Классификация простых предложений

По количеству главных членов
двусоставные,односоставные.

По наличию второстепенных членов
нераспространенные,распространенные.

По наличию необходимых членов
полные,неполные.

По наличию конструкций
осложненные,неосложненные.

По синтаксической членимости

членимые,нечленимые.

По характеру отношения к действительности
утвердительные,отрицательные.

Типы односоставных предложений:

1. С главным членом - подлежащим:

  • назывные (или номинативные! - подлежащее выражено существительным, местоимением, количественно-именным сочетанием, стоящих в форме именительного падежа (Улица, фонарь, аптека. Вот мое любимая картина.).

2. С главным членом - сказуемым:

  • определенно-личные - сказуемое выражено глаголом в 1-м или 2-м лице, есть указание на определенное лицо (Сидите тихо! Пойду посплю.);
  • неопределённо-личные - сказуемое выражено глаголом в 3-м лице множественного числа, действие совершается неопределенными лицами (За окном громко и весело пели);
  • обобщенно-личные - сказуемое выражено глаголом во 2-м лице единственного числа, реже - в 1-м или 3-м лице множественно числа, можно мысленно представить подлежащее все, кто, каждый (без труда не вытащишь и рыбку из пруда).
  • безличные-форма глагола-сказуемого не выражает лица, выражают явления природы, физическое и психическое состояние живого существа и т.д. (Было холодно. Мне нездоровится.).

Склонение числительных.

Имена числительные, обозначающие целые числа, изменяются по падежам.

Склонение числительного один

 

  Единственное число Множественное число
Падежи Мужской и средний род Женский род Для всех родов
И. р д. в т. п. один, одно одного одному как И. или Р.; как И. одним (об) одном одна одной одной одну одной(-ою) (об) одной одни одних одним одни, одних одними (об) одних

Сказуемое и его типы

Сказуемое - главный член предложения, обозначающий действие, свойство, состояние того предмета, который назван подлежащим.
Сказуемое отвечает на вопросы что делает (делал, будет делать, сделал, сделает) предмет? каков предмет? в каком состоянии находится предмет? Например: Кованый конь(чего не сделает?) не собьет копыта (Пословица); Вечер (каков?) тих и приятен.

Типы сказуемого:
простое глагольное сказуемо

составное сказуемое

составное глагольное сказуемое

составное именное сказуемое

Простое глагольное сказуемое

Простое глагольное сказуемое - это такое сказуемое, лексическое и грамматическое значение которого совмещено в одной части (пою, спою, пел, спел, буду петь и т. д.).

Оно выражается:
1) глаголом в форме настоящего, прошедшего, будущего времени изъявительного наклонения: люблю (любишь, любит, любим, любите, любят), любил (, , ), буду любить (будешь любить, будете любить); глаголом в форме уловного наклонения: любил бы (любила бы, любили бы); глаголом в форме повелительного наклонения: люби (любите, пусть любят).
2) инфинитивом: Я за книжку, та - бежать (К. Чуковский);
3) усиленными глагольными формами типа бах, бац, прыг, скок: А волк вдруг скок к нему на полати (И. Крылов) (ср.: вскочил);
4) междометием и звукоподражательными словами: Татьяна ах! А он реветь... (А. Пушкин) (ср.: ахнула); Колокольчик динь-динь-динь (А. Пушкин);
5) фразеологическим сочетанием: Постой же, я выведу тебя на чистую воду (И. Гончаров) (ср.: разоблачу).



Составное сказуемое

Составное сказуемое имеет две части - основную и вспомогательную.
Основная часть передает лексическое значение сказуемого, вспомогательная - его грамматические значения (наклонение, время, лицо, число) и дополнительные лексические значения: Хочу учиться (хочу - вспомогательная часть, учиться - основная часть); Буду учителем (буду - составная часть, учителем - основная).
В зависимости от того, как выражена основная часть, составное сказуемое делится на глагольное и именное.

Составное глагольное сказуемое

Основная часть составного глагольного сказуемого - инфинитив: хочу надеяться, начну действовать, люблю путешествовать, рад сообщить.
Вспомогательная часть выражается глаголами со значениями:

 

  • возможности, желательности действия (мочь, хотеть, желать, надеяться, стремиться и т. д.);
  • начала, продолжения, конца действия (начать, продолжать, заканчивать, завершать и т. д.);
  • эмоциональности (любить, желать, бояться, страшиться, ненавидеть и т. д.);

а также краткими прилагательными (должен, рад, способен, согласен, готов и т. д.), например: Как только я входил в парк, сотни птиц начинали суетиться на ветвях (К. Паустовский); Между тем небо продолжало расчищаться (И. Тургенев); Воздух перестал струиться (И. Гончаров); Он мог только мечтать (К. Паустовский); Я страшился заглянуть в себя (И. Тургенев); Человек, должен стремиться к высшей, блестящей цели (А. Чехов); Я был готов любить весь мир (М. Лермонтов); Рад послушать я песню былую (С. Есенин); Андерсен любил придумывать свои сказки в лесах (К. Паустовский).

ПримечаниеКраткие прилагательные часто сочетаются с глаголом-связкой быть. Ср.: Я рад сообщить вам об этом. - Я буду (был, был бы) рад сообщить вам об этом. В настоящем времени связка нулевая (материально не выраженная).

Составное именное сказуемое

Основная часть составного именного сказуемого - имя (существительное, прилагательное, числительное), а также местоимение, причастие, наречие, слово состояния, междометие, цельное словосочетание и др. Например: Мой брат - учитель; Мой брат был (будет, станет и т. д.) учителем; Была без радости любовь, разлука будет без печали; Погода была чудесная; Земля велика и прекрасна; Он у нас самый правдивый; Их изба была третья с краю; Дважды два четыре.

Вспомогательная часть - это глаголы-связки:

 

  1. глаголы быть, бывать, заключаться и др., которые выражают только грамматические значения (наклонение, время и т. д.): Небо было закрыто мглой (К. Паустовский);


ПримечаниеВ настоящем времени эти связки могут иметь нулевое выражение. Нулевая связка обозначается значком O.

  1. глаголы стать, становиться, (с)делаться, (о)казаться, считаться, числиться, называться, именоваться и др., которые, кроме грамматического значения, имеют дополнительные лексические значения: Дама казалась рассерженной, невыспавшейся (А. Н. Толстой); Лисица стала и сытней, и жирней (И. Крылов);
  2. глаголы типа родиться, жить, расти, сидеть, лежать, стоять, возвратиться, работать и др., сочетающиеся с именами. Такие глаголы полностью сохраняют свое лексическое значение: Она обернулась ко мне бледная, как мрамор (М. Лермонтов); Я вышел из ванны свеж и бодр (М. Лермонтов); Ксения пришла домой задумчивая, тоскующая (В. Вересаев).

ПримечаниеВ научных грамматиках, кроме простых и составных, выделяются сложные сказуемые: сложное глагольное (типа хочу начать работать); сложное именное сказуемое (хочу работать учителем).

13-18.Литературно-Худо́жественный стиль — функциональный стиль речи, который применяется в художественной литературе. Этот стиль воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.

В художественном произведении слово не только несет определенную информацию, но и служит для эстетического воздействия на читателя при помощи художественных образов. Чем ярче и правдивее образ, тем сильнее он воздействует на читателя.

· Мета́фора (от др.-греч. μεταφορά — «перенос», «переносное значение») — троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака. («Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно»). Любая часть речи в переносном значении.

· Метони́мия —др.-греч. μετονυμία — «бред», от μετά — «над» и ὄνομα/ὄνυμα — «имя») — вид тропа, словосочетание, в котором одно слово замещается другим, обозначающим предмет (явление), находящийся в той или иной (пространственной, временной и т. д.) связи с предметом, который обозначается замещаемым словом. Замещающее слово при этом употребляется в переносном значении. Метонимию следует отличать от метафоры, с которой её нередко путают, между тем как метонимия основана на замене слова «по смежности» (часть вместо целого или наоборот, представитель вместо класса или наоборот, вместилище вместо содержимого или наоборот, и т. п.), а метафора — «по сходству». Частным случаем метонимии является синекдоха. (Все флаги в гости будут к нам", где флаги замещают страны.)

· Эпи́тет (от др.-греч. ἐπίθετον — «приложенное») — определение при слове, влияющее на его выразительность. Выражается преимущественно именем прилагательным, но также наречием («горячо любить»), именем существительным («веселья шум»), числительным («вторая жизнь»).

Местоиме́ние — самостоятельная часть речи, употребляемая вместо имени существительного, прилагательного, числительного, наречия или его характеристики и указывающая на них, их отношение к иным предметам, явлениям и т. д.

Местоимения-существительныея, ты, мы, вы, он, кто, что, кто-то, никто, себя и др.:

  • указывают на предметы;
  • отвечают на вопросы имён существительных (кто? что?);
  • изменяются по падежам;
  • связываются с другими словами в предложении, как имена существительные;

2. Местоимения-прилагательныемой, твой, наш, ваш, какой, какой-то, этот, тот и др.:

  • указывают на признаки предметов;
  • отвечают на вопросы имён прилагательных (какой? чей?);
  • связываются с именами существительными, как имена прилагательные;
  • изменяются, как и прилагательные, по числам, родам (в единственном числе) и падежам.

Местоимение который примыкает к местоимениям-прилагательным (оно изменяется по родам, числам и падежам), но, как порядковое числительное, указывает на порядок предметов при счёте (ср.: – Который час? – Пятый);

3. Местоимения-числительныесколько, столько, несколько:

  • указывают на количество предметов;
  • отвечают на вопрос (сколько?);
  • связываются с существительными, как количественные числительные;
  • обычно изменяются по падежам;

4. Местоимения-наречиятак, там, потому, где, куда и др.:

  • указывают на признаки действий;
  • отвечают на вопросы наречий (как? куда? когда? где? почему? зачем?);
  • не изменяются, как и наречия;
  • связываются с глаголами так же, как и наречия.

14.Прогрессия текста с однонаправленным данным. Информация текста может развиваться в одном или нескольких направлениях. Данноетекста однонаправленное, если в предложении, содержащем коммуникативную задачу, один смысловой центр (только одно данное).Информация текста в таком случае развивается в одном направлении.

Прогрессия текста с разнонаправленным данным. Чтобы понять, каким образом может быть выбрана данная информация текста и как от этого зависит его структурно-смысловое развитие, необходимы знания не только об однонаправленном данном, но и о разнонаправленном.

Данное текста разнонаправленное, если в предложении, содержащем коммуникативную задачу, несколько смысловых центров Информациятекста в таком случае развивается в нескольких направлениях.

15.Причастным оборот - это причастие с зависимыми от него (причастия) словами. Причастный оборот является одним членом предложения, а именно определением и относится к существительному, то есть главное слово, от которого задаем вопрос к причастному обороту - это существительное.

Причастный оборот может стоять в начале предложения, в середине предложения и в конце предложения.

Правила обособоления (выделения знаками препинания) причастного оборота таковы

  • Если причастный оборот стоит после главного слова, то он выделяется запятыми. Например: Я увидел мальчика, /бегущего берегом реки/. Мальчика (какого?) бегущего берегом реки (это причастный оборот, в примере он выделен вертикальными черточками). Этот причастный оборот выделяется знаками препинания, так как стоит после главного слова. В данном случае выделяется запятой, а в конце предложения стоит точка.

Следующий пример того, когда причастный оборот стоит в середине предложения после главного слова и выделяется знаками препинания. Наример: Яблоня, /посаженная несколько лет назад/, только в этом году зацвела.

  • Если причастный оборот стоит перед главным словом, то он знаками препинания на письме не выделяется. Вот такой пример: /Посаженная несколько лет назад/ яблоня в этом году зацвела. Яблоня (какая?) посаженная несколько лет назад.

16. СПОСОБЫ СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ

Содержащаяся в предложении мысль завершена лишь относительно: закончена синтаксическая форма, структура предложения, в которой заключена эта мысль, — сама же мысль не завершена и требует своего развития. Возможно продолжение, развитие мысли только в подобной же синтаксической форме, то есть в другом предложении. Несколько предложений, связанных в целое темой и основной мыслью, называется текстом (от лат. textum — ткань, связь, соединение).

Очевидно, что все предложения, разделенные точкой, не изолированы друг от друга. Между двумя соседними предложениями текста есть смысловая связь. Причем связанными могут быть не только предложения, расположенные рядом, но и отделенные друг от друга одним или несколькими предложениями. Смысловые отношения между предложениями различны: содержание одного предложения может быть противопоставлено содержанию другого; содержание двух или нескольких предложений могут быть сопоставлены одно с другим; содержание второго предложения может раскрывать смысл первого или прояснять один из его членов, а содержание третьего — смысл второго и т.д.

Таким образом, любой текст представляет собой соединение предложений по определенным правилам, т.е. предложения, объединяемые развитием одной мысли, могут соединяться в тексте цепнойили параллельной связью. В публицистическом стилепредставлены все виды цепной связи.

Но наиболее полно соответствующими природе я задачам публицистического стиля следует признать цепную синонимическую, цепную местоименную и цепную местоименную синонимическую связи с их широкими возможностями комментирования и оценки содержания высказывания:

 

Олег Меньшиков — первый русский актер, удостоенныйпремии имени Лоуренса Оливье.Эта премиябыла вручена ему в Лондоне в апреле 1992 года за роль Есенина в спектакле "Когда она танцевала", где Олег играл в паре со знаменитой Ванессой Редгрейв.Эта престижная ежегодная премия— нечто вроде американского "Оскара" у кинематографистов. Она представляет собой достаточно тяжелый бюст Оливье в костюме ГенрихаVи диплом в рамке под стеклом. Никаких долларов к перечисленным аксессуарам не прилагается, но престиж, разумеется, дороже любых денег,темболее для актера, получившегоэту наградувпервые.

Склонение существительных

Изменение слов по падежам называется склонением.
Существует три склонения имен существительных.

  • Первое склонение.

К первому склонению относятся имена существительные женского рода с окончанием -а (-я) в именительном падеже единственного числа (страна, земля), а также существительные мужского рода, обозначающие людей, с теми же окончаниями (юноша, дядя).

  • Второе склонение.

Ко второму склонению относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием (берег, день), а также с окончаниями -о, -е (домишко, домище) и среднего рода с окончаниями -о, -е в именительном падеже единственного числа (слово, здание).

  • Третье склонение.

К третьему склонению относятся имена существительные женского рода с нулевым окончанием в именительном падеже единственного числа.

  • Разносклоняемые имена существительные.

Десять существительных среднего рода на -мя (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя и темя) и существительное мужского рода путь в родительном, дательном и предложном падежах в единственном числе имеют окончания существительных 3-го склонения -и, а в творительном падеже принимают окончания существительных 2-го склонения -ем (-ём).

  • Несклоняемые имена существительные.

Несклоняемыми называются существительные, которые имеют для всех падежей одну и ту же форму.
Среди них имеются как имена нарицательные (кофе, радио, кино, жюри), так и имена собственные (Гёте, Золя, Сочи).

 

24-30

 

Структура текста

СТРУКТУРА ТЕКСТА — составные части текста, связанные между собой в единое целое, которым является произведение.

Эти части: 1) слова и словосочетания; 2) предложения; 3) фразы; 4) сверхфразовые единства, в которые объединяются единством темы несколько фраз (сверхфразовые единства 1-й ступени); 5) сверхфразовые единства 2-й ступени (они объединяют сверхфразовые единства 1-й ступени более общей темой); 6) сверхфразовые единства 3-й ступени (они объединяют сверхфразовые единства 2-й ступени еще более общей темой) и т. д.; 7) рубрика (подраздел низшей ступени — напр., параграф), выделяемая заголовком и являющаяся сверхфразовым единством следующей ступени (объединяющая, напр., сверхфразовые единства 3-й ступени); 8) рубрика следующей ступени (напр., глава), выделяемая своим заголовком и объединяющая несколько рубрик низшей ступени, и т. д. Некоторые сверхфразовые единства выделены еще и графически как абзац.









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь