Социальная обусловленность правовых норм.


Законы, если они являются воплощением права, а не произвола, должны отражать объективные правовые потребности общества, которые в свою очередь детерминированы (обусловлены) содержанием экономической, социальной, политической, идеологической и др. сфер. Следовательно, юриспруденция есть нормативная форма отражения социального бытия.

Социальная обусловленность норм права вызвана также природным неравенством людей, которое является изначальным и естественным, и не может быть нивелировано никакими иными средствами кроме социальных, в системе которых особая роль отводится праву. Посредством права можно усилить неравенство, а можно их сгладить. История показывает, что существовало множество попыток и поисков найти рациональные механизмы сглаживания природного неравенства. Одновременно история показывает, что наука не может выборочно определить, в какой пропорции должны сохраниться отношения существования природных неравенств и какие надо прилагать усилия по стиранию этого неравенства. Под влиянием идеологических и конъюнктурных интересов были попытки ввести систему уравнительных отношений и, как показывает опыт нашей страны, это привело к резкому снижению динамичного развития.

Для того чтобы правовые нормы действительно были отражением реальных общественных отношений и продуктивными в их регулировании нужны серьезные социологические последствия, призванные раскрыть соотношение различных факторов в содержании правовых норм.

Для уяснения существа процесса правотворчества необходимо выделить этапы, в которых отражается социальная обусловленность правотворческой деятельности (государственная деятельность, в результате которой образуется, поддерживается и развивается система законодательных актов и других правовых норм).

Государственная воля в правовой норме реализуется посредством:

а) Санкционирования уже фактически сложившихся норм поведения

б) Непосредственной выработки новых норм компетентными правотворческими органами

Формирование правовых норм включает в себя уяснение следующего:

I/ Кто и как предлагает и изменяет решения

2/ Кто и как применяет эти решения

3/ Какова вероятность их изменения

4/ Какие экономические, политические, социальные и идеологические факторы обуславливают принятие данных норм

5/ Интересы каких социальных групп они отражают

6/ Как нормы права выполняются

7/ Какова их эффективность

Периодизация правотворческого процесса состоит из шести этапов:

1)Этап определения условий принятия законодательного акта

2) Этап подготовки текста законодательства

3) Этап обсуждения проекта

4) Этап внесения проекта на рассмотрение законодательного органа (важна мотивация принятия закона)

5) Этап обсуждения проекта в законодательном органе

6) Этап вступления акта в силу

Все перечисленные социальные проблемы правотворческого процесса можно объединить в три основные группы, необходимые для изучения:

I Общественные отношения, иные общественные явления и процессы, вызывающие потребность (необходимость, желательность) в правовом регулировании и соответствующие им социальные институты, в чем они являются причинами законотворческой инициативы.

IIОбщественные отношения в механизме правотворческой деятельности, стимулирующие тормозящие или видоизменяющие ее развитие (здесь действуют интересы участников данного процесса)

IIIОбщественное мнение, интересы и установки населения граждан и должностных лиц, непосредственно не участвующих в подготовке законопроектов.

 

Социальные функции и эффективность права.

К основным функциям права относят следующие:

1. Интеграционная- призвана обеспечить сплочение социальных образований (групп, классов, этносов, общества в целом). Правовая система выступает важным инструментом, объе­диняющим политическую систему общества в целостность, укрепляет связь между ее элементами. Посредством фун­кционирования правовой системы обеспечивается соци­альное и национальное согласие в обществе, стимулиру­ется деятельность людей в русле прогрессивных тенденций и пресекается деятельность, разрушающая социальную целостность.

2. Регулятивная. Все субъекты правоотношений на­делены определенными правами и обязанностями по от­ношению друг к другу, к государству и его органам. В упорядочивании этих взаимоотношений значительную роль играет право, система правовых норм, действую­щих в данном обществе. Регулятивная роль права, с од­ной стороны, обеспечивает закрепление существующих общественных отношений, а с другой — их развитие, создание благоприятных условий для саморазвития об­щества.

3. Охранительная. Данная функция весьма близка к регулятивной и также опирается на существующие нормы права. Но главная нацеленность этой функции состоит в предотвращении правонарушений. В рамках правоохрани­тельных отношений через эту функцию реализуются меры государственного принуждения. Охранительная функция обеспечивает защиту интересов граждан, социальных групп, общества в целом. Вместе с тем следует иметь в виду, что непосредственно охранительный аспект право­вых норм выражается в указании на варианты юриди­чески значимых действий, не выходящих за рамки су­ществующих норм и интересов общества. Вместе с тем эта функция обусловливает четкую формулировку в нор­мах права запрета на совершение определенных действий, наносящих ущерб конкретным гражданам и обществу.

4. Коммуникативная. Человек — существо инфор­мативное. Все мы живем в разветвленной системе ин­формационных связей. Без понимания данного факта невозможно объективно понять суть общественных про­цессов, невозможно рациональное их регулирование. Вся жизнь непосредственно связана с получением, воспри­ятием, усвоением, хранением и использованием соци­альной информации. В этой системе информационной связи особое место принадлежит правовой информации, специфика которой состоит в том, что она носит пред­писывающий характер. Существующие юридические нормы доводят до сведения граждан позицию государ­ства о требуемом, информируют о средствах и способах достижения желаемого результата своей деятельности, о санкциях, которые могут наступить при нарушении правовых норм.

Эффективность действия права слагается, по мень­шей мере, из трех компонентов.

Действенность право­вых норм зависит,

во-первых, от содержания самих норм права, то есть от того, отражают ли данные нормы реальные процессы, характер существующих отношений данного общества.

Во-вторых, действие норм права во многом зависит от уровня правовой культуры граждан данного общества. В свою очередь, в основе правовой культуры лежит пра­восознание, знание норм права. Вопросы правосознания, правовой культуры являются весьма актуальными для любого общества, а тем более общества российского. Итак, социальная эффективность права, степень этой эффективности во многом зависит от того, насколько граждане знают право, каково их правосознание, стре­мятся и обращаются ли они к правовой норме для реше­ния тех или иных проблем.

В-третьих, социальная эффективность права суще­ственно, а по большому счету, и определяющее зависит от деятельности правоохранительных, правоприменитель­ных институтов. Суды, прокуратура, милиция, учреж­дения определяют то, как действуют правовые нормы. Именно от работы этих институтов зависят механизмы применения норм, обращение к норме граждан. Существенным здесь явля­ется вопрос доверия граждан к этим институтам. Если они их уважают, следовательно, и свои проблемы пыта­ются решать в рамках правового поля с помощью этих институтов. Если нет, то находят другие механизмы, пути отстаивания своих интересов, которые зачастую могут носить криминальный характер.

Таковы основные факторы, определяющие соци­альную эффективность права.

 









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь