Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников



1. Педагогические работники обязаны:

1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;

2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;

3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;

4) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;

5) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;

6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;

7) систематически повышать свой профессиональный уровень;

8) проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании;

9) проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя;

10) проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;

11) соблюдать устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.

2. Педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.

3. Педагогическим работникам запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

4. Педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами. Неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическими работниками обязанностей, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, учитывается при прохождении ими аттестации.

 

г) методическая работа в школе как фактор повышения профессиональной компетентности педагога;

Методическая работа – это систематическая и индивидуальная деятельность учителей по повышению своей научно-теоретической, методической подготовки и профессионального мастерства; система методических мероприятий, направленных на всестороннее повышение профессионального мастерства педагогов.

 

Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.

Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.

Формирование профессиональной компетентности - процесс цикличный, т.к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве, таким образом методическая работа может стать фактором повышения компетентности педагога, поскольку через нее последний реализует свою деятельность.

 

Формы организации методической работы в школе многообразны и дина­мичны. Они изменяются, обновляются в зависимости от многих факторов, основные из которых:

  • государственная политика в сфере образования, законодательные акты и документы;
  • уровень педагогической культуры учителей, их методическая грамот­ность, выявленная в процессе диагностических измерений личностных и профессиональнодеятельностных показателей;
  • морально-психологический климат в коллективе школы, материаль­но-технические возможности организации методической работы;
  • изучение внутришкольного педагогического опыта, инновационная открытость и активность учителей, уровень профессиональной готовности руководителей школы к осуществлению методической работы;
  • конкретная ситуация в коллективе школы (в отношениях между учителями, учителями и учениками, учителями и руководителями и др.).

Наиболее распространенной формой методической работы в школе яв­ляются предметные методические объединения учителей — групповая форма организации методической работы учителей того или иного предмета или классных руководителей, создаваемая в школе, в районе, в городе. На ме­тодических объединениях учителей обсуждаются вопросы:

  • преподавания конкретных учебных дисциплин, методики и техноло­гии организации учебного процесса;
  • организации обмена опытом, внедрения передового педагогического опыта и достижений педагогической науки;
  • преподавания наиболее трудных разделов и тем новых программ и учебников;
  • тематики и видов творческих контрольных работ для проверки зна­ний учащихся и др.

В большинстве школ по инициативе руководителей или педагогов со­здаются организационные координационные органы методической рабо­ты — методические советы. В отличие от совета школы, педагогического совета методический совет имеет единственную функцию — повышение научно-методического уровня педагогической деятельности каждого учите­ля. Эффективность работы зависит от двух обстоятельств: кто руководит советом и каков состав его членов. В методический совет входят наиболее опытные учителя, представляющие разные ступени образования и профили учебных предметов. Это могут быть руководители различных методических формирований.

Руководит работой методического совета, как правило, завуч. Методи­ческий совет школы определяет тактику и стратегию совершенствования педагогической квалификации учителей. Он также определяет вопросы для рассмотрения на объединениях, комиссиях; разрабатывает и обсуждает программы семинаров, практикумов, лекториев, общую программу метод и ческой работы в школе. Таким образом, методический совет — это прояв­ление коллегиальности и делегирования полномочий в такой сложной сфе­ре управленческой деятельности, какой является повышение профессио­нально-педагогической культуры каждого учителя школы.

К числу традиционных форм методической работы в школе относятся:

предметные методические объединения;

  • единый методический день в школе (для всех педагогических работни­ков школы один раз в четверть);
  • проблемные семинары и практикумы (для обеспечения единства тео­ретической и практической подготовки учителя, стимулирования самооб­разовательной деятельности; введение их в круг педагогических иннова­ций, таких как деловые, ролевые игры, практикумы, организационно-деятельностные игры, различного рода тренинги);
  • школы молодого учителя (осуществляющие адаптацию учителя в пер­вые годы работы в школе);
  • школы передового опыта (реализующие цели и задачи индивидуаль­ного и коллективного наставничества) и т.д.

 

д) педагогическое управление ученическим самоуправлением.

Самоуправление учащихся - это самостоятельность в проявлении инициативы, принятии решения и его реализации в интересах своего коллектива или организации. Развитие самоуправления помогает детям почувствовать всю сложность социальных отношений, сформировать социальную позицию, определить возможности в реализации лидерских функций.

Важно понять: ученическое самоуправление - это составная часть педагогического процесса, развиваемая и управляемая на основе социальных, правовых и этических принципов.

Интеграция и дифференциация педагогического управления и ученического самоуправления предполагает, что отношения педагогов и учащихся в процессе развития самоуправления строятся на основе сотрудничества. Такое сотрудничество обеспечивается наличием принятых как педагогам, так и учащимися определенных правил (норм) отношений, делегированием учащимся реальных управленческих отношений, созданием обстановки взаимной ответственности и взаимного доверия.

Взаимосвязь педагогического управления и детского самоуправления осуществляется на трех уровнях:

на организационно-методическом уровне:

выработку перспектив и общей программы действий, согласование отдельных ее элементов с акцентом на целях, выбранных самими детьми;

совместную работу детей и педагогов в органах самоуправления, включение детей в решение проблемных управленческих ситуаций;

взаимное информирование о деятельности, согласование действий детей и педагогов в рамках единого педагогического сообщества;

методическую помощь педагогов органам ученического самоуправления

на нормативном уровне:

разработку документов, устанавливающих принципы сотрудничества детей и взрослых на основе взаимной ответственности и взаимной отчетности; позволяющих органам самоуправления реализовать свои функции; определяющих роль взрослых как гарантов реализации прав детей.

определение компетенции органов самоуправления и четкое разграничение полномочий при организации конкретной деятельности;

на социально-психологическом уровне:

установление атмосферы конструктивного диалога педагогов и учащихся, позволяющей наиболее эффективно решать поставленные задачи;

соблюдение этических норм во взаимоотношениях детей и взрослых, основанных на признании интересов и прав каждой из сторон, уважении к чужому мнению, терпимости и стремлению к компромиссному решению проблемных ситуаций;

создание творческой обстановки для выражения членами детского сообщества своих интересов и мнений,

повышение уровня педагогической культуры, реализация демократического стиля руководства в отношении учащихся.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 708; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.127.141 (0.011 с.)