Знаки препинания в сложносочиненном предложении


Словосочетания, их виды

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ - это соединение двух или более знаменательных слов, которые связаны по смыслу и грамматически, служащее для выражения единого, но расчлененного понятия или представления.

В словосочетании одно слово главное, а другое - зависимое (к нему модно задать вопрос от главного слова). Существует три типа связи между словами в словосочетании:

согласование (вид связи, при котором зависимое слово уподобляется а своей форме главному слову): красивая шляпка, об интересном рассказе;

управление (вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной форме а зависимости от лексико-грамматического значения главного слова): ненависть к врагу, читать книгу;

примыкание (вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слое или морфологического изменения): петь красиво, лежать дрожа.

3. 3. КОММУНИКАТИВНЫЕ ЗАДАЧИ ТЕКСТА: Смысло-речевые ситуации. Коммуникативная задача (КЗ) текста как цель авторского общения, для раскрытия которой создается текст.Позиция предложения, содержащая КЗ.

1.Определение предмета (дефиниция) – Что есть что; Что—это что; Что называется чем; Что называют чем

2. Введение термина – Что носит название чего; Что получило название чего; Что имеет название чего

3. Квалификация предмета- Что считают чем (каким); Что считается чем (каким); Что представляет собой что; Что кажется (казалось) чем (каким); Что заключается в чем; Что состоит в чем

4. Принадлежность предмета к классу – Что относится к чему; Что принадлежит к чему; Что входит в группу (класс, тип) чего; Что является одним из чего

5. Классификация предметов – а) Что делят на что; Что разделяют на что; Что подразделяют на что; Различают что

б)Что делится на что; Что разделяют на что; Что подразделяется на что; Что различается

6. Качественный состав, строение предмета – а) Что входит в состав чего; Что содержится в чем; Что образует что; Что является составной частью чего

б) Что состоит из чего; Что содержит что; Что включает в себя что; Что имеет в своем составе что

7. Количественный состав предмета- Сколько чего входит в состав чего; Сколько чего содержится в чем; Сколько чего падает на долю чего; Сколько чего приходится на долю чего

8.Возникновение, происхождение предмета – а) Что (кто) возникает; Что образуется из чего; Что происходит из чего (от кого); Что развивается из чего; Что зарождается

б) Что (кто) появляется; Что получается; Кто получает что; Что получено кем; Что вырабатывает что; Что вырабатывается чем; Что выделяется чем

в) Кто создает что; Что изобретает что; Кто конструирует что; Кто изготовляет что

4. Сложноподчинённое предложе́ние (СПП) — это вид сложного предложения, для которого характерно деление на две основные части: главную и придаточную. Подчинительная связь в таком предложении обуславливается зависимостью одной части от другой, то есть главная часть предполагает обязательное продолжение мысли. Придаточное подчиняется главному и отвечает на вопросы предложения. Придаточное предложение может стоять в середине главного, в начале или в конце. Например: «Я знаю, кто это сделал». Обе части сложноподчинённого предложения связываются союзами и союзными словами. В данном примере имеет место союзное слово кто. Придаточная часть может находиться перед главной, внутри неё или следовать за ней. Иногда в сложноподчинённом предложении может быть несколько придаточных. Придаточное предложение отделяется от главного запятыми. Если придаточное стоит в середине главного, то оно выделяется запятыми с обеих сторон. Например: Он воображает, что я расту для его удовольствия.



Смысловые отношения в сложноподчинённых предложениях выражаются с помощью подчинительных союзов и союзных слов. Поэтому их классификация во многом схожа с классификацией подчинительных союзов. Союзные средства располагаются в придаточной части. Придаточная часть может относиться к одному слову в главной части или ко всей главной части в целом.

Придаточные предложения классифицируются на изъяснительные, определительные, обстоятельственные и присоединительные. Первые чаще отвечают на вопрос кто? или что?, для них характерны союзы кто, что, как, когда, зачем и так далее. Вторые чаще отвечают на вопрос какой? и имеют союзы который, которая, которое, которые, что.

Обстоятельственные придаточные предложения подразделяются на предложения:

по цели (зачем?, с какой целью?),

места (откуда?, куда?, где?),

времени (когда?, во сколько?),

причины (почему?, зачем?),

условия (при каком условии?, в каком случае?),

образа действия (как?, каким образом?),

сравнения ( как? насколько? ),

уступки ( несмотря на что? вопреки чему? ).

Также существуют придаточные предложения следствия и соединительные предложения.

Виды сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными[править

Cложноподчиненных предложения с несколькими придаточными делятся на следующие виды[2]:

С последовательным подчинением — первая придаточная часть подчиняется главной, а каждая последующая — к предыдущей придаточной части.

С однородным подчинением — придаточные относятся к одному слову в главной части или ко всей главной части.

С параллельным подчинением (или неоднородным) — различные типы придаточных подчиняются либо всей главной, либо различным частям главного.

Знаки препинания, используемые в сложноподчинённых предложениях

В сложноподчинённых предложениях главная и придаточные части отделяются друг от друга запятой, точкой с запятой, тире, запятой и тире. В случае, когда придаточное предложение внутри главного, оно выделяется знаками препинания с обеих сторон.

5. Микротема – содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью .

Если в тексте есть несколько частей, то каждая из них имеет свою тему, Часто микротема выделяется в отдельный абзац. То есть начинается с красной строки, графически выделяется в тексте. По количеству абзацев можно определить количество микротем.

Часть общей темы текста называется микротемы. Таких микротем может быть больше или меньше в зависимости от сложности текста.

Микротемы раскрывают несколько предложений текста. Из этих нескольких предложений всегда наиболее значимое (тематическое). Оно передает ключевую мысль. Именно в этом предложении сформулировано микротему текста, которую раскрывают эти предложения.

Тему текста необходимо отличать от любой его микротемы. Микротема раскрывает содержание лишь одной из частей текста. Тема же целого текста включает в себя (прямо или косвенно) все его микротемы. Кроме того, она всегда связана с основной мыслью текста и с позицией автора. Позиция (точка зрения) автора. Выбирая тему текста и раскрывая её с помощью определённых микротем, автор текста проясняет для читателя свою ценностную позицию относительно темы и основной мысли текста. Он прямо или опосредованно выражает собственную оценку тезисов текста и явлений, отражённых в нём.

6. Сложносочинённое предложение (ССП) — сложное предложение с сочинительной связью между его частями. Составные части сложносочинённого предложения грамматически не зависят друг от друга, то есть они равноправны.

В отличие от сложноподчинённого предложения, в сложносочинённом союзы не входят ни в одну из частей и используется абсолютное время глаголов сказуемых.

В зависимости от вида сочинительных союзов:

с соединительным союзом. И, ДА, ДА И, А(=И), ТОЖЕ, ТАКЖЕ

с разделительным союзом. НО, А, ДА(=НО), ОДНАКО, ЗАТО

с противительным союзом. ИЛИ(ИЛЬ), ЛИБО, ТО-ТО, ТО ЛИ…ТО ЛИ

Официально-деловой стиль

Деловой стиль используется для сообщения, информирования в официальной обстановке (сфера законодательства, делопроизводства, административно-правовой деятельности). Этот стиль служит для оформления документов: законов, приказов, постановлений, характеристик, протоколов, расписок, справок. Сфера применения официально-делового стиля — право, автор — юрист, правовед, дипломат, просто гражданин. Адресуются работы в данном стиле государству, гражданам государства, учреждениям, служащим и т. д., с целью установления административно-правовых отношений.

Этот стиль существует чаще в письменной форме речи, тип речи — преимущественно рассуждение. Вид речи — чаще всего монолог, вид коммуникации — общественная.

Стилевые черты — императивность (долженствующий характер), точность, не допускающая двух толкований, стандартизированность (строгая композиция текста, точный отбор фактов и способов их подачи), отсутствие эмоциональности.

Основная функция официально-делового стиля — информационная (передача информации). Для него характерно наличие речевых клише, общепринятой формы изложения, стандартного изложения материала, широкое использование терминологии и номенклатурных наименований, наличие сложных несокращенных слов, аббревиатур, отглагольных существительных, преобладание прямого порядка слов.

Публицистический стиль

Публицистический стиль служит для воздействия на людей через средства массовой информации. Он встречается в жанрах статьи, очерка, репортажа, фельетона,интервью, ораторской речи и характеризуется наличием общественно-политической лексики, логичностью, эмоциональностью.

Этот стиль употребляется в сферах политико-идеологических, общественных и культурных отношений. Информация предназначена не для узкого круга специалистов, а для широких слоёв общества, причём воздействие направляется не только на разум, но и на чувства адресата.

Для него характерны отвлечённые слова с общественно-политическим значением (гуманность, прогресс, народность, гласность, миролюбивый).

Задача — сообщить информацию о жизни страны, воздействовать на массы, сформировать определенное отношение к общественным делам

Стилевые черты — логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность.

Художественный стиль

Художественный стиль используется в художественной литературе. Он воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.

Эмоциональность художественного стиля отличается от эмоциональности разговорно-бытового и публицистического стилей. Эмоциональность художественной речи выполняет эстетическую функцию. Художественный стиль предполагает предварительный отбор языковых средств; для создания образов используются все языковые средства.

Жанры — эпопея, роман, повесть, рассказ, сказка, басня, ода, гимн, песня, элегия, сонет, эпиграмма, послание, поэма, баллада, трагедия, комедия, драма (в узком смысле).

Стили речи это система речевых средств, которые используются в какой-либо сфере общения, а также разновидность литературного языка, которая выполняет какую-либо функцию в общении. Научный стиль – особая разновидность литературных стилей, применяемый как в устной, так и в письменной речи. Основной функцией научного стиля речи является точное изложение научной информации. Тщательное предварительное обдумывание высказывания и строгий отбор языковых средств отличает научный стиль от остальных. Для научной речи характерно употребление специальных терминов и нейтральная лексика. Для научного стиля характерны и свои грамматические особенности. В научных текстах часто используются деепричастия, причастия, отглагольные существительные. Могут применяться существительные в единственном числе для обозначения формы множественного числа. Научный стиль характеризуется логичностью, точностью, четкостью изложения. Редко используются эмоциональность и образность. Прямой порядок слов в предложении является свойственным для научной речи. Деловой стиль используется для точной передачи деловой информации. Данный стиль речи используется в основном в письменной речи. Используется при написании разного рода официальных документов, деловых бумаг: докладных записок, заявлений, протоколов и т.д. Для делового стиля свойственны сжатость изложения, точность, использование фразеологических штампов, специальной терминологии, аббревиатур.

Простое предложение— это такое, в котором имеется однаграмматическая основа. Она может состоять

 

  • из двух главных членов предложения — подлежащего и сказуемого:
    С чего начинается Родина? (М. Матусовский);
    ════════ ─────
  • из одного подлежащего:
    Ночь. Улица. Фонарь. Аптека;
    ─── ───── ───── ─────
  • из одного сказуемого:
    Вечереет. Похолодало. За окном темно.
    ═══════ ═════════ ════


К подлежащему и сказуемому могут относиться зависимые слова — второстепенные члены.

Подлежащее вместе с зависимыми словами образует состав подлежащего:

 

Задремали звёзды золотые (С. Есенин).

Сказуемое вместе с зависимыми словами образует состав сказуемого:

 

Листья в поле пожелтели(М. Лермонтов).

 

Склонение числительных.

Имена числительные, обозначающие целые числа, изменяются по падежам.

Склонение числительного один

 

  Единственное число Множественное число
Падежи Мужской и средний род Женский род Для всех родов
И. р д. в т. п. один, одно одного одному как И. или Р.; как И. одним (об) одном одна одной одной одну одной(-ою) (об) одной одни одних одним одни, одних одними (об) одних

Сказуемое и его типы

Сказуемое - главный член предложения, обозначающий действие, свойство, состояние того предмета, который назван подлежащим.
Сказуемое отвечает на вопросы что делает (делал, будет делать, сделал, сделает) предмет? каков предмет? в каком состоянии находится предмет? Например: Кованый конь(чего не сделает?) не собьет копыта (Пословица); Вечер (каков?) тих и приятен.

Типы сказуемого:
простое глагольное сказуемо

составное сказуемое

составное глагольное сказуемое

составное именное сказуемое

Составное сказуемое

Составное сказуемое имеет две части - основную и вспомогательную.
Основная часть передает лексическое значение сказуемого, вспомогательная - его грамматические значения (наклонение, время, лицо, число) и дополнительные лексические значения: Хочу учиться (хочу - вспомогательная часть, учиться - основная часть); Буду учителем (буду - составная часть, учителем - основная).
В зависимости от того, как выражена основная часть, составное сказуемое делится на глагольное и именное.

Составное именное сказуемое

Основная часть составного именного сказуемого - имя (существительное, прилагательное, числительное), а также местоимение, причастие, наречие, слово состояния, междометие, цельное словосочетание и др. Например: Мой брат - учитель; Мой брат был (будет, станет и т. д.) учителем; Была без радости любовь, разлука будет без печали; Погода была чудесная; Земля велика и прекрасна; Он у нас самый правдивый; Их изба была третья с краю; Дважды два четыре.

Вспомогательная часть - это глаголы-связки:

 

  1. глаголы быть, бывать, заключаться и др., которые выражают только грамматические значения (наклонение, время и т. д.): Небо было закрыто мглой (К. Паустовский);


ПримечаниеВ настоящем времени эти связки могут иметь нулевое выражение. Нулевая связка обозначается значком O.

  1. глаголы стать, становиться, (с)делаться, (о)казаться, считаться, числиться, называться, именоваться и др., которые, кроме грамматического значения, имеют дополнительные лексические значения: Дама казалась рассерженной, невыспавшейся (А. Н. Толстой); Лисица стала и сытней, и жирней (И. Крылов);
  2. глаголы типа родиться, жить, расти, сидеть, лежать, стоять, возвратиться, работать и др., сочетающиеся с именами. Такие глаголы полностью сохраняют свое лексическое значение: Она обернулась ко мне бледная, как мрамор (М. Лермонтов); Я вышел из ванны свеж и бодр (М. Лермонтов); Ксения пришла домой задумчивая, тоскующая (В. Вересаев).

ПримечаниеВ научных грамматиках, кроме простых и составных, выделяются сложные сказуемые: сложное глагольное (типа хочу начать работать); сложное именное сказуемое (хочу работать учителем).

13-18.Литературно-Худо́жественный стиль — функциональный стиль речи, который применяется в художественной литературе. Этот стиль воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.

В художественном произведении слово не только несет определенную информацию, но и служит для эстетического воздействия на читателя при помощи художественных образов. Чем ярче и правдивее образ, тем сильнее он воздействует на читателя.

· Мета́фора (от др.-греч. μεταφορά — «перенос», «переносное значение») — троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака. («Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно»). Любая часть речи в переносном значении.

· Метони́мия —др.-греч. μετονυμία — «бред», от μετά — «над» и ὄνομα/ὄνυμα — «имя») — вид тропа, словосочетание, в котором одно слово замещается другим, обозначающим предмет (явление), находящийся в той или иной (пространственной, временной и т. д.) связи с предметом, который обозначается замещаемым словом. Замещающее слово при этом употребляется в переносном значении. Метонимию следует отличать от метафоры, с которой её нередко путают, между тем как метонимия основана на замене слова «по смежности» (часть вместо целого или наоборот, представитель вместо класса или наоборот, вместилище вместо содержимого или наоборот, и т. п.), а метафора — «по сходству». Частным случаем метонимии является синекдоха. (Все флаги в гости будут к нам", где флаги замещают страны.)

· Эпи́тет (от др.-греч. ἐπίθετον — «приложенное») — определение при слове, влияющее на его выразительность. Выражается преимущественно именем прилагательным, но также наречием («горячо любить»), именем существительным («веселья шум»), числительным («вторая жизнь»).

Местоиме́ние — самостоятельная часть речи, употребляемая вместо имени существительного, прилагательного, числительного, наречия или его характеристики и указывающая на них, их отношение к иным предметам, явлениям и т. д.

Местоимения-существительныея, ты, мы, вы, он, кто, что, кто-то, никто, себя и др.:

  • указывают на предметы;
  • отвечают на вопросы имён существительных (кто? что?);
  • изменяются по падежам;
  • связываются с другими словами в предложении, как имена существительные;

2. Местоимения-прилагательныемой, твой, наш, ваш, какой, какой-то, этот, тот и др.:

  • указывают на признаки предметов;
  • отвечают на вопросы имён прилагательных (какой? чей?);
  • связываются с именами существительными, как имена прилагательные;
  • изменяются, как и прилагательные, по числам, родам (в единственном числе) и падежам.

Местоимение который примыкает к местоимениям-прилагательным (оно изменяется по родам, числам и падежам), но, как порядковое числительное, указывает на порядок предметов при счёте (ср.: – Который час? – Пятый);

3. Местоимения-числительныесколько, столько, несколько:

  • указывают на количество предметов;
  • отвечают на вопрос (сколько?);
  • связываются с существительными, как количественные числительные;
  • обычно изменяются по падежам;

4. Местоимения-наречиятак, там, потому, где, куда и др.:

  • указывают на признаки действий;
  • отвечают на вопросы наречий (как? куда? когда? где? почему? зачем?);
  • не изменяются, как и наречия;
  • связываются с глаголами так же, как и наречия.

14.Прогрессия текста с однонаправленным данным. Информация текста может развиваться в одном или нескольких направлениях. Данноетекста однонаправленное, если в предложении, содержащем коммуникативную задачу, один смысловой центр (только одно данное).Информация текста в таком случае развивается в одном направлении.

Прогрессия текста с разнонаправленным данным. Чтобы понять, каким образом может быть выбрана данная информация текста и как от этого зависит его структурно-смысловое развитие, необходимы знания не только об однонаправленном данном, но и о разнонаправленном.

Данное текста разнонаправленное, если в предложении, содержащем коммуникативную задачу, несколько смысловых центров Информациятекста в таком случае развивается в нескольких направлениях.

15.Причастным оборот - это причастие с зависимыми от него (причастия) словами. Причастный оборот является одним членом предложения, а именно определением и относится к существительному, то есть главное слово, от которого задаем вопрос к причастному обороту - это существительное.

Причастный оборот может стоять в начале предложения, в середине предложения и в конце предложения.

Правила обособоления (выделения знаками препинания) причастного оборота таковы

  • Если причастный оборот стоит после главного слова, то он выделяется запятыми. Например: Я увидел мальчика, /бегущего берегом реки/. Мальчика (какого?) бегущего берегом реки (это причастный оборот, в примере он выделен вертикальными черточками). Этот причастный оборот выделяется знаками препинания, так как стоит после главного слова. В данном случае выделяется запятой, а в конце предложения стоит точка.

Следующий пример того, когда причастный оборот стоит в середине предложения после главного слова и выделяется знаками препинания. Наример: Яблоня, /посаженная несколько лет назад/, только в этом году зацвела.

  • Если причастный оборот стоит перед главным словом, то он знаками препинания на письме не выделяется. Вот такой пример: /Посаженная несколько лет назад/ яблоня в этом году зацвела. Яблоня (какая?) посаженная несколько лет назад.

16. СПОСОБЫ СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ

Содержащаяся в предложении мысль завершена лишь относительно: закончена синтаксическая форма, структура предложения, в которой заключена эта мысль, — сама же мысль не завершена и требует своего развития. Возможно продолжение, развитие мысли только в подобной же синтаксической форме, то есть в другом предложении. Несколько предложений, связанных в целое темой и основной мыслью, называется текстом (от лат. textum — ткань, связь, соединение).

Очевидно, что все предложения, разделенные точкой, не изолированы друг от друга. Между двумя соседними предложениями текста есть смысловая связь. Причем связанными могут быть не только предложения, расположенные рядом, но и отделенные друг от друга одним или несколькими предложениями. Смысловые отношения между предложениями различны: содержание одного предложения может быть противопоставлено содержанию другого; содержание двух или нескольких предложений могут быть сопоставлены одно с другим; содержание второго предложения может раскрывать смысл первого или прояснять один из его членов, а содержание третьего — смысл второго и т.д.

Таким образом, любой текст представляет собой соединение предложений по определенным правилам, т.е. предложения, объединяемые развитием одной мысли, могут соединяться в тексте цепнойили параллельной связью. В публицистическом стилепредставлены все виды цепной связи.

Но наиболее полно соответствующими природе я задачам публицистического стиля следует признать цепную синонимическую, цепную местоименную и цепную местоименную синонимическую связи с их широкими возможностями комментирования и оценки содержания высказывания:

 

Олег Меньшиков — первый русский актер, удостоенныйпремии имени Лоуренса Оливье.Эта премиябыла вручена ему в Лондоне в апреле 1992 года за роль Есенина в спектакле "Когда она танцевала", где Олег играл в паре со знаменитой Ванессой Редгрейв.Эта престижная ежегодная премия— нечто вроде американского "Оскара" у кинематографистов. Она представляет собой достаточно тяжелый бюст Оливье в костюме ГенрихаVи диплом в рамке под стеклом. Никаких долларов к перечисленным аксессуарам не прилагается, но престиж, разумеется, дороже любых денег,темболее для актера, получившегоэту наградувпервые.

Склонение существительных

Изменение слов по падежам называется склонением.
Существует три склонения имен существительных.

  • Первое склонение.

К первому склонению относятся имена существительные женского рода с окончанием -а (-я) в именительном падеже единственного числа (страна, земля), а также существительные мужского рода, обозначающие людей, с теми же окончаниями (юноша, дядя).

  • Второе склонение.

Ко второму склонению относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием (берег, день), а также с окончаниями -о, -е (домишко, домище) и среднего рода с окончаниями -о, -е в именительном падеже единственного числа (слово, здание).

  • Третье склонение.

К третьему склонению относятся имена существительные женского рода с нулевым окончанием в именительном падеже единственного числа.

  • Разносклоняемые имена существительные.

Десять существительных среднего рода на -мя (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя и темя) и существительное мужского рода путь в родительном, дательном и предложном падежах в единственном числе имеют окончания существительных 3-го склонения -и, а в творительном падеже принимают окончания существительных 2-го склонения -ем (-ём).

  • Несклоняемые имена существительные.

Несклоняемыми называются существительные, которые имеют для всех падежей одну и ту же форму.
Среди них имеются как имена нарицательные (кофе, радио, кино, жюри), так и имена собственные (Гёте, Золя, Сочи).

 

24-30

 

Структура текста

СТРУКТУРА ТЕКСТА — составные части текста, связанные между собой в единое целое, которым является произведение.

Эти части: 1) слова и словосочетания; 2) предложения; 3) фразы; 4) сверхфразовые единства, в которые объединяются единством темы несколько фраз (сверхфразовые единства 1-й ступени); 5) сверхфразовые единства 2-й ступени (они объединяют сверхфразовые единства 1-й ступени более общей темой); 6) сверхфразовые единства 3-й ступени (они объединяют сверхфразовые единства 2-й ступени еще более общей темой) и т. д.; 7) рубрика (подраздел низшей ступени — напр., параграф), выделяемая заголовком и являющаяся сверхфразовым единством следующей ступени (объединяющая, напр., сверхфразовые единства 3-й ступени); 8) рубрика следующей ступени (напр., глава), выделяемая своим заголовком и объединяющая несколько рубрик низшей ступени, и т. д. Некоторые сверхфразовые единства выделены еще и графически как абзац.

Понятие об ССЦ

Сложное синтаксическое целое (сверхфразовое единство) – это группа тесно взаимосвязанных законченных предложений, образующих особую синтаксико-стилистическую единицу. Смысловые отношения, объединяющие самостоятельные предложения в сложное синтаксическое целое, подкрепляются различными средствами:

- лексическими (повторение в последующем предложении отдельных слов из предшествующего предложения, употребление личных и указательных местоимений, местоименных наречий затем, потом, тогда, там, так и др., выполняющих функцию особых скреп),

- морфологическими (соотношение видо-временных форм глаголов-сказуемых в объединяемых предложениях),

- синтаксическими (порядок слов и предложений, союзы зато, однако, так что и многие другие, употребленные в присоединительном значении, параллелизм построения), - ритмомелодическими (интонация частей и целого),

- стилистическими (анафора, эпифора, лексическое кольцо).

Примером сложного синтаксического целого, в котором использованы разные средства объединения самостоятельных предложений, может служить следующий отрывок из “Хаджи-Мурата” Л. Н. Толстого: “Когда на другой день Хаджи-Мурат явился к Воронцову, приемная князя была полна народу. Тут бил и вчерашний генерал е щетинистыми усами, в полной форме и в орденах, приехавший откланяться; тут был и полковой командир, которому угрожали судом за злоупотребления по продовольствию полка. Тут был армянин-богач, покровительствуемый доктором Андреевским, который держал на откупе водку и теперь хлопотал о возобновлении контракта. Тут была, вся в черном, вдова убитого офицера, приехавшая просить о пенсии или о помещении детей на казенный счет. Тут был и разорившийся грузинский князь в великолепном грузинском костюме, выхлопатывавший себе упраздненное церковное поместье. Тут был пристав с большим свертком, в котором был проект о новом способе покорения Кавказа. Тут был один хан, явившийся только затем, чтобы рассказать дома, что он был у князя. Все дожидались очереди и один за другим были вводимы красивым белокурым юношей-адъютантом в кабинет князя.

 

Основные признаки причастия

А) Общее грамматическое значение Примеры
Это значение признака предмета по действию. Думающий, говоривший, стоявший, решаемый, расстрелянный, допитый.
Б) Морфологические признаки Примеры
Сочетание в одном слове признаков глагола и прилагательного.  
Причастия образуются от глаголов и сохраняют следующие признаки глаголов:
  • вид,
  • переходность,
  • возвратность,
  • время.
 
В отличие от глаголов причастия не имеют форм будущего времени. Формы настоящего времени есть только у причастий, образованных от глаголов несовершенного вида. Ср.: думать (несовершенный вид) – думающий, думавший; подумать (совершенный вид) – подумавший.
Причастия имеют следующие признаки прилагательных:  
· причастия, как и прилагательные, изменяются по числам, родам (в единственном числе) и падежам (в полной форме); Бежавший, бежавшая, бежавшее, бежавшие.
· причастия, как и прилагательные, согласуются с существительным в числе, роде (в единственном числе) и падеже; Потерянный дневник, потерянная книга, потерянное время; потерянные часы, потерянного времени.
· страдательные причастия, как и качественные прилагательные, имеют полную и краткую формы. Допитый – допит; потерянный – потерян.
В) Синтаксические признаки Примеры
В предложении причастия, как и прилагательные, обычно бывают определениями или частью составного именного сказуемого. Ср.: Увлечённые, мы позабыли обо всём; Всё вокругказалось погружённым в задумчивость.
Краткие причастия, как и краткие прилагательные, в предложении выполняют роль составного именного сказуемого. Книга раскрыта на восьмой странице.
Полные причастия, как и прилагательные, согласуются с существительным в числе, роде (в единственном числе) и падеже.  

1)Деепричастие — это самостоятельная часть речи в русском языке, которая обозначает добавочное действие при основном. В этой части речи сочетаются признаки глагола (вид, залог и возвратность) и наречия (неизменяемость, синтаксическая роль обстоятельства). Отвечает на вопросы что делая? что сделав? Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами. Как и одиночное деепричастие, обозначает добавочное действие и совершается тем же лицом, предметом или явлением, которое совершает основное действие. Всегда обособляется. Отвечает на вопрос «что делая?» или «что сделав?». Если в предложении есть деепричастие, то должен быть и глагол-сказуемое, обозначающий основное действие. Возможно, вас также заинтересует причастный оборот с примерами. Правило. При использовании деепричастного оборота в предложении следует помнить, что: основное действие, выраженное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, выраженное деепричастием, относятся к одному лицу или предмету часто деепричастный оборот употребляется в односоставном определенно-личном предложении, в том числе и при глаголе в форме повелительного наклонения (где подлежащее легко восстанавливается) возможно употребление деепричастного оборота в безличном предложении при инфинитиве

Предложения с деепричастным оборотом (примеры)

· Я смотрел на восходящее солнце, не отрывая глаз.

· Она ушла, не закрыв за собой дверь.

· Мальчик, убирая в своей комнате, нашёл огромное количество вещей.

· Гусь, увидя детей, улетел.

· Все овцы кинулись к ней, лишь малыш не справился с разгоном, едва сумев затормозить.

 

2)Текст может состоять из нескольких предложений или нескольких абзацев, связанных между собой по смыслу и грамматически – формой глаголов, местоимениями, союзами, вводными словами, синонимами, конструкциями предложений.
Части текста имеют свои правила построения. По определенным правилам строится и абзац.
Слово абзац имеет два значения:
1) отступ в начале строки, красная строка;
2) часть текста между двумя отступами.
Наименьшая составная часть общей темы называется микротемой, а часть текста, в которой раскрывается микротема, называется микротекстом. Вокруг микротемы группируются предложения, составляющие часть текста – абзац.
Абзац служит для выделения основной микротемы, для перехода от одной микротемы к другой. Предложения в абзаце тесно связаны между собой логически и грамматически. Каждый новый абзац отражает тот или иной этап в развитии действия, ту или иную характерную особенность в описании предмета, в характеристике героя, ту или иную мысль в рассуждении, доказательстве.
Бывают абзацы, состоящие из одного предложения. Первые предложения всех абзацев текста составляют наиболее важное его содержание. Эту основную часть абзаца называют абзацным зачином. Последующие предложения – комментирующая часть: она раскрывает, разъясняет, комментирует то, что заключено в первом предложении.
Таким образом, абзац состоит из абзацного зачина ( основной фразы, являющейся обычно первым предложением) и комментирующей части (последующие предложения)
Основные фразы абзацев ( абзацные зачины) текста должны быть логически однородными, взаимно связанными и в совок









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь