Невербальное поведение прообраза 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Невербальное поведение прообраза



Косвенную имиджформирующую информацию (КИФИ) – информация, которую человек получает через три источника:

1. «Третьи лица», т.е. люди, которые сообщают о прообразе некую информацию;

2. Продукты деятельности прообраза(книги, методические пособия, статьи, документы и т. д.).

3. Сформированная прообразом среда обитания (рабочий кабинет, дом, автомобиль, секретарь, имидж организации и т.д..)

Официальная КИФИ представлена в виде досье (официальный статус, биография, послужной список, диплом), резюме либо в виде устного официального заявления.

Неофициальная КИФИ представлена в виде легенд, слухов, сплетен, анонимок. Слух определяется в одном из своих значений, как некая информация, не имеющая своего подтверждения и окрашенная негативно. Сплетня – разновидность слуха, но определенно основанная на «неточных, заведомо неверных данных». Наиболее действенными являются слухи и сплетни в обществе с низким уровнем доверия к официальной информации, что характерно для тоталитарных режимов, для обществ с низким уровнем гласности.

 

Существует 4 канала передачи имиджформирующей информации.

 

Прообраз Реципиент
1. Осознает информацию, которую передает 1. Осознает информацию, которую принимает
2. Не осознает информацию, которую передает 2. Осознает информацию, которую принимает
3. Осознает информацию, которую передает 3. Не осознает информацию, которую принимает
4. Не осознает информацию, которую передает 4. Не осознает информацию, которую принимает

 

Имиджформирующая информация поступает непосредственно как в сознание человека, так и в его подсознание. Посылаться эта информация может как осознанно, так и неосознанно. Следовательно, при общении друг с другом люди делают это на двух уровнях – на уровне сознания (информация посылается осознанно и воспринимается сознанием) и на уровне подсознания (информация посылается машинально, и воспринимается машинально). Между общающимися субъектами информация движется по двум основным каналам: «сознание – сознание», «подсознание – подсознание».

Индуктор (тот, кто формирует свой имидж, посылая людям свою имиджформирующую информацию) осознанно ставит перед собой цель послать реципиенту (получателю информации) некую информацию о себе. Но посланная таким образом информация может не осознаться реципиентом, тогда вместо канала «сознание - сознание» будет задействован канал «сознание - подсознание». Индуктор прилагает усилия, чтобы эта информация достигла органов чувств реципиента (слух, зрение). Канал передачи имиджформирующей информации «сознание - сознание» может быть задействован только преднамеренно, а канал «сознание - подсознание» может функционировать как по воле индуктора, так и вопреки его желанию.

Задачи:

В ходе занятий студенты:

Ø получат представление об имиджформирующей информации и способах ее передачи;

Ø изучат каналы передачи имиджформирующей информации;

Ø научатся различать прямую и косвенную имиджформирующую информацию.

Основные понятия: имиджформирующая информация: прямая и косвенная, осознанная и неосознанная; каналы передачи имиджформирующей информации.

Задания:

1. Студентам предлагается письменно ответить на слудующие вопросы:

· Что такое имиджформирующая информация?

· Чем косвенная имиджформирующая информация отличается от прямой?

· Какими способами может посылаться имиджформирующая информация от одного человека другому?

· Какие каналы перемещения имиджформирующей информации вам известны? Охарактеризуйте их.

· Что из себя представляет удачная стратегия формирования собственного имиджа?

2. По результатам работы предлагается составить схему «Имиджформирующая информация».

Результат:

В результате освоения содержания занятия студенты:

ü имеют представление об имиджформирующей информации и способах ее передачи;

ü понимают приоритет неосознаваемой информации в формировании имиджа.

 

Литература

Основная:

1. Панасюк А. Ю. Вам нужен имиджмейкер? Или о том, как создавать имидж. М.: Дело, 2001.

2. Почепцов Г. Имиджелогия. М.: Рефл-бук: Ваклер, 2000. С. 169–203.

Дополнительная:

3. Почепцов Г. Имиджелогия. М.: Рефл-бук: Ваклер, 2000. С. 53-74.

4. Имиджелогия: Как нравиться людям / Сост. В. М. Шепель. М.: Народное образование, 2002. С. 88-117.

 

 

Тема 5.

Эстетические компоненты имиджа. Различные виды имиджа

План

1. Габитарный имидж

2. Кинетический имидж

3. Вербальный имидж

4. Средовой имидж

5. Овеществленный имидж

Эстетические компоненты имиджа как средства трансляции легенды имиджа. Внешний вид, голос, движения, организация среды как средство создания имиджа. Важность согласованности различных элементов имиджа. Понятие габитарного, вербального, кинетического, средового и овеществленного имиджа.

Составляющие габитарного имиджа: телосложение, одежда, макияж, аксессуары. Социальные функции одежды. Макияж и аксессуары как средство передачи необходимой имиджформирующей информации. Принципы создания габитарного имиджа.

Кинетический имидж. Значение движений в создании целостного образа. Возможности декодирования информации, передаваемой с помощью жестов. Возможности целенаправленного создания кинетического имиджа.

Вербальный имидж. Речь как средство «управления впечатлением». Факторы, влияющие на создание вербального имиджа. Возможность целенаправленного создания вербального имиджа.

Средовой имидж. Среда как контекст при восприятии личности или группы. Понятие зонирования среды. «Средовой хаос». Понятие качества среды. Принципы создания средового имиджа.

Овеществленный имидж. Значение производимых предметов в создании профессионального и личного имиджей. Необходимость соответствия стандартам выполнения.

1. Габитарный имидж.

 

К внешнему виду относится телосложение, кожа, волосы, зубы, ногти, одежда, макияж, аксессуары. (полезно почитать: художественная литература Иван Ефремов «Лезвие бритвы»). Автор описывает «физиологическую целесообразность красоты» - красиво то, что помогало человеку выжить, что свидетельствует о его здоровье и способности к воспроизводству. Важен мышечный тонус и гармоничность телосложения, его пропорциональность.

Состояние кожи, волос, зубов и т.д. должно свидетельствовать о здоровье.

Одежда.

Кроме практической одежда выполняет 3 социальных функции:

А) Демонстрация принадлежности к определенной социальной группе.

Б) Демонстрация отношения к ситуации.

Если человек одет не в соответствии с ситуацией, возможно возникновение 4 вариантов оценки данного несоответствия:

- человек принадлежит к низкостатусной группе и не имеет возможности одеваться в соответствии с ситуацией,

- человек обладает низким уровнем интеллекта и не способен адекватно оценить ситуацию,

- для человека неважна данная ситуация, важнее ситуация, которая была до этого или будет после,

- человек намеренно эпатирует окружающих..

В) Демонстрация отношения к самому себе.

Теория макияжа отталкивается от общего принципа природы: красиво то, что целесообразно. Любые косметические средства должны подчеркивать целесообразность, жизнестойкость человека. С точки зрения психологии, макияж выполняет дтри фунции: первая – показать свою природную целесообразность, вторая – приобщить к определенной социальной группе, эталонной для данного человека, третья – продемонстрировать способность человека заботиться о самом себе.

Таким образом, макияж будет средством формирования позитивного имиджа, если не будет противоречить целесообразности, в качестве дополнительной функции макияж будет формировать позитивный габитарный имидж через ассоциативные связи с эталонной социальной группой.

Аксессуары и украшения:

Украшения не только демонстрируют статус владельца, но и привлекают внимание к той части тела, на которой они находятся.

Необходимо помнить:

1) Если украшение начинает привлекать внимание само по себе, то оно подобрано неправильно.

2) Не ко всякой части тела принято привлекать внимание.

3) В подборе украшений стоит руководствоваться принципом «Мало, стильно, дорого».

 

2. Кинетический имидж.

 

Кинетический имидж тесно связан с габитарным. Движения очень сильно зависят от тонуса мыщц.

Важно! Положение головы – оказывает влияние на положение тела в пространстве.

Панасюк А.Ю. выделяет 4 положения головы:

1. «Голова агрессора». Подбородок чуть приближен к груди, взгляд из-под бровей. Существует категория людей, для которых ситуация агрессии родная, и если в их среде нет источника агрессии, то они его, не осознавая того, создают. «Голова агрессора» отражает его обычное, привычное состояние духа – отражает его фундаментальные агрессивные психологические установки либо на мир в целом, либо только на мир людей, либо на мир незнакомых людей. Итак.

- «Голова агрессора» - это биологически обусловленное проявление агрессивных (оборонительных) чувств;

- «Голова агрессора» может отражать ситуативное состояние – негативную ситуативную реакцию на окружение;

- «Голова агрессора» может отражать фундаментальное пан-агрессивное состояние, взгляд на мир в целом, на мир людей и т.п.

2. «Голова властелина» - голова практически постоянно откинута назад (слишком уверенный в себе, возможно, демонстрирующий собственное превосходство)

3. «Голова внимательного слушателя» (чуть-чуть склоняет голову набок) голова практически постоянно слегка наклонена набок и при этом чуть выдвинута вперед и наклонена вниз (подчеркивает почтение, уважение). Данное положение головы вызывает приятное чувство из-за внимания и уважения.

4. «Голова президента»: голова чуть склонена набок, но при этом гордо откинута назад (внимание к окружающим в сочетании с чувством собственного достоинства). Не следует иметь голову президента при общении:

v с детьми,

v с запуганными людьми,

v с теми, кто боится вас.

«Голову президента» следует иметь во всех случаях, когда вы хотите строить свое поведение в отношении собеседника по принципу слабо выраженной «пристройки сверху».

3. Вербальный имидж: вербальный и паравербальный имидж.

Вербальный имидж определяется как мнение о прообразе, которое формируется на основе вербальной продукции, а также продукции паравербальной. Речь человека отражает его интеллект, а, значит, она работает на имидж. Специальными психологическими исследованиями была подтверждена связь между богатством активного словаря и уровнем развития интеллекта. Если в понятие «вербальная продукция» входят слова написанные или произнесенные, «паравербальная продукция» является результатом только устной речи и включает в себя темп, громкость, интонацию, паузы, смысловые ударения. Все это влияет на вербальный имидж (в письменной речи в отдельных случаях можно выявить паравербальную продукцию – характеристики почерка и подписи человека).

Роль голоса и его структура.

Чтобы получить приятный грудной голос, надо дышать с помощью диафрагмы. Голос создается в глубине организма. Глубокое диафрагмальное дыхание поддерживает весь процесс; гортань проталкивает воздух сквозь вибраторы, резонирующие ткани и полости; артикуляторы позволяют произносить звуки и слова.

Характеристики голоса

Характеристики хорошего голоса:

v приятный;

v вибрирующий;

v спокойный;

v хорошо модулированный;

v низкого тембра;

v доверительный;

v управляемый;

v тёплый;

v мелодичный;

v уверенный;

v дружеский;

v окрашенный интонацией;

v выразительный;

v естественный;

v звучный;

v доброжелательный.

Характеристики плохого голоса:

v гнусавый;

v резкий;

v хриплый;

v дрожащий;

v высокого тембра и пронзительный;

v плаксивый;

v робкий;

v отрывистый;

v слишком громкий;

v слишком тихий и неслышный;

v бесцветный;

v помпезный;

v саркастический тон;

v неуверенный;

v монотонный;

v напряженный;

v слабый.

Качество голоса. Резонанс. Красивый голос должен быть резонирующим, вибрирующим. Резонанс – это результат вибрации воздуха в голосовых полостях: синусах, носоглотке, гортани, грудной клетке. Для резонанса требуется правильное глубокое дыхание. Резонанс дает голосу силу и уверенность.

Высота тона характеризует произносимых звуков и зависит от частотной вибрации гортани. Высокий голос неприятен для слуха. Низкие голоса приятны для слуха, они не искажаются усилительными приборами. Если человек испытывает напряжение, то высота голоса повышается, если сердится – голос становится резким и пронзительным, если устал – голос хриплый, если опечален, то и диапазон, и высота голоса понижаются.

Громкость звука измеряется децибелами и непосредственно связана с объемом воздуха в легких. Контролируя силу и энергию звука, можно регулировать и громкость голоса.

Тембр позволяет на слух идентифицировать различные голоса. Не следует путать тембр с высотой голоса. У любого голоса есть отличительные обертоны – звуки, которые делают его узнаваемым.

Экспрессия. Чтобы речь была выразительной, необходимо зрительно представлять себе то, о чем вы говорите. Всякая экспрессия должна быть естественной, следует избегать театральности и искусственности в речах.

Тон голоса характеризуется его высотой, вибрацией и модуляцией. Хороший голос отличается легкими изменениями тона. Интонация – это «подъемы» и «спуски» голоса. С помощью изменения тона можно изменить значение слов.

Гнусавость. Гнусавые назальные ноты неприятны для слуха. Такие звуки очень резки, т.к. в резонансе участвует небольшой объем воздуха в области лица.

Артикуляция и произношение Правильная, четкая артикуляция – непременное требование, предъявляемое к общественному деятелю. Произношение всех букв должно хорошо восприниматься слушателями. Артикуляция обеспечивает правильное произношение, но следует избегать манерной артикуляции, т.к. звуки выходят помпезными, холодными. Не следует употреблять малознакомые слова – можно произнести их неправильно.

Паузы в речи также могут стать средством формирования вербального имиджа. Сказанное после паузы привлекает большее внимание, но большое количество пауз снижает общий темп речи, способствует отвлечению внимания слушателя.

 

Правила удержания внимания аудитории:

1. Разговаривайте с аудиторией о том, о чем она хочет разговаривать. Или заинтересовать ее тем, о чем вы хотите разговаривать.

2. Разговаривайте с аудиторией.

3. Провоцируйте улыбку аудитории. Взрослый человек запоминает хорошо в ситуации эмоционального комфорта.

4. Легкое нарушение социальных норм (Оценка тяжести нарушения социальных норм зависит от аудитории).

 

4. Средовой имидж - часть образа, которая создается средой, окружающей прообраза.

Когда прообраз рассматривается в среде, он чаще всего рассматривается как автор этой среды (авторство среды приписывается).

А) Зонирование среды. В пространстве, которое человек занимает, он выделяет зоны собственной жизнедеятельности.

Средовой хаос – смешение зон жизнедеятельности.

В создании средового имиджа обращаем внимание на выделение зон жизнедеятельности, стараемся избежать средового хаоса.

Б) Качество среды. Вопрос: Где нужное качество среды? (чрезмерно высокое и чрезмерно низкое качество среды неблагоприятно) Ориентироваться на тех, кто воспринимает среду. Правило: чуть лучше, чем у всех.

 

5. Овеществленный имидж - часть образа, которая создается предметами, произведенными прообразом. Это важная часть профессионального имиджа (сапоги, сшитые сапожником, суп, сваренный хозяйкой).

Первое требование:

1. соответствие стандартам.

2. качество. Становится еще более важным, в связи с тем, что человека, не видно, а предметы его труда – мы видим. Это часто единственный источник информации о человеке (предприятии).

 

Задачи:

В ходе занятий студенты:

Ø изучат эстетические компоненты имиджа;

Ø оценят важность согласованности различных эстетических компонентов имиджа;

Ø научатся оценивать эстетические компоненты имиджа.

Основные понятия: эстетические компонентыимиджа, габитарный имидж, вербальный имидж, кинетический имидж, средовой имидж, овеществленный имидж.

Задания:

1.Студентам к данному занятию предлагается подготовить презентацию с анализом любого эстетического компонента имиджа. В ходе занятия презентации представляются к просмотру. Остальным студентам предлагается оценить правильность и полноту анализа.

2. Студентам предлагается прочитать фрагмент статьи А. Акиншиной «Жесты и мимика в русской речи» (Приложение 3) и выписать национальные особенности русской жестикуляции.

3. Студентам предлагается прочитать фрагмент статьи Нэппа М. и Холла Дж. «Влияние одежды на отношение между людьми и отношение к себе (Приложение 4). Письменно аргументировано ответить на вопрос: «Нужна ли форменная одежда?».

Результат:

В результате освоения содержания занятия студенты:

ü знают эстетические компоненты имиджа и основные принципы их формирования;

ü понимают наличие неосознаваемого компонента в любом эстетическом компоненте имиджа.

ü умеют анализировать эстетические компоненты имиджа с учетом легенды имиджа.

Литература

Основная:

1. Имиджелогия: Как нравиться людям / Сост. В. М. Шепель. М.: Народное образование, 2002. С. 117–250, 293–322.

2. Почепцов Г. Имиджелогия. М.: Рефл-бук: Ваклер, 2000. С. 225–235, 319–324.

Дополнительная:

3. Майерс Д. Социальная психология: Пер. с англ. СПб.: Питер Ком, 2006. С. 310–338.

4. Панасюк А. Ю. Вам нужен имиджмейкер? Или о том, как создавать имидж. М.: Дело, 2001.

5. Браун Л. Имидж – путь к успеху. СПб.: Питер, 2001. С. 19–111.

Тема 6

Индивидуальный имидж.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 594; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.240.21 (0.067 с.)