Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 1. Понятие мотивного комплекса в поэзииСтр 1 из 4Следующая ⇒
Глава 1. Понятие мотивного комплекса в поэзии Специфика лирического мотива Ю.Н. Чумаков [Чумаков Ю.Н. Пир поэтики: Стихотворение Тютчева «Кончен пир, умолкли хоры.» //Русские пиры. СПб, 1998. - с. 123] выдвигает тезис: специфика мотива в лирике во многом обусловлена существом лирического события. Исследовательница основой лирической событийности называет «перемещение лирического сознания», динамику состояний лирического субъекта. В отличие от эпического соб3ытия, отдаленного от читателя или слушателя, которое М.М. Бахтин называет «рассказанным», лирическое событие непосредственно вовлекает в себя читателя. Осуществляется оно непосредственно в дискурсе лирики. Нагляднее всего эта особенность представлена в жанре лирической миниатюры, где состояние окружающего мира субъективируется объектом. И.В. Силантьев «формулой» лирического события, называет качественное изменение состояния лирического субъекта, несущее экзистенциальный смысл для лирического субъекта и эстетический для вовлеченного в него читателя [Силантьев И.В. Сюжетологические исследования. – М.: Языки славянской культуры, 2009. – 224 с., с. 24]. Таким образом, природа мотива в лирике и эпосе одна и та же – в основе лежит предикативный аспект событийности, однако действие в лирическом тексте внешне дезорганизовано. Связанность текста в лирике основывается не на принципе единства действия, как в эпическом произведении, а на единстве переживания. Напомним, что термин «мотив» пришел в литературу из музыковедения, где выполняет композиционно-тематическую функцию, когда мотивная структура позволяет видеть конструктивную связь в структуре произведения. Так же литературные лейтмотивы и комплексы мотивов объединяют отрезки текста, обеспечивая структурную целостность. Мотивные комплексы в лирике Вопрос о «вечных мотивах» был поставлен А. Н. Веселовским, создателем исторической поэтики. Он ввел в научный арсенал понятие синкретизма, которое истолковывал как общий принцип художественного мышления, уходяйщий в самые глубины непосредственного, чувственного восприятия мира [с. 493]. В исторической поэтике ученый писал: «…они где-то в глухой, темной области нашего сознания, как многое испытанное и пережитое, видно, забытое и вдруг поражающее нас как непонятное откровение, как новизна и вместе старина, в которой мы не даем себе отчета, потому что не в состоянии определить сущности этого психического акта, который негаданно обновил в нас старые воспоминания [Веселовский А. М. Историческая поэтика. М., Высш. Шк., 1940, c. 303]. Сравнительно-исторический метод Веселовского позволяет проследить эволюцию эстетических форм.
Архетипический мотив включается в контекст «большого времени», о котором говорил Бахтин. Он понимал культуру каждого времени как «открытое единство», которое входит в процесс становления культуры человечества. В.Я. Пропп, в отличие от Веселовского, не считает архетипы неразложимыми, он представляет новый структурный метод – морфологию сказки. Вместо традиционных героев он выделяет функции действующих лиц – испытание, запрет, обман и так далее. Таким образом, архетипические мотивы скрепляют текст в единую систему. Исследователь О. В. Васильева указывает, что выделение архетипических мотивов закономерно тогда, когда речь идет о понятиях, которые определяются мифологией, фольклором, религией. Туда же входят оппозиции добра и зла, космических сил света и тьмы [Васильева О. В. Мотивный комплекс раннего творчества Н. С. Лескова // Вестник ВятГТУ. 2009. № 1, с. 126-130]. В диссертации О. М. Близняк рассматривается мотивный комплекс (сложное единство тематических, ценностных, эмоциональных аспектов, представляющее целостный эстетический смысл) как феномен, характеризующий системность художественного произведения. При этом системность раскрывается в единстве возможных, хотя и не исчерпывающих проявлений, связанных с гендером, амбивалентностью, интертекстом. Актуальность исследования мотивных комплексов заключается в единстве трех основных гносеологических предпосылок: в аспектах общего, частного и особенного. Мотивы, как относительно элементарные феномены, определяются в более сложных комплексах, пространствах, структурах. Вторая предпосылка актуальности – частная гносеологическая парадоксальность. Избранная проблематика специально не исследовалась, однако ее затрагивают в самых разнообразных ракурсах, подчеркивая высокую объяснительную перспективу мотивного комплекса. Степень изученности избранной проблематики характеризуется пятью основными аспектами, соотносящими мотивный комплекс и современную литературу [Близняк О. М. Мотивные комплексы как системная характеристика современной русской литературы. – Краснодар, 2011].
Изученность мотивного комплекса как такового (первый аспект) определяется как неравномерная, недостаточная и при этом закономерно требующая развития. На взгляд исследователя, эта потребность отчасти вызвана усложнением объекта в науке о русской литературе. Понятие мотива использовалось и используется продуктивно с опорой на классическое положение академика А.Н. Веселовского: «Под мотивом я разумею простейшую повествовательную единицу, образно ответившую на разные запросы первобытного ума или бытового наблюдения» (хрестоматийны и иллюстрации, например, мотив родства в образах солнца и луны как брата и сестры и т.д.). Это опорное определение позволяет и современной науке отграничить мотив от смежных феноменов, прежде всего темы, переживания, образа, эпизода. Однако литературоведение не ограничивается мотивом как опорным понятием. Показательны представления о системе мотивов в произведении, в творчестве одного и разных авторов; о мотиве в составе блока; о мотивной структуре; мотивном уровне, мотивном спектре, мотивном пространстве, обоснованные в работах современных исследователей. Подчеркнем взаимную необходимость между этими представлениями и другими, в том числе традиционными, категориями: «Мотив в эпическом произведении “живет” в составе “блока. Закономерным стало использование понятия «мотивный комплекс». На общую теорию мотива во многом опирается решение малоразработанных проблем мотивных комплексов, включая их систематику, именование и проч. Соотнесение мотива и мотивного комплекса двунаправленно. Комплекс сложнее мотива, так как объединяет различные мотивы. И в то же время комплекс конкретнее: мотив в определенном ракурсе абстракции оказывается более обобщенным, чем комплекс. (Эти и другие корреляции между мотивным комплексом и смежными понятиями уточняются в начале первой главы). Подчеркнем также тенденцию рассматривать мотивы с единых позиций в применении к прозе и к поэзии, как в работе П.В. Панченко, посвященной прозе В.Т. Шаламова и плодотворно обобщающей также мотивы его поэзии. Уточним, что первый атрибут в понятии «современная русская литература» определяется, согласно актуальной научной и учебной традиции2, обобщенно, с учетом не только хронологического, но также концептуально-содержательного и эстетического оснований. Такое относительно широкое понимание соответствует векторам преемственности в развитии отечественной прозы и поэзии. А указанное детерминационное единство позволяет выявить сходство между плодотворными традициями литературы середины ХХ века и новейшими поисками. Мотивный комплекс характеризуется в материале внутренней и внешней системностью. Внутренняя системность – это состав и взаимосвязь комплексов в произведении, в творчестве одного автора. Внешняя системность – это целостность мотивных комплексов в литературе определенного периода. Авторы монографии исследуют сюжетно-мотивные комплексы от Древнерусской литературы до нашего времени. Мотивом как таковым они называют обобщенную форму семантически подобных событий. Вслед за Тюпой они принимают мотив как свернутый сюжет. Авторы говорят о необходимости различения сюжета и лейтмотива. Признак лейтмотива – его повторяемость в рамках одного произведения, мотива – его повторяемость за пределами текста. Мотивный комплекс – тематическое единство, контаминированность разных сюжетов [Сюжетно-мотивные комплексы русской литературы (монография). - Новосибирск, 2011]. Глава 1. Понятие мотивного комплекса в поэзии
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 585; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.36.30 (0.006 с.) |