Объект и предмет социологии. Ее место в системе наук об обществе.


Объект и предмет социологии. Ее место в системе наук об обществе.

Термин «социология» введён в научный оборот французским мыслителем О.Контом и происходит от лат. слова «societas», означающего «общество» и греч. слова «logos» - «учение».

Для понимания особенностей социологии необходимо вычленить объект предмета и его предмет.

Социологи уделяют особое внимания человеку, его сознанию, отношению к общественным изменениям не только как индивида, но и как члена определенной общественной группы, социального слоя, института. Также уделяется внимание мотивам поведения человека в конкретной общественной ситуации, его потребностям, жизненной ориентации. Для социологии важна статистика как показатель, по которому можно судить о состоянии внутреннего мира людей. Это становится объектом изучения социологии.

Предметом социологии являются сознание и поведение человека в конкретной социально-экономической обстановке, которые обусловливают появление различных социально-демографических, национальных, социально-профессиональных структур.

В отличие от объекта, предмет любой науки является результатом теоретического абстрагирования, позволяющего исследователям выделить те стороны и закономерности развития и функционирования изучаемого объекта, которые являются специфическими для данной науки.

По отношению к объекту предмет любой науки является более узким понятием, характеризующим особую область данной науки, которая отличает данную науку от других наук.

В социологии выделяются два уровня: микроуровеиь и макроуровень.

На микроуровне социология изучает поведение людей в их непосредственном межличностном взаимодействии, микромоделью при этом являются социальные отношения.

На макроуровне социология исследует крупномасштабные социальные системы, их структуру и динамику. Согласно определению Г. В. Осипова, социология — это наука об общих и специфических социальных законах и закономерностях развития и функционирования исторически определенных социальных систем, о механизмах действия и формах проявления этих законов и закономерностей в деятельности личностей, социальных общностей, классов.

Социология - наука, изучающая структуры общества, их элементы и условия существования, а также социальные процессы, протекающие в данных структурах.

Специфика положения социологии в системе социогуманитарных наук заключается в следующем:

1) Социология является наукой об обществе в целом, его явлениях и процессах.

2) Социология включает в себя общую социологическую теорию, или теорию общества, которая выступает как теория и методология всех других социогуманитарных наук.

3) Все социальные и гуманитарные науки изучающие различные стороны деятельности жизни общества всегда затрагивают социальный аспект, т.е. те законы и закономерности, которые реализуются посредством деятельности людей.

4) Техника и методика изучения человека и человеческой деятельности, методы социального измерения и т.д., разрабатываемые социологией, необходимы и используются всеми другими социальными и гуманитарными науками.

5) Сложилась целая система исследований, проводимых на стыке социологии и других наук, которые получили название социальных исследований.

Между тем социология не претендует на роль философии в отношении социогуманитарных наук. Она дает научно обоснованную теорию общества, его структуры, дает понимание законов и закономерности развития и функционирования этих структур. Взаимодействия субъектов и общества.

При сопоставлении социологии с другими науками, можно выявить следующую специфику:

1) Социология – социальная философия

Сходство в объекте заключается в том, что обе науки осмысливают своеобразие общества, его отличие от природы и следуют цели его существования и развития. Предмет социальной философии, в отличие от социологии, заключается в изучении общественной жизни сточки зрения, мировоззренческих проблем, главные из которых – смыслообразующие. Если у философии основной метод познания – это умозрительный анализ на основе цепи логических заключений, то для социологии – это эмпирические методы данных статистики, демографии и других дисциплин.

2) Социология и психология

Сфера психологии – изучение индивидуального «Я», т.е. выявление индивидуальных психологических особенностей, психика человека как неповторимый уникальный мир, а также иррациональное бессознательное. Сфера социологии – проблема межличностных взаимодействий, взаимодейтвие личности и групп, в личности социолога интересуют ценностей ориентации, его социальные позиции, ролевые ожидания.

3) Социология и история

Общим предметом данных наук является анализ социальных фактов – общей проблемой необходимость учитывать как наличие определенных социальных закономерностей, так и существования индивидуальных неповторимых процессов, которые влияют на направление развития общества.

4) Экономика и социология

Общее в этих науках – понимание того, что материальное производство и экономическую деятельность человека, это основные формы деятельности общества. Экономика изучает формы математического производства и его средства. Социология изучает положение человека в этих экономических условиях; каковы отношения между людьми в разных экономических условиях.

5) Социология и политология

Политология изучает политическую сферу, политической структуры, режимы, влияние государства на общество. Социология исследует политическую сферу через призму отношений между людьми и полагает, что выявить закономерности политической жизни, можно только учитывая особенности общества как социальной системы.

 

Структура социологического знания. Соотношение теоретического и эмпирического уровней.

Структура социологии – это определенная упорядоченность знаний об обществе как динамично функционирующей и развивающейся социальной системы. Она предстает как система взаимосвязанных представлений, понятий, взглядов, теорий о социальных процессах.
Структура социологического знания представляет собой взаимосвязь всех теоретических и прикладных социальных исследований на том или ином этапе развития соц.
Элементы структуры:
1. знания об обществе как целостном социальном организме: система общественных отношений.
2. взаимосвязь представлений о функционировании и развитии отдельных сфер общественной жизни, в том числе экономической, социальной, политической, культурной.
3. знания о классах, больших и малых группах, их месте и взаимодействии в различных соц. сферах.
Макросоциология изучает большие социальные группы (например, общество в целом). Она оперирует такими понятиями как общество, социальные процессы, социальные процессы, социальные общности.
Микросоциология ориентируется на изучение частных проблем, в центре ее внимания малые группы, межличностные отношения, динамика группового действия, общественное мнение по тем или иным проблемам.

Теоретическая социология - социология, ориентированная на объективное научное исследование общества в целях получения теоретического знания.
Эмпирическая социология - комплекс социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ социальных данных с использованием методов, методик, техники социологического исследования.
Теоретическая социология дает причинное объяснение фактов на базе установленных законов, занимается прогнозированием возможного хода событий. Эмпирическая социология стремится дать как можно более точное описание собранных фактических данных.

Методы социологических исследований

Наблюдение

Один из методов социологического исследования - наблюдение, под которым понимается сбор первичной социальной информации путем прямой и непосредственной регистрации исследователем событий и условий, в которых они имеют место, простейший метод сбора первичной информации, лежащей в основе других методов.

Метод анализа документов

Контент-анализ - метод анализа содержания текста документов

Контент-анализ используется: Для изучения общественного мнения читателей; Для описания событий, явлений, социальных процессов и социальных изменений в обществе;Для интерпретации ответов на открытые вопросы анкет читателей, анализ программ TV, радио, изучение имиджа лидера, изучение аудитории прессы, телеаудитории в том числе новых социальных явлений, формирующихся в обществе

Метод фокус-группы

Фокус-группы - это другой полезный метод получения идей и предложений. В случае фокус-группы небольшая группа людей собирается вместе в помещении, чтобы выяснить некоторые интересующие заказчика исследования вопросы. Дискуссия направляется модератором, который старается следо-вать примерному направлению вопроса, одновременно отмечая комментарии, сделанные каждым участником в ходе обсуждения. Таким образом, каждый собеседник остается открытым для мыслей другого и предоставляет свои соображения на суд остальных.

Интервью

Глубинное интервью является методом сбора информации, который представляет собой неструктурированную беседу респондента и интервьюера.

Тестирование

Тестом называется кратковременное испытание, с помощью которого измеряется уровень развития или степень выраженности некоторого психического свойства (черты, характеристики), а также совокупности психических свойств личности или же психических состояний (отношений, взаимовосприятие) групп и общностей.

Непременная особенность тестовой методики - многократный контроль информации относительно измеряемой характеристики.

 

Социология Г. Спенсера.

Герберт Спенсер является крупнейшим представителем биолого-эволюционной школы в социологии. Один из родоначальников социал-дарвинизма и идеолог либерализма.

Первый труд – «Социальная статика».

Видимо, идеи индивидуализма, борьбы за существование, очень импонировали американцам.

Свои воззрения Спенсер выводил методом дедукции.

К Конту Спенсер относился критично, но считал, что в понимании социальных явлений Конт превзошел всех своих предшественников.

Социологическая ориентация Спенсера отличалась от позиции Конта. Главное различие Конта и Спенсера – подход Спенсера – объективный, а подход Конта – субъективный.

Первой и основной заботой Спенсера является эволюционное изменение в социальных структурах и институтах, а идеи – вторичны. Усредненное мышление является состоянием социальных структур.

Центральное понятие мировоззренческой концепции - понятие эволюции, которое он рассматривал в качестве основного.

По Герберту Спенсеру, эволюция человеческого общества не слишком отличается от других изменений. Это частный случай эволюции природы. Социология может стать наукой только тогда, когда признает идею природного эволюционного закона. Не может быть принятия социологии как науки, когда есть убеждение, что социальный порядок не противоречит законам природы

Спенсер сохранил первоначальную контовсую методологию натурализма в подходе к познанию общества.

Эволюция по Спенсеру достигается средствами структурно-функциональной дифференциации, которая выражается в переходе от простого к сложному, от однообразия к многообразию и специализации, от текучести к статике и т.д.

Этот подход Спенсер считал универсальным процессом в истории человеческого общества. В основе механизма социальной эволюции лежат три фактора:

1) Однообразие создает условие для нестабильности. Т.е. процесс развития отягощается особенностями самой социальной жизни. В процессе развития общества происходит резкая дифференциация.

2) Существует тенденция к углублению неравенства.

3) Люди, занимающие одинаковое положение, как правило, стремятся к объединению, поскольку общество начинает делиться на фракции.

В результате дифференциации появляются границы.

Социальная дифференциация приводит к тому, что возвращение к социальному однообразию невозможно. Благодаря дифференциации, человеческая история проходит ряд стадий. На смену изолированным обществам приходит общественное разделение труда. Из простого оно становится сложным, составным.

В результате дифференциации центральное значение приобретает политика, политическая система, а основной вопрос- о власти.

Спенсер ввел понятие «дихотомия», полярную дихотомическую концепцию общества. В ней противоположные типы общества представляют собой некие идеальные типы, характеризующие стартовую и конечную точку развития общества. Имеется ввиду, что начальная точка – это военное общество, а конечная – это промышленное общество.

 

К. Маркс как социолог.

Значительный вклад в развитие социологии внес Карл Маркс (1818-1883). Одной из основных его заслуг по праву считается научный анализ современного ему капиталистического общества.

В качестве инструмента такого анализа Маркс использовал массовую структуру общества: все индивиды принадлежат к определенным социальным классам, разделение на которые происходит по признаку владения средствами производства и размера вознаграждения, получаемого с этого владения. Разделение на классы основано на неравенстве, а это значит, что один класс (класс собственников средств производства) находится в более выгодном положении, чем остальные, и присваивает себе часть результатов труда другого класса (рабочего класса).

К. Маркс рассматривал структуру общества в динамике, предполагая, что классы - это исторически изменяющиеся компоненты социальной структуры. Качественные изменения крупных составляющих общественной структуры происходят в результате смены общественно-экономических формаций. Все изменения в обществе, разделенном на классы, основаны на законах диалектики, на постоянной борьбе между классами неимущих, угнетенных и угнетателей.

Маркс всесторонне обосновал механизм возникновения и развития социального конфликта, происходящего в результате неравенства, которое постоянно усиливается при доминировании одних классов над другими. Борьба рабочего класса за изменение порядка распределения производимого продукта приводит к достижению неустойчивого равновесия на основе временного соглашения между эксплуататорами и эксплуатируемыми. В дальнейшем противоречия накапливаются, что приводит к новым столкновениям, ведущим к новому соглашению на условиях, отличных от прежних. Вместе с тем происходит количественное накопление недовольства у представителей угнетенных классов и осознание ими несправедливости своего положения, а одновременно и своей силы. Все это в конечном счете вызывает глобальный классовый конфликт и появление новой качественной определенности - бесклассового общества, где производимый продукт распределяется по справедливости и отсутствует какая-либо эксплуатация.

Таким образом, К. Маркс впервые представил общество как продукт исторического развития, как динамично развивающуюся структуру. Он обосновал возникновение социального неравенства и проанализировал социальные конфликты как явление, необходимое для общественного развития и прогресса.

 

Социология Э. Дюркгейма.

Французский социолог во многом опирался на позитивистскую концепцию О. Конта, однако пошел гораздо дальше и выдвинул принципы новой методологии:

1) натурализм – установление законов общества аналогично установлению законов природы;

2) социологизм – социальная реальность не зависит от индивидов, она автономна.

Дюркгейм также утверждал, что социология должна изучать объективную социальную реальность, в частности, что социология должна изучать социальные факты.

Социальный факт – это элемент общественной жизни, который не зависит от индивида и обладает по отношению к нему «принудительной силой» (способ мышления, законы, обычаи, язык, верования, денежная система).

Таким образом, можно выделить три принципа социальных фактов:

1) Социальные факты представляют собой основополагающие, наблюдаемые, безличные явления общественной жизни;

2) изучение социальных фактов должно быть независимым от «всех врожденных идей», т. е. субъективной предрасположенности индивидов;

3) источник социальных фактов находится в самом обществе, а не в мышлении и поведении индивидов.

При изучении социальных фактов Дюркгейм рекомендовал широко применять метод сравнения.

Он также предложил использовать функциональный анализ, который позволял устанавливать соответствие между социальным явлением, социальным институтом и определенной потребностью общества как целого. Здесь находит свое выражение другой термин, выдвинутый французским социологом – социальная функция.

Социальная функция – это установление связи между институтом и определенной им потребностью общества как целого. Функция представляет собой вклад социального института в стабильное функционирование общества.

Другим элементом социальной теории Дюркгейма, объединяющим ее с концепцией Конта, является учение о согласии и солидарности как основополагающих принципах общественного устройства. Дюркгейм вслед за своим предшественником выдвигает консенсус в качестве основы общества.

Он выделяет два типа солидарности, первый из которых исторически сменяет второй:

1) механическая солидарность, присущая неразвитым, архаическим обществам, в которых действия и поступки людей однородны;

2) органическая солидарность, основывающаяся на разделении труда, профессиональной специализации, экономической взаимосвязи индивидов.

Важным условием солидарной деятельности людей является соответствие выполняемых ими профессиональных функций их способностям и наклонностям.

 

Социализация личности.

Как уже было указано, личность представляет собой биосоциальное явление. И если биологические особенности передаются по наследству, то социальные качества приобретаются личностью в процессе социализации.

Социализацию можно определить как процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.

Таким образом, в процессе социализации человек приобретает качества, необходимые для выполнения им социальных ролей.

Процесс социализации является двухсторонним:

с одной стороны, это передача обществом индивиду своего опыта,

а с другой стороны, это процесс усвоения индивидом общественного опыта.

В социологической науке принято выделять два основных типа социализации:

1) первичная – усвоение норм и ценностей ребенком;

2) вторичная – усвоение новых норм и ценностей взрослым человеком.

Социализация представляет собой совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих или ограничивающих становление личности человека.

Агенты социализации – это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и социальным ценностям.

Институты социализации – учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.

В зависимости от вида социализации рассматриваются первичные и вторичные агенты и институты социализации.

Агенты первичной социализации – родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, другие родственники, друзья, учителя, лидеры молодежных группировок. Термин «первичная» относится ко всему, что составляет непосредственное и ближайшее окружение человека.

Агенты вторичной социализации – представители администрации школы, университета, предприятия, армии, милиции, церкви, сотрудники средств массовой информации. Термин «вторичная описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывая менее важное воздействие на человека.

Первичные институты социализации – это семья, школа, группа сверстников и т. д.

Вторичные институты – это государство, его органы, университеты, церковь, средства массовой информации и т. д.

Процесс социализации состоит из нескольких этапов и стадий:

1. Стадия адаптации (рождение – подростковый период). На этой стадии происходит некритическое усвоение социального опыта, главным механизмом социализации является подражание.

2. Появление желания выделить себя среди других – стадия идентификации.

3. Стадия интеграции, которая может проходить либо благополучно, либо неблагополучно.

4. Трудовая стадия. На этой стадии происходит воспроизведение социального опыта, воздействие на среду.

5. Послетрудовая стадия (пожилой возраст). Данная стадия характеризуется передачей социального опыта новым поколениям.

На каждом этапе социализации на человека оказывают влияние те или иные факторы, соотношение которых на разных этапах различно.

В целом можно выделить пять факторов, оказывающих влияние на процесс социализации:

1) биологическая наследственность;

2) физическое окружение;

3) культура;

4) групповой опыт;

5) индивидуальный опыт.

Биологическое наследие каждого человека поставляет «сырые материалы», которые затем разнообразными способами преобразуются в личностные характеристики. Именно благодаря биологическому фактору существует огромное разнообразие индивидуальностей.

Физическое окружение играет важную роль в формировании личности, так как огромное значение имеют климат, природные ресурсы и другие природные показатели.

Культура каждого общества также оказывает огромное влияние на процесс социализации.

Каждое общество развивает один или несколько личностных типов, которые соответствуют его культуре.

Дьюбойс назвал личность, обладающую характерными для данного общества чертами, модальной. Под модальной личностью понимается наиболее часто встречающийся тип личности, обладающий некоторыми особенностями, присущими культуре общества в целом.

Типы конфликтов

В современной социологической литературе существует множество классификаций видов конфликтов по различным основаниям.

С точки зрения субъектов, вступающих в конфликт, можно выделить четыре типа конфликтов:

1) внутриличностный (может иметь следующие формы: ролевой – возникает, когда к одному человеку предъявляют противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы; внутриличностный – может также возникнуть в результате того, что производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями);

2) межличностный (может проявляться как столкновения личностей с различными чертами характера, взглядами, ценностями и является самым распространенным);

3) между личностью и группой (возникает, если личность занимает позицию, отличающуюся от позиции группы);

4) межгрупповой.

Функции групп

Для референтных групп характерны функция сравнения и функция нормативная. Функция сравнения подразумевает, что группа формирует эталон поведения и оценки самого индивида и окружающих.

Инструментальные функции групп связаны с организацией совместной деятельности.

Экспрессивная и поддерживающая функции связаны с эмоциональными потребностями индивида.

 

Структура группы

Подразумевает функциональные обязанности членов группы в их совместной деятельности, набор ролей(набор ожидаемых действий от человека, за которым закреплены определенные функциональные обязанности) и набор норм(набор предписаний, требований, пожеланий общественно-одобряемого поведения).

Одним из важнейших процессов в динамике групп является выделение лидера.

Лидер - член малой группы, имеющий определенное влияние на стороны ее жизни. Влияние основано на авторитете (признании групповых и личностных качеств человека).

Выдвижение лидера связано с функциональной задачей управления.

Управление - набор действий, включающих:целеполагание (в т.ч. принятие решений)координацию совместных действийконтроль за соблюдением стандартов группового поведения и выполнением принятых решений.

Управление задает отношение субординации (упорядочение сверху вниз), координации (упорядочение горизонтально), реординации (упорядочение снизу вверх).

 

Государство

В социологической и юридической литера­туре мы не найдем единого определения государства. Однако мы можем констатировать, что государство «по природе» понимается либо как организация, действу­ющая от имени и во благо всего общества (Платон, Ари­стотель, Цицерон, Макиавелли,.), либо как организация, защищающая, в сущности, интересы правящих групп (Тераклест, Всено, Смит, Морис, Илуже, Михельс, Па-рето, Моска, Вебер и др.).

Первым и самым важным при­знаком государства является учреждение особых орга­нов, занимающихся общественным управлением. Созда­ние органов публичной власти, выделение из общества группы лиц, специально занятых отправлением управ­ленческих функций, ха­рактеризуют государство как институт.

В качестве второго важнейшего принципа государ­ства обычно называют разделение насилия и власти по административно-территориальному принципу. Данное обстоятельство позволяет определить пространственные границы общественного института, квалифицируемого как государство.

Третий признак государства — налоги. Особенность государства как социального института заключается в том, что оно нуждается в средствах для его функциони­рования, а средства эти оно может получить, только обложив поборами население.

Под формой государстваобычно понимается его устрой­ство, выражающееся в характере политических взаимо­отношений между членами данного общества, между управляющими и управляемыми, в способах организа­ции высших (прежде всего) органов государственной власти.

Предмет социологии права.

Прежде всего, социология права ориентирована на изучение социальных функций права, последствий, связанных с принятием и введени­ем в общественную жизнь правовых актов.

Предметом социально-правовых исследований являются обществен­ные отношения, складывающиеся как при формирова­нии правовых актов (т. е. в процессе перевода социальных отношений на язык юридических норм), так и при пере­воде, реализации правовых предписаний в практику со­циального поведения людей. Социология права как на­ука непосредственно соприкасается, с одной стороны, с социологией, а с другой — с общей теорией права. Они как бы едины, но не тождественны.

У теории права свой предмет: она есть система знаний о праве, его природе, признаках, закономерностях возникновения и существо­вания в обществе, принципах познания правовых явле­ний в обществе.

Теория права — наука мировоззренческая в области права. Она нацелена на изучение права как целостного явления, на объяснение наиболее общих закономернос­тей возникновения права и его развития. Теория права разрабатывает понятийный аппарат юридической науки, общие понятия для юридической науки в целом. Она объясняет конкретные юридические явления с позиции целостного взгляда на право.

Социология же права, социологические исследования в праве нацелены на изучение социальной обусловленно­сти права, социального действия права и его институтов, на исследование механизма влияния права на обществен­ные отношения, на практику обратного воздействия со­циальных факторов на право. Следует иметь в виду еще и то, что социология права интересуется не только существующей системой формального «писаного права», но и «живым», то есть действующим правом. В жизни бывает множество ситуаций, когда норма права есть, но она «не работает», существует лишь на бумаге, формально.

Основные элементы культуры.

В социологическом понимании культура выступает прежде всего как ценностно-нормативная система социальной регуляции . Эта сложноорганизованная система состоит из взаимосвязанных элементов, каждый из которых выполняет определенную функцию.

От развития структурных элементов культуры во многом зависит ее способность эффективно выполнять свою роль в обществе. В качестве основных, наиболее устойчивых элементов культуры выделяют язык, социальные ценности, социальные нормы и обычаи, традиции и обряды.

1. Язык – система знаков и символов, наделенных определенным значением. Будучи исходным условием образования любых сообществ, предпосылкой любого социального взаимодействия, язык выполняет разнообразные функции, главная из которых – создание, хранение и передача информации.

Выступая средством человеческого общения (коммуникативная функция), язык обеспечивает социальное поведение человека. Язык также выполняет роль ретранслятора культуры, т. е. ее распространения.

Движения политические.

Движение Политическое - форма, способ практического существования политики. Немецкий философ Якоб Беме (1575-1624) оставил меткое замечание по поводу того, что движение следует понимать как внутреннее состояние объекта, как своего рода "муку материи". Это замечание справедливо и в отношении политического движения.

Политическая жизнь, как и всякая другая, не знает абсолютного покоя. Все в ней подвижно, изменчиво, непостоянно. В недрах политики постоянно зарождаются основы будущих политических отношений, которые прокладывают себе дорогу через политические движения разного рода - разной глубины, размаха, сознательности, продолжительности и т. п.

Семья и социальная среда.

Семья́ — социальная группа, обладающая исторически определённой организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Семья является важнейшей ценностью в жизни многих людей, живущих в современном обществе. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние.

Для ребёнка семья — это среда, в которой непосредственно складываются условия его физического, психического, эмоционального, интеллектуального развития. Для взрослого человека семья представляет собой источник удовлетворения ряда его потребностей и малый коллектив, предъявляющий к нему разнообразные и достаточно сложные требования. На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье.

Социальная среда - часть окружающей среды, состоящая из взаимодействующих индивидов, групп, институтов, культур и т.д.

Социальная среда представляет собой совокупность материальных, экономических, социальных, политических и духовных условий существования, формирования и деятельности индивидов и социальных групп.

Различают: - макросреду - социально-экономическую систему в целом; и - микросреду - непосредственное социальное окружение.

 

Опpос

Одним из самых pасспpостpаненных в социологических исследованиях является метод опpоса. Опpос пpедполагает получение ответов на задаваемые социологом вопpосы. Особенность этого метода состоит в том, что источником инфоpмации выступает словесное сообщение, суждение опpашиваемого. Опpос позволяет получить инфоpмацию о мнениях и оценках pеспондента тех или иных стоpон действительности, о мотивах его поведения.

Различают четыpе pазновидности опpоса:

· анкетиpование ( письменный заочный опpос ),

· интеpвью ( устная беседа, очный опpос ),

· социометpический опpос,

· экспеpтный опpос ( получение ответов от компетентных по изучаемой пpоблеме лиц ).

Анкета пpедставляет собой совокупность упоpядоченных по содеpжанию и фоpме вопpосов.Hадежность и достовеpность инфоpмации, получаемой в pезультате опpоса, в значительной меpе обуславливается констpуиpованием и pедакцией вопpосов. Это пpедъявляет высокие тpебования к их фоpмулиpовке.

Интеpвьюиpование целесообpазно пpименять пpи составлении пpогpаммы исследования. Беседа с pуководителем подpазделений и общественных оpганизаций помогает социологу освоить специфику изучаемого коллектива. Hапpавление беседы задается пpоблемой, изучаемой социологом, а также целями исследования.

В зависимости от степени жесткости схемы, по котоpой ведется беседа с опpашиваемым, pазличают два вида интеpвью: стандаpтизиpованное и нестандаpтизиpованное.

Специфической pазновидностью опpоса является социометpический опpос. Теpмин "социометpия" в пеpеводк означает измеpение степени дpужественных отношений. Основное отличие социометpии от дpугих pазновидностей опpоса состоит в возможности с ее помощью выявить взаимные чувства симпатии и непpиязни между членами пеpвичного коллектива и на этой основе получить количественную оценку межличностных отношений в нем.

Экспеpимент в социологическом исследовании - это способ получить инфоpмацию об изменении поведения изучаемого объекта под влиянием упpавляемых фактоpов.Это, по сути, вмешивающееся наблюдение. Пpи этом сопоставляются два pяда фактоpов, или пеpеменных. Фактоp, изменяемый и контpолиpуемый социологиом, называется независимой пеpеменной.

Фактоp, изменение котоpого изучается, называется зависимой пеpеменной.

Особенностью этого метода является активное воздействие социолога на изучаемую ситуацию и замеp сдвигов в поведении, пpоисходящих под влиянием этого воздействия.

Различают естественный ( полевой ) экспеpимент и лабоpатоpный.

 

54. Способы анализа и интерпретации данных, получение эмпирически обоснованных обобщений, выводов и рекомендаций.

Заключительный этап эмпирического социологического исследования предполагает обработку, анализ и интерпретацию данных, получение эмпирически обоснованных обобщений, выводов и рекомендаций.

Обработка данных включает в себя следующие компоненты:

1) Редактирование и кодирование информации. Основное назначение этого шага состоит в унификации и формализации той информации, которая была получена в ходе исследования.

2) Создание переменных. Собранная на основании анкет информация в ряде случаев прямо отвечает на те вопросы, которые необходимо решить в исследовании, поскольку вопросы получили форму индикаторов в процессе операционализации. Сейчас же необходимо провести обратную процедуру, то есть перевести данные в форму, которая бы отвечала на вопросы исследования,

3) Статистический анализ. Этот шаг является ключевым в процессе анализа социологических данных.









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь