Р.С. Сафин, Е.Л. Матухин, А.Р. Шайдуллина, Р.Г. Зялаева 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Р.С. Сафин, Е.Л. Матухин, А.Р. Шайдуллина, Р.Г. Зялаева



 

В статье рассматривается опыт обучения инновационному предпри-нимательству в системе непрерывного профессионального образования Рос-сии. Представлены результаты исследования состояния обучения инноваци-онному предпринимательству в условиях строительного образовательного кластера,интеграции науки, образования и производства; в системе техничес-кого и технологического образования; специалистов сферы сервиса в системе среднего и высшего профессионального образования.

Ключевые слова: инновация,предприниматель,инновационное предприни-мательство, обучение инновационному предпринимательству.


 


Казанский педагогический журнал 5-6‘ 2012
   

 

The articleexamines the experience ofteachinginnovative entrepreneurshipin continuingprofessionaleducation in Russia.The results ofresearch on the stateof traininginnovative entrepreneurshipinthe educationbuildingof the cluster,the integration of science, education and industry, in technical andtechnologicaleducatio nprofessionals ofthe serviceat the secondary andhigher education.

 

Keywords: innovation, entrepreneur, innovative entrepreneurship, innovative en-trepreneurshiptraining


 

В современных условиях «инвес-тиции в интеллектуальный, человечес-кий капитал превращаются в наиболее эффективный канал расходования средств. Сегодня ведущие страны мира переходят к новому этапу форми-рования инновационного общества – построению экономики, базирующей-ся преимущественно на генерации, распространении и использовании знаний»[8].

 

В Концепции социально-эконо-мического развития России до 2020 года (Концепции 2020) приоритетной задачей развития системы образова-ния является подготовка кадров инно-вационной экономики.

 

Превращение научно-техни-ческих разработок в товар могут обеспечить профессионально подго-товленные специалисты в области ин-новационного предпринимательства, владеющие компетенциями коммерци-ализации новшеств, технологического аудита, управления интеллектуальной собственностью, проектного финанси-рования и управления инновационны-ми проектами [7].

 

На сегодняшний день разработка учебно-программной документации, методическое обеспечение образова-тельного процесса по обучению инно-вационному предпринимательству и их реализация является приоритетной задачей системы профессионального образования [5].


 

 

В этой связи очевидна актуаль-ность исследовательской работы по теме «Проектирование модулей обу-чения инновационному предпринима-тельству в системе непрерывного про-фессионального образования». В ходе решения задач проведен анализ про-блемного поля исследования, выявлен

 

и обобщен опыт обучения инноваци-онному предпринимательству в систе-ме непрерывного профессионального образования России.

По результатам проведенного ана-лиза литературы выявлен широкий спектр содержания понятия « предпри-нимательство». Исследователи опре-

 

деляют « предпринимательство» как:

 

деятельность, направленную на мак-симализацию прибыли; инициативу деятельности предпринимателей, за-ключающуюся в производстве товаров

и оказании услуг, результатом которой является прибыль; процесс организа-ционной новации; прямую функцию реализации собственности; действия, направленные на возрастание капита-ла, и развитие производства; специфи-ческий вид деятельности, направлен-ный на неустанный поиск изменений в существующих формах жизни пред-приятий и общества, постоянную ре-ализацию этих изменений; как стиль хозяйствования; как процесс органи-зации и осуществления деятельности в условиях рынка; как взаимодействие субъектов рынка и т.д.(Асаул А.Н., Войнаренко А.П., Ерофеев П.Ю.)[1].

 



Интеграция образования


 

Предпринимательство как про-цесс, включает четыре этапа: форму-лирование новой идеи, направления деятельности и ее оценка; разработка бизнес– плана; привлечение необходи-мых ресурсов; управление предприя-тием [3].

 

Предпринимательство как дея-тельность, реализует ряд функций:

 

социальная (каждый гражданин может проявить свой индивидуаль-ный талант, проявляя экономическую активность как форму существования свободной личности);

 

созидательная (предпринима-

 

тель создает новые материальные и нематериальные блага и рабочие места для общества);

 

организаторская (предпринима-

 

тель непосредственно организует про-изводство, где определяет стратегию и тактику развития фирмы, решает воп-росы управления, сводя к минимуму предпринимательский риск);

 

новаторская (предпринима-

 

тель осуществляет деятельность, на-правленную на поиск нововведений (инноваций) для того, чтобы, внедряя новейшие технологии, быть конкурен-тоспособным).

 

Новаторская функция предприни-мательства для нашего исследования представляет особый интерес и пред-полагает деятельность, направленную на поиск нововведений (инноваций) для того, чтобы, внедряя новейшие техно-логии, быть конкурентоспособным.

 

Изначально термин « инновация» использовался для определения новых технических изделий, которые не име-ют аналога, но сегодня термин стал использоваться намного шире, в том числе и для определения нововведений

 

в социальной жизни.


 

 

В Концепции 2020 понятие инно-вация рассматривается как«вывод нарынок нового товара или услуги, внед-рение нового процесса производства, освоение новой бизнес модели, созда-ние новых рынков»[7].

В Российской социологической энциклопедии инновации трактуют-ся как явления культуры, которых не было на предшествующих стадиях ее развития, которые появились на дан-ной стадии и получили в ней призна-ние («социализировались»); закрепив-шиеся (зафиксированные) в знаковой форме и (или) в деятельности посредс-твом изменения способов, механизмов, результатов, содержаний самой этой деятельности[10].

 

В концепции Й. Шумпетера, под-черкивается инновационный характер предпринимательской деятельности, направленной не только на выбор из имеющихся альтернатив распределе-ния ресурсов, но и на создание новых рыночных возможностей[12].

 

Инновационный предприниматель

 

– это мобилизатор ресурсов, распозна-ющий и использующий благоприятные рыночные возможности, реализация которых требует ресурсов значительно больше, чем есть в его распоряжении в текущий момент (H.Stevenson).

 

Шаров В.А. определяет иннова-ционное предпринимательство как особый новаторский процесс создания чего-то нового, процесс хозяйствова-ния, в основе которого лежит поиск новых идей[11].

 

Отталкиваясь от сущности инно-вационного предпринимательства в процессе подготовки кадров необходи-мо обеспечить «обновление содержа-ния образования, которое должно учи-тывать перспективы трансформации общества и корпуса знаний; утверж-

 



Казанский педагогический журнал 5-6‘ 2012
   

 


 

дение креативной педагогики, пред-полагающей переход к современным деятельностным формам, методам и средствам обучения, развивающим творчество, готовность действовать в условиях неопределенности, форми-рующим опыт личности, адекватный требованиям высокодинамичной сре-ды; смещение акцентов в системе оцен-ки результатов обучения на выявление того, что умеют делать обучающиеся (выявление компетенций) и т.д.» [6].

 

Не менее важным аспектом под-готовки кадров для предпринима-тельского сектора экономики являет-ся проблема преодоления стереотипа мышления о соответствии системы непрерывного профессионального об-разования рынку труда. Такая пос-тановка вопроса носит, по нашему мнению, дискретный характер и не позволяет рассматривать проблему в динамике социально-экономического развития. «Соответствие» не предус-матривает опережающего развития системы профессионального образо-вания, что является обязательным для развития инновационной экономики, поэтому правомерно утверждать, что данное условие не является достаточ-ным. Необходимо, чтобы субъекты пе-дагогического взаимодействия в систе-ме непрерывного профессионального образования были заинтересованы в инновациях, генерации нового, как в содержательном, так и в процессуаль-ном плане, что обеспечит ожидаемый результат обучения инновационному предпринимательству.

 

Об инновациях в российской сис-теме образования начали говорить в 80-х гг. ХХ века. В системе професси-онального образования инновации в обучении предусматриваютвведение вобразовательный процесс новых тех-


 

нологий, методов и приемов обучения, направленных на организацию само-стоятельной познавательной деятель-ности студентов, реализацию новых возможностей информационного обес-печения учебного процесса, разработ-ку и внедрение индивидуальных об-разовательных траекторий, программ повышения квалификации и перепод-готовки кадров, ориентированных на качество образования и уровень под-готовки специалистов в соответствии

 

с профессиональным стандартом и квалификационными требованиями по специальности.

 

Учитывая результаты анализа со-держательного наполнения основных понятий решение задачи исследовани-япредопределило необходимость опре-деления концептуальных основ обоб-щения опыта обучения специалистов инновационному предпринимательс-тву в системе непрерывного професси-онального образования России. Основ-ные концепты включают следующие положения:

 

формы,методы,средства и тех-нологии, способствующие формиро-ванию компетенций и развитию пред-принимательских инициатив;

 

организация программ обученияинновационному предпринимательс-тву и развитию предпринимательских инициатив;

 

практико-ориентированное обу-чение инновационному предприни-мательству в контексте развития ры-ночной инфраструктуры экономики региона;

 

новые организационные струк-туры в системе профессионального образования, осуществляющие под-готовку и обучение инновационному предпринимательству.

 



Интеграция образования


 

В качестве основных подходов- рассматривались: системный подход, учитывающий внутренние и внешние связи, влияющие на процесс обучения;

 

практико-ориентированный подход,

 

направленный на результат обучения инновационному предприниматель-

 

ству; личностно-ориентированный подход как развитие предпринима-тельской и творческой инициативы;

 

проектный подход как конструирова-ние нового; партисипативный подход как соучастие субъектов педагогичес-кого взаимодействия, их кооперацию для достижения общих целей.

 

По результатам анализа опыта обучения инновационному предпри-нимательству в образовательных уч-реждениях (Иркутской, Ростовской, Свердловской, Московской области, Республика Бурятия, Белогородский университет, ведущие вузы г. Москвы: Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, Институт пред-принимательства и инвестиций Ака-демии менеджмента и рынка, НОЧУ Институт Развития Современных Бизнес-Технологий, Институт путей сообщений и др.) выявлены проблемы обучения инновационному предприни-мательству в системе непрерывного профессионального образования:

 

– отсутствует концепция опере-жающей подготовки специалистов к инновационной предпринимательской деятельности;

 

– востребована организация сис-темы психологических мероприятий (лекций, практических и тренинговых занятий), нацеленных на повышение общей психологической грамотности

 

и формирование у студентов навыков общения в предпринимательской сре-де;


 

 

– существует необходимость в разработке инновационных образо-вательных программах: достаточ-но полно отражающие современное состояние и особенности рыночной экономики; с четко выраженной прак-тической направленностью профес-сиональной подготовки студентов с содержанием, задачами и условиями организации и ведения бизнеса; пре-дусматривающие сочетание формаль-ного и неформального образования путем минимизации формальных ог-раничений, исследовательский подход

 

к пониманию возникающих проблем; разнообразие и многовариантность ре-шения любой проблемы; возможность дифференцированного, творческого и комбинированного использования на-выков в зависимости от конкретных условий, целей и практических задач; возможность предвидеть ближайшее будущее, опираясь на те тенденции экономического развития, которые се-годня латентны, а завтра, возможно, проявят себя в полной мере, выступят на первый план, покажут свою акту-альность;

 

в системе начального профес-сионального образования:обучениепредпринимательству, за редким ис-ключением, практически не ведется. Одним из таких исключений являет-ся совместный Российско-германский проект «Поддержка ремесел через профессиональное образование». В рамках данного проекта, на базе Ека-теринбургского Профессионального лицея ремесленников-предпринимател ей,внедрена экспериментальная интег-рированная образовательная програм-ма начального и среднего профессио-нального образования по подготовке специалиста-менеджера для органи-

 



Казанский педагогический журнал 5-6‘ 2012
   

 


 

зации малого бизнеса в сфере услуг строительного профиля;

 

в системе среднего професси-онального образования:организацияучебного процесса осуществляется преимущественно в традиционной форме, инновационный компонент в содержании представлен виде отде-льных тем, нет разработанных моду-лей (программ) по обучению иннова-ционному предпринимательству;

 

в системе высшего професси-онального образования:программыобучения ориентированы на подго-товку классического типа менеджера, управленца и предпринимателя, тогда как востребованы специалисты спо-собные к стратегическим инновацион-ным решениям и творческому разви-тию идей.

 

В современных условиях соци-ально-экономического развития Рос-

сиивыявлена тенденция взаимодей-ствия образовательных учреждений

с рыночной инфраструктурой регио-

на. Показательным примером являют-ся ресурсные центры. Например, ре-сурсный центр на базе Улан-Удэнского инженерно-педагогического колледжа выступает координатором во взаимо-действии заинтересованных образова-тельных учреждений и предприятий конкретной отрасли экономики, осу-ществляет информационное, марке-тинговое, методическое и организаци-онное сопровождение инновационных образовательных программ в соответ-ствии с современными требованиями экономики региона и потребностями населения в реализации предпринима-тельских инициатив[2].

В системе высшего профессио-нального образования с целью стиму-лирования инновационной деятельнос-ти «все большее число университетов


 

создают свои так называемые «науч-ные парки». Вокруг таких парков все чаще возникают небольшие смешан-ные компании, специализирующиеся

 

в области НИОКР, акционерами кото-рых выступают как университеты, так и представители частного сектора»[9].

Создаются учебно-консульта-тивные центры, осуществляющие обучение инновационному предпри-нимательству, как самостоятельные структуры в составе государственных высших и средних учебных заведений различного профиля. Наиболее рас-пространенными формами здесь явля-ются бизнес школы, учебно-деловые центры, агентства поддержки малого и среднего предпринимательства, биз-нес инкубаторы, социально-деловые центры, технопарки, инновационно-технологические центры, бизнес цен-тры.

 

Одним из успешных проектов является образовательный комплекс «САВВА», созданный на базе Орехо-во-Зуевского государственного биз-нес-колледжа. Комплекс «САВВА» включает в себя четыре уровня обра-зования:

 

школьный (обучение учащихся старших классов в «Школе молодого менеджера»);

– средне-профессиональный (обу-

 

чение студентов по 9 управленческим и финансово-экономическим специ-альностям в бизнес-колледже);

 

высший профессиональный (обу-

 

чение студентов по 5 финансово-эко-номическим специальностям в филиа-ле института МИРБИС – Московской Международной высшей школы биз-неса);

 

постдипломный (дополнитель-

 

ное профессиональное обучение слу-шателей по 20 «рыночным» програм-

 



Интеграция образования


 

мам Морозовского проекта Академии менеджмента и рынка) и ряд бизнес структур (маркетинговая служба «По-иск», бизнес-консалтинговая служба «Импульс», информационно-аналити-ческое объединение Академии менедж-мента и рынка «Альфа», бизнес-инку-батор «БИНК», отделение ассоциации менеджеров Российской Федерации, отделение межрегиональной Ассоци-ации учебно-деловых центров «Моро-зовское содружество» Центрального федерального округа, консультацион-ный центр муниципального управле-ния «Муниципал»)[11].

 

По результатам проведенного анализа выявлены организационно-пе-дагогические условия эффективностиобучения инновационному предприни-мательству:использование в програм-ме обучения междисциплинарных и межпредметных связей; обучение сту-дентов управленческой деятельности на базе учебных комплексов; исполь-зование методов активного обучения как средства формирования управлен-ческих умений. Используются эффек-тивные методы обучения:

 

игровые имитации(обычно свключением компьютерных моделей);

ролевые игры(разыгрываниеучастниками ситуаций, построенных на конфликте сторон, для развития личностных и этических коммуника-ций);

 

анализ конкретных ситуаций

(casestudy).

 

тренинги(организованное мно-гократное повторение специалистами заданных действий);

 

экспертные консультации и мас-тер классы (обмен опытом между са-мими специалистами, приглашенны-ми руководителями, консультантами, работодателями).


 

 

Важно было выявить компетен-ции специалиста, востребованные в сфере инновационного предпринима-тельства. Установлено, для превраще-ния интеллектуальных продуктов в эффективно действующий бизнеснеоб-ходимцелый комплекс компетенций.

 

Профессиональные компетенции предусматриваютпонимание сущнос-ти инноваций и особенностей инно-вационных процессов, значения раз-вития национальных инновационных систем как основного фактора повы-шения конкурентоспособности нацио-нальных экономик, политики России в области науки и поддержки ключевых технологий; формирование понимания роли инноваций как основного факто-ра создания стоимости предприятий; знание теоретических основ, моделей

 

и методов инновационного менедж-мента и маркетинга; знание правовых основ интеллектуальной собственнос-ти.

 

Деловые компетенции – это знаниезаконов рынка; умение проводить ана-лиз возможностей применения инно-вации; находить, отбирать и обобщать информацию необходимую для ана-лиза; умение формировать стратегию коммерциализации инновации, при-менять широкий спектр инструмен-тов финансирования инновационных разработок, продвигать разработку на рынок, вести переговоры; владение методами проектного управления и бизнес-планирования; владение навы-ками использования информационных технологий, оформления контрактов, в том числе внешнеэкономических; зна-ние иностранных языков.

 

Функциональные компетенции – умение формировать команду; способ-ность эффективно работать в группах; умение работать в условиях инфор-

 



Казанский педагогический журнал 5-6‘ 2012
   

 


 

мационной перегрузки (с большими объемами неструктурированной ин-формации); инициативность, целеус-тремленность; стрессоустойчивость, мобильность; системное мышление; открытость к восприятию нового; ком-муникабельность; умение расставлять акценты и приоритеты; умение пред-ставлять результаты работы и держать внимание аудитории.

 

Социально-коммуникативные компетенции – инновационное миро-воззрение; вера в успех, убежденность; способность слушать; способность к управлению конфликтами; понимание кросскультурных различий).

 

Среди предпринимательских ка-честв (интегративность,авторитет,интеллект, наличие воображения, уме-ние принять решение, умение органи-зовать контроль, представить обосно-вание принятых решений) в качестве основногоисследователивыделяютин-тегративность, предусматривающее сочетание компетенций разных спе-циальностей: маркетолога, экономис-та-аналитика, бухгалтера, налогового консультанта и юриста в целях органи-зации, грамотного ведения и развития бизнеса[3].

 

В процессе исследования в рам-ках индивидуальных тем выявлено состояние обучения инновационно-му предпринимательству в услови-ях строительного образовательного кластера; в системе технического и технологического образования (втуз-предприятие); в условиях интеграции науки, образовании и производства; специалистов сферы сервиса в системе среднего и высшего профессионально-го образования.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.22.250 (0.074 с.)