Тема 7. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 7. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации



 

Необходимость учреждения парламентского уполномоченного по правам человека закреплена в Декларации прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 года. Соответствующие нормы об этом институте были включены в Конституцию 1978 года, а затем в Конституцию 1993 года.

Однако Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (далее – Уполномоченный), определяющий порядок назначения и освобождения Уполномоченного от должности, его компетенцию, организационные формы и условия деятельности был принят только 26 февраля 1997 года.

Исходя из концепции Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», Уполномоченный призван осуществлять на территории России контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией и законами Российской Федерации, другими нормативными актами, а также международными пактами и соглашениями, ратифицированными или утвержденными Российской Федерацией.

Деятельность Уполномоченного дополняют существующие средства защиты прав и свобод граждан.

На должность Уполномоченного назначается лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, не моложе 35 лет, имеющее познания в области прав и свобод человека и гражданина, а также опыт правозащитной деятельности. К сожалению, федеральное законодательство не устанавливает, как это сделано в ряде стран, квалификационного требования о наличии юридического образования. Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного могут вноситься в Государственную Думу Президентом, Советом Федерации, депутатами Государственной Думы и депутатскими объединениями в Государственной Думе в течение месяца до окончания срока полномочий предыдущего Уполномоченного.

Уполномоченный назначается на должность сроком на 5 лет с момента принесения присяги. Его полномочия прекращаются с момента принесения присяги вновь назначенным Уполномоченным. Истечение полномочий Государственной Думы, а также ее роспуск не влекут прекращения полномочий Уполномоченного.

Одно и то же лицо не может быть назначено на должность Уполномоченного более чем на два срока подряд. Находясь на своем посту, он не может быть депутатом Государственной Думы и законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, членом Совета Федерации, находиться на государственной службе, а также заниматься политической и иной деятельностью.

Важным элементом статуса Уполномоченного является наличие у него иммунитета. Он пользуется неприкосновенностью в течение всего срока своих полномочий. Без согласия Государственной Думы Уполномоченного нельзя привлечь к уголовной, административной ответственности, налагаемой в судебном порядке. Кроме того, он не может быть задержан, арестован, подвергнут обыску, кроме случаев задержания на месте преступления. Его нельзя подвергать личному досмотру, кроме случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц. Неприкосновенность распространяется на его жилое и служебное помещение, багаж, личное и служебное транспортное средство, корреспонденцию, средства связи, а также на принадлежащие ему документы.

Уполномоченный и его рабочий аппарат являются государственным органом с правом юридического лица. Чтобы обеспечить независимость от каких-либо органов, финансирование его деятельности осуществляется из федерального бюджета.

Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» устанавливает основания, которые влекут или могут повлечь досрочное освобождение от должности Уполномоченного Государственной Думой. Освобождение от должности следует в случаях, если Уполномоченный занимается деятельностью, несовместимой с его должностью, а также, если в отношении него вступил в законную силу обвинительный приговор суда.

Государственная Дума может прекратить полномочия Уполномоченного, если он не способен по состоянию здоровья или по иным причинам исполнять свои обязанности в течение четырех месяцев подряд. Уполномоченный имеет право сам подать заявление о сложении полномочий, в этом случае требуется согласие Государственной Думы, касающееся освобождения от должности.

Оформление досрочного освобождения от должности производится путем принятия Государственной Думой специального постановления, после чего Государственная Дума приступает к назначению нового Уполномоченного.

Основным содержанием компетенции Уполномоченного является рассмотрение жалоб на нарушение прав и свобод человека и гражданина. Заявителями жалобы могут быть не только граждане Российской Федерации, но и находящиеся на ее территории иностранные граждане и лица без гражданства.

Уполномоченный рассматривает только те жалобы, которые были ранее обжалованы в судебном или административном порядке, но заявитель не согласен с принятым решением. Срок подачи жалобы – не позднее года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда ему стало известно об их нарушении.

Для облегчения доступа гражданина к Уполномоченному жалоба, поданная гражданином, не облагается государственной пошлиной.

Уполномоченный наделен свободным усмотрением при решении вопроса о начале производства по жалобе. Законодатель предоставляет ему четыре возможности:

1) принять жалобу к своему рассмотрению, если ранее заявитель обжаловал решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих в судебном или административном порядке, но остался недоволен решением, принятым по его жалобе. Кроме того, Уполномоченный принимает жалобу, если она подана ему не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении;

2) разъяснить заявителю, куда ему следует обратиться в первую очередь для защиты своих прав и свобод;

3) передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу;

4) отказать в принятии к своему рассмотрению жалобы.

Уполномоченный обязан в течение 10 дней уведомить заявителя о своем решении. Если Уполномоченный принимает жалобу к своему рассмотрению, то он обязан также проинформировать об этом соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, чьи решения или действия (бездействие) обжалуются.

Хотя отказ в принятии жалобы к рассмотрению должен быть мотивирован, однако обжалованию не подлежит.

Уполномоченный наделен широкими полномочиями по защите прав граждан. В случае необходимости он может:

обратиться в судебные органы с заявлением в защиту прав гражданина;

лично или через своего представителя участвовать в судебном процессе;

обратиться в различные государственные органы по поводу возбуждения дисциплинарного, административного, уголовного производства в отношении тех должностных лиц, в чьих действиях (бездействии), решениях усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;

обратиться в суд или органы прокуратуры с ходатайством о проведении проверки вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи;

присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора;

обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению к конкретному делу;

беспрепятственно посещать все органы государственной власти и органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности;

запрашивать и получать необходимые ему сведения и документы;

получать объяснения должностных лиц и государственных служащих (исключая судей);

обращаться к компетентным государственным органам или должностным лицам за содействием в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению.

В пределах своей компетенции Уполномоченный может в соответствующих случаях принимать меры по защите прав и свобод человека по своей инициативе. Закон допускает такую возможность при наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать прямые средства защиты.

Уполномоченный не рассматривает жалобы на решения палат Федерального Собрания и законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.

По окончании календарного года Уполномоченный направляет доклад о своей деятельности Президенту, в Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство, Конституционный Суд, Верховный Суд и Генеральному прокурору Российской Федерации.

По отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан в Российской Федерации Уполномоченный может направлять в Государственную Думу специальные доклады.

Ежегодные доклады Уполномоченного подлежат обязательному официальному опубликованию в «Российской газете», специальные доклады по отдельным вопросам могут быть опубликованы по решению Уполномоченного в «Российской газете» и в других изданиях.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.17.46 (0.016 с.)