Конституционно-правовой статус Президента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституционно-правовой статус Президента



 

Как мы уже указали, статус Президента Российской Федерации как главы государства определен в статье 80 Конституции. Президент является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Он должен принимать меры к тому, чтобы не допускалось нарушения Конституции. Полномочия Президента обеспечивают возможности эффективно реализовать эту функцию. Среди них – право вето, право законодательной инициативы, обращение с запросом в Конституционный Суд, роспуск Государственной Думы, отставка Правительства и т.д.

В установленном Конституцией порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности. Президент уполномочен вводить военное или чрезвычайное положение. Как Верховный главнокомандующий он несет ответственность за надлежащий уровень боеспособности страны, за состояние Вооруженных Сил Российской Федерации, их способность обеспечить охрану суверенитета Российской Федерации, независимость и целостность государства.

Президент несет ответственность за надлежащий уровень регулирования отношений между Российской Федерацией и ее субъектами, которые исключали бы нарушение единства государства, препятствовали проявлению сепаратистских устремлений.

Президент как глава государства определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Эту функцию он реализует в ежегодных посланиях Федеральному Собранию. В посланиях подводится итог достигнутому, а также намечаются текущие и долгосрочные перспективы развития государства.

Как глава государства Президент представляет Россию внутри страны и в международных отношениях. Внутренний аспект представительства государства в лице Президента реализуется при осуществлении им полномочий, непосредственно исходящих от государства: принятие в гражданство и прекращение гражданства; учреждением государственных наград и почетных званий; предоставлением политического убежища и другие.

Представительство государства в лице Президента в международных отношениях проявляется во всех сферах, где требуется уровень отношений в лице глав государств (подписание договоров, ведение переговоров, встречи глав государств и т.д.).

Статус Президента, как и всех других органов государственной власти Российской Федерации, символизируется прежде всего общим символом государства – Государственным флагом Российской Федерации. Он поднимается над зданием официального пребывания Президента, над его резиденцией в Кремле.

Символом президентской власти является штандарт (флаг) Президента. Штандарт Президента представляет собой квадратное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цвета (цвета Государственного флага Российской Федерации). В центре – золотое изображение Государственного герба Российской Федерации. Полотнище окаймлено золотой бахромой. На древке штандарта крепится серебряная скоба с выгравированными фамилией, именем и отчеством Президента, и датами его пребывания на этом посту. Древко штандарта увенчано металлическим навершием в виде копья.

Местонахождением оригинала штандарта является служебный кабинет в резиденции Президента в столице Российской Федерации – городе Москве (Сенатский дворец Московского кремля). Дубликат штандарта поднимается над резиденцией Президента в городе Москве, над другими резиденциями во время пребывания в них Президента, устанавливается и поднимается на транспортных средствах Президента.

Другим символом президентской власти является Знак Президента. Он состоит из Знака и цепи Знака. Знак из золота представляет собой равноконечный крест с расширяющимися концами. На лицевой стороне Креста в центре –накладное изображение Государственного герба Российской Федерации. На оборотной стороне круглый медальон, по окружности которого – девиз: «Польза, честь и слава», а на накладке золотыми буквами выгравированы фамилия, имя и отчество каждого Президента Российской Федерации, год его вступления в должность.

Как штандарт, так и Знак Президента передаются каждому вновь избранному Президенту Российской Федерации.

Президент как глава государства обладает неприкосновенностью.

Полномочия Президента

 

В соответствии с Конституцией Президент Российской Федерации обладает широким кругом полномочий, которые могут быть объединены в несколько групп.

Полномочия по формированию и деятельности органов государственной власти. Президент назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации. Заместители Председателя Правительства и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом по предложению Председателя Правительства Российской Федерации. Президент руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждает систему и структуру федеральных органов исполнительной власти. Президент назначает выборы Государственной Думы, распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией, назначает референдум Российской Федерации, вносит законопроекты в Государственную Думу, подписывает и обнародует федеральные законы.

В целях эффективного участия в законотворческой деятельности, указами Президента учреждены должности уполномоченных представителей Президента в Совете Федерации и Государственной Думе. В ходе обсуждения законопроектов они вправе вносить к ним предложения и поправки.

Президент представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Генерального прокурора и заместителей Генерального прокурора; назначает судей других федеральных судов; назначает на должность прокуроров субъектов Российской Федерации; формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации.

Президент участвует в формировании некоторых других федеральных органов государства. Президент представляет Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность Председателя Центрального банка России, Председателя и шесть аудиторов Счетной палаты, Совету Федерации – заместителя Председателя и шести аудиторов Счетной палаты; назначает пять членов Центральной избирательной комиссии.

В обеспечении осуществления полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации. Президент назначает полномочных представителей в федеральном округе. Полномочный представитель Президента в федеральном округе – должностное лицо, представляющее Президента в пределах соответствующего федерального округа.

По представлению Президента законодательный (представительный) орган власти субъекта Российской Федерации назначает высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Президент наделен правом роспуска законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, если в течение трех месяцев со дня вынесения Президентом предупреждения законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Российской Федерации указанный орган не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда.

Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в случае противоречия этих актов Конституции и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Президент осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации. Президент ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации; подписывает ратификационные грамоты; принимает верительные грамоты и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей. Президент назначает и отзывает после консультации с соответствующим комитетом или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Президент решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища; осуществляет помилование. Он награждает государственными наградами России, присваивает почетные звания, высшие воинские и высшие специальные звания.

Президент издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всех территории России. Указы и распоряжения, принятые Президентом, не должны противоречить Конституции и федеральным законам.

Конституция к прерогативе Президента относит формирование Администрации Президента, которая является государственным органом России, обеспечивающим деятельность Президента и контролирующим исполнение его поручений и решений. Важную роль в ней играет руководитель Администрации.

Президент в своей деятельности опирается на советников, помощников, референтов и других лиц, обладающих профессиональными знаниями и опытом в сфере управления.

10.4. Избрание и прекращение полномочий
Президента

Президент избирается на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании.

Президентом может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд.

В соответствии с Конституцией выборы Президента назначает Совет Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента и в котором шесть лет тому назад Президент был избран. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

Кандидаты на должность Президента могут быть выдвинуты политическими партиями, а также в порядке самовыдвижения, при условии поддержки группой избирателей не менее 500 граждан, обладающих активным избирательным правом. Гражданин, выдвинувший свою кандидатуру, обращается с ходатайством в письменной форме в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации о регистрации группы избирателей.

Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, обязан собрать в свою поддержку не менее 300 тысяч подписей избирателей, при этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 7500 подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта Российской Федерации. Если сбор подписей избирателей осуществляется среди избирателей, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, общее количество этих подписей не может быть более 7500 подписей.

Политическая партия обязана собрать в поддержку выдвинутого ею кандидата не менее 100 тысяч подписей избирателей, при этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 2500 подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта Российской Федерации. Если сбор подписей избирателей осуществляется среди избирателей, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, общее количество этих подписей не может быть более 2500 подписей.

Выборы Президента осуществляются на альтернативной основе. Если ко дню голосования останется менее двух зарегистрированных кандидатов, выборы Президента по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации откладываются на срок не более 90 дней для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.

Выборы признаются несостоявшимися: если голосование проводилось по одной кандидатуре и за нее проголосовало менее 50 процентов от числа избирателей, принявших участие в голосовании; если в избирательный бюллетень были включены два кандидата и ни один из них не получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании; если все кандидаты выбыли до проведения повторного голосования.

Центральная избирательная комиссия признает выборы Президента недействительными:

1) если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей;

2) если итоги голосования признаны недействительными на части избирательных участков, списки избирателей на которых на момент окончания голосования в совокупности включают в себя не менее, чем одну четвертую часть от общего числа избирателей, включенных в списки избирателей на момент окончания голосования;

3) по решению суда.

Если выборы Президента признаны несостоявшимися или недействительными, Совет Федерации назначает повторные выборы, которые проводятся через четыре месяца.

Избранный Президент Российской Федерации вступает в должность на тридцатый день со дня официального опубликования Центральной избирательной комиссией Российской Федерации результатов выборов.

При вступлении в должность Президент приносит народу следующую присягу:

«Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу».

Присяга произносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда.

Президент приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом.

Президент прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности.

Конституция установила достаточно сложный порядок отрешения Президента от должности, в котором задействованы обе палаты Федерального Собрания, Конституционный Суд, Верховный Суд.

1. Президент может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершения иного тяжкого преступления, подтверждённого заключением Верховного Суда о наличии в действиях Президента признаков преступления и заключением Конституционного Суда о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

2. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты 2/3 голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее 1/3 депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.

3. Решение Совета Федерации от отрешения Президента от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

10.5. Гарантии Президенту, прекратившему
исполнение своих полномочий, и членам его семьи

Президенту, прекратившему исполнение своих полномочий, в соответствии с Федеральным Законом «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи», пожизненно предоставляется государственная охрана в местах его постоянного или временного пребывания. Такому лицу и членам его семьи сохраняется право на медицинское обслуживание, государственное страхование жизни и здоровья за счет средств федерального бюджета, сохраняется неприкосновенность.

Он не может быть привлечен к уголовной и административной ответственности за деяния, совершенные им в период исполнения им полномочий Президента, а также задержан, арестован, подвергнут обыску, допросу либо личному досмотру, если указанные действия осуществляются в ходе производства по делам, связанным с исполнением им полномочий Президента.

Неприкосновенность Президента, прекратившего исполнение своих полномочий, распространяется на занимаемые им жилые и служебные помещения, транспортные средства, средства связи, принадлежащие ему документы и багаж, на его переписку.

Президент, прекративший исполнение своих полномочий, может быть лишен неприкосновенности в случае возбуждения уголовного дела по факту совершения им тяжкого преступления. Генеральный прокурор в случае возбуждения уголовного дела в отношении указанного лица в связи с совершением им тяжкого преступления в период исполнения полномочий Президента направляет представление в Государственную Думу. Принятое Государственной Думой постановление о даче согласия на лишение неприкосновенности Президента, прекратившего исполнение своих полномочий, с представлением Генерального прокурора направляется в трехдневный срок в Совет Федерации. Совет Федерации рассматривает в трехмесячный срок вопрос о лишении неприкосновенности Президента, прекратившего исполнение своих полномочий, с учетом представления Генерального прокурора, принимает по данному вопросу постановление и в трехдневный срок извещает о нем Генерального прокурора.

Решение Государственной Думы об отказе в даче согласия на лишение неприкосновенности Президента, прекратившего исполнение своих полномочий, либо решение Совета Федерации об отказе в лишении неприкосновенности указанного лица является обстоятельством, исключающим производство по соответствующему уголовному делу и влекущим прекращение такого дела.

В рассмотрении вопроса на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания вправе участвовать Президент, прекративший исполнение своих полномочий, в отношении которого внесено представление.

Президент, прекративший исполнение своих полномочий, независимо от возраста, имеет право на ежемесячное денежное содержание, в размере 75 процентов месячного денежного вознаграждения Президента. Выплата денежного содержания приостанавливается в случае замещения Президентом, прекратившим исполнение своих полномочий, государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или государственной должности государственной службы.

Президент, прекративший исполнение своих полномочий, имеет право на бесплатное пользование на территории Российской Федерации правительственной связью и другими видами связи, которыми располагают органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации, и право на внеочередное получение услуг связи. Все виды почтовых и телеграфных отправлений Президента, прекратившего исполнение своих полномочий, пересылаются (передаются), обрабатываются и доставляются в разряде правительственных. Президент, прекративший исполнение своих полномочий, имеет право содержать за счет средств федерального бюджета аппарат помощников.

После смерти Президента, прекратившего исполнение своих полномочий, членам его семьи назначается ежемесячное пособие в сумме, равной шестикратному минимальному размеру пенсии по старости, установленному федеральным законом на день его смерти. Круг членов семьи, имеющих право на указанное пособие, и сроки его выплаты определяются в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном для назначения пенсии по случаю потери кормильца.

 


Тема 11. ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11.1. Возникновение и развитие парламентаризма в России.

11.2. Федеральное Собрание Российской Федерации.

11.3. Совет Федерации.

11.4. Государственная Дума.

11.5. Федеральный законодательный процесс.

11.6. Парламентские слушания.

11.7. Статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы.

 

11.1. Возникновение и развитие
парламентаризма в России

Важнейшим органом законодательной власти в современных обществах является парламент. Латинское слово parliamentum означало послеобеденную беседу монахов. В Англии слово parliament появилось вначале для обозначения любого обсуждения. Французское слово parlement используется для названия «Великого совета Англии». Дословным переводом этого термина является «говорить, разговаривать».

Многие исследователи утверждают, что первый парламент в современном понимании этой дефиниции появился в Англии в 1265 году. Следует отметить, что законодательные структуры того времени были сословными органами. По-настоящему представительными они стали только после буржуазных революций, когда в основу государственного устройства был положен принцип разделения властей. Это был главный инструмент борьбы против абсолютизма, средневековой реакции за национальную независимость и торжество справедливости и демократии.

Парламент - высший представительный и законодательный орган государства. Представительный – это означает, что в составе парламента работают избираемые народом его представители, которые получили право представлять интересы людей и от их имени принимать законы и политические решения. Законодательный, что основная задача парламента – разработка и принятие законопроектов. Именно от работы парламента, его эффективности и целенаправленной деятельности во многом зависит, какие в стране будут приниматься политические решения и законодательные акты, торжествовать идеи, ценности, идеалы, взгляды, принципы, нормы, убеждения, модели поведения. Законодательная власть создает объективные условия для реализации важнейших задач, стоящих перед государством.

Появление в России профессионального, постоянно действующего представительного и законодательного органа явилось итогом длительного и противоречивого исторического развития института народного представительства.

До 1905 года в Российской империи отсутствовал какой-либо представительный законодательный орган. Манифестом от 6 августа 1905 года император Николай II учредил Государственную Думу как «особое законосовещательное установление, коему предоставляется предварительная разработка и обсуждение законодательных предположений и рассмотрение росписи государственных доходов и расходов».

27 апреля 1906 года начинает свою работу Первая Государственная Дума – первый российский общенациональный парламент. Обсуждались два законопроекта по аграрному вопросу: о кадетов и депутатов трудовой группы Думы. Предлагали создание государственного земельного фонда для наделения крестьянства землей. Кадеты хотели включить в фонд казенные, удельные, монастырские, часть помещичьих земель. При этом они выступали за сохранение образцовых помещичьих хозяйств и отчуждение за рыночную цену той земли, которая сдается ими в аренду. Трудовики требовали для обеспечения крестьян отвести им участки по трудовой норме за счет казенных, удельных, монастырских, частновладельческих земель, объявления политической амнистии, расширения законодательных прав Думы.

Однако, когда 9 июля 1906 года депутаты пришли в Таврический дворец на очередное заседание, то наткнулись на закрытые двери; рядом на столбе висел манифест за подписью царя о прекращении работы Первой Думы, так как она призванная вносить спокойствие в общество, лишь разжигает смуту. В Манифесте о роспуске Думы говорилось, что закон об учреждении Государственной Думы сохранен без изменений. На этом основании началась подготовка к новой кампании, то есть по выборам во Вторую Государственную Думу. Первая Государственная Дума просуществовала всего 72 дня, рассмотрев 391 запросов о незаконных действиях правительства.

Вторая Государственная Дума просуществовала с 20 февраля по 2 июня 1907 года и провела всего одну сессию. Она продолжила борьбу за влияние на деятельность правительства, что вело к многочисленным конфликтам и стало одной из причин краткого периода ее деятельности. Основным предметом дебатов во Второй Думе стал вопрос о принятии чрезвычайных мер против революционеров. Правительство внесло в Думу проект закона о применении чрезвычайных мер против революционеров, однако Дума 17 мая 1907 года проголосовала против «незаконных действий» полиции. Такое неповиновение не устраивало правительство. Было придумано ложное обвинение об участии 55 депутатов против царской семьи. Первого июня 1907 года П.Столыпин потребовал отстранения от участия в заседаниях Думы 55 социал-демократов и лишения 16 из них депутатской неприкосновенности, обвинив их в подготовке к «ниспровержению государственного строя».

На этом основании Николай II объявил о роспуске Второй Думы. В Манифесте о роспуске Государственной Думы 3 июня 1907 года сказано: «…Значительная часть состава второй Государственной Думы не оправдала ожиданий Наших. Не с чистым сердцем, не с желанием укрепить Россию и улучшить ее строй, преступили многие из присланных от населения лиц к работе, а с явным стремлением увеличить смуту и способствовать разложению Государства».

Третья Государственная Дума действовала полный срок полномочий с 1 ноября 1907 года по 9 июня 1912 года. Почти за пять лет своего существования было проведено 611 заседаний, на которых рассмотрено 2571 законопроектов. Основное место в думских дебатах занимал аграрный вопрос, связанный с проведением реформы, рабочий и национальный вопросы. Были приняты законы о частной собственности крестьян на землю, о страховании рабочих от несчастных случаев и по болезни, о введении местного самоуправления в западных губерниях, о сметах различных ведомств и учреждений. Ежегодно в Думе утверждался государственный бюджет.

Четвертая и последняя Государственная Дума Российской империи действовала в период с 15 ноября 1912 года по 25 февраля 1917 года. В ее работе приняли участие большевики, которые внесли три законопроекта (о 8-часовом рабочем дне, социальном страховании, национальном вопросе), отклоненных большинством Думы. Неудачи на фронтах, рост стачечного движения, неспособность правительства обеспечить управление страной стимулировали активность политических партий и их оппозиционность. На этом фоне Дума вступила в острейший конфликт с исполнительной властью.

3 сентября 1915 года после принятия Думой выделенных правительством кредитов на войну ее распустили на каникулы. Вновь Дума собралась только в феврале 1916 года. 16 декабря 1916 года Дума была вновь распущена и возобновила деятельность 14 февраля 1917 года в канун отречения Николая II от престола. 25 февраля 1917 года Дума была снова распущена и больше официально не собиралась, но формально и фактически существовала. Четвертая Дума сыграла ведущую роль в учреждении Временного правительства, при котором она работала в форме «частных совещаний». 6 октября 1917 года Временное правительство постановило распустить Думу в связи с подготовкой к выборам в Учредительное собрание.

Таким образом, попытка реализации западного варианта разделения властей и парламентаризма в России в начале XX века не увенчалась успехом. Это объясняется, во-первых, нежеланием царизма иметь орган власти, призванный осуществлять законодательную власть; во-вторых, господством в течение многих столетий в России самодержавной власти, отсутствие реальных прав и свобод личности. Все это в совокупности и предопределило консерватизм и застойный характер процессов развития парламентских начал в России.

В ходе Февральской и Октябрьской революций 1917 года сложилась новая система представительной власти, которой стали Советы. Советы были массовыми, периодически избираемыми, их депутаты (рабочие, колхозники, врачи, учителя и другие) ощущали свою причастность к решению общественных дел, пользовались уважением и авторитетом в обществе.

Федеральное Собрание как парламент республики пришло на смену «двухступенчатому механизму» высших органов государственной власти Российской Федерации, включающих Съезд народных депутатов и формируемый им Верховный Совет. Созданные в годы советской власти в качестве представительных органов нового социалистического типа эти государственные органы по мере демократизации российского общества, все более приобретали черты парламента, однако стать подлинным парламентом страны они так и не смогли: во-первых, в силу возлагавшихся на них действовавшей тогда Конституцией полномочий, противоречивших принципу разделения властей (распорядительные и некоторые контрольные полномочия), во-вторых, в силу фактически существовавшего вертикального подчинения представительных органов страны, совершенно не свойственного парламентским представительным органам.

Федеральное Собрание Российской Федерации

По Указу Президента Российской Федерации Б. Ельцина был распущен действующий Верховный Совет и Съезд народных депутатов и назначены выборы российского парламента - Федерального Собрания.

Согласно Конституции 1993 года Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации – является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

Федеральное Собрание – представительный орган Российской Федерации, тем самым устанавливается, что формой государства является представительная, то есть опосредованная выборами, парламентская демократия, в условиях которой формирование политической воли народа возлагается на народное представительство, самостоятельно принимающее наиболее ответственные решения. Таким образом, Федеральное Собрание является собранием представителей народа, единственного источника власти в Российской Федерации.

В статье 94 Конституции Федеральное Собрание характеризуется одновременно и как законодательный орган Российской Федерации. В этой передаче парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета как основы правопорядка. Федеральное Собрание является законодательным органом лишь потому, что оно является собранием представителей народа, которому народ делегировал право на власть – право принимать от имени народа федеральные законы, по которым всему народу приходится жить.

Признание Федерального Собрания законодательной властью означает также, что ни один закон Российской Федерации не может быть издан, если он не рассмотрен и не одобрен парламентом, а сам парламент обладает полной и нечем не ограниченной в рамках полномочий Российской Федерации и ее Конституции компетенцией в сфере законодательства.

Будучи законодательным органом, Федеральное Собрание вместе с тем исполняет некоторые довольно ограниченные контрольные функции за исполнительной властью. Этот контроль осуществляется посредством утверждения федерального бюджета, ежегодных отчетов Правительства, использования права отказывать в доверии Правительству, проведения парламентских расследований и т.д.

Федеральное Собрание является постоянно действующим органом и состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти, то есть представляет все субъекты Российской Федерации, и призван выражать их интересы. Также в Совет Федерации входят представители Российской Федерации, назначаемые Президентом Российской Федерации, число которых составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации - представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов – представляет всё население Российской Федерации.

Порядок формирования Совета Федерации и Государственной Думы устанавливается федеральными законами.

Государственная Дума собирается на первое заседание на 30-й день после избрания. Президент может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат. С момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются.

Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентами палат, они вправе проводить закрытые заседания.

Согласно Конституции, обе палаты могут собираться вместе лишь для заслушивания посланий Президента, посланий Конституционного Суда и выступлений руководителей иностранных государств.

Совет Федерации избирает из своего состава тайным голосованием Председателя, первого заместителя и заместителей Председателя. Председатель и его заместители не могут быть представителями одного субъекта Российской Федерации. Для подготовки и рассмотрения вопросов деятельности Совета Федерации создается Совет палаты. В состав Совета палаты входят Председатель Совета Федерации, первый заместитель Председателя Совета Федерации, заместители Председателя Совета Федерации, председатели комитетов Совета Федерации, которые обладают правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым Советом палаты.

Государственная Дума избирает из своего состава тайным голосованием Председателя, первого заместителя и заместителей Председателя. Для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности палаты создается Совет Государственной Думы. Членами Совета Государственной Думы с правом решающего голоса являются Председатель Государственной Думы, первые заместители Председателя Государственной Думы, заместители Председателя Государственной Думы, руководители фракций.

Для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым Государственной Думой, ее депутаты образуют депутатские объединения - фракции.

Совет Федерации формируется и структурируется по непартийному принципу. Члены Совета Федерации не создают фракции и партийные объединения.

Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты, являющиеся постоянно действующими органами соответствующих палат. Комитеты палат по вопросам, отнесенным к их ведению, осуществляют подготовку и предварительное рассмотрение законопроектов, организуют проводимые палатами парламентские слушания, решают иные вопросы, относящиеся к ведению палат. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.

Комитеты Совета Федерации и Государственной Думы имеют равные права и несут равные обязанности по реализации полномочий палат. Численный состав каждого комитета определяется соответствующими палатами. Все члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы входят в состав комитетов, за исключением Председателей палат и их заместителей.

Совет Федерации и Государственная Дума вправе создавать как постоянные, так и временные комиссии. Задачи комиссии, срок ее деятельности, полномочия и персональный состав определяется постановлением палат.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 346; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.114.245 (0.082 с.)