Порядок формирования парламентов и статус депутатов в зарубежных странах. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Порядок формирования парламентов и статус депутатов в зарубежных странах.



В конституционном праве исходным моментом при характеристике парламентов почти всегда выступает порядок их формирования. Наиболее распространенным способом являются, как известно, выборы. Применяется также принцип назначения и некоторые другие. Народ, который объявляется в конституциях единым источником государственной власти, высказывает свою политическую волю путем выборов. Благодаря этому акту он непосредственно превращает свою волю во властную политическую структуру – парламент. А потому демократический порядок любого государства склоняется к выборам на началах общего избирательного права.

Почти все нижние палаты двухпалатных и однопалатные парламенты формируются прямыми выборами – путем голосования избирателей (за исключением представительных учреждений Бахрейна, Катара, Омана, а также Китая).

В отдельных государствах президент или монарх может назначить определенное количество членов однопалатного парламента: в Бутане и Индонезии – 1/5, в Кувейте и на Сейшельских островах – 1/3, в Брунее и королевстве Тонга назначенные члены составляют большинство. В некоторых государствах используются и другие подходы к выборам нижней палаты и однопалатного парламента. Однопалатный парламент Марокко формируется так: 2/3 состава избираются общими прямыми выборами, а 1/3 – коллегиями выборщиков (муниципальными и коммунальными советами). В Бангладеш 300 депутатов Национальной ассамблеи избираются прямыми выборами, а 30 женщин-депутатов назначаются членами парламента.

Способы формирования верхней палаты парламента представлены на схеме 11.2.

Оценивая в целом способы формирования верхних палат парламентов, можно заметить определенную закономерность: чем ближе способ их формирования к прямым выборам, тем шире круг их полномочий.

По своей природе парламенты являются коллегиальными органами. Анализ зарубежного законодательства позволяет сделать такие обобщения. Во-первых, в современных конституциях (Греции, Македонии, Португалии и др.) фиксируется численный состав нижних палат или однопалатных парламентов. Во-вторых, при установлении численности парламентов (палат) исходят из количества населения страны, хотя такая зависимость относительна. Например, наиболее малочисленными являются парламенты

Способы формирования верхней палаты парламента:

- Избирается представительными органами регионов (Франция, Голландия)

- Путём прямых выборов (США)

- По наследственному принципу (Великобритания)

- Нижней палатой (Испания)

- Незначительная часть членов верхней палаты назначается пожизненно президентом за выдающиеся заслуги перед государством и обществом (Италия)

- Значительная часть верхней палаты назначается главой государства (Казахстан 1\4 сенаторов)

- Назначается (Канада)

Схема 11.2. Методы формирования верхней палаты парламента

Монако (18 депутатов на 31,5 тыс. человек), Андорры (28 депутатов на 10 400 избирателей). От 130 до 200 депутатов имеют парламенты или нижние палаты парламентов Австрии, Дании, Литвы, Норвегии, Чехии. Самые же многочисленные – нижние палаты парламентов России (450), Польши (460), Франции (577), ФРГ (662). В-третьих, количественный состав нижних палат всегда значительно больший, чем верхних (в Италии и Франции они составляют 630 и 315, 577 и 321 соответственно).

Правовое положение депутата определяется конституциями, конституционными и органическими законами, регламентами палат и обычаями. Конституционно-правовая доктрина демократических стран рассматривает депутатов (от лат. deputatus – посланный) парламентов как представителей всей нации, а не соответствующих избирательных округов, и в силу этого они не могут быть отозваны избирателями. Логическим следствием этой концепции является запрет императивного мандата и права отзыва. Мандат депутата принято называть свободным (в ст. 67 Конституции Италии сказано: "Каждый член парламента представляет нацию и выполняет свои функции без обязательственного мандата". А ст. 38 (п. 1) Основного закона ФРГ содержит такое положение: "Депутаты немецкого Бундестага... являются представителями всего народа, не связанными приказами, доверенностями, и подчиняются только своей совести"). Зарубежная конституционная теория и практика выходят из того, что депутат является профессиональным парламентарием. Поэтому правовое положение парламентариев в значительной степени определяется принципом несовместимости депутатского мандата ни с какой государственной или другой должностью, кроме указанных в законодательстве. В разных странах принцип несовместимости признается в разном объеме. В Конституции США (разд. 6, ст. 1) записано, что ни один член конгресса на период действия его мандата не может занимать "публичную должность на службе Соединенных Штатов". В Швеции депутаты, которые занимают должности государственной службы, должны во время заседаний парламента уходить в отпуск. В Испании, Люксембурге, Финляндии и некоторых других странах принцип несовместимости касается лишь отдельных высоких должностей, перечень которых дается в законодательстве. В частности, повсеместно признана несовместимость депутатского мандата и профессиональной службы в армии, полиции и службе безопасности. Исключение представляет законодательство и политическая практика стран с парламентской формой правления, где действует правило, согласно которому министры должны быть членами парламента (конечно, нижних палат).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 391; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.201.209 (0.005 с.)