Сущность и функции менеджмента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и функции менеджмента



Менеджмент

Сущность и функции менеджмента

Управление представляет собой осознанную целенаправленную деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды — общества, живой и неживой природы, техники. Элементы, на которые направлена эта деятельность, образуют объект управления. Направитель управленческой деятельности называется субъектом управления. Субъект управленческой деятельности – физическое лицо, человек.

Управленческая деятельность представляет собой специфическую разновидность трудового процесса и характеризуется предметом труда, средствами труда и самим трудом, а также его результатом. Предметом и продуктом труда в управлении является информация. Средствами управленческого труда является все, что будет способствовать осуществлению операций с информацией.

Современный менеджмент — группа лиц, осуществляющих в рамках организации предпринимательские и высшие управленческие функции.

Вид деятельности человека, направленный на достижение определенной цели или целей.

Процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения

Иерархическая организационная структура, в рамках которой реализуются функции управления.

Категория людей, занятых управлением.

Самостоятельная область знаний (наука), имеющая свой предмет, специфические проблемы и способы их решения.

Вся огромная, сово-купность управленче-ских действий может быть сведена к ограниченному перечню относительно строго локализуемых функций, т.е. относительно самостоятельных, специализированных и обособленных видов управленческой деятельности.

 

 

На стадии принятия управленческого решения необходимо определить, "где мы находимся в настоящее время, куда хотим двигаться и как собираемся это делать".

Подфункции функции реализации:

организация;

координация и регулирование;

активизация и стимулирование (мотивация).

Учет и контроль призваны заблаговременно выявлять надвигающиеся опасности, обнаруживать ошибки, отклонения от существующих стандартов и тем самым создавать основу для совершенствования работы.

На разных уровнях иерархии, во времени и в зависимости от специфических условий производства, значение функции варьируется.

Функции управления реализуются с помощью определенных методов: организационных, административных, экономических и социально-психологических.

 

Миссия и цели организации.

Миссия организации

Миссия - это идеологическая, мировоззренческая установка организации, которая проясняет, чем является организация, какой она стремится быть, чем она отличается от других подобных организаций.
Миссия должна отражать:
1) целевые ориентиры организации на долгосрочную перспективу;
2) сферу деятельности (какой продукт организация предлагает покупателям);
3) философию организации, ценности и верования, которые приняты в организации;
4) возможности и способы осуществления деятельности организации;
5) имидж организации.
Миссия дает возможность субъектам внешней среды представить организацию.
Важная роль принадлежит миссии в формировании корпоративного духа, установлении определенного климата в организации.

Кроме того, миссия повышает действенность управления, т.к. обеспечивает стандарты по распределению ресурсов организации, расширяет для работников смысл их деятельности.
Важно, чтобы миссия была сформулирована предельно ясно, для того, чтобы понять ее всем субъектам, взаимодействующим с организацией, в особенности членам организации.

Характеристики миссии:

· Реалистичность.

· Конкретность. Она должна подходить именно к этой компании и ни к какой другой.

· Стимулируемость. Миссия должна заставлять людей поверить.

 

Цели организации

Цели — это конкрет­ное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность.

Классификация целей

По степени важности

- стратегические - ориентированы на решение перспективных масштабных проблем, качественно меняю­щих жизнь и лицо организации, например, достижение первенства в своей сфере деятельности, выход на международные рынки, корен­ное обновление производственной базы и пр.,

 

- тактические - яв­ляются промежуточными по отношению к стратегическим, отража­ют отдельные этапы их достижения, например, проведение капи­тального ремонта.

По периоду времени их реализации

- долгосрочные (свыше пяти лет),

- среднесрочные (от года до пяти лет)

- краткосрочные (до одного года) - цели, которые достигаются в течение одного года. Для

них характерна гораздо большая, чем для долгосрочных, конкретизация и детализация в таких вопро­сах, как кто, что и когда должен выполнять.

 

По содержанию

- технологические - компьютеризацию, внедрение гибких технологий, строительство новых производствен­ных зданий

- экономичес­кие - укрепление финансовой устойчивости организации, рост прибыльности работы, увеличение рыночной стоимости акционерного капитала.

- производственные - выпуск определенного объема товаров и услуг, повышение их качества, увеличении эффек­тивности производства, снижении себестоимости.

- административные - достижение высокой управляемости организацией, надежного взаимодействия между сотрудниками, хорошей их дисциплины, слаженности в ра­боте.

- маркетинговые - завоевание тех или иных рынков сбыта, привлечением новых покупателей, клиентов, продлением жиз­ненного цикла товаров и услуг, достижением лидерства в ценах и пр.

- научно-технические - создание и внедре­ние в производство новых и усовершенствовании существующих об­разцов продукции, доведении их до уровня требований мировых стандартов.

- социальные - создание благоприятных ус­ловий труда, жизни и отдыха работников, повышение их образовательного и квалификационного уровня и т.п. Например, ликви­дация тяжелого и ручного труда, налаживание отношений социаль­ного партнерства в организации, обеспечение людей высококачес­твенным медицинским обслуживанием и пр.

 

По форме выражения

- характеризуемых количественными показателями – в производстве продукции в руб­лях, тоннах, штуках;

- описываемых качественно - о достижении благоприятного мо­рально-психологического климата в коллективе

По уровню

- общие – отражают концепцию развития организации в целом и важнейшие комплексные направления ее деятельности, миссия и 4—6 общеорганизационных це­лей, раскрывающих и конкретизирующих ее содержание.

- специфические - разрабатываются в каждом подразделении и определяют основные направления его деятельности в свете реализа­ции им общих целей. Обычно они охватывают уже средне- и краткос­рочный периоды и обязательно выражаются в количественных пока­зателях. В отличие от общих, специфические цели бывают двух ти­пов: операционными и оперативными. Первые ставятся перед от­дельными работниками, вторые — перед подразделениями.

В результате в организации складывается определенная система целей, а также механизм ее постоянного обновления.

 

Цели роста организации.

Цель быстрого роста является очень привлекательной, однако и очень сложной для достижения. Организации, если у нее для дости­жения данной цели есть все необходимые предпосылки, следует от­давать предпочтение именно этой цели роста. Чтобы справиться с быстрым ростом, руководство организации должно обладать такими качествами, как глубокое понимание рынка, умение выбрать наибо­лее подходящую часть рынка и сконцентрировать свои усилия на этой части рынка, умение хорошо использовать имеющиеся у орга­низации ресурсы, умение чутко ощущать ход времени и хорошо контролировать во времени протекающие в организации процессы. В случае быстрого роста организации, необходимо иметь опытных менеджеров, умеющих рисковать. Стратегия организации должна быть сформулирована очень ясно.

Цель стабильного роста предполагает, что при ее достижении организация развивается примерно таким же темпом, как и отрасль в целом. Данная цель не предполагает экспансии организации, а означает, что организация стремится сохранить неизменной свою долю рынка.

Цель сокращения ставится организацией тогда, когда по целому ряду причин она вынуждена развиваться более медленными темпа­ми, чем отрасль в целом, либо даже в абсолютном выражении сокра­щать свое присутствие на рынке. Постановка такой цели отнюдь автоматически не означает, что у организации протекают кризисные явления. Например, после периода быстрого роста может возникнуть необходимость сокращения. Здесь проявляется одна из интересных особенностей трех данных целей роста.

Характеристики целей:

· Достигаемость. Они не должны быть слишком легкими для достижения. Но они также не должны быть нереалистичными, выходящими за пре­дельно допустимые возможности исполнителей. Нереальная для до­стижения цель приводит к демотивации работников и потере ими ориентира, что очень негативно сказывается на деятельности органи­зации.

· Гибкость. Цели следует устанавли­вать таким образом, чтобы они оставляли возможность для их кор­ректировки в соответствии с теми изменениями, которые могут про­изойти в окружении.

· Измеримость. Ц ели должны быть сформулированы таким образом, чтобы их можно было количественно измерить, или можно было каким-то другим объективным способом оценить, была ли цель достигнута. Если цели неизмеримы, то они порождают разнотолки, затрудняют процесс оценки результатов деятельности и вызывают конфликты.

· Конкретность Цель должна четко фиксировать, что необходимо получить в результате деятельности, в какие сроки следует ее достичь и кто должен достигать цель. Чем более конкретна цель, тем легче выразить стратегию ее достижения. Если цель сформулирована кон­кретно, то это позволяет добиться того, что все или подавляющее большинство сотрудников организации будут легко понимать ее, а, следовательно, знать, что их ожидает впереди. Например, задача «увеличить нашу долю на рынке» не столь конкретна, как задача «увеличить нашу долю на рынке на 15% к концу второго года».

· Совместимость - пред­полагает, что долгосрочные цели соответствуют миссии, а кратко­срочные цели — долгосрочным.

· Приемлемость для основных субъ­ектов влияния, определяющих деятельность организации, и в пер­вую очередь для тех, кому придется их достигать. При формули­ровании целей очень важно учитывать то, какие желания и потреб­ности имеют работники:

· - менеджер тем не менее должен стараться избегать при выработке целей ориентации на получение большой краткосрочной прибыли. Он должен стремиться к установлению таких целей, которые бы обеспечивали большую прибыль, но желательно в долгосрочной перспективе.

· - для покупателей - менеджеры при установлении целей должны учитывать их интересы, даже если они ведут к сокращению прибыли за счет уменьшения цены или увеличения издержек для повышения качества продукта.

· - общество - развитие условий среды проживания в местном масштабе и т.п.

 

Вывод:

Таким образом, можно сделать вывод: миссия компании определяет философию предприятия и основное направление деятельности, а стратегические цели – это реально измеряемые задачи, стоящие перед компанией.

Планирование аналитической работы

На каждом предприятии вся работа по проведению анализа должна планироваться. На практике могут составляться следующие планы:

– комплексный план аналитической работы предприятия;

– тематические планы.

Комплексный план обычно составляется на один год. Разрабатывает его специалист, которому на предприятии поручено руководство аналитической работой в целом. Этот план по содержанию представляет собой календарное расписание отдельных аналитических исследований. В нем, кроме целей и задач анализа, перечисляются вопросы, которые должны быть исследованы на протяжении года, определяется время для изучения каждого вопроса, указываются субъекты анализа, дается схема аналитического документооборота, срок и адрес поступления каждого документа, его содержание.

По результатам анализа разрабатываются предложения, направленные на улучшение результатов хозяйственной деятельности. Поэтому комплексный план должен предусматривать и организацию проведения контроля за выполнением этих мероприятий.

Кроме комплексного плана, могут составляться и тематические. Это планы проведения анализа по комплексным вопросам, которые требуют углубленного изучения. В них рассматриваются объекты, субъекты, этапы, сроки проведения анализа, его исполнители и др.

Контроль за выполнением планов анализа ведет заместитель руководителя предприятия по экономическим вопросам или лицо, на которое возложены обязанности по управлению анализом в целом.

Организация автоматизированного рабочего места аналитика. Требование к ИС анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Определения термина «процесс»

Под процессом понимается “программа во время выпол­нения”.

Часто применяются также и такие определения процесса, как:

- нечто, представленное в виде “блока управления процессом” в операционной системе;

- объект, которому выделяются процессоры;

- “диспетчируемый” модуль.

Состояния процесса

В период своего существования процесс проходит через ряд дискретных состояний. Смену состояний процесса могут вызывать различные события.

Говорят, что процесс выполняется (т. е. находится в состоянии выполнения), если в данный момент ему выделен центральный про­цессор (ЦП). Говорят, что процесс готов (т. е. находится в состоя­нии готовности), если он мог бы сразу использовать ЦП, предоставленный в его распоряжение. Говорят, что процесс заблокирован (т. е. находится в состоянии блокировки), если он ожидает появле­ния некоторого события (например, завершения операции ввода-вывода), чтобы получить возможность продолжать выполнение.

В однопроцессорной машине в каждый конкретный момент времени может выпол­няться только один процесс, однако несколько процессов могут находиться в состоянии готовности, а несколько—в состоянии блокировки. Поэтому создается список готовых к выполнению процессов и список заблокированных процессов.

Блок управления процессом

Представителем процесса в ОС является блок управления процессом (РСВ – process control block). Это структура данных, содержа­щая определенную важную информацию о процессе, в т. ч.:

- текущее состояние процесса;

- уникальный идентификатор процесса;

- приоритет процесса;

- указатели памяти процесса;

- указатели выделенных процессу ресурсов;

- область сохранения регистров.

Когда ОС пере­ключает ЦП с процесса на процесс, она использует области сохра­нения регистров, предусмотренные в РСВ, чтобы запомнить инфор­мацию, необходимую для рестарта (повторного запуска) каждого процесса, когда этот процесс в следующий раз получит в свое рас­поряжение ЦП.

Таким образом, РСВ — это объект, который определяет про­цесс для ОС.

Операции над процессами

Системы, управляющие процессами, должны иметь возможность выполнять определенные операции над процессами, в т.ч.:

- создание (образование) процесса;

- уничтожение процесса;

- возобновление процесса;

- изменение приоритета процесса;

- блокирование процесса;

- пробуждение процесса;

- запуск (выбор) процесса.

Создание процесса состоит из многих операций, включая:

- присвоение имени процессу;

- включение этого имени в список имен процессов, известных системе;

- определение начального приоритета процесса;

- формирование блока управления процессом РСВ;

- выделение процессу начальных ресурсов.

Процесс может породить новый процесс. В этом случае первый, порождающий процесс называется родительским процессом, а второй созданный процесс – дочерним процессом. Для создания дочернего процесса необходим только один родительский процесс. При таком подходе создается иерархическая структура процессов, в которой у дочернего процесса есть только один родительский процесс, но у каждого родительского процесса может быть много дочерних процессов,

Уничтожение процесса означает его удаление из системы. Ре­сурсы, выделенные этому процессу, возвращаются системе, имя процесса в любых системных списках или таблицах стирается, и блок управления процессом освобождается.

Приостановленный процесс не может продолжить свое выпол­нение до тех пор, пока его не активизирует какой-либо другой процесс.

Возобновление (или активация) процесса — операция подго­товки процесса к повтор. запуску с той точки, в которой он был приостановлен.

Изменение приоритета процесса, как правило, означает просто модификацию значения приоритета в блоке управления данным процессом.

 

 

Основные функции ядра

Ядро ОС, как правило, содержит программы для реализации следующих функций:

- обработка прерываний;

- создание и уничтожение процессов;

- переключение процессов из состояния в состояние;

- диспетчирование;

- приостановка и активизация процессов;

- синхронизация процессов;

- организация взаимодействия между процессами;

- манипулирование блоками управления процессами;

- поддержка операций ввода-вывода;

- поддержка распределения и перераспределения памяти;

- поддержка работы файловой системы;

- поддержка механизма вызова-возврата при обращении к проце­дурам;

- поддержка определенных функций по ведению учета работы машины.

Асинхронные параллель­ные процессы. Концепция параллелизма

Процессы называются параллельными, если они существуют одновременно. Параллельные процессы могут работать совершенно независимо друг от друга или они могут быть асинхронными — это значит, что им необходимо периодически синхронизироваться и взаимодействовать.

Параллельная обработка вызывает активный интерес, поскольку позволяет резко увеличить эффективность использования вычислительных мощностей и, тем самым, резко повысить производительность вычислительной системы. Кроме того, концепция параллелизма позволяет упростить создание сложного программного обеспечения. Так, например, в настоящее время операционные системы строятся, как правило, в виде множества асинхронных параллельных процессов, работающих под управлением ядра. Эти процессы выполняются достаточно независимо, но требуют периодичного взаимодействия.

Взаимоисключение.

Обеспечение взаимоисключения является одной из ключевых проблем параллельного программирования.

Способ взаимодействия, при котором во время обращения од­ного процесса к разделяемым данным всем другим процессам это запрещается, называется взаимоисключением.

Взаимоисключение необходимо только в том случае, когда про­цессы обращаются к разделяемым, общим данным — если же они выполняют операции, которые не приводят к конфликтным ситуа­циям, они должны иметь возможность работать параллельно.

Семафоры

Одним из механизмов реализации взаимоисключения является концепция семафоров. Семафор — это защищенная переменная, значение которой можно опрашивать и менять только при помощи специальных опе­раций Р и V и операции инициализации, которую мы будем назы­вать “инициализация семафора”. Двоичные семафоры могут прини­мать только значения 0 и 1. Считающие семафоры (семафоры со счетчиками) могут принимать неотрицательные целые значения.

Операция Р над семафором записывается как P(S) и выполняется следующим образом:

если S > О то S = S - 1 иначе (ожидать на S).

Операция V над семафором S записывается как V(S) и выпол­няется следующим образом:

если (один или более процессов ожидают на S) то

(разрешить одному из этих процессов продолжить работу)

иначе S= S + 1.

Мы будем предполагать, что очередь процессов, ожидающих на S, обслуживается в соответствии с дисциплиной “первый пришед­ший обслуживается первым” (FIFO).

Операции Р и V являются неделимыми. Участки взаимоисключения по сема­фору S в процессах обрамляются операциями P(S) и V(S). Если од­новременно несколько процессов попытаются выполнить операцию P(S), это будет разрешено только одному из них, а остальным при­дется ждать.

Семафоры и операции над ними могут быть реализованы как программно, так и аппаратно. Как правило, они реализуются в ядре ОС, где осуществляется управление сменой состояния процессов.

 

3. Концепция виртуальной памяти. Способы реализации (организации) виртуальной памяти. Преобразование виртуального адреса в реальный. Прямое преобразование при блочной организации.

 

Суть концепции виртуальной памяти заключается в том, что адреса, к которым обращается выполняющийся процесс, отделяются от адресов, реально существующих в первичной памяти.

Те адреса, на которые делает ссылки выполняющийся процесс, называются виртуальными адресами, а те адреса, которые сущест­вуют в первичной памяти, называются реальными (или физическими) адресами. Соответственно различают пространство (диапазон) виртуальных адресов V процесса и пространство (диапазон) реальных адресов R компьютера.

Несмотря на то, что процессы обращаются только к виртуальным адресам, в действительности они должны работать с реальной памятью. Механизмы динамического преобразования адресов (DAT) обеспечивают преобразование виртуальных адресов в реальные во время выполнения процесса.

Существуют два наиболее общепринятых способа реализации виртуальной памяти — страничная и сегментная организации памяти. В некоторых системах виртуальной памяти применяется либо тот, либо другой из этих способов, а в некоторых — их комбинация.

Способы реализации (организации) виртуальной памяти:

Если мы предусматриваем, что пространство виртуальных адресов пользователя будет больше пространства реальных адресов, и, естественно, если мы ориентируемся на то, что система будет эффективно работать в мультипрограммном режиме с совместным использованием (разделением) ресурсов реальной памяти многими пользователями, то мы должны обеспечить средства хранения программ и данных в большой вспомогательной памяти. Обычно для этого применяется двухуровневая схема построения памяти. Первый уровень — это реальная память, в которой находятся выполняемые процессы и в которой должны размещаться данные, чтобы процесс во время работы мог к ним обращаться.

Второй уровень — это внешняя память большой емкости, способные хранить программы и данные, которые не могут все сразу уместиться в реальной памяти ограниченной емкости. Поскольку реальная память разделяется между многими процессами и поскольку каждый процесс может иметь гораздо большее пространство виртуальных адресов, чем реальная память, то в текущий момент времени в реальной памяти имеется возможность держать лишь небольшую часть программных кодов и данных каждого процесса.

Поблочное отображение

Механизм динамического преобразования адресов должен вести таблицы, показывающие, какие ячейки виртуальной памяти в текущий момент времени находятся в реальной памяти и где именно они размещаются. Если бы такое отображение осуществлялось пословно или побайтно, то информация об отображении была бы столь велика, что для ее хранения потребовалось бы столько же или даже больше реальной памяти, чем для самих процессов. Поэтому, чтобы реализация виртуальной памяти имела смысл, необходим метод, позволяющий существенно сократить объем информации отображения.

Поскольку мы не можем идти на индивидуальное отображение элементов информации, мы группируем их в блоки, и система следит за тем, в каких местах реальной памяти размещаются различные блоки виртуальной памяти. Чем больше размер блока, тем меньшую долю емкости реальной памяти приходится затрачивать на хранение информации отображения.

Увеличение размера блоков приводит к уменьшению дополнительных затрат памяти для механизма отображения. Однако крупные блоки требуют большего времени на обмен между внешней и первичной памятью и с большей вероятностью ограничивают количество процессов, которые могут совместно использовать первичную память.

При реализации виртуальной памяти возникает вопрос о том, следует ли все блоки делать одинакового или разных размеров. Если блоки имеют одинаковый размер, они называются страницами, а соответствующая организация виртуальной памяти называется страничной. Если блоки могут быть различных размеров, они называются сегментами, а соответствующая организация виртуальной памяти называется сегментной. В некоторых системах оба этих подхода комбинируются, т. е. сегменты реализуются как объекты переменных размеров, формируемые из страниц фиксированного размера.

Адреса в системе поблочного отображения являются двухкомпонентными («двумерными»). Чтобы обратиться к конкретному элементу данных, программа указывает блок, в котором этот элемент располагается, и смещение этого элемента относительно начала блока. Виртуальный адрес v указывается при помощи упорядоченной пары (b, d), где b номер блока, в котором размещается соответствующий элемент, a d смещение относительно начального адреса этого блока.

Преобразование адреса виртуальной памяти v = (b, d) в адрес реальной памяти r осуществляется следующим образом. Каждый процесс имеет собственную таблицу отображения блоков, которую система ведет в реальной памяти. Реальный адрес а этой таблицы загружается в специальный регистр центрального процессора, называемый регистром начального адреса таблицы блоков. Таблица отображения блоков содержит по одной строке для каждого блока процесса, причем эти строки идут в последовательном порядке, сначала блок 0, затем блок 1 и т. д. Номер блока b суммируется с базовым адресом, а таблицы, образуя реальный адрес строки таблицы для блока b.

Рис. Преобразование виртуального адреса при поблочном отображении.

 

Эта строка содержит реальный адрес b' блока b в реальной памяти. К этому начальному адресу b' прибавляется смещение d, так что образуется нужный реальный адрес r = b'+d.

Все методы поблочного отображения, применяемые в системах с сегментной, страничной и комбинированной странично-сегментной организаций, подобны схеме отображения, которая показана на рисунке.

Важно отметить, что поблочное отображение осуществляется динамически во время выполнения процесса. Если механизм отображения реализован недостаточно эффективно, то накладные расходы могут привести к такому ухудшению характеристик системы, что будут практически сведены на нет преимущества, достигаемые благодаря использованию виртуальной памяти.

 

Основные понятия информационных систем: назначение, свойства, структура, области применения.

Система – это взаимосвязанные объекты или сущности, которые образуют некоторую упорядоченную целостность.

Объект – это некоторая сущность, которая четко проявляет свое поведение и является представителем некоторого класса подобных себе объектов.

Классом называется общее описание таких объектов, для которых характерно наличие множества общих свойств и общих действий, которые способны выполнять эти объекты.

Компоненты системы1. Структура - множество элементов системы и взаимосвя­зей между ними. Математической моделью структуры является граф.2. Входы и выходы - материальные потоки или потоки со­общений, поступающие в систему или выводимые ею. 3. Закон поведения системы - функция, связывающая из­менения входа и выхода системы Y = F(X).4. Цель и ограничения. Свойства системы: Относительность – устанавливает, что состав эле­ментов, взаимосвязей, входов, выходов, целей и ограничений зависит от целей исследователя. Делимость означает, что систему можно представить состоящей из относительно самостоятельных частей - подсистем, каждая из которых может рассматриваться как система. Целостность указывает на согласованность цели функционирования всей системы с целями функционирования ее подсистем и элементов.

Информационная система. Задачи и функции ИС.

ИС – совокупность аппаратного и программного обеспечения, для хранения, переработки и передачи информации. (ИС – ЭВМ + терминал + пользователь).

ИС — это средство организации информационного обеспечения процесса управления, способствующее своевременному поступлению необходимой и достоверной информации во все звенья системы управления, нуждающиеся в ней.
 
 

В информационной системе, также как и в организации необходимо учитывать внешнее окружение в целом, поскольку и та, и другая являются открытыми системами, зависящими от взаимообмена вводимыми ресурсами и результатами деятельности с внешним миром.

Свойства ИС:

- Открытость – информационная сеть или система, должна позволять включение различных типов информационной техники.

- Доступность – ресурсы должны быть доступны, как можно более широкому кругу слушателей и позволять операции по добавлению, расширению и изменению знаний и данных, которые содержат информационная сеть.

- Надежность – определяет работоспособность сети при включении в нее как дополнительных аппаратов, так и при выходе из строя отдельных узлов, для этого используется дополнительное резервирование, отдельных устройств, как на аппаратных, так и программных.

- Динамичность – определяет время, которое необходимо для получения информации пользователю после запроса.

- Интерфейс – предполагает способ взаимодействия пользователя с сетью, и он обеспечивается, главным образом, программными средствами для увеличения удобства.

- Автономность – предполагает, что терминал, за которым работает пользователь, должен быть независим от информационной сети.

- Универсальность – определяет способы обработки информации различного вида.

Структура ЭИС.

В составе экономических информационных систем выделяют функциональные и обеспечивающие части. Функциональными частями ЭИС является ряд подсистем, зависящих от особенностей ЭИС. Данные подсистемы подразделяются по определенному признаку — функциональному или структурному.

Обеспечивающая часть ЭИС включает в себя информационный, программный, математический, технический, правовой, лингвистический и эргономический блоки.

Информационное обеспечение ЭИС состоит из внемашинного и внутримашинного обеспечения. Внемашинное обеспечение — это классификаторы технико-экономической информации, нормативно-справочная информация, методические материалы организации и использования перечисленных компонентов.

Внутримашинное информационное обеспечение — это информационная база и система управления базами данных.

Программное обеспечение ЭИС — это комплекс программ, реализующих цели и задачи ЭИС. В составе программных средств выделяют общесистемное, прикладное обеспечение, инструктивно-методические материалы по применению средств программного обеспечения.

Математическое обеспечение ЭИС — это совокупность методов решения задач управления, моделей, алгоритмов обработки информации.

Техническое обеспечение ЭИС — это комплекс технических средств, обеспечивающих работу системы (технические средства сбора, регистрации, передачи, обработки, отображения и копирования информации).

Организационно-методическое обеспечение ЭИС — это совокупность документов, определяющих организационную структуру информационной системы в целом и систем автоматизации для выполнения конкретно автоматизируемых функций.

Правовое обеспечение ЭИС — это система нормативно-правовых документов, которые четко определяют права и обязанности специалистов в условиях функционирования конкретной ЭИС, а также комплекс документов, регламентирующих порядок хранения и защиты информации, правила ревизии данных, обеспечение юридической подлинности совершаемых операций.

Лингвистическое обеспечение ЭИС — это совокупность знаковых средств для формализации естественного языка.

Эргономическое обеспечение Э ИС — это комплекс приемов и средств для создания оптимальных условий деятельности человека при работе с ЭИС.

ЭИС представляет собой совокупность организационных, технических, программных и информационных средств, объединенных в единую систему с целью сбора, хранения, обработки и выдачи необходимой информации, предназначенной для выполнения функций управления. ЭИС связывает объект и систему управления между собой и с внешней средой через информационные потоки:

ИП1 - информационный поток из внешней среды в систему управления, который, с одной стороны, представляет поток нормативной информации, создаваемый государственными учреждениями в части законодательства, а, с другой стороны, - поток информации о конъюнктуре рынка, создаваемый конкурентами, потребителями, поставщиками;

ИП2 - информационный поток из системы управления во внешнюю среду, а именно: отчетная информация, прежде всего финансовая информация в государственные органы, инвесторам, кредиторам, потребителям; маркетинговая информация потенциальным потребителям;

ИПЗ - информационный поток из системы управления на объект управления (прямая кибернетическая связь), представляющий совокупность плановой, нормативной и распорядительной информации для осуществления хозяйственных процессов;

ИП4 - информационный поток от объекта управления в систему управления (обратная кибернетическая связь), который отражает учетную информацию о состоянии объекта управления экономической системой (сырья, материалов, денежных, энергетических, трудовых ресурсов, готовой продукции и выполненных услугах) в результате выполнения хозяйственных процессов.

ЭИС накапливает и перерабатывает поступающую учетную информацию и имеющиеся нормативы и планы в аналитическую информацию, служащую основой для прогнозирования развития экономической системы, корректировки ее целей и создания планов для нового цикла воспроизводства.

Cвойства ЭИС

1) Функциональная полнота - система должна обеспечивать получению любой необходимой пользователю информации на некотором заданном интервале времени.

2) Временная обеспеченность – возможность получения нужной информации в требуемое время.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 380; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.29.209 (0.099 с.)