Современные подходы к формированию слоговой структуры слова у детей с ОНР. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современные подходы к формированию слоговой структуры слова у детей с ОНР.



Доклад

ТЕМА: «Система работы по формированию слоговой структуры»

 

Подготовили:
Студентки 4 курса очной формы обучения

Черкасова Евгения
Штыкель Диана

 

 

Москва, 2016

 


 

Слоговая структура слова - взаиморасположение и связь слогов в слове. В лингвистическом словаре слог определяется как фонетико-фонологическая единица, занимающая промежуточное положение между звуком и речевым тактом. В совокупности своих акцентных вершин слоги являются кратчайшими звеньями ритмической организации речи.

Исходя из схемы системного развития нормальной детской речи, составленной Н. С. Жуковой по материалам книги А. Н. Гвоздева “Вопросы изучения детской речи”, формирование слоговой структуры слов в норме проходит по следующим этапам:

  • 1 г. 3 мес 1 г. 8 мес. ребенок часто воспроизводит один слог услышанного слова (ударный) или два одинаковых слога: га-га, ту-ту;
  • 1 г. 8 мес 1 г. 10 мес. воспроизводятся 2-сложные слова; в 3-сложных словах часто опускается один из слогов: мако (молоко);
  • 1 г. 10 мес 2 г. 1 мес. в 3-сложных словах иногда все еще опускается слог, чаще предударный: кусу (укушу); может сокращаться количество слогов в 4-сложных словах;
  • 2 г. 1 мес 2 г. 3 мес. в многосложных словах чаще опускаются предударные слоги, иногда приставки: ципилась (зацепилась);
  • 2 г. 3 мес 3 г. слоговая структура нарушается редко, главным образом в малознакомых словах.

Существует зависимость овладения слоговой структурой слова от состояния фонематического восприятия, от артикуляционных возможностей, от семантической недостаточности, а по данным последних исследований — от неречевых процессов: оптико-пространственной ориентации, ритмической и динамической организации движений, способности к серийно-последовательной обработке информации. Установлено, что эти неречевые процессы являются базовыми предпосылками усвоения слоговой структуры слова.

А.К. Маркова и Четверушкина Н.С. выделяют следующие типы нарушений слоговой структуры слова: нарушение количества слогов, нарушение последовательности слогов в слове, искажение структуры отдельного слога, инертное застревание на каком-либо слоге, уподобление одного слога другому,слияние частей слов или слов в одно, антиципации (способность предвидеть проявление результатов действия, «опережающее отражение»), контаминации (ошибочное воспроизведение слов, заключающиеся в объединении в одно слово слогов, относящимся к различным словам).

Преобладание ошибок, выражающихся в перестановке или добавлении слогов, свидетельствует о первичном недоразвитии слухового восприятия ребенка. Ошибки типа сокращения числа слогов, уподобление слогов друг другу, сокращение стечений согласных указывают на преимущественное нарушение артикуляционной сферы.

Нарушение слоговой структуры оказывает негативное влияние на становление и функциониро-вание всех компонентов языковой системы:произносительной стороны речи (фонетики), лексики, грамматического строя речи. Стойкое искажение слоговой структуры слова у дошкольника является симптомом глубокого нарушения фонематического восприятия, что свидетельствует о наличии ОНР.

Ткаченко Т.А. Методика коррекции нарушений слоговой структуры слова.

Подготовительный этап.

Цель: Создание фонетико-фонематической базы для коррекции нарушений слоговой структуры слова.

Фонетическая база – овладение произношением всех гласных, а также согласных звуков раннего онтогенеза (М, Н, Б, П, В, Ф, Д, Т, Г, К, Х и их мягких вариантов), исправлении имеющихся нарушений голоса, темпа, тембра и т. п.)

 

Фонематическая база – способность к воспроизведению: сочетаний гласных звуков (АУИ, ОАИУ, УОИА и пр.), слоговых сочетаний с общим согласным и разными гласными звуками (ТА-ТО-ТУ, ПО-ПЭ-ПЫ)

слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками (ПА-КА-ТА, ДО-ГО-БО); слоговых сочетаний с согласными звуками, оппозиционными по звонкости-глухости (ДА-ТА, ВА-ФА)

слоговых сочетаний с согласными звуками, оппозиционными по твёрдости-мягкости (ТА-ТЯ, ПА-ПЯ); слов, близких по звуковому составу (ТАК-ТОК-ТУК)

2. Этап формирования слоговой структуры слова. На этом этапе в качестве вспомогательного средства используются зрительные и жестовые символы звуков. Для повторения ребёнку даются слова с легкопроизносимыми звуками. Слова с труднопроизносимыми фонемами предлагаются только для восприятия.

  • 1-я ступень. Соотнесение звучания слов со зрительными символами гласных звуков, моделирующими их слоговой контур.
  • 2-я ступень. Воспроизведение сочетаний слогов со стечением согласных звуков.
  • 3-я ступень. Проговаривание слов (и их сочетаний) содержащих стечение согласных звуков.

Работа над словами.

I этап. Упражнения на различение длинных и коротких слов.

II этап.

1. Упражнения на объяснение значений малознакомых слов.

2. Упражнения на отраженное скандированное повторение слов изучаемого типа.

3. Упражнения на повторение с выделением ударного слога.

4. Упражнения с перестановкой слогов.

5. Упражнение на оценку нормативности.

6. Упражнения на переход к слитному произнесению.

7. Упражнения на образование словосочетаний.

8. Упражнения на составление коротких предложений с изученными словами.

9. Упражнения на дифференциацию слов изучаемого типа со словами большей или меньшей контрастности по слоговой структуре.

Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю.

1 этап. Формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентации.

1. Коррекционная работа по развитию ориентации в собственном теле.

2. Коррекционная работа по развитию ориентации в трехмерном пространстве.

3. Коррекционная работа по развитию ориентации в двухмерном пространстве.

2 этап. Развитие моторных функций: пространственной организации и сложных параметров серийных движений и действий (динамических, темпоральных и других характеристик движений).

1. Совершенствование статико-динамических и темпо-ритмических параметров.

2. Совершенствование статической и динамической координации движений пальцев рук общих движений и действий.

3. Развитие статической и динамической координации пальцев рук и органов артикуляции при выполнении совместных движений.

3 этап. Формирование слоговой структуры слова (восприятие и проговаривание лексических единиц).

1. Развитие возможностей восприятия и воспроизведения изолированных лексических единиц (гласных звуков, слогов и слов).

2. Развитие возможностей восприятия и проговаривания последовательностей лексических единиц.

3. Развитие возможностей восприятия и произношения слов различной слоговой сложности.

 

Подготовительный этап.

На этом этапе ребенку предлагаются задания сначала на невербальном материале, а затем на вербальном. Работа на невербальном материале

1. Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков (Где позвонили? Узнай музыкальный инструмент по звуку. Сколько раз ударили в барабан?).

2. Работа над ритмом (сначала над простым, затем над сложным). Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использова-ние музыкальных инструментов барабана, бубна, металлофона.

3. Формирование общей координации движений под ритмическую музыку: маршировка, легкий бег, ходьба.

4. Упражнения на развитие динамического праксиса рук: выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции или под счет.

5. Упражнения на развитие реципрокной координации рук: выполнение движений одновременно обеими руками (кулак левой руки ребро правой руки и т.д.).

6. Графические упражнения на переключение (продолжи строчку).

Работа на вербальном материале. Игры и упражнения, направленные на формирование пространственно-временных представлений (начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний). Данные понятия важны при усвоении ребенком последовательности звуко-слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры.

Коррекционный этап.

Коррекционная работа строится на вербальном материале, состоит из нескольких уровней, основана на работе речевого, слухового, зрительного и тактильного анализатора. Параллельно проводится работа над слоговой структурой слова и звукопроизношением, развитием артикуляционного аппарата, развитием слухового восприятия.

1. Уровень гласных звуков. 2. Уровень слогов. 3. Уровень слова (С.Большакова.

12 типов слов и звукоподражания Образование отдельных грамматических форм). 4. Уровень текста (чистоговорки, законченные предложения, стихи и другие тексты)

 

Доклад

ТЕМА: «Система работы по формированию слоговой структуры»

 

Подготовили:
Студентки 4 курса очной формы обучения

Черкасова Евгения
Штыкель Диана

 

 

Москва, 2016

 


 

Слоговая структура слова - взаиморасположение и связь слогов в слове. В лингвистическом словаре слог определяется как фонетико-фонологическая единица, занимающая промежуточное положение между звуком и речевым тактом. В совокупности своих акцентных вершин слоги являются кратчайшими звеньями ритмической организации речи.

Исходя из схемы системного развития нормальной детской речи, составленной Н. С. Жуковой по материалам книги А. Н. Гвоздева “Вопросы изучения детской речи”, формирование слоговой структуры слов в норме проходит по следующим этапам:

  • 1 г. 3 мес 1 г. 8 мес. ребенок часто воспроизводит один слог услышанного слова (ударный) или два одинаковых слога: га-га, ту-ту;
  • 1 г. 8 мес 1 г. 10 мес. воспроизводятся 2-сложные слова; в 3-сложных словах часто опускается один из слогов: мако (молоко);
  • 1 г. 10 мес 2 г. 1 мес. в 3-сложных словах иногда все еще опускается слог, чаще предударный: кусу (укушу); может сокращаться количество слогов в 4-сложных словах;
  • 2 г. 1 мес 2 г. 3 мес. в многосложных словах чаще опускаются предударные слоги, иногда приставки: ципилась (зацепилась);
  • 2 г. 3 мес 3 г. слоговая структура нарушается редко, главным образом в малознакомых словах.

Существует зависимость овладения слоговой структурой слова от состояния фонематического восприятия, от артикуляционных возможностей, от семантической недостаточности, а по данным последних исследований — от неречевых процессов: оптико-пространственной ориентации, ритмической и динамической организации движений, способности к серийно-последовательной обработке информации. Установлено, что эти неречевые процессы являются базовыми предпосылками усвоения слоговой структуры слова.

А.К. Маркова и Четверушкина Н.С. выделяют следующие типы нарушений слоговой структуры слова: нарушение количества слогов, нарушение последовательности слогов в слове, искажение структуры отдельного слога, инертное застревание на каком-либо слоге, уподобление одного слога другому,слияние частей слов или слов в одно, антиципации (способность предвидеть проявление результатов действия, «опережающее отражение»), контаминации (ошибочное воспроизведение слов, заключающиеся в объединении в одно слово слогов, относящимся к различным словам).

Преобладание ошибок, выражающихся в перестановке или добавлении слогов, свидетельствует о первичном недоразвитии слухового восприятия ребенка. Ошибки типа сокращения числа слогов, уподобление слогов друг другу, сокращение стечений согласных указывают на преимущественное нарушение артикуляционной сферы.

Нарушение слоговой структуры оказывает негативное влияние на становление и функциониро-вание всех компонентов языковой системы:произносительной стороны речи (фонетики), лексики, грамматического строя речи. Стойкое искажение слоговой структуры слова у дошкольника является симптомом глубокого нарушения фонематического восприятия, что свидетельствует о наличии ОНР.

Современные подходы к формированию слоговой структуры слова у детей с ОНР.

Данная тема недостаточно изучена и освещена в учебно-методической литературе, учителя-логопеды испытывают трудности в организации работы по формированию слоговой структуры слова: в систематизации и подборе речевого дидактического материала, обеспечении занятий лексической насыщенностью. В настоящее время существует несколько методик по формированию слоговой структуры слова.

  1. Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. Формирование слоговой структуры слова: логопедические задания.
  2. Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю.Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие.
  3. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей.
  4. Т.А.Ткаченко. Коррекция нарушений слоговой структуры слова.
  5. Большакова СЕ. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей: Методическое пособие.
  6. Четверушкина Н. С. Система коррекционных упражнений по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста.
  7. Маркова А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 675; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.130.24 (0.016 с.)