Объект и предмет социологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объект и предмет социологии.



Объект и предмет социологии.

С/л возникла в середине 19 в. Основатель - Огюст Конт, впервые употребивший термин «с/л» в своей работе «Курс позитивной философии». С\л – от лат. «общество» и «учение». В настоящее время существует множество школ и направлений с/л, в каждой из которых объект и предмет определяются по-своему. Объектом науки обычно является определенная часть материального или нематериального мира, существование которой не зависит от сознания человека (то, что реально существует, независимо от знаний о нем). Предмет – определенная часть объекта, которая интересует исследователя более всего, и которая зависит от знаний о ней. Объектом с/л чаще всего называют общество, которое в с/л рассматривается как общность индивидов и совокупность связей между ними. Наиболее распространенным является структурный подход, который представляет общество не как случайное скопление индивидов, а как нечто целое, состоящее из определенных упорядоченных элементов, взаимодействующих друг с другом в четко определенных границах по определенным правилам. Элементами общества могут быть как отдельные индивиды, так и соц. общности. При изучении соц. структуры необходимо учитывать два момента: 1)невозможно говорить о существовании единства соц. структуры, т. к. индивиды и соц. группы могут занимать в обществе не одну, а несколько соц. позиций; 2) соц. структуры составляют активно действующие индивиды, способные изменить положение частей структуры относительно друг друга, уровень ограничений в каждой части, характер взаимоотношений в каждой части, следовательно, соц. структура находится в постоянном движении и говорить о ее стабильности можно лишь условно. Т. об., с/л – наука, изучающая соц. структуры общества, их элементы, условия существования, развития, динамические процессы, протекающие в них. Это и есть предмет с/л.

Основные уровни и функции социологии.

Наиболее распространенным и признанным считается разделение с/л на теоретическую и эмпирическую. В рамках теоретической с/л разрабатываются с/л теории, осуществляется типология накопленной информации. Сюда также относится и гипотетическое знание, которое необходимо подтвердить или опровергнуть. К этой же разновидности относится выявление тенденций, закономерностей и перспектив соц. явлений и процессов. Большое место в теоретической с/л отводится понятийному аппарату, его уточнению, разработке и новой интерпретации понятий. Эмпирическая с/л представлена всеми видами и формами конкретной информации, к которой могут относиться статистические и документальные данные, с/л показатели и индикаторы развития. Существует также разделение с/л на фундаментальную, прикладную, теорию среднего уровня. Фундаментальная с/л включает в себя проблемы социально-философского осмысления самых общих вопросов о функционировании и развитии общества. Концепции, выдвигаемые на этом уровне, отличаются высокой степенью абстракции. Прикладная с/л представляет собой точные и конкретные данные об отдельных соц. фактах. Чаще всего эти данные используются для решения конкретных соц. проблем. Между прикладной и фундаментальной с/л находятся теории среднего уровня, призванные обобщать и структурировать конкретные данные в пределах отдельных областей с/л знаний. Это относительно самостоятельный уровень, связанный и с прикладной с/л, которая поставляет конкретные данные, и с фундаментальной, позволяющая использовать общие теоретические разработки, модели и методы исследования. Все теории среднего уровня делят на теории соц. общностей (семья и т. п.), соц. институтов (экономика, политика) и соц. процессов (революции, политические процессы). Коме того, в с/л можно выделить два уровня – макро- и микросоциология. Микросоциологию интересует общество как целостная соц. единица, его структура, соц. институты и их функционирование. Микросоциология занимается изучением соц. поведения, социализации личности, мотивации поступков и межличностного общения. С/л имеет две функции – познавательную и практическое применение. Познавательная функция заключается в том, чтобы исследовать соц. явления с целью получения адекватного научного представления об их сущности и содержании, связи с другими явлениями, характере и закономерностях их развития. Первостепенное значение в с/л придается изучению соц. отношений, анализу функционирования соц. институтов и деятельности соц. объектов. Познавательная функция также заключается в том, чтобы на основе полученных данных выработать прогнозы дальнейшего развития соц. процессов. Практическая функция состоит в том, чтобы на основе анализа соц. явлений и процессов выработать практические рекомендации по совершенствованию соц. отношений и институтов. В конечном итоге эти рекомендации направлены на усовершенствование управленческого процесса и повышение его эффективности.

Объективные и субъективные предпосылки возникновения социологии.

Европейское общество начало переход от феодального общества к индустриальному. Появилась возможность наблюдать перемены общества, а значит осмысливать. Появились новые социальные группы: буржуазия, пролетариат. У нового правящего класса - у буржуазии - появляется социальный заказ. Она хочет понять, куда стремится общество. Осуществляются промышленные революции. Урбанизация. Теоретическая предпосылка. Развитие естествознания, учение о клетке, развивается философия, учение Дарвина. Объективные причины, вызвавшие в XIX в. появление социологии: 1) усложнение человеческих отношений, развитие и все большая дифференциация сфер общественной жизни, создание сложных организаций, вызвавшие потребность их изучения и научного управления ими; 2) возрастающая степень упорядоченности, повторяемости, закономерности в поступках людей, создавшая объективную возможность для их научного анализа и систематизации. Субъективные причины: 1) осознание того факта, что нельзя волевым порядком изменять общество (эффективное влияние на общественные процессы возможно только при наличии научного понимания внутренних механизмов его эволюции, присущих ему социальных законов); 2) осознание общественной потребности в поиске социальных законов, управляющих поведением и деятельностью людей, групп, общностей и организаций. Во время возникновения социологии (середина XIX в.) в Европе вспыхивали войны, социальные конфликты перерастали в революции, бурное развитие капитализма сопровождалось обнищанием масс и провоцировало народные восстания. Одним из первых пришел к идее о создании социологии французский философ Огюст Конт. В 1842 г. в работе "Курс позитивной философии" он обосновал свое мнение о необходимости появления новой науки об обществе, которую назвал "социология". О.Конт считается основоположником социологии. Конт ставил задачу создать новую науку и назвал ее "позитивная философия". Философия, изучая общество, должна давать конкретные знания об обществе, основанные на наблюдении, экспериментах, - знания, которые можно использовать на практике. Конт считал создание философского позитивизма и социального позитивизма.

Социология О. Конта

Огюст Конт - французский философ и социолог, считается создателем социологии в современном ее понимании, один из основоположников позитивизма. Социология, по Конту, единственная наука, которая изучает, как совершенствуется разум человека и его психика под влиянием общественной жизни. Эта мысль вырастает у Конта в целую концепцию, согласно которой индивид является абстракцией, а общество — действительностью, подчиняющейся естественным законам. Объект социологии по Конту - общество в его ре­альном — настоящем — существовании и состоянии, предмет - общество как реальность в своей целостности и взаимосвязанности, управляемая естественными за­конами. Общественные явления в отличие от биологических постоянно находятся в состоянии изменения, преобразования, развиваются во времени. Существенной частью контовской социологии является разработка методов, применимых в исследовании общества. Выступая против умозрительности, с одной стороны, и против крайностей эмпиризма, — с другой, Конт обосновывает применимость в социологии метода наблюдения, а также экспериментального, сравнительного и исторического методов.

Считая математику логикой наук, Конт в то же время возражал против чрезмерного повсеместного использования математических методов. Наблюдение, утверждает Конт, является основным исследования в социологии. наблюдениефактов должно было поставить социологию в ранг науки, придать материалу, которым оперирует социолог, характер объективности. Накопление эмпирического материала должно совершаться под руководством теории, иначе социолог не добьется ничего, кроме нагромождения массы изолированных и случайных фактов, которые ни о чем сами по себе не говорят. Вторым по значимости методом социологии Конт считал эксперимент. Непосредственный эксперимент в социологии состоит в наблюдении за изменением явления под влиянием специально созданных для целей исследования условий. Третий метод, применимый и в социологии, — это сравнительный метод, при помощи которого сопоставляется жизнь народов, живущих одновременно в разных частях земного шара, с целью установления общих законов существования и развития обществ. Для науки могут быть также полезны, по мнению Конта, сравнения обществ животных с человеческим обществом, чтобы показать их сходства и различия. Наконец, можно сравнивать общественное положение различных классов одного и того же общества, однако вывод о степени влияния на них основных фаз развития цивилизации затемняется влиянием общего духа эпохи, который сглаживает различия. Наиболее соответствующим природе социальных явлений, специфическим методом социологии Конт считал исторический метод — метод «исторического сравнения различных последовательных состояний человечества». Конт разделил социологию на два больших раздела: социальную статику и социальную динамику. Первая изучает условия существования и законы функционирования общественной системы, вторая — законы развития и изменения, социальных систем. Социальная статика — это теория общественного порядка, организации, гармонии. Общество рассматривается Контом как органическое целое, все части которого взаимосвязаны и могут быть понятны только в единстве. «Позитивную теорию общественного прогресса» Конт назвал социальной динамикой. Прогресс, по Конту, означает развитие по восходящей линии, простое развитие, без совершенствования.

6.Эволюционизм Г. Спенсера.

Первой и осн заботой Спенсера были эволюционные изменения в соц структурах и институтах.Эволюция,т.е. переход от состояния неопределенности,несвязанности к состоянию относит определенности была для Спенсера универсальным процессом.Социология может стать наукой только тогда,когда она основывается на идее природного,эволюционного закона.Спенсер выдвигает концепцию однолинейного развития человечества.Этапы человеческого прогресса жестко предопределены.Спенсер изобр этот процесс неослабеющим,постоянно присутствующим и неизменным,его нельзя сократить.Но позднее он признает, что хотя эволюция в целом остается уверенной,определенные общества могут не только прогрессировать,но и отступать назад.Соц организм претерпевает изменения пока он не достигнет равновесия с окр условиями,только после этого он сможет продолжить существование без структурных изменений.Спенсер в целом не настаивал на необратимости развития общества по предопределенным этапам.Как и др виды погресса соц прогресс не явл линейным а расходится и распр.Распр по всей земле,человечество обнаруживало иокружения разл характер аи в каждом случае возникала соц жизнь,частично опред влиянием новых условий.Т.о. группы приобретают различия то значит,то незначит.:возникают роды и стереотипы общества.Эволюц теория благодаря вкл в неё факторов застоя и регресса становится более гибкой. Типы обществ Спенсер расположил их в следующем порядке: простые, сложные, двойной сложности и тройной сложности. Простые общества Спенсер, в свою очередь, разделил на имеющие руководителя, с эпизодически появляющимся руководством, с нестабильным руководством и со стабильным руководством. Общества сложные и двойной сложности также классифицируются с точки зрения сложности их политической организации. Аналогичным образом различные типы обществ были расставлены в зависимости от эволюции характера оседлости — кочевое, полуоседлое и оседлое.

Социология марксизма.

Родоначальники марксизма - К. Маркс и Ф. Энгельс. Маркс и Энгельс исходят из убеждения, что капитализм является неизбежной формой ран­ней фазы индустриальной цивилизации, вместе с тем, он не является ее единственной формой. В силу этого, общая концепция марксизма рассмат­ривает капитализм как универсальное, но исторически преходящее соци­альное образование: он не является вечным порядком, а выступает лишь этапом исторического процесса. В рамках индустриальной цивилизации па смену капитализму должна прийти другая система хозяйствования и соци­ального устройства, которая приведет к исправлению человечества и тор­жеству справедливости. Вековая тяга людей к идеалам всеобщего равенства направляет поиски основоположников марксизма на изучение нового рабочего движения и создание теории его борьбы за уничтожение капитализма и создание ком­мунизма. Материальное производство функционирует благодаря деятель­ности трудящихся масс. Поэтому им принадлежит решающая роль в истории. Революционное движение масс обладает достаточным потенциалом, чтобы уничтожить общества кричащего неравенства и несправедливости, угнетения и эксплуа­тации. Данный активизм трудящихся масс должно направлять правильны­ми идеями и принципами, соответствующими программами и лозунгами. Выделяется две фазыкоммунистического общества. Первая — это социализм, с которого после победы социалистической революции, с за­воеванием рабочим классом политической власти начинает формировать­ся вторая фаза — коммунистическая формация. Социализм является пере­ходным общественным строем, где «капиталистическая форма общества уничтожена. В нем господствует принцип «от каждого по способности и каждому по труду», обусловливающий формальное равен­ство и фактическое неравенство членов общества. В процессе построения социализма должны быть достигнуты: господство общественной собствен­ности на орудия и средства производства; коллективный труд; планомер­ное и пропорциональное развитие материального производства в интере­сах всех производителей. Ориентиры коммунистического общества. Общественная собственность и коллективный труд, естественным след­ствием которых является социальное равенство. Обязанность общества (государства) обеспечивать гражданам равные условия экономического, культурного развития и меру социаль­ной защищенности. Общественная собственность обусловливает процесс общечеловечес­кой эмансипации — стирание классовых и национальных различий. Данное самоосвобождение общества и человечества реализует идеи бесклассового общества, интернационализма и равенства народов. Общественная собственность и коллективный труд обусловливают без­ рыночную природу хозяйствования, преодолевающую тоталитарное отчуж­дение людей труда от его социокультурных продуктов. Тем самым форми­руется основа для реализации коммунистического принципа «от каждого по способности и каждому по потребности». Марксистская модель исторического процесса. Материальное производство->способ производства->производительные силы (средства – орудия труда, ресурсы – люди) и производственные отношения (базис и надстройка).

Homo faber

(«человек трудящийся») – тип личности, характерный для традиционных обществ: крестьянин, воин, политик;

Homo consumer

(«человек составной») - тип личности в современном западном обществе, человек - потребитель, человек массы;

Homo universalis

(«человек универсальный») - тип личности будущего, связанный с развитием техники и науки, способный заниматься разными видами деятельности;

Homo soveticus

(«человек советский») – тип личности, характерный для бывших стран соц. лагеря, человек, зависящий от государства.

 

Социализация личности

Под социализацией понимают процесс усвоения личностью образцов поведения общества и групп, их ценностей, норм, установок. В процессе социализации формируются наиболее общие устойчивые черты личности, проявляющиеся в социально организованной деятельности, регулируемой ролевой структурой общества. Основными агентами социализации являются: семья, школа, группы сверстников, средства массовой информации, литература и искусство, социальная среда и др. В ходе социализации реализуются следующие цели:

взаимодействие людей на основе освоения социальных ролей;

сохранение общества благодаря усвоению его новыми членами сложившихся в нем ценностей и моделей поведения.

Процесс формирования личности проходит разные фазы. Вначале происходит приспособление индивида к социально-экономическим условиям, ролевым функциям, социальным группам, организациям и институтам - это фаза социальной адаптации. На фазе интериоризации формируются внутренние структуры сознания человека благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности, социальные нормы и ценности становятся элементом внутреннего мира человека.

Жизненный путь личности - это непрекращающийся процесс социализации, успешность которого зависит от его взаимодействия с индивидуализацией. Под индивидуализацией понимается персонифицированная форма осуществления социальных требований.

Объект и предмет социологии.

С/л возникла в середине 19 в. Основатель - Огюст Конт, впервые употребивший термин «с/л» в своей работе «Курс позитивной философии». С\л – от лат. «общество» и «учение». В настоящее время существует множество школ и направлений с/л, в каждой из которых объект и предмет определяются по-своему. Объектом науки обычно является определенная часть материального или нематериального мира, существование которой не зависит от сознания человека (то, что реально существует, независимо от знаний о нем). Предмет – определенная часть объекта, которая интересует исследователя более всего, и которая зависит от знаний о ней. Объектом с/л чаще всего называют общество, которое в с/л рассматривается как общность индивидов и совокупность связей между ними. Наиболее распространенным является структурный подход, который представляет общество не как случайное скопление индивидов, а как нечто целое, состоящее из определенных упорядоченных элементов, взаимодействующих друг с другом в четко определенных границах по определенным правилам. Элементами общества могут быть как отдельные индивиды, так и соц. общности. При изучении соц. структуры необходимо учитывать два момента: 1)невозможно говорить о существовании единства соц. структуры, т. к. индивиды и соц. группы могут занимать в обществе не одну, а несколько соц. позиций; 2) соц. структуры составляют активно действующие индивиды, способные изменить положение частей структуры относительно друг друга, уровень ограничений в каждой части, характер взаимоотношений в каждой части, следовательно, соц. структура находится в постоянном движении и говорить о ее стабильности можно лишь условно. Т. об., с/л – наука, изучающая соц. структуры общества, их элементы, условия существования, развития, динамические процессы, протекающие в них. Это и есть предмет с/л.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.181.209 (0.025 с.)