Вопрос №24.Проблема познания в философии. Основные способы ее решения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос №24.Проблема познания в философии. Основные способы ее решения.



Познание – процесс целенаправленного, активного отображения действительности в сознании человека, обусловленный общественно-исторической практикой человечества. Он является предметом исследования такого раздела философии, как теория познания.

Проблема познания: Познаваем ли мир в принципе – вот основной вопрос философии, который ищет ответа в рамках этой проблемы. Для философии вопрос о природе познания и формах его проявления является фундаментальным и традиционным. Сложность и важность проблемы обусловлена тем, что в познании раскрывается природа человека, и гносеологическое исследование оказывается неотделимым от антропологического. Учение о познании есть, по сути, органическая часть философского учения о человеке.

 

Проблема познания в истории философии имеет большое значение. Наибольший вклад в ее изучение внесли такие мыслители, как Юнг и Кант. С познанием так или иначе связана любая деятельность человека. Именно способность к нему сделала нас такими, какими мы есть сейчас.

Проблемы познания в философии

Стоит начать с того, что под познанием понимается целенаправленное активное отображение окружающей действительности в сознании человека. В ходе данного процесса выявляются неизвестные ранее грани бытия, исследованию подвергается не только внешняя, но и внутренняя сторона вещей. Проблема познания в философии важна также и по той причине, что человек может быть не только субъектом, но и его объектом. То есть часто люди изучают самих себя.

В процессе познания становятся известны определенные истины. Эти истины могут быть доступны не только субъекту познания, но и кому-то другому, включая последующие поколения. Передача происходит преимущественно при помощи различного рода материальных носителей. Например, при помощи книг.

Проблема познания в философии основывается на том, что человек может познавать мир не только непосредственно, но и опосредованно, изучая чьи-либо труды, работы и так далее. Обучение последующих поколений – важная задача всего общества.

Проблема познания в философии рассматривается с различных точек зрения. Речь идет об агностицизме и гностицизме. Гностики на познание, а также на его будущее смотрят довольно-таки оптимистично. Они считают, что человеческий разум рано или поздно будет готов к тому, чтобы познать все истины этого мира, который сам по себе является познаваемым. Границ разума не существует. Проблема познания в философии может быть рассмотрена и с другой точки зрения. Речь об агностицизме. Агностиками в большинстве своем бывают идеалистами. Их размышления основываются на вере в то, что либо мир слишком сложен и изменчив, чтобы его можно было познать, либо на том, что человеческий разум слаб и ограничен. Эта ограниченность приводит к тому, что многие истины никогда не будут открыты. Нет смысла стремиться познать все вокруг, так как это просто-напросто невозможно.

Сама по себе наука о познании называется гносеологией. По большей части она базируется именно на позициях гностицизма. Принципы у нее следующие:

- историзма. Все явления и предметы рассматриваются в контексте их становления. А также непосредственного возникновения;

- активности творческого отображения;

- конкретности истины. Суть в том, что истину можно искать только в конкретных условиях;

- практики. Практика – это та деятельность, которая помогает менять человеку и мир, и самого себя;

- диалектики. Речь идет об использовании ее категорий, законов и так далее.

Как уже говорилось, в познании субъектом является человек, то есть существо, которое наделено достаточным разумом, способное осваивать и пользоваться арсеналом средств, подготовленным предыдущими поколениями. Субъектом познания можно назвать и само общество в целом. Стоит отметить, что полноценной познавательная деятельность человека может быть лишь в рамках общества.

В качестве объекта познания выступает окружающий мир, а точнее та его часть, на которую направлен интерес познающего. Истиной называется идентичное и адекватное отражение объекта познания. В том случае, если отражение будет неадекватным, познающий получит не истину, а заблуждение.

Само познание может быть чувственным либо рациональным. Чувственное познание основывается непосредственно на органах чувств (зрение осязание и так далее), а рациональное - на мышлении. Иногда выделяют также познание интуитивное. О нем говорят тогда, когда удается постичь истину на бессознательном уровне.

 

Вопрос №25. Проблема истины в философии. Основные характеристики истины. Критерий истины.

При характеристике знания возникает проблема его истинности. в гносеологии существует несколько трактовок истины, например:

1. истина – это соответствие знаний действительности корреспондентская теория истины.

2. истина – это свойство самосогласованности знаний когерентная концепция истины.

3. истина – это полезность знания, его эффективность прагматическая концепция.

4. истина – это соглашение конвенционалистская концепция.

5. истина – это опытная подтверждаемость знаний позитивистская концепция.

К онцепция, согласно которой истина есть соответствие знаний действительности, называется классической. классическая концепция столкнулась с рядом проблем:

• какова природа познаваемой реальности – материальная или идеальная

• каков характер соответствия мыслей реальности: простое ли это копирование или сложный
процесс отражения реальности

• может ли быть в человеческих представлениях такое содержание, которое не зависит от субъекта может ли быть истина объективной

• возможна ли абсолютная истина или истина всегда лишь относительна
вопрос об объективности истины достаточно сложный, поскольку мы знаем, что содержание знания зависит не только от объекта, но и от субъекта. объективность истины понимается с учетом следующих моментов:

1. первичность материального, которое объект представляет, по отношению к знанию как
идеальному, в котором материальное представляется.

2. истина всегда относится к направленному отношению субъект – объект, из которого объект никогда не может быть элиминирован изгнан.

3. субъективные моменты, которые представлены в оценке истинности, составляют не столько личные качества познающего субъекта, сколько качества исторического коллективного субъекта – общества. эти качества уже закрепились в данной культуре, в том числе и в способах взаимодействия субъекта и объекта.. вопрос об абсолютности истины имеет еще более проблематичный характер. абсолютная истина понимается как завершенное полное знание. возможно ли такое поскольку истина определяется через культуру общества, в зависимости от типов и способов деятельности, которые всегда существуют в определенной конкретно-исторической форме, постольку истина всегда относительна, так как существует в отношении того конкретного способа деятельности, через который формируется знание. поэтому абсолютность истины возникает лишь в системах жесткого закрепления за результатами познания тех способов деятельности, посредством которых они были получены, например, в математике, формальной логике. употребление абсолютных истин по отношению к внешнему миру должно носить весьма осторожный характер: эти истины могут применяться лишь там, где субъектом уже проделана предварительная работа по определению четких условий закрепления способов получения и применения этих истин. способ применения должен находиться всегда в соответствии со способом получения знания. почему же мы так часто склонны приписывать значения абсолютной истины тем или иным знаниям, которые на самом деле таковыми не являются ответ прост: когда способы получения знания и способы оценки его на истинность совпадают, то мы характеризуем это знание как истинное. к тому же если не знаем другой альтернативы и не можем выйти за рамки принятого образца познавательной деятельности, то придаем этому знанию значение абсолютной истины. из сказанного следует, что истина всегда конкретна в зависимости от конкретных связей и взаимодействий, присущих явлениям, от условий, места и времени, в которых они существуют и развиваются. с истиной связано такое понятие, как заблуждение.

заблуждение есть непреднамеренное несоответствие суждений или понятий объекту.

причины заблуждения многообразны. с гносеологической точки зрения оно возможно в силу того, что поиск истины всегда связан с догадкам и и предположениями: субъект накладывает на область неизвестного свои предварительные представления, основанные уже на известном. это не всегда оправданно в получении нового знания. кроме того, многогранность объектов изучения и их одностороннее изучение приводят к заблуждению.

сами предположения не могут быть истинными или ложными – одни более достоверны, другие – менее. сам субъект в силу тех или иных причин возводит их в ряд истинных. роль заблуждений в познании неоднозначна. они уводят в сторону от истины, мешают познанию. но могут и создавать проблемные ситуации, которые способствуют дальнейшему развитию познания. так, алхимия, оказавшаяся в целом заблуждением, развила ряд идей, оказавшихся истинными.

Истинность – это всегда результат сравнения предположения с неким эталоном. Критерием истины является положительный результат такого сравнения в случае, если вообще возможно сравнение. Т.о. истинно то утверждение в том числе предполагаемое – которое дает положительный результат сравнения его и того, что получается в реальности, а ложное – отрицательный.


Вопрос №26 Научное познание, его особенности. Основные формы и уровни научного познания.

Одним из самых верных способов сделать происходящее в мире понятным и открытым является научное познание.

Самая первая особенность, которой обладает научное познание – это его объективность. Другое отличие научного познания – это направленность его результатов в будущее.

Научное и ненаучное познание всегда находились в противоборстве и это определило еще одну особенность научного познания. Оно обязательно проходит такие этапы, как наблюдение, классификация, описание, эксперимент и объяснение изучаемых естественных явлений. Другим видам эти этапы не присущи вовсе или же они присутствуют в них разрозненно.

Научное познание и научное знание имеют два уровня: эмпирический и теоретический.

Эмпирическое научное познание заключается в исследовании фактов и законов, устанавливаемых путем обобщения и систематизации тех результатов, которые получаются путем наблюдений и экспериментов.

Эмпирическим способом выявлены, например, закон Шарля о зависимости давления газа и его температуры, закон Гей-Люссака о зависимости объема газа и его температуры, закон Ома о зависимости силы ток от его напряжения и сопротивления.

А теоретическое научное познание более абстрактно рассматривает естественные явления, потому что имеет дело с объектами, которые в обычных условиях наблюдать и изучать невозможно.

Таким путем были открыты: закон о всемирном тяготении, о превращении одного вида энергии в другую и его сохранении. Так развивается электронная и генная инженерия. Этот вид познания основан на построении в тесной связи друг с другом принципов, понятий, теоретических схем и логических следствий, вытекающих из исходных утверждений.

Вопрос №27. Понятие общества. Структура общества. Основные сферы жизни общества. Основные социально-философские концепции общества.

Жизнедеятельность человека протекает во взаимосвязи с другими людьми. Даже если какое-либо проявление его жизни непосредственно не выступает в форме коллективного совершаемого совместно с другими людьми, тем не менее является проявлением и утверждением его общественной сущности. Только в связях и отношениях человек формируется как таковой. В самом широком смысле общество можно определить как социум, сферу надорганической реальности. В более узком смысле общество понимается как социокультурная реальность, поскольку складывается на основе определенных историческими условиями и особенностями культуры отношений. Специфический способ существования этой реальности в отличие от природной – человеческая деятельность: все, что включено в деятельность, и есть общественное, социальное. Люди как субъекты и основные компоненты общественной жизни наделены сознанием, определяют свою деятельность постановкой целей и задач, поэтому сложность существования общества состоит в диалектике материального и идеального, объективного и субъективного условия жизни, в том числе и природные, состояние
материального производства, материальные потребности, отношения и т.п., с одной стороны, и взгляды, идеалы, отношение к обществу, воля людей – с другой. Наличие субъективного вносит особый признак в существование общественной системы.

Общество можно понимать как объединение людей, создавшееся благодаря целенаправленной и разумно организованной их совместной деятельности.

Системообразующим основанием общества служат связи и отношения между людьми, группами людей в процессе их жизнедеятельности. Но философское понятие общества включает не все разнообразие связей, а лишь постоянные, устойчивые и существенные взаимосвязи, которые получили название общественные отношения. В этом смысле общество есть система общественных отношений. Отношения возникают самого различного характера: материальные, социальные в узком смысле, политические, духовные. Общество – это открытая система. Происходящие в нем явления и процессы строятся с учетом условий, в которых оно возникает и которые определяют его жизнь. Различают природные, экономические и культурные условия, они в совокупности создают возможность существования и развития общества и оказывают влияние на происходящие в нем процессы. Так, биологические особенности человеческого организма, географические условия и демографические процессы составляют необходимую основу общественной жизни: они определяют ее общие рамки, ее возможности и границы. Но не определяют однозначно и неотвратимо, общество выделяет себя из природы и имеет относительную самостоятельность хотя бы за счет субъективного фактора.

Строение общества можно выделить по различным основаниям в зависимости от носителя системообразюущих связей. Например: 1 по видам деятельности человека для удовлетворения тех или иных потребностей

2 по характеру общественных отношений; 3 по форме субъектов деятельности.
Поэтому следует рассмотреть их основные положения во
взглядах на общество. М. Вебер 1864-1920 гг., немецкий социолог, философ и историк, занимаясь анализом хозяйственной жизни общества, формированием материальных и идеологических интересов различных социальных групп и религиозного сознания, выдвинул идею понимающей социологии. Оценивая, она понимает социальные действия, тем самым стремится объяснить его причину. Основные категории этой концепции: поведение, действие и социальное действие.

Поведение -всеобщая категория деятельности. Оно признается действием, когда и поскольку действующий связывает с ним субъективный смысл. Социальное действие – это когда смысл соотносится с поведением другого человека и ориентируется на него. При этом имеет в виду субъективно переживаемый самим действующим индивидом смысл действующим индивидом смысл действия. Сочетание человеческих действий порождают устойчивые смысловые связи поведения.

Вебер выделяет четыре типа социального действия:

• целерациональное – когда предметы внешнего мира и другие люди воспринимаются как
условия или средства действия, рационально ориентированного на достижение собственных целей

• ценностно-рациональное – определяется осознанной верой в ценность определенного способа поведения как такового, независимо от конечного успеха деятельности

• аффективное – определяется непосредственно чувством, эмоциями

• традиционное – побуждается усвоенной привычкой, традицией.

Категорией более высокого порядка является социальное отношение, под которым понимается устойчивая связь взаимоориентированных социальных действий борьба, враждебность, любовь, дружба, конкуренция, обмен и т.д.. Социальные отношения, поскольку они воспринимаются индивидами как обязательные, обретают статус легитимного порядка. В соответствии с членением социальных действий выделяются четыре типа легитимного порядка: традиционный, аффективный, ценностно-рациональный и легальный. В своей социологии Вебер разработал еще учение об идеальном типе, которое диктовалось необходимостью выработки понятийных конструкций, помогающих исследователю ориентироваться в многообразии исторического материала. В идеальном типе фиксируется культурный смысл того или иного явления, который помогает систематизировать эмпирический материал и определить его близость к идеально-типическому образу.
Таким образом, у Вебера социальные объекты рассматриваются как результаты целенаправленного и осмысленного человеческого поведения или как образованные им. Схема такова: индивид общество. Общество им понимается как совокупность людей, не существующая как реальность, отличная от индивидуальной деятельности. Поэтому концепция М. Вебера характеризуется как концепция социального атомизма, или волюнтаризм. Э. Дюркегейм 1858-1917 гг. делает упор на социальную группу. Ключевые понятия его концепции коллективное сознание, органическая против механической солидарности и т.д., получают смысл от их связи с идеей коллективной природы социальных явлений. По его мнению, устойчивые отношения должны быть воссозданы из коллективных явлений. В отличие от Вебера социальные объекты видятся здесь как обладающие своей собственной жизнью, внешней и принудительной к индивиду.

Схема: общество индивид. Общество Дюркгейм понимает как особый коллектив, образующий внеиндивидуальную и надиндивидуальную реальность. Эту концепцию называют субъективной.
Теория К. Маркса характеризуется как реляционная, поскольку понимает общество не как сумму индивидов или групп, коллективов, а сумму связей и отношений, в которых эти индивиды, группы находятся друг к другу. Такие отношения субъекты могут осознавать или не осознавать. Если, по Дюркгейму, устойчивые отношения воссоздаются из коллективных явлений, то с позиции реля103 ционной точки зрения, коллективные явления рассматриваются главным образом как выражение устойчивых отношений. Общество есть и условие материальная причина, и непрерывный
воспроизводимый результат человеческой деятельности. процесс, т.е.
в основе общественной жизни лежат объективные законы, движение ее осуществляется по отдельным ступеням – формациям. Способ производства строго детерминирует все остальные стороны общества, распределяет связь индивидов и групп со средствами производства и ресурсами, функции и роли этих индивидов и групп например в разделении труда.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 17027; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.248.119 (0.031 с.)