Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2.5. Психотехники гештальткоррекции осужденных
Основные понятия темы: гештальттерапия Ф.Перлза, поле организма, саморегуляция, контакт, граница контакта, осознание, зоны осознавания, ответственность, саморегуляция индивида, механизмы нарушения саморегуляции (интроекция, проекция, ретрофлексия, дефлексия, слияние), уровни гештальткоррекции («фальшивых отношений», клише, игр и ролей; фобический (искусственный) уровень; уровень тупика, безвыходного положения и отчаяния; имплозия (внутренний взрыв); эксплозия (внешний взрыв), принцип «здесь и теперь», принцип «Я – ТЫ», принцип субъективации высказываний, континуум сознания. Основные процедуры гештальткоррекции: расширение осознавания, интеграция противоположностей, усиление внимания к чувствам, работа с мечтами (сновидениями, фантазиями), принятие ответственности на себя, преодоление сопротивления. Базисная терминология: фигура, фон, переживание, контакт, границы контакта, саморегуляция, осознавание, механизмы прерывания контакта. Техники гештальттерапии: экспериментальный (диссоциированный) диалог; «Большой пес» и «Щенок»; совершение кругов или идти по кругу; техника «наоборот» (перевертыш); экспериментальное преувеличение; незаконченное дело; проективные игры на воображение.
Вид занятия: лекция. Время проведения: 2 часа. Место проведения: лекционный зал. Цели проведения: - Подвести курсантов (слушателей) к пониманию особенностей гештальткоррекции осужденных. - Углубить и расширить представления курсантов (слушателей) о сущности психокоррекционной работы с осужденными с использованием техник и приемов гештальттерапии. - Продолжить воспитание профессиональных качеств личности практического психолога УИС (общепедагогическая цель). Вопросы для рассмотрения: 1. Особенности применения техник гештальттерапии Ф.Перлза в психокоррекционной работе с осужденными. 2. Понятие о механизмах нарушения процесса саморегуляции. 3. Уровни процесса гештальткоррекции. 4. Принципы и цели гештальткоррекции осужденных. 5. Основные процедуры гештальткоррекции.
Вид занятия: семинар Время проведения: 2 часа. Место проведения: учебная аудитория. Цели проведения: - Закрепить теоретические знания, полученные на лекции и в процессе самостоятельной подготовки по данной теме через формирование представлений:
а) о сущности гештальткоррекции осужденных и ее особенностях; б) о процедурах гештальткоррекции; в) о техниках гештальткоррекции. - Привить вербальные и невербальные навыки и умения изложения основных категорий понятийного аппарата психологической коррекции осужденных. Ход занятия: Занятие проводится в два этапа: 1 этап: Обсуждение с курсантами (слушателями) процедур гештальткоррекции. Вопросы, выносимые на обсуждение: 1. Раскройте сущность процедуры гештальткоррекции «расширение осознавания». 2. Раскройте сущность процедуры гештальткоррекции «интеграция противоположностей». 3. Раскройте сущность процедуры гештальткоррекции «усиление внимания к чувствам». 4. Раскройте сущность процедуры гештальткоррекции «работа с мечтами (фантазиями)». 5. Раскройте сущность процедуры гештальткоррекции «принятие ответственности за себя». 6. Раскройте сущность процедуры гештальткоррекции «преодоление сопротивления». 2 этап: Просмотр видеосюжета «Терапевтическая сессия по прояснению фигуры – проблемы клиента при интенсивном сопротивлении» (видеофильм института психиатрии и клинической психологии «Теория и практика гештальттерапии»).
Вид занятия: практическое занятие. Время проведения: 2 часа. Место проведения: учебная аудитория. Цели проведения: - Закрепить теоретические знания, полученные на лекции, семинаре и в процессе самостоятельной подготовки по данной теме через формирование представлений: а) о гештальткоррекционных техниках, применяемых в работе с осужденными; б) об особенностях коррекционной работы с осужденным в техниках гештальткоррекции; - Сформировать умения и навыки применения техник гештальттерапии в работе с клиентом. Ход занятия: Упражнение 1. «Техника на развитие осознания» Цель выполнения: достижение возможно более полного осознания себя: своих чувств, потребностей, желаний, телесных процессов, своей мыслительной деятельности, а также насколько возможно полного осознания внешнего мира, прежде всего мира межличностных отношений. Время выполнения: 25 мин.
Процедура: Условно разделите мир вашего сознания на три зоны: 1) внешний мир; 2) внутренний мир вашего тела; 3) мир ваших чувств, мыслей, фантазий. Выберите себе партнера. Сядьте лицом друг к другу. Расслабьтесь. Делитесь по очереди осознаванием внешнего мира. Начинайте свою речь словами: «сейчас я осознаю, что …» и заканчивайте ее рассказом о своих ощущениях от воздействия окружающей обстановки (света, запахов, вида партнера и т. д.). Говорите 3-5 минут. Теперь переключайтесь и внимательно слушайте то, что ваш партнер рассказывает о своем ощущении внешнего мира. Далее по очереди рассказывайте об ощущениях, связанных с вашим телом (средняя зона). Начинайте рассказ словами: «Сейчас я осознаю …» и заканчивайте его описанием своих ощущений, связанных с вашим телом (сухость во рту, тяжесть в руках, зуд, боль и т. п.). Рассказывайте о своих ощущениях 2-3 минуты, потом переключитесь и внимательно выслушайте партнера. Затем переключитесь на свой мир чувств, мыслей и фантазий. Начинайте рассказ словами: «Сейчас я осознаю …» и заканчивайте повествование о своих чувствах, связанных с данным занятием, о ваших заботах, мыслях. Не бойтесь спонтанных мыслей и чувств, старайтесь говорить о них, соблюдая принцип «здесь и теперь». Говорите 3-5 минут, потом внимательно выслушайте партнера. Обменяйтесь с партнером своими впечатлениями. Вновь по очереди включитесь в процесс осознания. На этот раз «переходите» из зоны в зону. В заключение постарайтесь осознать вашего партнера. Позвольте ему сделать то же в отношении вас. По завершении упражнения проводится обсуждение результатов в группе. Упражнение 2: Техника интеграции полярностей«Два стула» Цель проведения: осознание своих противоречивых качеств и чувств, которые сопровождают борьбу этих противоположных личностных качеств. Время проведения: 20 мин. Нередко человек ощущает некоторую двойственность, расщепление противоположностями, чувствует себя в группе этих противоположностей, противостоящих сил. Процедура: Группа делится на пары, в которой один играет роль «психолога», другой – «клиента». «Клиенту» предлагается сыграть диалог между противоположными сторонами своей личности. С каждой сменой позиции «клиент» будет менять стулья и по очереди воспроизводить реплики от имени одной, а затем другой психологической позиции: «дружелюбное Я» и «раздраженное Я», «Нападающего» или «Защищающегося». «Нападающий» обычно высказывает нравоучения, диктует своему оппоненту, что он «должен делать», «как должен себя вести», а «Защищающийся» объясняет, что он «может сделать», как ему «хочется себя вести». Получается диалог, в котором «клиент» воссоздает конфликт между своими полярными ощущениями и старается осознать их. Когда эти полярные позиции внутреннего конфликта прочувствованы и осознаны, «клиенту» становится легче интегрировать их в своей личности. «Психолог» - наблюдает, «клиент» - играет, затем меняются ролями. Исполняемая роль может быть: - ролью человека, какой он сейчас: ролью ребенка, матери, отца, супруга (и) или начальника; - физическим симптомом – язвой, головной болью, болью в пояснице, сильным сердцебиением; - предметом, встретившимся во сне, например, частью мебели, животным и т. п.
По завершении ролевой игры проводится обсуждение впечатлений в группе. Упражнение 3: Техника работы по принятию ответственности за самих себя «Три фразы» Время проведения: 20 мин. Цель проведения: научиться принимать ответственность за передачу другим людям своих собственных функций по возбуждению чувств и контролю над ними. Процедура: Работа проводится в парах. Сядьте напротив друг друга. Один из партнеров, глядя в глаза другому, говорит три фразы, начиная каждую из них со слов: «Я должен …». Партнер, не комментируя сказанного вами, в свою очередь говорит три аналогичные фразы. Теперь вернитесь к своим фразам и по очереди повторите их, заменив в каждой слова «Я должен …» на слова «Я предполагаю …». Поделитесь своими ощущениями. Далее по очереди с партнером произнесите три фразы, начиная каждую со слов «Я не могу …», а затем то же самое, заменив слова «Я не могу …» на слова «Я не хочу …». Поделитесь своими переживаниями в связи с изменением смысла сказанных вами фраз. Аналогично по очереди произнесите три фразы, начинающиеся со слов «Мне надо …», а затем замените эти слова на «Я хочу …». Поделитесь своими переживаниями. Наконец, по очереди с партнером произнесите три фразы, начинающиеся словами «Я боюсь, что …», а затем замените начало фразы на слова «Я хотел бы …». Поделитесь своими переживаниями в связи с изменением смысла сказанных вами фраз, постарайтесь осознать свои ощущения. Обсуждение в группе: подвести к выводу, что: - слова «Я должен …», «Я не могу …», «Мне надо …», «Я боюсь, что …» отрицают и снижают степень вашей ответственности за себя; - изменяя фразы, повышается ответственность за свои мысли, чувства и поведение. Упражнение 4: Техника работы с проекцией Время работы: 25 мин. Цель проведения: иллюстрация процесса проекций и помощь участникам группы идентифицироваться с отвергаемыми аспектами личности. Процедура: Одному из членов группы предлагается выполнить следующее задание: «Посмотри внимательно на предметы в аудитории и выбери тот, который тебе больше всего не нравится. Что именно тебе в нем не нравится? Чем он плох? Затем вместо «он» необходимо говорить «Я» и повторить предыдущую фразу. Обсуждение в группе: Подвести членов группы к выводу, что когда проективный человек сможет представить себе, что ему свойственны некоторые качества, которые он прежде не осознавал, а замечал в других, это расширяет и поддерживает его подавленное чувство идентичности.
Литература Основная: 1. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учеб. пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2002. 2. Таланов В.Л., Малкина - Пых И.Г. Справочник практического психолога. – СПб., 2002. Дополнительная: 1. Демьянов Ю.Г. Основы психопрофилактики и психотерапии. – СПб., 1999. 2. Психотерапевтическая энциклопедия / Под общ. ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб.: Питер Ком, 1998. 3. Психокоррекционные технологии в работе пенитенциарных психологов / Сборник материалов психологов уголовно-исполнительной системы. – М.: ОПС ГУИН Минюста России, НИИ УИС, МПЛ ГУИН Минюста России по Приморскому краю, 2005. 4. Энрайт Д. Гештальт, ведущий к просветлению. – М., 1994.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 680; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.70.191 (0.028 с.) |