Объективные и субъективные предпосылки возникновения социологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объективные и субъективные предпосылки возникновения социологии.



Европейское общество начало переход от феодального общества к индустриальному. Появилась возможность наблюдать перемены общества, а значит осмысливать. Появились новые социальные группы: буржуазия, пролетариат. У нового правящего класса - у буржуазии - появляется социальный заказ. Она хочет понять, куда стремится общество. Осуществляются промышленные революции. Урбанизация. Теоретическая предпосылка. Развитие естествознания, учение о клетке, развивается философия, учение Дарвина. Объективные причины, вызвавшие в XIX в. появление социологии: 1) усложнение человеческих отношений, развитие и все большая дифференциация сфер общественной жизни, создание сложных организаций, вызвавшие потребность их изучения и научного управления ими; 2) возрастающая степень упорядоченности, повторяемости, закономерности в поступках людей, создавшая объективную возможность для их научного анализа и систематизации. Субъективные причины: 1) осознание того факта, что нельзя волевым порядком изменять общество (эффективное влияние на общественные процессы возможно только при наличии научного понимания внутренних механизмов его эволюции, присущих ему социальных законов); 2) осознание общественной потребности в поиске социальных законов, управляющих поведением и деятельностью людей, групп, общностей и организаций. Во время возникновения социологии (середина XIX в.) в Европе вспыхивали войны, социальные конфликты перерастали в революции, бурное развитие капитализма сопровождалось обнищанием масс и провоцировало народные восстания. Одним из первых пришел к идее о создании социологии французский философ Огюст Конт. В 1842 г. в работе "Курс позитивной философии" он обосновал свое мнение о необходимости появления новой науки об обществе, которую назвал "социология". О.Конт считается основоположником социологии. Конт ставил задачу создать новую науку и назвал ее "позитивная философия". Философия, изучая общество, должна давать конкретные знания об обществе, основанные на наблюдении, экспериментах, - знания, которые можно использовать на практике. Конт считал создание философского позитивизма и социального позитивизма.

Социология О. Конта

Огюст Конт - французский философ и социолог, считается создателем социологии в современном ее понимании, один из основоположников позитивизма. Социология, по Конту, единственная наука, которая изучает, как совершенствуется разум человека и его психика под влиянием общественной жизни. Эта мысль вырастает у Конта в целую концепцию, согласно которой индивид является абстракцией, а общество — действительностью, подчиняющейся естественным законам. Объект социологии по Конту - общество в его ре­альном — настоящем — существовании и состоянии, предмет - общество как реальность в своей целостности и взаимосвязанности, управляемая естественными за­конами. Общественные явления в отличие от биологических постоянно находятся в состоянии изменения, преобразования, развиваются во времени. Существенной частью контовской социологии является разработка методов, применимых в исследовании общества. Выступая против умозрительности, с одной стороны, и против крайностей эмпиризма, — с другой, Конт обосновывает применимость в социологии метода наблюдения, а также экспериментального, сравнительного и исторического методов.

Считая математику логикой наук, Конт в то же время возражал против чрезмерного повсеместного использования математических методов. Наблюдение, утверждает Конт, является основным исследования в социологии. наблюдениефактов должно было поставить социологию в ранг науки, придать материалу, которым оперирует социолог, характер объективности. Накопление эмпирического материала должно совершаться под руководством теории, иначе социолог не добьется ничего, кроме нагромождения массы изолированных и случайных фактов, которые ни о чем сами по себе не говорят. Вторым по значимости методом социологии Конт считал эксперимент. Непосредственный эксперимент в социологии состоит в наблюдении за изменением явления под влиянием специально созданных для целей исследования условий. Третий метод, применимый и в социологии, — это сравнительный метод, при помощи которого сопоставляется жизнь народов, живущих одновременно в разных частях земного шара, с целью установления общих законов существования и развития обществ. Для науки могут быть также полезны, по мнению Конта, сравнения обществ животных с человеческим обществом, чтобы показать их сходства и различия. Наконец, можно сравнивать общественное положение различных классов одного и того же общества, однако вывод о степени влияния на них основных фаз развития цивилизации затемняется влиянием общего духа эпохи, который сглаживает различия. Наиболее соответствующим природе социальных явлений, специфическим методом социологии Конт считал исторический метод — метод «исторического сравнения различных последовательных состояний человечества». Конт разделил социологию на два больших раздела: социальную статику и социальную динамику. Первая изучает условия существования и законы функционирования общественной системы, вторая — законы развития и изменения, социальных систем. Социальная статика — это теория общественного порядка, организации, гармонии. Общество рассматривается Контом как органическое целое, все части которого взаимосвязаны и могут быть понятны только в единстве. «Позитивную теорию общественного прогресса» Конт назвал социальной динамикой. Прогресс, по Конту, означает развитие по восходящей линии, простое развитие, без совершенствования.

6.Эволюционизм Г. Спенсера.

Первой и осн заботой Спенсера были эволюционные изменения в соц структурах и институтах.Эволюция,т.е. переход от состояния неопределенности,несвязанности к состоянию относит определенности была для Спенсера универсальным процессом.Социология может стать наукой только тогда,когда она основывается на идее природного,эволюционного закона.Спенсер выдвигает концепцию однолинейного развития человечества.Этапы человеческого прогресса жестко предопределены.Спенсер изобр этот процесс неослабеющим,постоянно присутствующим и неизменным,его нельзя сократить.Но позднее он признает, что хотя эволюция в целом остается уверенной,определенные общества могут не только прогрессировать,но и отступать назад.Соц организм претерпевает изменения пока он не достигнет равновесия с окр условиями,только после этого он сможет продолжить существование без структурных изменений.Спенсер в целом не настаивал на необратимости развития общества по предопределенным этапам.Как и др виды погресса соц прогресс не явл линейным а расходится и распр.Распр по всей земле,человечество обнаруживало иокружения разл характер аи в каждом случае возникала соц жизнь,частично опред влиянием новых условий.Т.о. группы приобретают различия то значит,то незначит.:возникают роды и стереотипы общества.Эволюц теория благодаря вкл в неё факторов застоя и регресса становится более гибкой. Типы обществ Спенсер расположил их в следующем порядке: простые, сложные, двойной сложности и тройной сложности. Простые общества Спенсер, в свою очередь, разделил на имеющие руководителя, с эпизодически появляющимся руководством, с нестабильным руководством и со стабильным руководством. Общества сложные и двойной сложности также классифицируются с точки зрения сложности их политической организации. Аналогичным образом различные типы обществ были расставлены в зависимости от эволюции характера оседлости — кочевое, полуоседлое и оседлое.

Социология марксизма.

Родоначальники марксизма - К. Маркс и Ф. Энгельс. Маркс и Энгельс исходят из убеждения, что капитализм является неизбежной формой ран­ней фазы индустриальной цивилизации, вместе с тем, он не является ее единственной формой. В силу этого, общая концепция марксизма рассмат­ривает капитализм как универсальное, но исторически преходящее соци­альное образование: он не является вечным порядком, а выступает лишь этапом исторического процесса. В рамках индустриальной цивилизации па смену капитализму должна прийти другая система хозяйствования и соци­ального устройства, которая приведет к исправлению человечества и тор­жеству справедливости. Вековая тяга людей к идеалам всеобщего равенства направляет поиски основоположников марксизма на изучение нового рабочего движения и создание теории его борьбы за уничтожение капитализма и создание ком­мунизма. Материальное производство функционирует благодаря деятель­ности трудящихся масс. Поэтому им принадлежит решающая роль в истории. Революционное движение масс обладает достаточным потенциалом, чтобы уничтожить общества кричащего неравенства и несправедливости, угнетения и эксплуа­тации. Данный активизм трудящихся масс должно направлять правильны­ми идеями и принципами, соответствующими программами и лозунгами. Выделяется две фазыкоммунистического общества. Первая — это социализм, с которого после победы социалистической революции, с за­воеванием рабочим классом политической власти начинает формировать­ся вторая фаза — коммунистическая формация. Социализм является пере­ходным общественным строем, где «капиталистическая форма общества уничтожена. В нем господствует принцип «от каждого по способности и каждому по труду», обусловливающий формальное равен­ство и фактическое неравенство членов общества. В процессе построения социализма должны быть достигнуты: господство общественной собствен­ности на орудия и средства производства; коллективный труд; планомер­ное и пропорциональное развитие материального производства в интере­сах всех производителей. Ориентиры коммунистического общества. Общественная собственность и коллективный труд, естественным след­ствием которых является социальное равенство. Обязанность общества (государства) обеспечивать гражданам равные условия экономического, культурного развития и меру социаль­ной защищенности. Общественная собственность обусловливает процесс общечеловечес­кой эмансипации — стирание классовых и национальных различий. Данное самоосвобождение общества и человечества реализует идеи бесклассового общества, интернационализма и равенства народов. Общественная собственность и коллективный труд обусловливают без­ рыночную природу хозяйствования, преодолевающую тоталитарное отчуж­дение людей труда от его социокультурных продуктов. Тем самым форми­руется основа для реализации коммунистического принципа «от каждого по способности и каждому по потребности». Марксистская модель исторического процесса. Материальное производство->способ производства->производительные силы (средства – орудия труда, ресурсы – люди) и производственные отношения (базис и надстройка).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.41.106 (0.004 с.)