Классификация, особенности, способы изучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация, особенности, способы изучения



План

1. Понятие индивидуального имиджа

2. Классификация индивидуальных имиджей

3. Категориальный шаблоны восприятия имиджа

Особенности индивидуального имиджа. Классификация индивидуальных имиджей. Понятие множественности имиджей. Самоимидж.

Ведущая мотивация в создании индивидуального имиджа. Имидж, ориентированный на самоощущение, его функции. Имидж, ориентированный на восприятие, возможности создания.

Понятие наведенного и уникального имиджа. Приспособительный имидж. Категориальные шаблоны восприятия имиджа. Атакующий имидж. Условия для предпочтения атакующего имиджа.

Соотношение профессионального и личного имиджей.

Стратегические задачи при построении имиджа. Методы исследования индивидуального имиджа.

 

Индивидуальный имидж – образ, в котором преобладают индивидуальные черты. Выделить индивидуальные характеристики невозможно без упоминания групповой принадлежности, групповых характеристик.

Основа индивидуального имиджа – уникальное сочетание групповых характеристик.

Классификация индивидуальных имиджей:

 

1. По цели создания:

1) Имидж, ориентированный на самоощущение (я создаю образ, чтобы чувствовать себя в нем хорошо). В изоляции выстроить невозможно, потому что другие требуются для подтверждения удачности.

2) Имидж, ориентированный на восприятие (я создаю образ, чтобы меня воспринимали так, как мне нужно, цель – социальное влияние). Пример – имидж политика

3) Гармоничный имидж – сочетает 1 и 2. Создание гармоничного имиджа возможно только тогда, когда ценности прообраза совпадают с ценностями общества.

 

2. Группа, для которой создается имидж.

У одного человека может быть несколько имиджей. Это явление носит название «множественность имиджей». Имиджи одного человека не изолированы и могут значительно пересекаться.

Имидж первого впечатления (когда человек у целой группы после первой встречи оставляет один и тот же образ)

Имиджи для общения с подчиненными, равными, вышестоящими.

Имиджи, связанные с семейными ролями.

 

3. Мера копирования другого субъекта.

Ось на одном полюсе полное копирование (кумир воспринимается как цель: если я буду таким как он, то я буду к нему ближе), на другом полюсе – уникальный имидж как ранее несуществовавший

 

Полное копирование____________________________ Уникальный

 

 

Имидж, ориентированный на восприятие

(делится на 2 группы: пассивный имидж и активный имидж)

 

Пассивный имидж – следование за ожиданиями аудитории (я узнаю, что аудитории нужно, и пытаюсь показать, что у меня это есть). Для того, чтобы создать пассивный имидж, необходимо:

1. исследовать ожидания аудитории.

2. исследовать представление аудитории о той роли, которую стремится сыграть прообраз.

3. нужно показать прообраза аудитории как СВОЕГО (не чужого). Но при этом он должен вписываться в представление аудитории о той роли, которую хочет играть прообраз.

Главная опасность пассивного имиджа в расхождении между создаваемым образом и личностью самого человека. В нестандартных ситуациях – большая вероятность, что имидж разрушится.

Активный имидж.

Атакующий имидж – это образ, навязанный аудитории, как средство решения проблем самой аудитории. Атакующий имидж – всегда способ психологического давления. Психологическому прессингу аудитория сопротивляется.

Атакующий имидж может полностью совпадать с личностными качествами прообраза. В этом плане атакующий имидж безопасен (он цельный).

Атакующий имидж уместен, когда:

1. Аудитория в растерянности (не знает, что делать, ищет рецепты).

2. Ситуация явной симпатии аудитории к прообразу.

3. Ситуация безволия аудитории.

 

Задачи:

В ходе занятий студенты:

Ø изучат классификацию индивидуальных имиджей;

Ø получат представление об атакующем и пассивном имидже;

Ø получат представления о согласовании личного и профессионального имиджа.

Основные понятия: индивидуальный имидж, имидж, ориентированный на восприятие; имидж, ориентированный на самоощущение, множественность имиджей, наведенный и уникальный имидж, атакующий и пассивный имидж, профессиональный имидж.

Задания:

1. Студентам в малых группах предлагается обсудить и составить сравнительные таблицы:

· Имидж, ориентированный на восприятие и самоощущение.

· Атакующий и пассивный имидж.

· Личный и профессиональный имидж.

· Наведенный и уникальный имидж.

2. Студенты получают кейсы с описанием известных людей (пример см. в приложении 5), предлагается проанализировать и предположить к какому типу относится имидж данного человека. Результаты обсуждаются в группе.

Результат:

В результате освоения содержания занятия студенты:

ü знают основания для классификации индивидуальных имиджей;

ü понимают необходимость согласования личного и профессионального имиджей;

ü умеют определять необходимый вид имиджа в конкретной ситуации..

 

Литература

Основная:

1. Перелыгина Е. Б. Психология имиджа. М.: Аспект Пресс, 2002. С. 101–171.

2. Почепцов Г. Имиджелогия. М.: Рефл-бук: Ваклер, 2000. С. 257–266.

Дополнительная:

3. Имиджелогия: Как нравиться людям / Сост. В. М. Шепель. М.: Народное образование, 2002. С. 347–363.


Тема 7

Групповой имидж. Классификация, особенности. Способы изучения

План

1. Понятие группового имиджа.

2. Внешний и внутренний групповой имидж.

3. Имидж страны

4. Национальные стереотипы в формировании имиджа страны

Определение группового имиджа. Роль персонификации в создании группового имиджа. Групповой имидж как контекст для индивидуального восприятия. Соотношение понятий «групповой имидж» и «социальный стереотип».

Национальные и этнические стереотипы. Имидж страны. Особенности формирования и возможности целенаправленного изменения. Влияние средств массовой коммуникации на характеристики групповых имиджей в массовом сознании. Понятие внутреннего и внешнего имиджа страны.

Способы изучения имиджа страны. Способы целенаправленного формирования имиджа страны. Требования к создаваемому имиджу страны.

Напомним, что групповым имиджем называется обобщенный образ социальной группы, разделяемый представителями другой социальной группы. Таким образом, групповой имидж содержит все основные составляющие индивидуального имиджа.

Имидж государства Е. Б. Перелыгина предлагает рассматривать как системно-корпоративный имидж, исходя из системной организации государственных структур и их взаимосвязей, а также сущностных оснований политической деятельности.

Имидж государства свидетельствует о его экономической силе, мощи, богатстве и уровне развития культуры. Он является показателем его авторитета и успешности действий на международной арене.

Высокий положительный образ страны играет огромную информационно-воспитательную роль для его граждан, и в первую очередь для подрастающего поколения.

Имидж государства непосредственно связан с отношением к нему как зарубежной общественности, так и его собственных граждан. От него зависит уровень патриотизма в стране, любви и уважения ее граждан к своей державе.

В связи с тем, что имидж страны достаточно многоплановая категория, существуют разные подходы к классификации имиджа в различных источниках. Так, одни исследователи выделяют имидж объективный, или реальный, – это впечатление о стране, которое есть у внутренней (российской) или зарубежной общественности; другие – субъективный – это представление лидера страны, его окружения о том, каким образом воспринимается образ страны в глазах граждан, или представление граждан страны о том, какой их страна видится за рубежом; третьи – моделируемый – тот образ, который пытаются создать команда руководителя страны или специально привлекаемые имиджмейкеры. Государство имеет несколько объективных имиджей: экономический, социальный, гуманитарный, политический, культурный, экологический и т. д., каждый из которых может быть как положительным, так и отрицательным. Они способны меняться как при смене ситуации, так и вследствие усилий команды имиджмейкеров. Другими словами, имидж можно формировать. В результате этого процесса, когда за основу принимаются изначальные ожидания граждан страны или зарубежной аудитории, складывается первичный имидж страны.

Первичный имидж страны – это комплексное представление о стране как о некой цельной данности (субъекте политической, экономической и прочей деятельности), которое формируется и фиксируется в сознании общественности в результате первичного знакомства с ним. Кроме того, первичный имидж включает в себя основные характеристики идеального имиджа, но по ряду черт отличается от идеала.

В ходе формирования имиджа страны в глазах общественности он последовательно трансформируется. Его базовые черты сохраняются, но добавляются новые, так называемые поверхностные, отражающие новые реалии. Образовавшийся новый имидж страны можно обозначить как вторичный.

Массовое сознание имеет устойчивую привычку сопоставлять различные объекты с определенными человеческими качествами. Именно эти качества, как правило, и трансформируются во вторичный имидж страны. Он должен свидетельствовать о том, что государство по отношению к своим гражданам и другим государствам является дружественным, заботливым, порядочным, производящим впечатление и т. д. Однако сложность тут в том, как достичь желаемого результата, сделать так, чтобы создаваемому имиджу поверили различные группы общественности внутри страны и вне ее. Некоторые эксперты, в частности В. Г. Королько [2], ссылаясь на Boorstin D. (1992), суммировав общие признаки имиджа, которые реально складываются на практике, так видят основные требования, предъявляемые к имиджу страны:

Во-первых, имидж государства должен быть синтетическим, планироваться, чтобы производить определенное впечатление с помощью символов (геральдических знаков).

Во-вторых, образ страны должен быть правдоподобным, достоверным. Никому не нужен имидж, если он не пользуется доверием у людей. Имидж должен идентифицироваться с конкретной страной. Чтобы быть живым, он должен отвечать требованиям здравого смысла.

В-третьих, он должен быть пассивным. Общество
также в какой-то мере должно соответствовать имиджу страны. Поскольку имидж в определенной мере отвечает действительности, то его прообраз стремится скорее «уподобиться имиджу, нежели сделать имидж своим подобием».

В-четвертых, образ страны должен быть ярким и конкретным. Он становится более эффективным, если апеллирует к чувствам; быстро воспринимается, когда сосредоточивается на определенных чертах и ярко высвечивает один или несколько наиболее характерных для конкретной страны признаков.

В-пятых, образ страны должен быть упрощенным. Чтобы избежать нежелательных эффектов, он должен быть проще, чем сам объект. Наиболее эффективен имидж простой и быстро запоминающийся.

В-шестых, несмотря на конкретность, образ страны должен быть до некоторой степени неопределенным и витать где-то между чувствами и рассудком, между ожиданиями и реальностью. Он должен устоять перед непредвиденным развитием событий, изменениями в политических пристрастиях, соответствовать желаниям и ожиданиям разных людей.

ПР-специалисты [5], проводя аналогию между имиджами государства и организации, особенно подчеркивают, что самое серьезное воздействие на восприятие имиджа организации внешними группами общественности оказывают ее собственные сотрудники. Поэтому роль официальных представителей государственной власти постоянно находится в центре внимания специалистов по Паблик рилейшнз. В первую очередь обращается внимание на расхождение во мнениях, имеющее место среди различных ветвей власти и отдельных ее представителей. Кроме того, учитывается и то, что внутри каждой из ветвей власти (законодательной, судебной, исполнительной) есть свои существенные разногласия в зависимости от уровня образования, социального уровня, жизненного опыта и т. д.

При этом руководство страны формирует соответствующую культурную атмосферу, которая, в свою очередь, влияет на поведение людей внутри страны, нормы поведения граждан и восприятие страны за рубежом.

Для того чтобы граждане соответствующим образом реагировали на имидж своего государства, его нужно сначала определить, распространить, сделать понятным. Именно понятным, а не сусальным или надуманным.

Как уже отмечалось, главной функцией имиджа страны является формирование положительного отношения к государству и власти (внутренней и внешней политике) граждан страны и зарубежной общественности. Если положительное отношение сформировано, то за ним как результат влияния социальных связей обязательно последуют доверие и, в свою очередь, высокие оценки, выраженные в конкретных действиях. Такова психологическая цепочка, порождаемая положительным отношением. К тому же положительный имидж страны, как правило, способствует повышению престижа государства и, следовательно, авторитета и влияния. Позитивный имидж является также важным фактором высокой экономической и финансовой привлекательности.

Имидж государства никогда не остается постоянным. Чтобы соответствовать новым требованиям времени, он должен постоянно изменяться, уточняться, особенно с развитием экономических, социальных, геополитических, технологических, информационных и демографических процессов. Трудно себе представить один и тот же имидж России царской, советской и постсоветской.

 

 

Задачи:

В ходе занятий студенты:

Ø получат представления об особенностях формирования группового имиджа;

Ø узнают о требованиях к формированию имиджа страны;

Ø узнают о различии внешнего и внутреннего группового имиджа..

Основные понятия: групповой имидж, внешний и внутренний, персонификация, типичный представитель группы, социальный стереотип.

Задания:

1. Студенты в малых группах обсуждают и находят ответы на следующие вопросы:

· Насколько различаются внешний и внутренний имидж группы?

· Какие качества скрывает стереотип «загадочная русская душа»?

· Какова роль СМИ в формировании имиджа страны?

· Возможно ли целенаправленное изменение имиджа страны?

2. Студентам предлагается составить сводную таблицу «Основные принципы формирования имиджа страны». Результаты обсуждаются в группе.

Результат:

В результате освоения содержания занятия студенты:

ü знают особенности группового имиджа;

ü понимают отличие внешнего и внутреннего имиджа группы;

ü имеют представление об основных принципах формирования имиджа страны.

 

Литература

Основная:

1. Имиджелогия: Как нравиться людям / Сост. В. М. Шепель. М.: Народное образование, 2002. С. 364–390.

2. Богданов В. Г., Зазыкин В. Г. Психологические основы «Паблик Рилейшнз». СПб.: Питер, 2004. С. 112–117.

3. Перелыгина Е. Б. Психология имиджа. М.: Аспект Пресс, 2002. С. 172–188.

4. Почепцов Г. Имиджелогия. М.: Рефл-бук: Ваклер, 2000. С. 412–430.

 

Тема 8



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1617; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.252.8 (0.03 с.)