IV. Программа формирования здоровья и здорового стиля жизни 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

IV. Программа формирования здоровья и здорового стиля жизни



Одной из основных задач, стоящих перед школой, является задача сохранения и укрепления здоровья учащихся.

Сохранение и укрепление здоровья как система включает в себя три подсистемы: концептуальные основы, использование различных средств сохранения и укрепления здоровья и управление.

Системообразующим фактором школьной системы сохранения и укрепления здоровья являются требования к личности учащегося, предъявляемые характером и условиями учебной деятельности.

Концептуальные основы системы сохранения и укреплении здоровья являются субъективным отражением объективных требований учебной деятельности к психофизическому состоянию учащихся, а так же реальных возможностей и путей обеспечения психофизической готовности учащихся к различным видам деятельности: учебной, физкультурно-спортивной, бытовой, профессиональной и т.д.

Концептуальные основы воплощаются в цели, задачах и принципах.

Цель - обеспечить сохранение и укрепление здоровья учащихся на протяжении всего периода обучения.

Общие задачи:

1. Повышать неспецифическую устойчивость организма к воз­действию неблагоприятных факторов учебной деятельности и окружающей среды.

2. Совершенствовать реакции терморегуляции, повышать устойчивость к простудным заболеваниям.

3. Оптимизировать психофизическое состояние.

Специальные задачи определяются с учетом уровня психофи­зического состояния и нозологических форм заболевания.

Основными принципами сохранения и укрепления здоровья являются: принцип оздоровительной направленности, принцип научности, принцип конкретности, принцип систематичности, принцип оптимальности, принцип комплексности.

- Основной смысл принципа оздоровительной направленности - в обязательной установке на достижение возможно большего и безусловного оздоровительного эффекта, то есть эффекта укрепления и сохранения здоровья.

- Реализация принципа научности предполагает, в частности, использование научно обоснованных форм, методов, средств сохранения и укрепления здоровья учащихся, то есть, имеющих педагогическое, психофизиологическое и медико-биологическое обоснование.

- Принцип конкретности предполагает учет негативных факто­ров учебной деятельности, ориентацию на фактическое психофи­зическое состояние учащихся, определенные нозологические формы заболевания.

- Принцип систематичности проявляется в регулярности использования различных форм, методов и средств оздоровления учащихся, в определенной последовательности психолого-педагогических и медико-биологических воздействий на учащихся с учетом закономерностей повышения общих адаптивных возможностей организма.

- Принцип оптимальности предполагает индивидуально-оптимальный уровень психофизического состояния, обеспечи­вающего способность сохранять достаточную устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации.

- Принцип комплексности предполагает, во-первых, комплекс­ное решение как общих, так и специальных задач сохранения и укрепления здоровья, во-вторых, использование комплекса педагогических, психологических и медико-биологических средств восстановления.

Здоровье детей и подростков во многом детерминировано социально-экономическими условиями. По мнению Г.И. Царегородцева (1987), здоровье человека более чем на 50 % зависит от образа жизни, на 15-20 % от окружающей среды и настолько же от наследственности и системы здравоохранения.

Ведущими формирующими факторами здоровья являются здоровый образ жизни, экология, внутренняя среда помещения, организация физического воспитания, медико-санитарное обеспечение, использование специфических и неспецифических средств сохранения и укрепления здоровья.

Основными средствами, используемыми в оздоровительно реабилитационных целях, являются: физические упражнения, оздоровительные силы природы, гигиенические факторы, психо-мышечная и аутогенная тренировка, медитация, рациональное питание, фармакологические препараты, фитотерапия и физиотерапия.

Работа по сохранению и укреплению здоровья, формированию здорового стиля жизни в системе профильной оборонно-спортивной подготовки организована на основе базовой модели, рекомендованной Центром образования и здоровья Министерства образования РФ (2003).

Базовая модель системной комплексной работы по со­хранению и укреплению здоровья в образовательных уч­реждениях состоит из следующих блоков:

I блок — здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения. Блок включает:

• состояние и содержание здания и помещений школы в соответствии с гигиеническими нормативами;

• оснащенность кабинетов, физкультурного зала, спорплощадок необходимым оборудованием и инвентарем;

• наличие и необходимое оснащение медицинского кабинета;

• наличие и необходимое оснащение школьной столовой;

• организация качественного питания;

• необходимый (в расчете на количество учащихся) и ква­лифицированный состав специалистов, обеспечивающих рабо­ту с учащимися (медицинские работники, учителя физической культуры, психологи, логопеды и т.п.).

Необходимо обратить особое внимание на значимость каж­дой позиции (положения) этого блока в сохранении и укреплении здоровья учащихся. Анализ инфраструктуры школ показал, что совсем нередки случаи, когда школа приобрета­ет дорогостоящее оборудование для физиотерапии (не имея при этом тренажеров и необходимой мебели).

Ответственность и контроль за реализацию этого блока должна быть возложена на администрацию школы.

II блок - рациональной организации учебного про­цесса. Блок включает:

• соблюдение гигиенических норм и требований к органи­зации и объему учебной и внеучебной нагрузки (домашние задания) учащихся на всех этапах обучения;

• использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям учащихся (исполь­зование методик, прошедших апробацию);

• введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов;

• строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств в обучении (компьютер, аудио-визуаль­ные средства);

• рациональная и соответствующая требованиям организа­ция уроков физической культуры и занятий активно-двига­тельного характера в начальной школе;

• индивидуализация обучения (учет индивидуальных осо­бенностей развития), работа по индивидуальным программам в старших классах.

Реализация этого блока создает условия для снятия пере­грузки, нормального чередования труда и отдыха, повышает эффективность учебного процесса, снимая при этом чрезмер­ное функциональное напряжение и утомление.

Как показало изучение организации учебного процесса и учебной нагрузки, далеко не всегда, даже в образовательных учреждениях, выделяющих работу по сохранению и укреп­лению здоровья в числе приоритетных направлений деятель­ности, серьезно относятся к решению проблем рациональной организации учебного процесса. Это в большей мере относит­ся к лицеям, гимназиям, школам с углубленным изучением ряда предметов.

III блок — организации физкультурно-оздорови­тельной работы. Блок включает:

• полноценную и эффективную работу с учащимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т.п.);

• организацию занятия по ЛФК;

• организацию часа активных движений (динамической па­узы) между 3 и 4 уроком в начальной школе;

• организацию динамических перемен, физкультпауз на уро­ках, способствующих эмоциональной разгрузке и повыше­нию двигательной активности;

• создание условий и организацию работы спортивных секций;

• регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероп­риятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т.п.).

Правильно организованная физкультурно-оздоровительная работа может стать основой рациональной организации дви­гательного режима школьников, способствует нормальному физическому развитию и двигательной подготовленности уча­щихся всех возрастов, позволит повысить адаптивные возмож­ности организма, а значит, станет средством сохранения и укреп­ления здоровья школьников.

К сожалению, резерв физкультурно-оздоровительной ра­боты используется недостаточно.

IV блок — просветительско-воспитательной рабо­ты с учащимися, направленной на формирование цен­ности здоровья и здорового образа жизни. Блок включает:

• включение в систему работы образовательного учрежде­ния образовательных программ, направленных на формиро­вание ценности здоровья и здорового образа жизни («Разговор о правильном питании», «Все цвета, кроме черного» (ранняя профилактика наркотизма), «Приключения в стране здоро­вья» и т.п.). Подобные образовательные программы должны носить модульный характер, либо включаться в учебный про­цесс в качестве регионального или школьного компонента;

• лекции (лекторий), беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек;

• проведение «Дней здоровья», конкурсов, праздников и т.п.;

• создание общественного совета по здоровью, включаю­щего представителей администрации, учащихся старших клас­сов, родителей, разрабатывающих и реализующих школьную программу «Образование и здоровье».

Мы считаем нецелесообразным и даже вред­ным использование в практике просветительско-воспитатель­ной работы пропаганды новых «нетрадиционных» идей и систем оздоровления (природное оздоровление, биодобавки, специфическая организация питания, диеты и т.п.). Следует понимать, что дети (особенно подростки) готовы к любым экспериментам с собственным здоровьем, они еще не способ­ны оценить влияние предлагаемых им методик, а желание «иметь идеальную фигуру» или «накачать мышцы» с помо­щью нетрадиционных методик может отрицательно сказаться и на физическом, и на психическом здоровье.

V блок — организации системы просветительской и методической работы с педагогами, специалиста­ми и родителями, направленная на повышение квалифи­кации работников образовательного учреждения и повышение уровня знаний родителей по проблемам охраны и укрепле­ния здоровья. Блок включает:

• лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребенка, его здоровья, факторов положительно и отрицательно влияющих на здоровье, и т.п.;

• приобретение необходимой научно-методической литера­туры;

• привлечение педагогов и родителей к совместной работе по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, за­нятий по профилактике вредных привычек и т.п.). Организа­ция общественного совета по здоровью и совместное (учителя, специалисты, родители, учащиеся) обсуждение и решение про­блем сохранения и укрепления здоровья в своем образователь­ном учреждении с учетом реальных возможностей и потреб­ностей. Выбор приоритетных направлений деятельности.

VI блок — профилактики и динамического наблю­дения за состоянием здоровья. Блок включает:

• использование рекомендованных и утвержденных методов профилактики заболеваний, не требующих постоянного наблюдения врача (витаминизация, профилактика наруше­ний осанки, профилактика нарушений зрения и т.п.);

• регулярный анализ и обсуждение на педсоветах данных о состоянии здоровья школьников, доступность сведений для каж­дого педагога.

регулярный анализ результатов динамических наблюде­ний за состоянием здоровья и их обсуждение с педагогами, родителями, введение карты здоровья класса (школы), что позволит наглядно увидеть рост заболеваемости, проанали­зировать причины и своевременно принять необходимые меры.

• создание системы комплексной педагогической, психологи­ческой и социальной помощи детям со школьными проблемами;

• привлечение медицинских работников к реализации всех компонентов работы по сохранению и укреплению здоровья школьников, просвещению педагогов и родителей.

Повышение оздоровительной направленности занятий по физической культуре

1. Изучить физическое состояние учащихся профильных классов на начало учебного года.

2. Провести экспресс-анализ и оценку физического состояния учащихся, определить индивидуальный уровень физической подготовленности.

3. Разработать и начать реализацию дифференцированных программ коррекции физического состояния с учетом выявленного уровня физической подготовленности.

4. Осуществлять текущий, этапный, итоговый контроль за физическим состоянием учащихся.

5. Вносить коррективы в содержание, методику занятия по физической культуре.

6. Использовать упражнения психомышечной тренировки дли оптимизации психического состояния учащихся.

7. Закаливание организма в зале: использование "пульсирующего" режима с перепадом температур от 5 до 10°С.

Общая направленность нагрузки независимо от раздела учеб­ной программы - кондиционная тренировка преимущественно аэробного характера на уровне порога анаэробного обмена.

Бытовая физическая культура (физическая культура в семье)

Утренняя зарядка

1. Провести беседы с учащимися о роли утренней зарядки различной направленности (оздоровительной, тренировочной) с методическими требованиями к составлению комплексов утрен­ней гимнастики.

2. Составить несколько комплексов упражнений для утренней гимнастики.

3. Разучить комплексы упражнений на уроках физической культуры.

Физкультпаузы и физкультминуты в режиме выполнения домашних заданий

1. Рекомендовать учащимся упражнения физкультпауз и физ­культминут для использования в режиме учебного дня.

2. Разработать и рекомендовать учащимся другие упражнения и мероприятия (процедуры, способствующие восстановлению и повышению умственной работоспособности, "гимнастика для мозга").

3. Осуществлять контроль за занятиями бытовой физической культурой.

4. Контролировать ведение "Дневника здоровья".

Периодическая информация администрации, родителей, учи­телей о состоянии здоровья учащихся профильных классов. Выпуск стенгазеты "Здоровье".

 

Структура центра здоровья в образовательном учреждении

1. Физкультурно-оздоровительный консультационно-диагностический центр (диаг­ностика физического состояния, консультации по рекреации, реа­билитации, коррекции физического состояния и т.д.).

2. Медицинская служба - медико-биологический оздорови­тельный консультационно-диагностический центр.

3. Психологическая служба (психодиагностика, психогигиена, психопрофилактика, психотерапия).

4. Оздоровительно-профилактический центр (спортсооружения, сауна, бассейн, комната эмоционально-стрессовой психоте­рапии и т.д.) - проведение групповых и индивидуальных занятий.

5. Вычислительный центр (обработка и анализ информации, полученной в результате врачебно-педагогического мониторинга).

Управление - это совокупность специфических воздействий на процессы, направленные на сохранение и укрепление здоро­вья учащихся с целью приведения их в требуемое состояние: По своей структуре оно представляет собой совокупность форм, методов и средств.

В качестве относительно самостоятельных сторон управления процессом сохранения и укрепления здоровья можно выделить: руководство, организацию, обеспечение, проведение.

Руководство направлено на выработку и принятие решений, постановку задач исполнителям и координацию их действий, ана­лиз результатов выполнения поставленных задач, подведение итогов по выполнению программы "Здоровье учащихся".

Организация включает планирование, подготовку руководите­лей и исполнителей, контроль и учет проделанной работы.

Обеспечение состоит из материального финансового обеспе­чения программы "Здоровье".

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что система сохранения и укрепления здоровья учащихся представ­ляет собой упорядоченную в соответствии с требованиями учеб­ной деятельности совокупность цели, задач и принципов, а также форм, методов и средств, составляющих процесс оптимизации психофизического состояния учащихся, и управление этим про­цессом.

Общий методологический характер носит определение понятия «здоровье», сформулированное в преамбуле Устава ВОЗ в 1948 году: «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов».

Данное определение не позволяет перейти к измерению «качества здоровья». В этом плане перспективен функциональный, деятельностный подход, в соответствии с которым здоровье человека следует оценивать через его способность осуществлять естественные жизненные функции.

С этих позиций здоровье – это целостное, динамическое состояние организма которое определяется резервами энергетического, пластического и регулярного обеспечения функций, характеризуется устойчивостью к воздействиям патогенных факторов и способностью компенсировать патологический процесс, а также является основой осуществления биологических и социальных функций.

Образ жизни – социальная категория, включающая качество, уклад и стиль жизни. По определению ВОЗ, образ жизни – это способ существования, основанный на взаимодействии между условиями жизни и конкретными моделями поведения человека. «Здоровая» модель поведения для данных конкретных условий уменьшает риск возникновения заболевания. Разные условия жизни предполагают различные модели «здорового» поведения. Образ жизни формируется обществом или группой, в которой живет конкретный человек.

Исходя из вышеизложенного, можно дать следующее определение понятия «здоровый образ жизни» - это стиль жизни, характеризующийся стремлением личности к гармонии телесного и духовного, к гармонии отношений с самим собой, реальной природой и социальной средой, к созданию психосоматической системы с мощным энергетическим потенциалом.

Цель программы формирование здорового образа жизни – формирование, сохранение и укрепление здоровья.

Задачи:

1. Валеологическое просвещение, формирование знаний о принципах и факторах здорового образа жизни, средствах управления индивидуальным здоровьем.

2. Организация деятельности учащихся, направленная на формирование привычки к выполнению требований здорового образа жизни.

3. Мониторинг и оценка соматического, психического, нравственного и социально-психологического аспектов здоровья.

В своей работе мы акцентируем внимание на решении второй и третьей задач.

Формирование знаний, навыков и привычек здорового образа жизни осуществляется в учебно-воспитательном процессе по различным разделам программы «Физическая подготовка» по трем взаимосвязанным направлениям.

Первое направление – формирование у подростков системы мировоззренческих взглядов на роль ЗОЖ в сохранении и укреплении здоровья, оптимизации физического и психического состояния. Решение задач этого направления осуществляется, преимущественно, проведением бесед по данной проблематике: о здоровье и болезнях, физическая культура и здоровье, вредные привычки и здоровье, экология и т.д.

Второе направление – создание условий для формирования навыков и привычек ЗОЖ на занятиях по различным разделам программы физического воспитания и в оздоровительном спортивном лагере: закаливание (использование солнечных и водных процедур), самоконтроль физической нагрузки на занятиях по физической подготовке, запрещение курения в период нахождения на территории спортивных сооружений, в оздоровительном лагере, создание комфортного психологического климата и т.д.

Третье направление – всемерная активизация, моральное стимулирование самовоспитания, соблюдение требований ЗОЖ.

В решении задач укрепления и сохранения здоровья молодежи, в формировании здорового образа жизни, важная роль принадлежит физическому воспитанию. Одним из критериев сформированности физической культуры личности является повседневная реализация основных положений ЗОЖ.

Данная программа определяется: реализацией социально и личностно заданных целей по укреплению здоровья; углублением знаний о сущности ЗОЖ; оптимизацией психо-физического состояния; сохранением и укреплением соматического и психического здоровья; сформированностью стереотипа здорового стиля жизни.

Процесс реализации программы формирования ЗОЖ включает следующие этапы:

1 этап – диагностика первоначальных валеологических знаний учащихся, педагогов;

2 этап – валеологический всеобуч;

3 этап – диагностика соматического, психического, нравственного здоровья учащихся (физическое и психическое состояние);

4 этап – коррекционные мероприятия:

а) клиническая коррекция (врач);

б) физическая (преподаватель физического воспитания);

в) психологическая (психолог).

Валеологические мероприятия разрабатываются совместно врачом, психологом, преподавателем физического воспитания.

5 этап – изучение эффективности проделанной работы.

Наиболее перспективной формой организации занятий физическими упражнениями в школе в аспекте формирования здорового образа жизни являются специализированные классы оборонно-спортивного профиля.

Физическая культура и спорт являются системообразующими факторами здорового образа жизни школьников, формируют устойчивые виды деятельности, стиль поведения, играющие существенную роль в сохранении и укреплении здоровья.

Система управления здоровьем включает следующие взаимосвязанные элементы:

1. Духовное самосовершенствование (самопознание, формирование адекватной «Я-концепции», осознание своего места в социуме и Мире, смысла жизни; в отношениях с другими людьми; развитие способности к эмпатии, рефлексии, диалогу и т.д.)

2. Психическое самосовершенствование (улучшение познавательных процессов, развитие общих и специальных способностей, приобретение навыков волевой регуляции поведения, самореализацию и т.д.).

3. Физическое самосовершенствование (формирование жизненно важных двигательных умений и навыков, развитие общих и специальных физических качеств, повышение устойчивости организма, укрепление здоровья и т.д.)

Использование научно и методически обоснованных педагогических технологий направлено на духовное и физическое развитие, психосоматическую гармонизацию, сохранение и укрепление биополевой структуры человека, очищение организма; требует полноценного питания и отказа от вредных привычек; умеренности во всем; формирует правильные межличностные отношения в коллективе и т.д.

Оказывая существенное влияние на развитие социально значимых свойств и качеств личности, видов деятельности и форм поведения физическая культура и спорт играют большую роль в сохранении и укреплении здоровья, формировании здорового стиля жизни обучающихся.

Занятия физической культурой и спортом являются системообразующим фактором здорового образа жизни.

Обобщенный анализ литературных источников по проблеме здоровья, опыт формирования навыков и привычек ЗОЖ у учащихся в учебном центре «Аванпост» позволил определить следующие составляющие здорового образа жизни: личностная значимость ценности здоровья, наличие условий сохранения и укрепления здоровья, двигательная, в том числе физкультурно-спортивная активность, оптимальное физическое состояние, оптимальный режим учебы, труда и отдыха, доброжелательная психологическая атмосфера в семье, неформальной и учебной группе, комфортное психическое состояние, рациональное питание, личная гигиена.

Формирование физической культуры личности, культуры здоровья и здорового стиля жизни осуществлялось на теоретических, практических и методико-практических занятиях по физической подготовке.

Приводим тематический план теоретических занятий (бесед):

1. Человек и его здоровье: европейская и восточная модели здоровья.

2. Модели развития болезней: экологическая, аккумуляционная, онтогенетическая, генетическая.

3. Здоровье физическое, нравственное и духовное, психическое, социальное.

4. Саморазрушающее поведение.

5. Двигательная активность и здоровье.

6. Сохранение и укрепление здоровья.

7. Управление здоровьем.

 

Особую значимость в формировании навыков и привычек здорового образа жизни имеет ежегодное 14-дневное пребывание учащихся в оборонно-спортивном оздоровительном лагере, физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа.

 

Формирование культуры здоровья, здорового стиля жизни осуществляется через осознание ценностей здоровья, физической культуры и спорта на основе саморефлексии, самоопределения, саморазвития, самовоспитания.

Интегральным критерием реализации потенциала воспитательно-образовательной среды является создание в ней условий и возможностей, удовлетворяющим формированию интегральной индивидуальности личности, профилактике наркомании, антинаркотической компетенции, пригодности к военной службе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.8.247 (0.064 с.)