Вопрос №29. Понятие культуры. Строение культуры. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос №29. Понятие культуры. Строение культуры.



Культура-под культурой понимают области человеческой деятельности, связанные с самовыражением религиозный культ, подражание человека, проявлением его субъективности характера, компетентностей, навыков, умений и знаний. Культура является предметом изучения культурологии.

Структура культуры – термин употребляется для объяснения строения культуры, включающей субстанциональные элементы, которые опредмечиваются в ее ценностях и нормах, функциональные элементы, характеризующие сам процесс культурной деятельности, различные ее стороны и аспекты.

Структура включает в себя:

- систему образования,

– науку,

– искусство,

– литературу,

– мифологию, нравственность,

– политику,

– право,

– религию, сосуществующих между собой и составляющих единое целое.

Кроме того в рамках культурологии сегодня исследуются и такие ее структурные элементы, как

– мировая и национальная культура,

– классовая, – городская и сельская,

– профессиональная и др,

– духовная и материальная.

В свою очередь каждый из элементов культуры может делиться на другие, более дробные.

Материальная культура связана с историческим подходом. Чаще всего рассматриваются в этом плане древние культуры. Духовная культура – наука, мораль, нравственность, право, религия, искусство, образование; материальная – орудия и средства труда, технику и сооружения, производство сельскохозяйственное и промышленное, пути и средства сообщения, транспорт, предметы быта.

Функции культуры:

Основная человекотворческая Человек живет не в природе, а в культуре.

В ней он сам себя познает. Здесь есть и моменты миропонимания, формирования, воспитания и социологизации человека. Иначе она еще называется преобразующей функцией, поскольку освоение и преобразование окружающей действительности являются фундаментальной потребностью человвеку.

Информационная Обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса. Проявляется в закреплении результатов социокультурной деятельности, накоплении, хранении и систематизации информации. Особо оценивается представителями семиотического подхода к культуре. Знания о мире и о себе. Передача знаний, коммуникация. Выделяется специальная

Познавательная функция Потребность в ней вытекает из стремления любой культуры создать свою картину мира. Существуют как теоретические, так и практические формы познания, в результате которых человек получает новое знание о мире и самом себе. а также в связи с информационной выделяется

- Коммуникативная функция Коммуникация – это процесс обмена информацией между людьми с помощью знаков и знаковых систем. Культура продуцирует конкретные правила и способы коммуникации.

- Нормативная регулятивная или защитная функция – является следствием необходимости поддержания определенного сбалансированного отношения человека и окружающей среды, как природной так и социальной. Также обусловлена необходимостью поддерживать равновесие и порядок в социуме, приводить в соответствие с общественными потребностями и интересами действия различных социальных групп и индивидов. Культура создает нормы – юридические, технические, этические, экологические и др. Устанавливает табу. Позволяет регулировать формы отношений. Законы, порядок. История нормативных актов – это часть исторической культуры.

- Знаковая Знаки – вербальные и невербальные системы образов культур народов. Их знание и прочтение – семиотическая функция.

- Ценностная АксиологическаяКультура показывает значимость или ценность того, что в одной культуре ценно, в другой таковым не является.

- Духовно-нравственная – воспитательные роли культуры.

- Потребительская релаксационная Функция снятия стресса, напряжения. Долгое время эта функция недооценивалась. Форма трансляции познавательного социального опыта.

Вопрос №30. Постиндустриальное общество и его основные черты. Проблемы человека постиндустриализма.

Постиндустриальное общество – это общество, в экономике которого, в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения, приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг. Производственным ресурсом становятся информация и знания. Научные разработки становятся главной движущей силой экономики. Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и креативность работника.

Основные черты:

1 информация. Постиндустриальное общество иначе называют информационным.

2 Широко развитая сфера услуг.

Постиндустриализм – новая, более высокая ступень развития по сравнению со стадией индустриального общества, приходящая ему на смену. Основной чертой постиндустриального общества является формирование компьютерно-технологического уклада производства, для которого характерно производство богатства преимущественно посредством знаний и информации.

Его фундамент составляют наукоемкие и ресурсосберегающие, так называемые высокие технологии. К ним относятся микроэлектроника, телекоммуникации, робототехника, производство материалов с заранее заданными свойствами, биотехнологии и др. Информатизация пронизывает все сферы жизни общества: не только производство благ и услуг, но и домашнее хозяйство, а также культуру и искусство.

Другая важная черта постиндустриального общества – усиление роли и значения человеческого фактора. Меняется структура трудовых ресурсов: уменьшается доля физического и растет доля умственного высококвалифицированного труда. Растут инвестиции в человека: расходы на обучение и образование, повышение квалификации и переквалификации работников. На постиндустриальной стадии действует тенденция к усилению разнообразия и индивидуализации потребностей и спроса. В структуре личного потребления растет доля потребностей нематериального, гуманитарного характера: социальных, интеллектуальных, культурных. Отход от обезличивающей стандартизации, повышение качества жизни ведут к сдвигам в производстве. Повышается роль мелкосерийного производства. Увеличивается количество модификации одного и того же товара или услуги. Относительно и абсолютно растет сфера производства нематериальных форм богатства и услуг.

Идет процесс экологизации социально-экономического развития. Складывается новый тип взаимоотношений человека с природой, при котором человек выступает не как покоритель природы, не как бездумный потребитель ее благ, а как органическая часть системы человек-общество-природа. Постиндустриальное общество, хотя и продвинуло вперед решение многих острейших проблем индустриализма, не смогло преодолеть ряд его противоречий устойчиво высокий уровень безработицы, демографические проблемы, связанные со старением населения и усилением нагрузки на трудоспособное население, и др..

Вопрос№31. Глобальные проблемы современности.

1.Современная глобальная ситуация.

2.Политические, экологические, демографические, экономические проблемы.

3.Стимулы и потенциалы общественного развития.

Глобальные проблемы современности являются самой актуальной темой философии конца XX века. Глобальные проблемы нашей эпохи – это закономерное следствие всей современной глобальной ситуации, сложившейся в последней трети XX века, это результат обострившейся неравномерности социально-экономического и политического, научно-технического и экологического, демографического и гуманитарного развития в условиях совершенно новой своеобразной исторической обстановки.

В философии под глобальными проблемами принято понимать общепланетарные проблемы, которые в силу своей остроты и масштабности ставят под вопрос дальнейшее существование человечества. К комплексу глобальных проблем относятся следующие: угроза третьей мировой войны, опасность техногенных и ядерных катастроф, экологические проблемы, демографическая проблема, проблема ресурсов и продовольствия.

В заключении необходимо рассмотреть возможные пути решения глобальных проблем, подчеркнув при этом, что локальное, региональное решение их почти невозможно. Решение глобальных проблем должно быть на глобальном уровне, во взаимообусловленной комплексной системе, в соответствии с принципами гуманизма и приоритета общечеловеческих интересов.

Вопрос № 32. Будущее человечества и возможности предвидения.

С троя перспективы развития человека и человечества, следует учитывать сложность самого этого феномена: духовность, социальную сущность и природно-биологическое существование.

Задача сложна, поскольку сложен и во многом непредсказуем сам мир человека, строящийся на активном вмешательстве идеального в ход развития. тем не менее общественная мысль в силу творческой способности неизбежно переходит к прогнозам будущего, опираясь на прошлое и настоящее. Но если ранние концепции, не имея разработанной научной методологии познания, опирались на мечты и фантазии, то современное видение будущего стремится использовать весь арсенал достижений науки, прежде всего в области гуманитарного знания. однако, используя данные науки, не следует забывать, что философское познание отлично от научного, поэтому его прогнозы должны строиться на включенности человека как живой активной силы в происходящие события в мире.

Поэтому философия, учитывая субъективный фактор развития, отходит от принципа однозначности и неизбежности истории человека и общества. но, обладая прогностической функцией, она выдвигает свои прогнозы относительно будущего. хотя часть философов и отрицает возможность предвидения. в обосновании возможности предсказания будущего выделяются следующие аспекты: онтологический, гносеологический, логический, нейрофизиологический, социальный.

онтологический аспект заключается в том, что предвидение возможно и самой сущности бытия - его объективных законов, причинно-следственных связей. исходя из диалектики, механизм развития до каждого качественного скачка остается неизменным, и поэтому можно проследить будущее.

гносеологический аспект основывается на том, что познание мира возможно, постоянно
расширяется и углубляется, поэтому возможно и прогнозирование как особое познание.
логический аспект делает упор на постоянстве законов логики, которые помогают организовывать
человеческое мышление и, соответственно, познание.

нейрофизиологический аспект основывается на возможности сознания и мозга к опережающему отражению действительности.

социальный аспект заключается в том, что человечество стремится, исходя из собственного опытаразвития, моделировать будущее.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1760; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.204.218.79 (0.058 с.)