Социалистическая правовая семья 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социалистическая правовая семья



Социалистическая правовая семья (или социалистические право­вые системы) составляет, или точнее во многом составляла, еще одну крупную правовую семью.

На социалистические правовые системы Европы, Азии и Латинской Америки, составлявшие "социалистический лагерь" существенное влия­ние оказала первая социалистическая правовая система - советская. Национальные правовые системы зарубежных социалистических стран являлись и являются (Китай, Куба) разновидностями советского пра­ва.

Социалистическое право обнаруживает известное сходство с ро­мано-германской правовой системой. Оно достаточно широко сохранило ее терминологию, а также хотя-бы по внешнему виду - ее структуру. Для советского права характерна концепция правовой нормы, которая мало чем отличается от французской или немецкой концепции. Исходя из этого, многие западные авторы, особенно англичане и американцы, отказываются видеть в советском праве оригинальную систему, и по­мещают ее в романо-германские правовые системы.

Социалистические юристы единодушно защищали противоположный тезис. Для них право - это надстройка, отражение определенной эко­номической структуры.

Социалистическое право обусловлено ярко выраженным классовым характером. Единственным или основным социалистического права яв­лялось вначале революционное творчество исполнителей, а позднее нормативно-правовые акты, в отношении которых декларировалось, что они выражают волю трудящихся, подавляющегося большинства населе­ния, а затем - всего народа, руководимого коммунистической парти­ей. Принимавшиеся нормативно-правовые акты, большую часть которых составляли подзаконные (секретные и полусекретные приказы, инс­трукции и т.д.) фактически выражали прежде всего и главным образом волю и интересы партийно-государственного аппарата.

 

№8 Международное право

Международное право является особой системой права, существующей наряду с системой национального права. Особенности международного права заключаются в следующем:

1. Международное право регулирует общественные отношения межгосударственного характера, выходящие за рамки государственных границ и не входящие во внутреннюю компетенцию государства.

2. Нормы международного права создаются самими субъектами международного права на основе свободного волеизъявления равноправных участников международного общения.

3. Обеспечение исполнения международно-правовых норм производится самими субъектами международного права (индивидуально – через институт международно-правовой ответственности, либо коллективно – через Международный Суд ООН, санкции Совета Безопасности ООН, различные комитеты и комиссии).

4. Источники международного права создаются самими субъектами международного права путем свободного согласования воль и существуют в виде международных договоров и международных обычаев.

5. Субъектами международного права являются суверенные государства; нации и народы, борющиеся за свою независимость и самоопределение; международные межправительственные организации; государственно-подобные образования.

Данные особенности коренным образом отличают систему международного права от системы внутригосударственного права.

Однако у международного и внутригосударственного права есть и общие черты, присущие им как системам права. Основными из них являются следующие:

1. Обе эти системы представляют собой совокупность юридических принципов и норм, выполнение которых может обеспечиваться в принудительном порядке.

2. Системы обладают сходной структурой: в обеих имеются основные принципы, обе делятся на отрасли и институты, первичным элементом обеих систем является норма права.

Ядром системы международного права являются основные п р и н ц и п ы, представляющие собой основополагающие нормы международного права, нормы jus cogens, носящие универсальный характер и обладающие высшей юридической силой. К ним относятся:

– запрещения применения силы и угрозы силой;

– мирного разрешения споров; нерушимости государственных границ;

– территориальной целостности государств;

– всеобщего и полного разоружения;

– уважения государственного суверенитета;

– невмешательства во внутренние дела государств;

– добросовестного выполнения международных обязательств;

– суверенного равенства государств;

– сотрудничества;

– равенства и самоопределения народов и наций;

– уважения прав и основных свобод человека;

– защиты окружающей среды;

– ответственности.

Основным элементом системы, «строительным материалом», являются н о р м ы международного права, которые представляют собой правила поведения субъектов международного права, устанавливаемые и обеспечиваемые ими самими.

Классификацию международно-правовых норм можно провести по нескольким основаниям:

- по юридической силе различают императивные и диспозитивные номы международного права. И м п е р а т и в н ы е нормы, или как их еще называют, нормы jus cogens, - это нормы, от которых субъекты международного права не могут отступать даже по взаимному соглашению. Д и с п о з и т и в н ы е - это такие нормы, от которых государства могут отступать по взаимному соглашению.

- по кругу участников нормы международного права делятся на многосторонние и двусторонние.

- по функциональной направленности нормы международного права можно разделить на универсальные и локальные.

У н и в е р с а л ь н ы е нормы связаны с общечеловеческими интересами и всегда.

Нормы международного права образуют институты и отрасли международного права, которые, в свою очередь, также являются элементами системы международного права.

О т р а с л и международного права регулируют крупные «блоки» международных отношений определенного вида и представляют собой совокупность международно-правовых институтов и норм, регламентирующих более или менее обособленные отношения, отличающиеся качественным своеобразием (например, право международных организаций, международное морское право, право международных договоров, право внешних сношений и т.д.). И н с т и т у т международного права представляет собой группу международно-правовых норм, регламентирующих более или менее однородные отношения. Эти отношения, хотя и отличаются качественным своеобразием, тем не менее не могут получить статус правовой отрасли. Институты делятся на отраслевые и межотраслевые.

П р е д м е т о м правового регулирования в международном праве являются межгосударственные отношения, возникающие в той или иной сфере международной жизни. А м е т о д о м правового регулирования является метод согласования роль государств и других субъектов международного права.

В процессе создания норм международного права государства выступают как суверенные и равноправные субъекты. Поэтому их воли юридически равнозначны.

Международный д о г о в о р – это соглашение между двумя или несколькими государствами или иными субъектами международного права, устанавливающее их взаимные права в политических, экономических или иных отношениях, заключенное, как правило в письменной форме и регулируемое международным правом.

На сегодняшний день государства все больше предпочитают договорный способ создания норм международного права, обладающего рядом преимуществ по сравнению с обычным:

договорный процесс идет быстрее; согласование воль государств носит ярко выраженный характер;

договорный процесс дает возможность всем государствам участвовать в создании норм международного права, обсуждать затрагиваемые проблемы, сознательно, постепенно согласовывать позиции.

№9 Законность и правопорядок, и их значение в современном мире.

Принятие государством нормативно-правовых актов ещё не обеспечивает того, что содержащиеся в них нормы права будут реализованы, что содержащаяся в них государственная воля воплотится в реальную общественную жизнь. Необходимо создать условия, чтобы все субъекты, кому эти нормы права адресованы, соблюдали содержащиеся в них правовые предписания, требования, обеспечивали законность.

Законность – это совокупность требований точного соблюдения норм содержащихся в законах и основанных на них подзаконных нормативных актах всеми участниками правовых отношений – государством, его органами, должностными лицами, общественными организациями, должностными лицами. Она закрепляется в конституции и других законах, как принцип.

Законность – это правильное соблюдение, исполнение и использование, и применение правовых норм участниками правоотношений.

Законность – это точное, строгое и неукоснительное соблюдение всеми субъектами права всех действующих нормативно-правовых актов.

Обеспечение законности – одно из важнейших направлений деятельности государства. Законность – совокупность многообразных требований, связанных с отношением их с законом и приведение их в жизнь: требование точно и неуклонно соблюдать законы всеми, кому они нарисованы, требование соблюдать иерархию законов и других нормативных актов, требование того, чтобы никто не мог отменить закон кроме органа, который его издал. Это главное требование, составляющее содержание законности. Они могут быть сформулированы в законах, провозглашаться официальными властями или выражаться как-то иначе. Поддержание режима законности основывается на принципах законности: единство законности состоит в установлении единообразного понимания закона и подзаконных актах, их толкования и применения; всеобщность и непререкаемость законности состоит в том, что в государстве не должно быть органов и должностных лиц, которые были бы исключены из сферы законности, из-под влияния права.

Законность связана с понятием правопорядка. Правопорядок это составная часть общественного правопорядка. Правопорядок есть реализованная законность. Никакого правопорядка ни будет если законы исполнятся не будут. Законность и правопорядок органически связаны. Правопорядок гарантия реализация в жизни требований законности. При этом следует иметь в виду, что правопорядок в обществе возможен при условии, что не только граждане, но и органы гос. власти обеспечивают точное исполнение законов. Сейчас у нас требование законности торжество правопорядка зависит и от общественно-полит. атмосферы в обществе. Это атмосфера складывается в отношениях между ветвями власти и т. д. с одной стороны и общества в целом с другой стороны.

№10 Понятие и виды правонарушений.

Правонарушение – это социальный и юридический антипод правомерного поведения. Их социальные и юридические признаки противоположны. Правонарушение – это разновидность антисоциальное противоправного поведения. В социальном смысле это поведение, противоречащее или способное причинить вред правам и интересам граждан, их коллективам и обществу в целом. Оно затрудняет и дезорганизует развитие общественных отношений.

Так, преступления, предусмотренные УК РФ, посягают на основы государственного строя, на личность, её политические или экономические, или социальные права, общественный порядок, иные социальные блага.

Другие правонарушения, хотя и не являются столь общественно опасными, всё же наносят вред общественным отношениям, личности, природной среде и так далее.

Правонарушение – это противоправное виновное наказуемое общественно опасное деяние вменяемого лица, причиняющее вред интересам государства, общества и граждан.

Правонарушение – это общественно вредное виновное деяние дееспособного субъекта, противоречащее требованиям правовых норм.

Рассмотри признаки правонарушения:

1) правонарушение – это акт поведения, выражающихся в действии или бездействии; действие отличается активностью поведения субъекта (кража, хулиганство, разбой, нанесение повреждений, вымогательство); бездействие, напротив, характеризуется пассивностью (неисполнение служебных обязанностей, халатность, оставление человека в опасном для жизни состоянии, неоказание ему помощи, неуплата налогов, неявка в суд); не могут считаться правонарушениями мысли, чувства, политические и религиозные воззрения, не выраженные в действиях; не считаются правонарушениями качества, свойства личности, национальность; не могут быть правонарушениями убеждения, намерения, если они не нашли внешнего выражения;

2) правонарушениями считаются только волевые действия, то есть зависящие от воли и сознания участников, осуществляемые ими добровольно; нельзя назвать правонарушением поведение, не контролируемое сознанием или поведение, совершаемое в ситуации, лишающей человека выбора иного варианта поведения кроме противоправного, поэтому правонарушениями являются варианты поведения только дееспособных людей (деликтоспособных – способных нести юридическую ответственность); малолетние (до 14 лет) и душевнобольные лица деликтоспособными не являются;

3) правонарушением признаётся только такое деяние, совершая которое индивид сознаёт, что действует противоправно, что своим поступком наносит ущерб общественным интересам;

4) правонарушение – это действие противоправное, то есть действие, нарушающее требования норм права; невыполнение запретов, обязанностей;

5) правонарушение всегда социально вредно; всякое правонарушение наносит вред интересам личности, общества, государства; вред или ущерб, причиняемый правонарушением, может быть физическим, моральным, материальным, личным, организационным (лишение права занимать должность), значительным и незначительным, восстановимым и невосстановимым, измеряемым и не измеряемым; вред олицетворяет собой общественно опасное деяние, его нежелательность для общества и личности; деяние может и не причинять реального вреда, но поставить социальные ценности под его угрозу (пьяный водитель);

Существует такое понятие как состав правонарушения. Это юридическая квалификация содеянного и весьма важная с правовой точки зрения логическая операция, непосредственно затрагивающая судьбу личности. Наличие состава правонарушения является основанием для привлечения виновного лица к юридической ответственности.

Состав правонарушения – это система признаков правонарушения в единстве его объективной и субъективной стороны, необходимых и достаточных для возложения юридической ответственности. В его состав входят 4 элемента, которые в свою очередь раскрываются через ряд собственных специфических признаков, это объект правонарушения, субъект, объективная сторона, субъективная сторона.

Объект – это то, на что посягает правонарушитель, чему причиняется непосредственный вред, ущерб. Общий и специальные, или конкретные, объекты. Общие объекты – правопорядок, интересы государства и общества, существующий социально-экономический и политический строй, сложившиеся общественные отношения. Специальные объекты – конкретные блага и ценности: жизнь, честь, здоровье человека, собственность, имущество, безопасность и другие. Любое правонарушение наносит урон как общему объекту. Так и конкретному.

Субъект – это правоспособное лицо, совершившее правонарушение. Не могут быть субъектами правонарушений малолетние дети и душевнобольные лица. Не могут быть также субъектами некоторых преступлений иностранцы (измена, отказ от службы в армии). Принято считать, что социальную значимость своих поступков и последствий индивид начинает сознавать с 16 лет и лишь в отдельных случаях в силу явной очевидности противоправного деяния – с 14 лет, когда несовершеннолетний сам, а не родители, несёт ответственность за свои действия.

Объективная сторона – это совокупность внешних признаков правонарушения: что произошло, где когда, как. Сюда относится само противоправное действие или бездействие, противоправность действия ил бездействия и наступивший и наступивший результат. Важно наличие причинно-следственных связей, что неблагоприятные последствия наступили именно по этим причинам. Принимаются факультативные условия.

Субъективная сторона – это психическое отношение субъекта к своему противоправному деянию и его последствиям, то есть, как он сам относится к своему нарушения нормы права и последствиям. Субъективная сторона отвечает на вопрос Как объект относится к своему деянию и к наступившим последствиям, каковы были его побуждения. Всё это выражается понятием вина или виновность. Вина выступает в 2 формах: умысел или неосторожность. В свою очередь умысел может быть прямым или косвенным. Неосторожная вина также может подразделяться на 2 вида: преступную самонадеянность (легкомыслие) и преступную небрежность (халатность).

Прямой умысел – это когда субъект осознавал общественную опасность своих деяний. Предвидел возможность наступления опасных последствий и желал их наступления.

Косвенный умысел – это, когда субъект осознавал общественную опасность своих действий, предвидел возможность наступления опасных последствия, не желал, но сознательно допускал эти последствия, либо относился к ним безразлично.

Самонадеянность – это, когда лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал их предотвратить.

Небрежность – это, когда лицо не предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия.

Виды правонарушений

Все правонарушения в зависимости от степени общественной опасности подразделяются на преступления и проступки. Преступлениями признаются общественно опасные виновные деяния, предусмотренные уголовным законодательством (ст. 14 УК РФ).

Преступление – это общественно опасное уголовно наказуемое виновное деяние, общественная опасность которого представляет явную опасность деяния для общества, для наиболее существенных интересов государства, личности. За преступления применяются наказания – наиболее строгие меры государственного принуждения, существенно ограничивающие статус лица, признанного виновным в совершении преступления.

Уголовное наказание применяется не только за совершение преступления, но и за покушение, приготовление, соучастие, а также за укрывательство и недонесение о преступлении. Признать виновным в совершении преступления лицо и назначить ему наказание может только суд в установленной для того процессуальной форме, предусмотренной уголовно-процессуальным кодексом РФ. Отбывание наказания регулируется специальным законодательством. После отбытия наказания у лица, осуждённого за преступление, порой длительное время сохраняется судимость – особое правовое состояние, являющееся отягчающим обстоятельством при повторном преступлении.

Как особый вид правонарушений преступление характеризуется признаками:

1) любое преступление является социально-опасным деянием; социальная опасность выражается прежде всего в том, что оно посягает на безопасность государства, жизнь и здоровье человека, иные наиболее ценные общественные отношения, социальные интересы, блага; значительная часть преступлений характеризуется тем, что причиняет существенный вред здоровью человека, собственнику имущества, животному и растительному миру, природным ресурсам;

2) субъектами преступлений могут быть только граждане и должностные лица; государственные органы и юридические лица к уголовной ответственности не привлекаются, хотя есть страны, где такое возможно (США); за их противоправные деяния уголовную ответственность несут виновные должностные лица;

3) исчерпывающий перечень состава преступления закреплён в УК РФ; все иные противоправные деяния считаются проступками; проступки – это виновные противоправные деяния, имеющие меньшую степень общественной опасности по сравнению с преступлениями; в отличие от преступлений проступки, их составы закреплены практически по всех отраслях права, кроме уголовного; виды проступков: административные, дисциплинарные, гражданско-правовые проступки – деликты.

Административные проступок – противоправное виновное действие или бездействие физического или юридического лица, за которое кодексом РФ по административным правонарушениях или законами субъектов РФ установлена административная ответственность (ст. 2.1 ПОАП). Их субъектами могут быть граждане, должностные и юридические лица.

Характерная особенность административных правонарушений состоит в том, что правонарушитель не состоит ни в трудовых, ни в иных отношениях с органами или должностными лицами, применяющими административную ответственность. Административные проступки рассматриваются специально созданными органами – административными комиссиями при администрации района, города, судами, органами внутренних дел и специальными уполномоченными государственными органами.

Дисциплинарный – неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вино возложенных на него трудовых обязанностей (ст. 192 ТК РФ). Они связаны с нарушениями производственной, служебной, воинской, служебной, финансовой дисциплины, внутреннего трудового распорядка учреждений. Субъектом может быть только лицо, которое в силу своего положения обязано соблюдать правила, устанавливающие тот или иной режим деятельности. Совершение Д проступка влечёт за собой применение Д взыскания руководителем организации.

Под гражданско-правовыми проступками понимается причинение неправомерными действиями вреда личности или имуществу гражданина, а также организации, неисполнение договорных обязательств, нарушение прав собственника, заключение противозаконной сделки и так далее. Санкции за такого рода правонарушения – это возмещение морального или материального вреда, восстановление нарушенного права, исполнение лежащей на субъекте обязанности, принудительное взыскание долга и другие формы ответственности. Вопрос о применение ГП ответственности решается судами в процессе рассмотрения гражданских дел.

Выделяют материальные правонарушения – причинение работниками материального ущерба своим организациям, применяются правовосстановительные санкции (удержание части зарплаты, обязанности загладить вред, возместить стоимость). Процессуальные проступки – такие, как неявка в суд, к следователю на допрос, отказ выдать вещдоки.

№11 Понятие юридической ответственности, её основания, виды юридической ответственности

Понятие ЮО – это обязанность лица претерпевать меры государственного воздействия за совершённое правонарушение. ЮО – это применение к правонарушителю предусмотренных санкцией правовой нормы мер государственного принуждения, Выражающихся в форме лишений личного, организационного либо имущественного характера.

ЮО характеризуется признаками:

1) ЮО – вид государственного принуждения, она устанавливается государством в санкциях нормы права и является действенным способом принуждения виновных лиц к их исполнению и соблюдению. Она применяется в качестве ответной реакции государства на нежелание лица совершать правомерные действия и нарушившего конкретную норму права;

2) основанием ЮО выступает факт совершение правонарушения;

3) она предусмотрена действующим законодательством;

4) наступает за правонарушения при наличии полного их состава; основанием УО является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного УК;

5) опирается ан государственное принуждения – аппарат, представляет собой реализацию санкций юридических норм, применения к виновному наказания;

6) выражается в определённых неблагоприятных для правонарушителя последствиях, лишения его известных социальных благ;

7) возлагается и реализуется в установленной законом процессуальной форме; нарушение процедурных норм также влечёт за собой ответственность;

8) правонарушитель наказывается от имени государства;

9) ЮО имеет ретроспективный характер, то есть представляет собой реакцию на уже состоявшееся прошлое поведение или во всяком случае длящееся. Субъект не может нести ЮО за своё поведение в будущем

Виды юридической ответственности:

ЮО по своей природе далеко не одинакова, поэтому она подразделяется на соответствующие виды в основном по отраслевому признаку:

1) уголовную;

2) гражданско-правовую;

3) административную;

4) дисциплинарную;

5) материальную;

6) процессуальную;

7) конституционную.

Первые 4 вида – 4 классических вида, а остальные – бонусные.

УО – это наиболее суровый вид ответственности. Она наступает за совершение преступления и, в отличие от других видов ответственности, устанавливается только законом. Никакие иные нормативные акты не могут определять общественно опасные деяния, как преступные и устанавливать за них меры ответственности.

В РФ исчерпывающий перечень преступлений зафиксирован в УК РФ. Порядок привлечения к УО регламентируется УПК. Полномочиями привлечения к УО обладает только суд, единственный орган, который может применять УО. Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда в соответствии с законом.

Меры уголовного наказания – наиболее жёсткие формы государственного принуждения, воздействующие преимущественно на личность виновного.

Административная ответственность

Наступает за совершение административных поступков, предусмотренных АКРФ и законами РФ об административных правонарушениях.

Составы административных проступков закреплены в АК и законами субъектов федерации об административных правонарушениях. Дела об АП рассматриваются компетентными органами государственного управления, которые закреплены в главе 23 АК. Дела могут рассматривать суды, ОВД, административные комиссии при администрации района/города и другие органы.

Меры административного наказания: предупреждения, штраф, возмездное изъятие орудия совершения или предмета АП, конфискация орудия, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства, дисквалификация и административное приостановление деятельности.

Гражданско-правовая ответственность

За нарушение договорных обязательств или за причинение недоговорного вреда, то есть за совершение гражданско-правового нарушения (деликтов). Её сущность состоит в принуждении лица нести отрицательные имущественные последствия. Вред должен быть возмещён виновной стороной в полном объёме. Это основной принцип ГПО. При этой в ущерб включается упущенная выгода. То есть материальные блага, которые мог бы получить потерпевший в случае исполнения обязательств или нормы права правонарушителем. ГПО применяется судами общем юрисдикции, если одной из сторон в споре является гражданин, или арбитражными судами (если спорят 2 юридических лица, ИП, фермеры). Особенность этого вида ответственности состоит в том, что в ряде случаев правонарушитель может сам без участия органов выполнить свои обязанности – восстановить.

Дисциплинарная ответственность

Возникает вследствие совершения дисциплинарных проступков. Привлекать к ней может руководитель организации.

3 вида ДО:

1) в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка;

2) в порядке подчинённости;

3) в соответствии с уставами и положениями в дисциплине;

Взыскания: замечание, выговор, увольнение (ст. 192 ТК РФ).

Ст. 193 ТК РФ. Учитывается тяжесть поступка, обстоятельства, предшествующая работа, поведение работника. До наложения Д взыскания от работника должно быть затребовано письменное заявление.

За каждый проступок может быть применено только 1 взыскание. Должны быть соблюденены сроки: не позднее 1 месяца со дня обнаружения. Не позднее 6 месяцев со дня совершения проступка. Объявляется приказом или распоряжением. Ознакомиться под роспись в течение 3 рабочих дней. Взыскание может быть снято досрочно.

Материальная ответственность работника за ущерб, причинённый работодателю.

Работодатель может отказаться от взыскания. ТК предусматривает 2 вида МО: ограниченную МО и полную МО. Ограниченная ограничивается зарплатой работника.

Размер ущерба при утрате или порче определяется по фактическим потерям, исчисляемым исходя из рыночных цен.

Ст. 248 – порядок взыскания ущерба. Взыскание с работника суммы ущерба, не превышающего среднего месячного заработка производится по распоряжению работодателя.

№12 Разделение властей

Разделение государственной власти на три ветви — основа построения системы органов госу­дарственной власти.

Принцип разделения властей выражает разделение труда по осуществлению единого руководства об­ществом и государством между различными государственными органами. Этот принцип позволяет обособить три относительно самостоятельные ветви единой го­сударственной власти: законодательную, исполнительную и судебную.

Для выполнения каждой из перечисленных функций в государстве создается и действует само­стоятельный вид органов. Принятие решений обеспечивают законодательные органы, исполнение принятых решений возлагается на исполнительные органы, а восстановление нарушений закона — прерогатива судеб­ных органов. Таким образом, разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную выступает важнейшим конституционным принципом, в соответствии с которым построена и фун­кционирует система государственных органов в Российской Федерации.

Значение этого принципа в том, что он уравновешивает три ветви власти, три вида государственных органов и не позволяет какому-либо одному из них сосредоточить всю государственную власть в своих руках. Все три ветви власти по отношению друг к другу одинаковы, равноценны. Установление системы федеральных органов государственной власти, порядка их организации и дея­тельности, а также формирование этих органов относится к компетенции Российской Федерации и осуще­ствляется на основе Конституции РФ. Законодательная власть в Российской Федерации осуществляется пар­ламентом России — Федеральным Собранием. Исполнительная власть осуществляется Правительством Рос­сии. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного, уголовного судопроизводства. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией РФ, федеральным конституционным законом и включает: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Выс­ший Арбитражный Суд РФ.

На федеральном уровне организации государственной власти в Российской Федерации система сдержек и противовесов согласно Конституции выглядит следующим образом. Законодательный орган — Федеральное Собрание — принима­ет законы, определяет нормативную базу деятельности всех органов государственной власти, влияет парла­ментскими способами на деятельность исполнительной власти (самый серьезный инструмент влияния — возможность постановки вопроса о доверия Правительству), в той либо иной форме, участвует в формирова­нии Правительства, судебных органов Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть: организует исполнение законов, различными способами влияет на законодательный процесс (право законодательной инициативы, обязательность представления заключений Правительства на законопроекты, требующие привлечения до­полнительных федеральных средств). Возможность выражения недоверия Правительству сбалансирована возможностью роспуска законодательного органа главой государства,

Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды Российской Федерации имеют право законодательной инициативы. Эти суды в пределах своей компетенции рассматривают конкретные дела, сто­ронами которых являются другие федеральные органы государственной власти.

Являясь главой государства,; Президент Российской Федерации не входит в систему разделения влас­тей. Выполняя задачи, возложенные на него Конституцией, Президент обеспечивает необходимое согласова­ние деятельности различных ветвей власти — законодательной, исполнительной и судебной, позволяющее бесперебойно действовать всему государственному механизму.

 

№13 Органы государства: понятие, признаки, виды.

Государственный орган — это относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата, создаваемое государством в целях осуществления определенного вида государственной деятельности, наделенное для этого соответствующей компетенцией и опирающееся в процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и принудительную силу государства.

Специфическими признаками, отличающими государственные органы от негосударственных структур, являются:

-формирование по воле государства и осуществление своих полномочий от имени государства;

-выполнение каждым государственным органом строго определенных, установленных в законодательном порядке видов и форм деятельности (законодательной, исполнительной, охранительной и т.д.);

-наличие у каждого государственного органа юридически закрепленных организационной структуры; территориального масштаба деятельности; установленного положения в системе властной иерархии, определяющего характер и объем принадлежащих государственному органу полномочий, а также порядок его взаимоотношения с другими государственными (негосударственными) органами и организациями;

-в основу взаимодействия государственных органов положена совокупность принципов единства государственной власти и разделения властей. Принцип единства государственной власти предполагает, что государственные органы вне зависимости от объема властных полномочий, структурных особенностей и характера профессиональной деятельности выступают от имени всего государства и в процессе реализации принятых ими правовых актов могут опираться на государственные гарантии (в том числе и на государственный механизм принуждения).

Выступая в качестве субъектов социально-правовых отношений государственные органы характеризуются как юридические лица публично-правового характера. Их существование не зависит от воли и желания индивидуальных лиц, которые формируют те или иные государственные органы (например, назначение или отставка членов правительства не влияет на процесс существования самого правительства как органа государства). При этом будучи составными частями одного и того же государственного аппарата, государственные органы отличаются друг от друга порядком своего образования, видами выполняемой ими государственной деятельности, характером и объемом компетенции, особенностями исполнения служебных полномочий и т.д.

В основу классификации государственных органов могут быть положены следующие критерии:

1. По юридической силе: федеральные органы государственной власти; государственные органы субъектов.

2. По порядку образования: представительные (выборные) (Президент, Законодательное Собрание); производные (назначаемые) (Правительство, органы судопроизводства).

3. По характеру осуществляемых полномочий: институт главы государства (Президент, Монарх); органы законодательной власти (Федеральное собрание РФ, Законодательные собрания субъектов РФ); органы исполнительной власти (Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ); судебные органы (Верховный суд, Конституционный суд, Высший арбитражный суд, суды субъектов); надзорно-контрольные органы (Генеральная прокуратуры, Таможенный комитет, налоговая полиция и т.д.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 459; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.240 (0.074 с.)