимодействие. Рассмотрим первый план этого взаимодействия по схеме «ученик — ученик». Оно реализовалось в истории учения в разной форме: индивидуальная работа с Мастером, Учителем; со времен Я. А. Коменского — в классно-урочной форме; в произвольной свободной форме консультирования с Учителем (Дж. Дьюи, У. Киркпатрик) при индивидуальной работе ученика; в форме бригадно-лабораторного метода организации обучения в 30-е годы в России и т. д. Однако в любом варианте каждая из взаимодействующих сторон реализовала свою субъектную активность. В наибольшей мере она могла проявиться у ученика в учении по методу сократических бесед, в индивидуальной работе, консультировании.

В настоящее время учебно-педагогическое взаимодействие обретает организационные формы сотрудничества (активные формы — деловые, ролевые игры, совместно-распределительная деятельность и т. д.) в триадах, группах, тренинг-классах. Сотрудничество включает в себя прежде всего взаимодействие самих учеников (студентов). В образовательном процессе создается ситуация множественности планов и форм учебного взаимодействия. Соответственно усложняется и его общая схема.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 699; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.184.237 (0.005 с.)