Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: «Афо органов дыхания. Методы обследования.Стр 1 из 4Следующая ⇒
Методическая разработка № 2 для самостоятельной подготовки студентов
Дисциплина: Пропедевтика внутренних болезней
Тема: «Клинические методы обследования системы органов дыхания. Синдромы»
Тип занятия: практическое
Количество часов: 270 минут
Курс: 3
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №2
Тема: «Афо органов дыхания. Методы обследования. Симптомы и синдромы»
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Углубить и закрепить на практике знания по данной теме, развить клиническое мышление, овладеть практическими навыками по обследованию органов дыхания, научиться умению правильного общения с больными с соблюдением медицинской этики идеонтологии.
МОТИВАЦИЯ ТЕМЫ: Знание пропедевтики внутренних болезней необходимо для дальнейшего изучения терапии. Умение распознать симптомы заболеваний, знать основные диагностические методы, владеть методологией диагноза поможет изучить болезни органов дыхания не только в их классических формах, но и подготовит фундамент для дальнейшего изучения проявлений заболевания органов дыхания индивидуально у каждого больного.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: Ø АФО органов дыхания; Ø Происхождение и клиническое значение основных симптомов и синдромов при заболеваниях органов дыхания; Ø Основные методы обследования дыхательной системы и дополнительные; Ø Иметь представление о диагнозе, видах диагноза; Ø Иметь представление о семиотике заболеваний; Ø Медицинскую документацию; Ø Соблюдение медицинской этики и деонтологии.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: Ø Применять правила этики и деонтологии при обследовании пациента; Ø Проводить клиническое обследование пациентов; Ø Оформить историю болезни и амбулаторную карту больного; Ø Оценить полученные данные; Ø Подготовить пациента к дополнительным методам обследования;
Ø Оценить результаты лабораторных, функциональных, инструментальных методов исследования при патологии системы органов дыхания.
ХОД РАБОТЫ:
ШАГ 1. ИЗУЧИТЕ лекционный материал по обследованию органов дыхания. ШАГ 2. ВСПОМНИТЕ строение и функцию органов дыхания, с целью осуществления в дальнейшем целенаправленного диагностического поиска и установления межпредметных связей (Приложение 1). ШАГ 3. ИЗУЧИТЕ основные клинические симптомы и синдромы при заболеваниях органов дыхания, которые помогут в правильной постановке синдромального диагноза (Приложение 2). ШАГ 4. ВСПОМНИТЕ основные типы температурных кривых, т.к. лихорадка является клиническим симптомом при заболеваниях органов дыхания (Приложение 3). ШАГ 5. ЗАПОМНИТЕ алгоритм действия при обследовании больных с заболеваниями органов дыхания. Он поможет вам четко ориентироваться в дальнейшей практической работе фельдшера. ЗАПИШИТЕ алгоритм действия при обследовании органов дыхания в дневник практических занятий (Приложение 4). ШАГ 6. РАСШИФРУЙТЕ блок-схему "Обследование органов дыхания".С целью развития клинического и абстрактного мышления. Особое внимание обратите на жалобы, осмотр, пальпацию и просмотрите перкуссию, аускультацию. В случае затруднения обращайтесь к эталону-ответа блок-схемы (Приложение 5, 5а). ШАГ 7. РЕШИТЕ ситуационные задачи по "осмотру и пальпации"органов дыхания с целью закрепления теоретических знаний и развития клинического мышления. Правильность ответа проверьте по эталонам ответов (Приложение 6, 6а). ШАГ 8. ПРОВЕРЬТЕ свои знания, выполнив тест-контроль. Тестовый контроль знаний способствует развитию вашего клинического мышления (Приложение 1,1а). ОЦЕНИТЕ свои знания 1 ошибка - 5 (отлично) ошибки - 4 (хорошо) ошибки - 3 (удовлетворительно) ошибки и более - 2 (неудовлетворительно) Если вы сделали 4 ошибки и более, то вернитесь к изучению лекционного материала по данной теме и вновь проработайте все предыдущие шаги. Если вы достаточно хорошо изучили предыдущий материал, приступайте к следующим этапам совершенствования знаний, умений и навыков.
ШАГ 9. ПРОВЕДИТЕ тест-контроль по перкуссии и аускультации легких (Приложение 8,8а,9,9а) ОЦЕНИТЕ свои знания 1 ошибка - 5 (отлично) ошибки - 4 (хорошо) ошибки - 3 (удовлетворительно) ошибки и более - 2 (неудовлетворительно) Если вы сделали 4 ошибки и более, то вернитесь к изучению лекционного материала, по данным вопросам. ШАГ 10. РЕШИТЕ задачи по теме "перкуссия и аускультация легких "с целью углубления и закрепления теоретического материала. Правильность ответов проверьте по эталонам ответов (Приложение 10, 10а, 11, 11 а). ШАГ 11. Чтобы окончательно убедиться в том, что вы усвоили весь материал в полном объеме. ОТВЕТЬТЕ на вопросы для самоконтроля по обследованию органов дыхания (Приложение 12). Свои ответы сверяйте с картой самоконтроля (Приложение 13). ШАГ 12. Вы достаточно изучили теоретический материал, отработали методику обследования друг на друге, можете приступать к работе у постели больного. При обследовании используйте алгоритм действия у постели больного, что позволит вам целенаправленно и уверенно осуществлять обследование больного (Приложение 14). ПОМНИТЕ! Особого подхода требуют лица пожилого и старческого возраста. Обращайтесь к больным по имени-отчеству, относитесь к ним с большим вниманием, т.к. общение с больным имеет большое значение для его выздоровления. ШАГ 13. Подготовьте к докладу историю болезни, наметьте план обследования, поставьте синдромальный диагноз. ШАГ 14. Заполните дневник, отразив объем выполненной работы.
Приложение 1
Приложение 2
"Основные клинические симптомы при заболеваниях органов дыхания"
1. Синдром очагового уплотнения легочной ткани. Синдром очагового уплотнения легочной ткани обусловлен заполнением альвеол воспалительной жидкостью и фибрином (при пневмонии), кровью (при инфаркте легкого), прорастанием доли легкого соединительной тканью (пневмосклероз, карнификация) вследствие длительного течения воспаления легкого или опухолевой тканью. Обычной жалобой больных является одышка; при осмотре выражено отставание "больной" половины грудной клетки при дыхании; голосовое дрожание в зоне уплотнения усилено; перкуторно над областью уплотнение легкого отмечается притупление перкуторного звука или тупость, а при аускультации бронхиальное дыхание, усиление бронхофонии и при наличии жидкого секрета в мелких бронхах - звучные (консонирующие) хрипы. Рентгенологическое исследование выявляет очаг затемнения (т.е. уплотнение) в легочной ткани, размеры и формы которого определяются характером заболевания, его стадией и некоторыми другими факторами.
2. Синдром образования полости в легком. Синдром образования полости в легком встречается при абсцессе или туберкулезной каверне, распаде опухоли легкого, когда крупная полость свободна от содержимого, сообщается с бронхом и окружена воспалительным валиком. При осмотре грудной клетки отмечается отставание в акте дыхания "больной" половины, голосовое дрожание усилено; перкуторно определяется притуплено - тимпатический или (при крупной полости, расположенной на периферии) тимпатический звук, иногда с металлическим оттенком, а аускультативно, амфорическое дыхание, усиление бронхофонии и нередко звучные средне и крупнопузырчатые хрипы. Рентгенологическое исследование подтверждает наличие полости в легком.
3. Синдром скопления жидкости в плевральной полости. Синдром скопления жидкости в плевральной полости наблюдается при гидротораксе (скопление невоспалительной жидкости - транссуда, например, при сердечной недостаточности или при экссудативном плеврите (воспаление плевры). Для него характерна одышка, которая появляется в результате дыхательной недостаточности, вызванной сдавливанием легкого и уменьшения дыхательной поверхности, асимметрия грудной клетки за счет увеличения той ее половины, в плевральной полости которой произошло накопление жидкости, отставание "больной" половины грудной клетки в акте дыхания. Над областью скопления жидкости голосовое дрожание резко ослаблено или не выявляется, перкуторно определяется тупой звук или абсолютная тупость, при аускультации дыхание и бронхофония резко ослаблены или отсутствуют. Рентгенологическое исследование выявляет затемнение в зоне скопления жидкости, чаще в нижнем отделе грудной клетки (при гидротораксе нередко двухсторонние). При этом верхняя граница затемнения довольно четкая, при скопление в полости плевры транссудата она располагается более горизонтально, при скоплении экссудата - косо, совпадая определяемой перкуссией с линией Дамуазо.
4. Синдром скопления воздуха в полости плевры. Синдром скопления воздуха в полости плевры встречается при сообщении бронхов с плевральной полостью (при субплевральном расположении туберкулезной каверны, абсцесса), при травме грудной клетки или искусственном пневмотораксе (введения воздуха плевральную полость с лечебной целью при больших кавернах легких). При этом синдроме отмечаются асимметрия грудной клетки за счет увеличения (больной половины), в которой произошло накопление воздуха, ослабление участия ее в акте дыхания. Над областью скопления воздуха пальпаторно голосовое дрожание резко ослаблено или отсутствует; при перкуссии определяется тимпанит, при аускультации дыхание и бронхофония резко ослаблены и не проводятся на поверхность грудной стенки. При рентгенологическом исследовании обнаруживается светлое легочное поле без легочного рисунка, а ближе к корню - тень спавшегося легкого.
5. Недостаточность функции внешнего дыхания и развитие легочного сердца. Функция аппарата внешнего дыхания направлена на обеспечение организма кислородом и удаление образовавшейся в процессе обменной реакции углекислоты. Многие острые и хронические заболевания бронхов и легких приводят к развитию дыхательной недостаточности (это понятие введено Винтрихом 1854 г.), причем степень морфологических изменений легких далеко не, всегда соответствует степени недостаточности их функции. Следует иметь в виду, что функция аппарата внешнего дыхания очень тесно связана с функцией системы кровообращения; при недостаточности внешнего дыхания усиленная работа сердца является одним из важных элементов ее компенсации. Клинически дыхательная недостаточность проявляется одышкой, цианозом, а в поздней стадии - при присоединении сердечной недостаточности - и отеками. В более поздних стадиях дыхательной недостаточности, когда организм исчерпывает компенсаторные возможности, выявляется артериальная гипоксемия и гиперкапния. В дальнейшем при хронических воспалительных заболеваниях легких вследствие рубцов - склеротических процессов (и поражения сосудистой сети легких) еще более затрудняется прохождение крови по сосудам малого круга кровообращения. Повышенная нагрузка на миокард правого желудочка постепенно приводит к его недостаточности, выражающейся в застойных явлениях большого круга кровообращения (так называемое легочное сердце). В зависимости от причин и механизма возникновения дыхатёльной недостаточности выделяют три типа нарушения вентиляционной функции легких; обструктивный, рестриктивный ("ограничительный") и смешанный (комбинированный). Обструктивный тип характеризуется затруднением прохождения воздуха по бронхам (вследствие бронхита-воспаления бронхов, бронхоспазма, сужении или сдавлении трахеи или крупных бронхов, например, опухолью и т.д.). При спирографическом исследовании определяется выраженное снижение МВЛ и ФЖЕЛ при незначительном снижении ЖЕЛ. Препятствие прохождению струн воздуха создает повышенные требования к дыхательной мускулатуре, страдает способность дыхательного аппарата к выполнению дополнительной функциональной нагрузки (в частности, нарушается возможность быстрого вдоха и особенно выдоха, резкого учащения дыхания). Рестриктивный тип нарушения вентиляции наблюдается при ограничении способности легких к расширению и спадению; при пневмосклерозе, гидро- или пневмотораксе, массивных плевральных спайках, кифосколиозе, окостенении реберных хрящей, ограниченииподвижности ребер и т.д. При этих состояниях в первую очередь наблюдается ограничение глубины максимального возможного вдоха, т.е. уменьшается ЖЕЛС и МВЛ, однако, не возникает препятствия для динамики дыхательного акта, т.е. скорости обычной глубины вдоха, а при необходимости - и для значительного учащения дыхания.
Смешанный (комбинированный) тип объединяет признаки обоих предыдущих типов, часто с превалированием одного из них; встречается при длительных текущих легочных и сердечных заболеваниях. Выделяют острую (например, при приступе бронхиальной астмы) и хроническую дыхательную недостаточность. Различают также три степени дыхательной недостаточности. Степени дыхательной недостаточности отражают ее тяжесть в данный момент болезни. При 1 степени дыхательная недостаточность (в первую очередь одышка) выявляется только при умеренной или значительной физической нагрузке, при 2 степени одышка появляется уже при незначительной физической нагрузке, компенсаторные механизмы включены уже в покое и методами функциональной диагностики удается выявить ряд отклонений от должных величин. При 3 степени - уже в покое наблюдаются одышка и цианоз, как проявление артериальной гипоксимии, а также значительные отклонения от нормальных функциональных легочных проб. Выделение стадии дыхательной недостаточности при хронических заболеваниях легких отражает ее динамику в процессе прогрессирования болезни. Обычно выделяют стадии скрытой легочной, выраженной легочной и легочно-сердечной недостаточности.
Лечение. При дыхательной недостаточности оно предусматривает: 1. Лечение основного вызвавшего ее заболевание (пневмония, экссудативный плеврит, хронические воспалительные процессы в бронхах и легочной ткани и т.д.); 2. Снятие бронхоспазма и улучшение вентиляции легких (применение бронхолитиков, лечебной физкультуры и др.). 3. Оксигенотерапию. 4. При наличии "легочного сердца" - применение сердечных гликозидов, диуретиков. 5. При рефлекторном эритроцитозе и застойных явлениях в большом круге кровообращения – кровопускание.
СТЕПЕНЬ ПОДЪЕМА ТЕМПЕРАТУРЫ
ТИПЫ ТЕМПЕРАТУРНЫХ КРИВЫХ
Приложение 4
ОБСЛЕДОВАНИЕ БОЛЬНЫХ БЛОК-СХЕМА «ОБСЛЕДОВАНИЕ ОГАНОВ ДЫХАНИЯ»
Приложение 5а
ЭТАЛОН БЛОК – СХЕМЫ
Приложение 6
ЗАДАЧИ
№ 1 У больного тихий сухой кашель, сопровождающийся болезненной гримасой. При кашле больной щадит правую половину грудной клетки, прижимая ее в нижних отделах рукой. а) Как называется такой кашель? б) Укажите заболевания, при которых он бывает? в) Укажите причину появления симптома боли в момент кашля.
№2 В течении месяца больного беспокоит сухой надсадный кашель, иногда с небольшим количеством мокроты в виде"малинового желе". а) Назовите возможные причины такого кашля. б) Каким латинским термином называется примесь крови в мокроте?
№3 Кашель сопровождается выделением гнойной мокроты с неприятным гнилостным запахом до 250 мл в сутки. а) Для какого заболевания характерен подобный кашель? б) Опишите возможные изменения при осмотре больного.
№4 Основным симптомом заболевания является кашель с мокротой слизисто-гнойного характера, без запаха, преимущественно по утрам, беспокоит больного в течении 10 лет и усиливается в весенне-осенний период времени. а) Для какого заболевания характерен подобный кашель? б) Опишите возможные изменения при осмотре больного.
№5 У больного приступ удушья. а) Укажите характер одышки (инспираторная, экспираторная, смешанная). б) Назовите положение, которое занимает больной. в) Особенности кашля и мокроты при этом заболевании.
№6 У больного резко снижена эластичность легочной ткани и повышена ее воздушность. а) Назовите форму грудной клетки, ее участие в акте дыхания. б) Опишите состояние межреберных промежутков и надключичных ямок. №7 У больного эмфизема легких. а) Назовите основную жалобу, характерную для данного заболевания. б) Дайте характеристику резистентности грудной клетки и голосовому дрожанию при этом заболевании.
№8 У больного жидкость в правой плевральной полости, доходящая до 2 ребра. а) Назовите основную жалобу при указанной патологии. б) Опишите данные, наблюдаемые при осмотре и пальпации грудной клетки. №9 У больного легочное кровотечение. а) Назовите характерные признаки, отличающие его от желудочного "кровотечения. б) Каким латинским термином обозначается указанное состояние?
№ 10 У больного приступ бронхиальной астмы. а) Опишите положение больного. б) Охарактеризуйте выражение лица.
№ 11 У больного воспалительный процесс, занимающий нижнюю долю правого легкого (крупозная пневмония). а) Опишите положение больного и выражение его лица. б) Перечислите синонимы названного заболевания.
№12 У больного жидкость в плевральной полости. а) Назовите изменения, выявленные при осмотре и пальпации грудной клетки. б) Укажите, при каких заболеваниях наблюдается данная патология.
№ 13 У больного длительная температура (7-9 дней) в пределах 38 - 39. а) Определить тип лихорадки. Назовите ее по латыни. б) Укажите, при каких заболеваниях она наблюдается.
№ 14 У больного высокая лихорадка (до 40) с предшествующим ознобом и большими суточными колебаниями и снижением температуры до нормальных или субфебрильных цифр с сопровождающимся обильным потоотделением. а) Как называется такая температурная кривая. Определение по-русски и по латыни. б) Перечислите заболевания, при которых она наблюдается.
№ 15 У пациента постепенное нарастание температуры изо дня в день, достигающая высоких цифр, сменяющееся затем постепенным снижением ее до субфебрильной и нормальной. а) Какое название носит данная лихорадка? Укажите латинское наименование. б) Перечислите заболевания, при которых она наблюдается.
Приложение 6а
Эталон ответов к задачам
№ 1 а) Короткий и осторожный б) При сухих плевритах, в начале крупозной пневмонии, туберкулезе легких, рака легких, когда в воспалительный процесс вовлекает плевральные листки. в) Раздражение чувствительных нервных окончаний париетального листа плевры.
№2 а) Рак бронха, сдавление трахеи увеличенными лимфатическими узлами, зобом, опухолью, набухание ложных голосовых связок, попадание в дыхательные пути инородного тела, истерия. б) Haemoptoe.
№3 а) Хронический абсцесс легкого. б) Бронхоэктазы в правом легком. в) Верхний слой слизисто-гнойный, средний-серозный, нижний-крошковатый. г) Мокрота содержит гнилостные пробки Дитриха, эластические волокна, большое количество лейкоцитов, разнообразную микробную флору стафилококки, стрептококки, пневмококки, кишечную палочку. №4 а) Для хронического бронхита. б) Одышка, цианоз, эмфизематозная грудная клетка. №5 а) Экспираторная. б) Вынужденное, сидячее. в) Кашель приступообразный со слизистой вязкой мокротой, отходящий в конце приступа удушья. г) В мокроте обнаруживают много эозинофилов, спирали Куршмана, кристаллы Шарко-Лейдена.
№6 а) Эмфизематозная, ограничена в подвижности, ригидна, находится как бы в положении вздоха. б) Межреберные промежутки расширены, ребра расположены горизонтально. Надключичные ямки сглажены. №7 а) Одышка. б) Грудная клетка ригидна, голосовое дрожание ослаблено. №8 а) Одышка. б) Больная сторона грудной клетки остается при дыхании, увеличена в объеме, межреберные промежутки сглажены, при пальпации отмечается ригидность грудной клетки и ослабление голосового дрожания на стороне поражения.
№9 а) Кровь появляется с кашлевыми толчками, пенистая, имеет алый цвет, реакция щелочная. Может быть, примесь мокроты альвеолярного эпителия. В анамнезе нередко заболевание легких. б) Haemorhagia.
№ 10 а) Положение больного вынужденное, сидячее. б) Лицо страдальческое, покрыто испариной, наблюдается цианоз. №11 а) Положение, вынужденное на больном боку. Лицо лихорадочное (румянец иногда с синюшным оттенком, слегка напухшее), возбужденное, беспокойное со страдальческим выражением, иногда с гримасой при кашле (в связи с болью в грудной клетке), с подвижностью крыльев носа, нередко с типичными пузырьками herpes на губах. б) Крупозная пневмония, долевая пневмония, плевропневмония, фибринозная пневмония.
№ 12 а) Дыхание учащенное, поверхностное. Грудная клетка увеличена в объеме, межреберные промежутки сглажены. При пальпации - ригидна, голосовое дрожание ослаблено. б) При заболеваниях, осложненных правожелудочковой недостаточностью (стеноз левого атриовентрикулярного отверстия, хроническая пневмония).
№ 13 а) Постоянная лихорадка febris continua. б) При острых инфекционных заболеваниях (сыпной тиф, крупозное воспаление легких).
№ 14 а) Гектическая или истощающая лихорадка febris hecfica. б) При сепсисе, тяжелых формах туберкулеза. № 15 а) Волнообразная лихорадка febris undulas. б) При бруцеллезе, лимфогранулематозе. Приложение 7
Тест - контроль «Методы обследования органов дыхания АФО Приложение 7а
Приложение 8
Тест - контроль "Перкуссия легких"
1. Целью и задачами сравнительной перкуссии являются: а) установление границ легких б) выявление патологических изменений в каком-либо участке легкого в) установление высоты стояния верхушек легких 2. Целью топографической перкуссии являются: а) определение голосового дрожания б) выявление уплотнения легочной ткани в) установление границ легких г) выявление патологического очага в каком-либо участке 3. Громкий, продолжительный, низкий звук называется: а) ясный легочный звук б) тимпанит в) тупой звук г) коробочный звук 4. Над полостью в легком появляется при перкуссии: а) тимпанит звук б) ясный легочный в) тупой звук г) коробочный звук 5. При уплотнении легочной ткани появляется: а) коробочный звук б) ясный легочный звук в) притупление г) абсолютная тупость 6. При наличии жидкости в плевральной полости перкуторно: а) тимпанит б) коробочный звук в) притупление г) абсолютная тупость 7. При наличии воздуха а) ясный легочный звук б) тимпанический звук в) тупость г) коробочный звук 8. Граница легких по лопаточной линии: а) 9 ребро б)10 ребро в) 11 ребро г) 8 ребро 9. Активная подвижность легочного края определяется: а) в зависимости от фаз дыхания б) при глубоком вдохе в) при глубоком выдохе г) при спокойном дыхании 10. Экскурсия нижнего края легких в норме: а) 2 – 4 см б) 4 – 6 см в) 6 – 8 см г) 8 – 10 см
Приложение 8а
Эталон ответов «Перкуссия легких»
1. б 2. в 3. а 4. а 5. в 6. г 7. б 8. б 9. а 10. в
Приложение 9
Тест - контроль «Аускультации легких» 1. При везикулярном дыхании слышен: а) вдох и более продолжительный выдох б) вдох и выдох равны в) плохо слышен вдох и выдох г) весь вдох и 1/3 выдоха 2. При синдроме скопления жидкости или воздуха в плевральной полости дыхание: а) жесткое б) отсутствует в) амфорическое г) бронхиальное 3. Бронхиальное дыхание при патологии легких в результате а) накопление жидкости в плевральной полости б) уплотнение легочной ткани в) накопление воздуха в плевральной полости г) образование полости в легком 4. При синдроме образования полости в легком дыхание: а) амфорическое б) жесткое в) везикулярное г) отсутствует 5. Бронхиальное дыхание в норме выслушивается: а) под лопаткой б) над гортанью, трахеей в) в нижних отделах легких 6. Сухие хрипы возможны при наличие: а) жидкой мокроты в просвете бронхов б) пропитывания экссудатом альвеол в) отложение фибрина на листках плевры г) вязкой мокроты в просвете бронхов 7. При отложении фибрина на листках плевры возникают: а) сухие хрипы б) влажные хрипы в) шум трения плевры г) крепитация 8. При синдроме образования полости в легком характерны: а) влажные хрипы б) сухие хрипы в) крепитация г) шум трения плевры 9. Крепитация выслушивается: а) на вдохе б) на выдохе в) на высоте вдоха г) во время вдоха и выдоха 10. Над полостью, сообщающихся с бронхом дыхание: а) ослабленное б) амфорическое в) бронхиальное г) жесткое
Приложение 9а
Эталон ответов «Аускультации легких»
1. г 2. б 3. б 4. а 5. б 6. г 7. в 8. а 9. в 10. б
Приложение 10
ПЕРКУССИЯ ЛЕГКИХ
Задача 1 Над легкими при перкуссии выявляется ясный легочный звук. а) Назовите условия для его возникновения. б) Охарактеризуйте его физические свойства.
Задача 2 Дайте характеристику бедренному и желудочно-кишечному звуку.
Задача 3 У больного система органов дыхания без патологии. а) Назовите высоту стояния верхушек. б) Укажите расположение нижней границы легких.
Задача 4 У больного воздух в плевральной полости. а) Назовите обозначение патологии. б) Опишите изменения, получаемые при перкуссии грудной клетки. в) Перечислите другие патологические состояния, при которых выявляется такой перкуторный звук.
Задача 5 В альвеолах нижней доли правого легкого имеется и воздух, и жидкость. а) Опишите характер перкуторного звука в данной области. б) Назовите заболевания, при которых он наблюдается.
Задача 6 У больного диагностирован экссудативный плеврит. а) Какой характер перкуторного звука отмечается в треугольнике Гарлянда? б) Назовите условия его возникновения. в) Перечислите заболевания, при которых может наблюдаться подобный звук.
Задача 7 В плевральных полостях содержится транссудат. а) Дайте оценку перкуторному звуку в нижних отделах грудной клетки. б) Назовите условия, при которых извлекается подобный звук.
Задача 8 У больного эмфизема легких. а) Охарактеризуйте особенности перкуторного звука. б) Назовите условия для его возникновения.
Задача 9 У больного под правой ключицей поверхностно расположенная полость диаметром 5 см, заполненная воздухом. а) Дайте оценку характеру перкуторного звука в этой области. б) Назовите особенности его оттенка при наличии гладких стенок.
Задача 10 В области средостения располагается опухоль больших размеров. а) Охарактеризуйте звук, получаемый при перкуссии межлопаточного пространства. б) Перечислите заболевания, при которых может быть подобный перкуторный звук. Задача 11 У больного снижена эластичность легких и повышена их воздушность. а) Опишите высоту стояния верхушек и нижнюю границу легких. б) Охарактеризуйте подвижность нижнего края легких.
Задача 12 У больного инфильтрация (уплотнение) легочной ткани в области верхней доли правого легкого. а) Дайте оценку перкуторному звуку в этой области. б) Назовите, при каких заболеваниях может наблюдаться аналогичный звук при перкуссии.
Задача 13 В просвете крупного бронха опухоль. а) Охарактеризуйте перкуторный звук, получаемый в случае полного и неполного ателектаза легких. б) Объясните механизм изменения звука в каждом случае. Задача 14 У больного массивные спайки (шварты) после перенесенного правостороннего экссудативного плеврита. а) Дайте оценку перкуторному звуку при выстукивании правой доли грудной клетки. б) Охарактеризуйте подвижность нижнего легочного края с этой стороны. Задача 15 У больного значительное скопление свободной жидкости в брюшной полости (асцит). а) Опишите нижнюю границу легких. б) Оцените подвижность легочного края в данном случае.
Задача 16 У больного установлен правосторонний экссудативный плеврит. а) Охарактеризуйте перкуторный звук на больной и здоровой стороне. б) Объясните механизм его возникновения.
Приложение 10а
ЭТАЛОН ОТВЕТОВ «ПЕРКУССИЯ ЛЕГКИХ»
Задача 1 а) Умеренная воздушность и достаточная эластичность легочной ткани. б) Громкий, продолжительный, низкий нетимпанический.
Задача 2 а) Бедренный звук - тихий, короткий, высокий, нетимпанический. б) Желудочно-кишечный - громкий, продолжительный, низкий, тимпанический.
Задача 3 а) Спереди на 3-4 см выше ключицы, сзади – на уровне остистого отростка 7 шейного позвонка. б)
Задача 4 а) Пневмоторакс. б) На больной стороне клетки - тимпанический перкуторный звук. в) Большая каверна, полость после опорожнения абсцесса, бронхоэктаза (диаметром 3-4 см), причем особенно отчетливо при поверхностном их расположении.
Задача 5 а) Притуплено - тимпанический. б) Начальная стадия и стадия разрешения крупозной пневмонии, отек легких, расслабление легочной ткани (компрессионный ателектаз, неполный обтурационный ателектаз).
Задача 6 а) Притуплено - тимпанический. б) Снижение напряжения эластичности легочной ткани при одновременном уменьшении ее воздушности; наличие в альвеолах воздуха и жидкости. в) Начальная стадия и стадия разрешения крупозной пневмонии, отек легких, поджатое легкое, неполный обтурационный ателектаз.
Задача 7 а) Тупой (короткий, тихий, высокий, нетимпанический). б) Уменьшение воздушности легочной ткани, появления новой безвоздушной ткани, жидкость или шварты в плевральной полости. Задача 8 а) Коробочный или подушечный (громкий, низкий, продолжительный, тимпанический). б) Увеличение воздушности и снижение эластичности.
Задача 9 а) Тимпанический. б) При наличии гладких стенок звук приобретает металлический оттенок.
Задача 10 а) Тупой (короткий, тихий, высокий, нетимпанический). б) Воспаление легких, инфаркт легкого, пневмосклероз, обтурационный ателектаз, абсцесс легкого (до сообщения с просветом бронха), кровоизлияние в легочную ткань, опухоль легкого, жидкость в плевральной полости, большие наложения фибрина на плевральных листках.
Задача 11 а) Наблюдается высокое стояние верхушек и опущение нижней г
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 900; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.127.232 (0.497 с.) |